Ш-Тандем

Concord

Пётр Дми́триевич Гру́шин - создатель “Октябренка” (Небесной блохи) - тандем-прототип штурмовика Ш-тандем. Правая рука Лавочкина, потом видный советский ракетчик ПВО и ПРО
ru.wikipedia.org/wiki/Грушин,_Пётр_Дмитриевич

В 1987 году пожертвовал 140 тысяч рублей, накопленных за несколько десятилетий личных «академических» сбережений, на строительство нового здания дома юных техников «Интеграл» в Химках. Строительство завершено в 1990 году. Свой поступок Пётр Грушин объяснил так:

Этим я отдал дань своему юношескому увлечению — авиамоделизму, и очень хочу, чтобы у молодых химчан появилось достойное место для подобных занятий.

dedok
Shurik-1960:

,бросали перед запуском?

Не бросал. Вес нормальный, я считаю. Нагрузка 40 гр/дм кв. Газ был чуть больше половины. Начал прибавлять, ему не понравилось. На моторе небольшой выкос вправо, может оно сработало

Yurich:

стаб в 0, а крыло в “-”.

Стаб в"0", а крыло рисовал +2 град.

Shurik-1960

Вмятина крыла-единственное повреждение ? Это на вечер легкого ремонта.Когда облет? Бросьте на планирование обзля, если самолет планирует ровно а при даче газа его уводит влево,вправо,вверх,вниз- это регулируется выкосом.У меня в деревне цельное поле невыкошенной травы по пояс (погода была в ентом году не сенокосная).У меня большой биплан Hawker планировал аки планер,а с рекоменуемыми выкосами не полетел.В итоге пришлось экспериментировать и получилось: выкос вправо-2 градуса, выкос вниз-вверх-0 ( с выкосом вниз 2-3 градуса становился вааще неуправляемым)…Кстати ,месяц назад облетывал утенка-Sea BB, при даче газа уходил вправо,пришлось выкос уменьшить на 2 шайбы под лапкой,оставив 1- полетел как по рельсам.

dedok

Крыло поправил, выкос уберу, посмотрю что получится. Никогда не бросал модели, да и негде. Облет по погоде.

Shurik-1960

Я тоже раньше никогда не бросал модели перед запуском,пока джет МХ-1 при первом броске чуть пол пальца большого не снес.Теперь абсолютно все модели(свои новые и чужие - на облет) кидаю на планирование и потом на 2-3 броске тупо добавляю газ и… полетел.Все настраивается и летит по рельсам.Ну навязывать свою методу не могу и не буду.Хозяин -сам барин. Ждем облета. Я сегодня увеличил в 2 раза РВ у метрового BD-5 из потолочки и облетал со снега у городского пляжа о.Плещеево- разбег 0.5м и отрыв в небо,петли крутить стал прям на месте. Нравится эта модель,снежка поболе будет буду еще второй BD-5 из подложки и пенополистирола с размахом 1,2м запущать.

kvn543
dedok:

Крыло поправил, выкос уберу

А углы установки крыла, стабилизатора, крутку консолей, ц.т. проверил?

dedok
kvn543:

проверил?

Углы заложены в конструкции, все равно не изменить. Ц.т. по калькулятору, но буду вперед смещать.

плотник_А
dedok:

Углы заложены в конструкции, все равно не изменить. Ц.т. по калькулятору, но буду вперед смещать.

Более передняя центровка никаким схемам не мешала.
Уменьшить угол установки стабилизатора можно за счёт триммирования РВ.
Переднее крыло всегда первым срывается, элероны на переднем крыле не попадают в поток от винта, исправить крен не могут, а ещё больше срывают консоль, на большом угле атаки.
Если оставить на классическом управление, держать скорость полёта, чтобы переднее крыло не срывалось.
Я вообще отказался от классической схемы управления, плохо она работает на тандемах.
Намного лучше элевоны на крыльях. Даже если срывается переднее крыло, заднее с меньшим углом атаки, в потоке, управляет моделью без срыва.

плотник_А

Совет, когда модель входит в штопор, газ надо увеличить, набрать скорость.
Пока нет скорости, элероны не будут рулить, махать ими нет смысла.
Это относится к пилотированию на любых моделях. Увеличить газ, управление по РВ и РН, элероны в нейтраль.

dedok
плотник_А:

Уменьшить угол установки стабилизатора можно за счёт триммирования РВ.

Возможно это получится при более передней центровке, а в этом состоянии она нормально взлетела без р.в. Скорость я и хотел увеличить, но видимо резко дал газу.

плотник_А:

когда модель входит в штопор, газ надо увеличить, набрать скорость.

Запаса высоты не было.

плотник_А
dedok:

Запаса высоты не было.

С таким запасом высоты - чай можно попить.
Вы вроде опытный пилот, должны значь, что элеронами срыв можно только ускорить.
Если модель летит морковкой к земле, думать о высоте некогда, а вот отработать управление РВ и РН надо до автоматизма, исключить рефлекторное управление элеронами.
Увеличить скорость - значить уменьшить угол атаки, устранить срыв. Сбросить газ - смерть модели.
Даже если дать полный газ и модель начнёт закручивать реактивным моментом - это меньшее зло, чем потерять скорость.

dedok:

Возможно это получится при более передней центровке, а в этом состоянии она нормально взлетела без р.в.

С тянущим ВМГ сложно ощутить на тандеме правильность настройки ЦТ, у него большой запас центровок, может и с задней лететь, пока не упадёт скорость и не начнёт срываться не поймёшь. С нормальной центровкой тандем всегда клюёт носом, без завала на крыло. По вашему видео, скорей всего задняя, завал на хвост с креном.

kvn543
плотник_А:

Намного лучше элевоны на крыльях

Элевоны только на заднем крыле или на обоих?

плотник_А

Зависит от конструкции тандема, но в любой конструкции элевоны на заднем крыле лучше.
На этом тандеме элевоны на обеих крыльях, по РВ работают в противоход, по крену синхронно.

На этом, элевоны только на заднем крыле ( на Верблюде 1, Мутанте, Пони, Выкрутас тоже на заднем крыле).

dedok
плотник_А:

С таким запасом высоты - чай можно попить.

Высота над деревьями 6-7 метров. Для скорости моей реакции маловато. Газ я начал прибавлять и не сбрасывал до контакта (не успел). Стоял акк 90гр, поставлю 160, центровка уйдет на 3 см.

плотник_А
dedok:

Высота над деревьями 6-7 метров. Для скорости моей реакции маловато. Газ я начал прибавлять и не сбрасывал до контакта (не успел). Стоял акк 90гр, поставлю 160, центровка уйдет на 3 см.

До последнего метра бороться за модель, тем более тандемы вертлявые, на пяточке могут петлю сделать. Вы бросили управлять по тангажу и курсу, пытались вытащить по крену. Ладно, проехали, модель упала.
Напишите размер хорды центроплана, центровку от передней кромки настроенную в полёте.
Попробую рассчитать по этому фото.

dedok

Хорда 280, центровка 105.

плотник_А:

Вы бросили управлять по тангажу и курсу,

Я не успел начать.

плотник_А
dedok:

Хорда 280, центровка 105.

В пределах нормы, может малость сдвинуть до 95-100, грузик пока на нос если не возможности сдвинуть лёгкий акк.
У меня подозрение, что надо ещё настроить выкос вниз. Модель тянуло на кабрирование при взлёте?

dedok
плотник_А:

может малость сдвинуть до 95-100, грузик пока на нос

Акк вперед до упора задвинут,ставлю более тяжелый акк.

плотник_А:

Модель тянуло на кабрирование при взлёте?

Никуда не тянуло, взлет был ровный, без вмешательства, до отрыва.

Сheko
плотник_А:

В пределах нормы, может малость сдвинуть до 95-100, грузик пока на нос если не возможности сдвинуть лёгкий акк. У меня подозрение, что надо ещё настроить выкос вниз. Модель тянуло на кабрирование при взлёте?

Странно, я прикинул исходя из фото по тандему должно быть в районе 50%-60% от САХ переднего крыла, у вас всего 35%, понятное дело, что избыточная стабильность это лучше чем полная нестабильность, но всё же факт есть. Да и рули у вас явно копийные по площади с передней центровкой получаем, что получаем.

плотник_А
Сheko:

Странно…

Поправка на разные профиля у крыльев и углы установки. У Ш ненесущий профиль крыла-стабилизатора.
Рули нормальные для модели, даже зажаты на расходы.

dedok

Сегодня была небывалая погода, полный штиль. Полет длился 5,5 минут, скушал 900 мач. Посадка из-за высокой мороженой травы козлом. Работа завершена. Это мой самый долгоиграющий самолет.

Занял свое место в ангаре