Carbon-Z Yak 54, самоль из пены усиленной карбоном

JFF

Бочка мёда

После длительных сомнений (это для опытных) приобрёл такой самолёт в версии PNP. Два месяца модель ждала своей очереди на сборку. Наконец, вчера собрал, предварительно изучив ветку на RCGroups.

Имея ранее опыт с наборами пенопласта от HobbyKing, Techone и Dynam, C-Z Yak-54 оставил самые лучшие впечатления от сборки. Минимум модификаций.

Фюзеляж по всей длине усилен карбоном. Низ - два прутка D1,5. Бока - две трубки D2xD1.

Разъём питания EC3 заменён на штыревые разъёмы, куда присоединяются переходники к любым батареям. Добавлен разъём JST для подключения датчика/индикатора разряда батареи.

На дно отсека батареи питания вклеены два кусочка липучки для предотвращения проскальзывания вдоль оси.

Установлен приёмник AR8000 и блок стабилизации Guardian 2D/3D. Полётный вес с рекомендованным аккумулятором 4S 2800mah составил 1812 грамм.

Воздушный винт “из коробки” нуждался в балансировке, как и ожидалось после изучения темы C-Z Yak-54.

Полёт превзошёл все ожидания. Захватывающая скорость. Чёткий отклик на управление. Порывистый ветер 5-7 м/с - про него можно забыть. Про Guardian 2D/3D - тоже. Он не нужен. C-Z Yak-54 летит, словно по струне.

C-Z Yak-54 поднял в первый раз в небо, отлетав 4 аккумулятора на модели подобного класса, Dynam SU-26M (Красный). Впечатление, как пересесть из автомобиля компакт в премиум.

Ложка дёгтя.

В первом полёте C-Z Yak-54 удивило неожиданно большое триммирование по тангажу, 6 щелчков. На форумах пишут: максимум 1-2.

Дома разобрался. Заводской брак. Нарушение формы руля высоты в месте усилителя прочности.

Утешило, что отклонение от формы оказалось одинаково на обоих рулях высоты, потому триммирование по крену было ожидаемо - 1 щелчок.

Вместо заключения

Допускаю, что существуют более совершенные модели. Однако, у меня сегодня впервые получилась длинная бочка с минимальным отклонением по курсу и высоте! Оказывается, качество пилотирования зависит не только от пилота, но и от модели.

Все знают, что великий Паганини сумел произвести аншлаг играя на скрипке с одной струной, когда другие оборвались. И, мало кто догадывается, что в его руках была скрипка гениального Гварнери.

Сухой остаток

Веду личный учёт затрат на хобби. После облёта C-Z Yak-54 как-то стало грустно о потраченных деньгах на “бюджетные модели начального уровня”.

27 days later
JFF

“Прожорливость” C-Z Yak 54

“Прожорливость” C-Z Yak 54 отмечалась многократно. В то время, как модели “одноклассники” (вес, размах) летают 6-7 минут на аккумуляторах 2200mAh, C-Z Yak 54 “сжигает” рекомендованные 2800 mAh за 5.

Для снижения энергопотребления на зарубежных форумах рекомендуют отказаться от стандартного винта E-flite 12x5,25 в пользу 12x6 и 13x4 от других производителей. Но, что же взять?

Проведён простой эксперимент сравнения стандартного винта с конкурентами — EMP 12x6 и APC 13x4 по 4-м параметрам (Thrust /*static*/, RPM, Current, Power) в пяти точках канала управления оборотами двигателя — 50%, 62,5%, 75%, 87,5% и 100%. Источник питания 4S 30C 2800 mAh. Все испытуемые винты сбалансированы по двум осям.

Результаты измерений.

Причина насыщения функций всех исследуемых параметров на последнем участке испытуемого диапазона [87,5% … 100%] вне рамок настоящего исследования. Тем не менее, следующая диаграмма, показывающая зависимость статической тяги от потребляемой мощности, делает вне конкуренции винт APC 13x4, КПД которого обеспечивает превосходство тяги до ~20% при той же потребляемой мощности.

Замена винта E-flite 12x5,25 на APC 13x4 может быть обоснована любой их двух выигрышных стратегий:
А) Увеличение времени полёта на рекомендованных аккумуляторах 2800 mAh;
Б) Уменьшение полётного веса через использование менее ёмких, более лёгких аккумуляторов, при той же продолжительности полёта.

Зная, что любое приобретение всегда сопровождается потерей, отдаём себе отчёт в том, что при выполнении любой из указанных выше выигрышных стратегий теряем максимальную скорость со 120 км/ч (stock 12X5.25) до 92 км/ч (APC 13x4) — источник: www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=17691510&po…. Кстати, те же ~20%.

Однако, для пилотажки с размахом чуть более метра такие “потери”, думаю, не страшны. Ибо, она - не гонка. 😃

5 months later
Fantociy

Добрый день
Купил данный самолет для 3D пилотажа. Но к сожалению не могу его заставить висеть, пробовал винты 12*5,5, 13*4, 14*7 толку нету очень неустойчивый на висение, может кто подскажет что делать? Пробовал менять центровку, не помогает.

afa14

Достигается упражнениями.
Тренируйтесь на зальнике

Fantociy

Дело не во мне, давал профессионалам, говорят тоже, что нужна настройка самолета.

afa14:

Достигается упражнениями.
Тренируйтесь на зальнике

afa14

Проффесианалы не смогли настроить?

afa14

Не вопрос. Приносите, настрою, облетаю

29 days later
Fantociy

Только осталось из Ашхабада приехать к Вам. 😉)
У нас свои чемпионы есть Сахат Кулиев слыхали?

afa14:

Не вопрос. Приносите, настрою, облетаю

Saveliy
Fantociy:

Но к сожалению не могу его заставить висеть

Это только тренировка. Висеть может практически все с тягой более 1,2 …

Fantociy:

очень неустойчивый на висение,

А в чем это проявляется? Выпадает с виса? А как он вертикали с подвиса делает? Улетает пулей в небо или еле-еле выползает? Попробуйте пулл-аут с хариера … как получается, пулей в небо?

  • если вертикали адекватные, пулл-аут хороший - то с ВМГ проблем нет, должен висеть
  • если первое в порядке, а самолет выпадает из виса - смотрите расходы рулей и экспоненты, особенно обратите внимание на расход РН - он должен отклоняться почти до касания РВ. На счет экспонент, я конечно не гуру, но могу рассказать свой путь. Я выставляю экспоненту сразу на 70% (спектрум, на футабе надо ставить -70%), но у меня расходы по 45-50 градусов … если управление вялое - убираю по 5%, пока не добьюсь нужного мне отклика.
  • если с расходами и экспонентами разобрались, а все равно не получается - только тренировки

Вот как то так. Почему это говорю - у самого были проблемы с висением. Не мог висеть на пенолете, тоже выпадал. Исправлял по указанному алгоритму. Теперь вишу нормально =)

Fantociy

Да пробывал я и экспоненту ставить и расходами играться, а насчет того запаса мощности хватает выстреливает пулей. У меня есть еще куча моделей например: 3DH Hobby shop Extra 58 очень хороший, мягкий, устойчивый самолет, с ним вообще проблем нету не на весении не где. Просто у этого ЯКА большой вес 1,7 кг, много это. Мое мнение, что только из-за этого он нормально и не висит.

Saveliy
Fantociy:

Просто у этого ЯКА большой вес 1,7 кг

Вес тут не при чем. Если тяги хватает - то висеть должен, просто обязан.

Fantociy:

3DH Hobby shop Extra 58 очень хороший, мягкий, устойчивый самолет

Согласен на все 100, сам такой же жду … как появится в наличии.

Fantociy:

а насчет того запаса мощности хватает выстреливает пулей.

Тогда попробовать поставить винт по-больше диаметром - увеличить обдув рулей, т.к. как раз его может и не хватать … Скорость уменьшится, обдув улучшится.

21 days later
Fantociy

Я же писал, что винты менял, толку нету!
Буду думать, если мысли какие нибудь есть пишите.

Saveliy:

Вес тут не при чем. Если тяги хватает - то висеть должен, просто обязан.

Согласен на все 100, сам такой же жду … как появится в наличии.

Я же писал, что пробовал разные винты, толку нету!
Буду думать, если есть какие нибудь идеи пишите.

Тогда попробовать поставить винт по-больше диаметром - увеличить обдув рулей, т.к. как раз его может и не хватать … Скорость уменьшится, обдув улучшится.