Биплан по мотивам Christen Eagle

Albert

Стыковку нижних консолей с фюзеляжем лучше делать по очереди. Циакрин “для пены” сохнет дольше, лучше подождать часок. Проверяем горизонтальность стабилизатора, под “пузо” - кусок полиэтилена, чтобы не приклеиться к столу.
После сборки - самое время изготовить и подогнать тяги элеронов.

Albert

Сборка бипланной коробки - самый ответственный этап, и многи предпочитают не связываться с бипланами из-за этого.
Правильная технология сборки поможет. На оригинале Potenski верхнее крыло стоит на классической N-образной ферме, а монтаж выполняется с помощью шаблона. Заготовим стойки из угля 1,5 с припуском около 10 мм (в тело).

Четыре вертикальных стойки вклеим в верхнее крыло, а также межкрыльевые стойки. Вставим диагональные подкосы без клея (глубже на 10 мм), наколов отверстия.


Внимание! Я не уследил за вертикальностью, и при окончательной сборке межкрыльевые стойки слегка “пошли дугой”.
Поэтому либо строго следим во время сушки с угольником, либо вклеиваем их на последней стадии (но тогда больше мест нанесения клея и возможность потеков).
Общий принцип склейки: уголь в бальзу, бальзу - на потолочку. Нежелательно, чтобы прочность сопрягаемых деталей различалась на порядок. Кроме того, бальза - пористый материал, впитывает циакрин, что также повышает прочность.

Расстояние между стойками - 25 мм - выбрано так, чтобы они вошли в бальзовые стрингеры. До их вклейки нужно на фюзеляже сделать отметку по передней кромке (собрав оба крыла на “потолочных” стойках). После вклейки “угля” размечаем отверстия в фюзеляже. Можно собирать.

Наносим клей в отверстия на фюзеляже и на основания межкрыльевых стоек. Вставляем все стойки в свои отверстия (немножко попотев), и осаживаем крыло до шаблона. После схватывания циакрина, не снимая шаблон, можно еще пролить соединения. Выдвигаем диагональные подкосы, вставляем в фюзеляж и проливаем циакрином. Выждав не менее получаса, можем заняться расчалками (уголь 0,8-1 мм). В верхнее крыло втыкаем их в бальзовые сухари, дальние концы - в крыло с таким расчетом, чтобы они вошли в бальзовую нервюру максимально близко к переднему угольному прутку стойки.

Нижние концы расчалок (на стыке фюзеляжа и консолей)… Ну можно просто воткнуть их в корневую нервюру, но это не совсем верно. Борт фюзеляжа не подкреплен, и максимальной жесткости не получишь. Правильнее протащить расчалку через нижний стрингер фюзеляжа.

Albert

Осталось несколько деталей, настройка и полет.

Но сначала придется устранить косяки- мелочей в авиации нет.
Межэлеронные тяги - угольный пруток с проволочными концами, прихваченными термоусадкой. Сначала “осаживаем” один конец, фиксируем оба элерона в нейтральном положении, одеваем термоусадку и второй наконечник, и “осаживаем” вторую термоусадку. Обязательно по паре капель циакрина, в т.ч на трубки фиксации на кабанчиках.

Фиксация аккума - липучкой и вставкой-амортизатором из пенопласта.

Был выбран мотор Tiger AS2212-10, шел в наборе под пропсейвер. Регулятор - на 28 А (можно и поменьше, только чтобы влез в окно в мотошпангоуте), аккум 3S 800 mAh, 75 г. Первая же проба с винтом APC 9 x 3,8 (тяга по мануалу около 800 г) показала, что уже на половине газа винт улетает, придется поставить цангу с жестким креплением винта.
Во время сборки было несколько случаев отрыва петель элеронов (неважная адгезия с циакрином) - вылечим вставкой шпилек.

Albert

A plane is born.


Вообще-то в таком состоянии (температура 35,8) летать нельзя, но положительные эмоции сейчас очень кстати.
Самолет летит совершенно адекватно, без особенностей. Руление по земле хорошее, центровка сразу оказалась на месте, триммерами не пользовался. Ну может, потом сдвину назад.
Полетная масса - 423 г. У предыдущего было 410-415 г. Главная причина - потолочка ближе к 4 мм, чем к 3. Ну и за жесткость рулей и мощность серв нужно платить. Теперь будем мучить, стараться сломать в полете и пр.

1 month later
Albert
Albert:

Теперь будем мучить, стараться сломать в полете и пр.

Все идет по плану. В полете оторвался двигатель с мотошпангоутом.
Неясно, либо сначала оторвалась лопасть винта (треснула, зацепившись при взлете за снежный бугор), либо сорвало шпангоут и винт сломало о фюзеляж.
Морду покромсало, сел нормально с болтающимся движком. (На предыдущих бипланах тоже случалось, перепробовал кучу вариантов установки движка).
Решил все же усилить нос: на мотошпангоут - косынки к стрингерам и полкам, верхнюю панель до 2-го шпангоута сделать из фанеры 1 мм.
Заодно укоротил нос на 12 мм: облетал с балластом 6 г на хвосте, как и предполагал, можно сместить ц.м. назад.