ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8
Не очень быстро, как хотелось бы, но все же идем вперед…
Аналогичным образом сделан экстерьер правой консоли и работы плавно переходят к “интерьеру”.
первым делом, самым серьезным образом монолитится стыковая поверхность центроплана комбинацией широкой бальзовой полочки с 6мм стенкой и фермой. Получаем абсолютно жесткий “силовой пояс” (но легкий) для навески консоли.
Набираются внутренние фермы нервюр при закрепленой с нужной круткой консоли.
Левая консоль получила свою дозу ферм, а правая - в работе.
Так теперь выглядит внутренность консоли.
Получаем вот такую ферменную конструкцию консоли с полной ликвидацией степеней свободы на кручение. “Бальзовая триангуляция” позволит сохранить неизменной форму и получить высокую “ресурсность каркаса”. Консоль в таком состоянии весит сейчас 250гр.
Андрей, сымаю шляпу! меня бы эти все полочки и расчалочки давно бы во сне уже преследовали 😁
Андрей, а из каких соображений расчалки в наборе однонапраленные? Почему не стали встречные пользовать? Только лишь для того, чтобы “скрутить” консоль?
“Бальзовая триангуляция” позволит сохранить неизменной форму и получить высокую “ресурсность каркаса”.
Андрей, триангуляция была задумана заранее или в процессе конструирования.Да-а , бальза даёт объём и большую площадь склеиваемых швов. На крутку консоли получились оччень устойчивы ,можно и не обшивать 😁 Красатишша ,взгляд не оторву
По поводу “триангуляции” и направления раскосов в ферме.
К сожалению не нашел детального чертежа, как выглядела нервюра консоли на ТБ-1.
Но вот так выглядела нервюра консоли на Р-6 - очень близком родственнике ТБ-1.
Так что смело можно предположить, что и на ТБ-1 была аналогичная конструкция.
Рекомендуется, чтобы в узлах фермы было минимальное количество ответвлений.
По направлению раскосов. Консоль крыла подвержена крутящему моменту от подьемной силы. Если смотреть в торец левой консоли, то аэродинамические силя стремятся закрутить консоль по часовой стрелке.
Соответсвенно на прототипе раскосы работали больше на растяжение.
Я же рассудил немного по другому. Бальзовые раскосы у меня имеют достаточное сечение для работы на сжатие, и клеевой шов при этом не будет стремится разорваться, т.е аэродинамические усилия на крутку будут наоборот прижимать раскосы к углам фермы. Поэтому и направление их установки выбрано соответсвующее. Но это если сильно вдаватся в глубинную логику конструирования…
А вообще, думаю, что в данном случае направление не столь принципиально. Треугольник по любому будет гарантировано устойчивой формой для модельных нагрузок.
Валера, конструирование идет “в процессе”. Вначале планировал пенопластовую зашивку и идеи были немного другие по логике конструкции.
Но в связи с намерением применить алюминевый гофр, немного пересмотрел концепцию каркаса.
Логика силовых связей осталась та же, что и на прототипе.
Под алюминевый гофр надо делать максимально жесткий каркас, еще неизвестно как он будет в эксплуатации держать тряску от ДВС-ов
Бальза действительно замечательна тем, чот можно увеличить сечения элементов и получить надежные, долговечные клеевые соединения без книц, необходимых при сосновых конструкциях.
Да, я ,конечно, видел эти чертежи и много фото разбитых ТБ гражданских.
Это все фрагменты центроплана. Там скоро тоже будет делаться небольшая бальзовая реконструкция, и раскосы буду ставить максимально приближенно к прототипу.
Вчера исполнилось 5 лет нашему клубу.
Ровно 4-е года назад, в этот день был начат проект “Муромца”…
Отметили традиционным тортиком в кругу аксакалов…
(слева направо : Валерий Иванович Биссовецкий, Борис Гребенюк, Фед-Бальзоед😁)
Наконец-то начал делать элероны. Конструкция примерно такая, как когда-то делал на Fokkere Dr.1. Задача заключается в том, что элерон весьма громаден(около 1м размаха) и относительно тонок (18мм) Желательно его сделать максимально легким и жестким на кручение. Передний лонжерон -стенка - из сосны 3мм.
Задняя кромка будет примерно, как у Константина в теме про "Farman F450 ‘Moustique’", так как надо получить сход гофра в ноль
Остальной конструктив и коментарии скоро будут…
гарно гуляете! 😁
поздравлям! 😃 от всей души!
В конструктивно - силовой схеме элерона решил использовать решение по стрингерам, иногда встречавшееся при изготовлении крыльев свободнолетающих резинок с тонким профилем - стрингерное крыло.
Суть в том , что когда строительная высота профиля мала, делать полки лонжеронов друг над другом не очень здорово, так как сильно перерезается нервюра в месте вырезов под полки лонжеронов. Поэтому применяют разнесенные друг от друга стрингера, причем сверху их большее количество, чем снизу, так как они работают на сжатие. Такая схема отличается высоким весовым совершенством и неплохой жесткостью на кручение.
Нечто подобное и я решил применить для элерона
Врезаем верхние два стрингера (3 х1.5мм), смещенные, относительно нижнего.
Собирается параллельно и правый элерон. Левый элерон уже получил V заднюю кромку, склееную на ЦА, и полки лонжерона-стенки и нервюр. Жесткость на изгиб получается очень замечательная. На кручение еще есть степени свободы, но еще есть некоторве идеи по каркасу, да и гофр внесет свой решительный вклад в жесткость.
Первая примерка будущего элерона к консоли. Вес элерона в таком состоянии 65 гр. при 950мм длине и 130мм хорды
Итак, сегодня доделал каркас левого элерона.
Чего не хватало до получения жесткости на крутку? Ответ очевиден - диагональных раскосов! Они идут навстречу друг другу на верхней и нижней поверхностях элерона, образуя эдакую своеобразную ферму. Материал нужно стараться разнести подальше от оси жесткости. Фактически мы получаем тоже своеобразный кессон, но только облегченный по двум плоскостям.
Такую конструкцию рулевых поверхностей я использую очень давно. Здесь, правда добавились еще стрингера из-за большой хорды элерона .
Она дает феноменальную жесткость на крутку и минимально возможный вес конструкции. Да, можно было бы просто зашить все бальзой, но это не наш путь!😁 Не смогу я себе простить лишние граммы там, где они совершенно не нужны для получения достаточной жесткости другими путями.
Аэродинамический концевой компенсатор элерона. Здесь еще будет добавлен ламинированный обвод с последующей профилировкой.
Стрингера подкрепляют полки и раскосы от потери устойчивости
после предварительного вышкуривания остаемся в пределах 68 гр.
Андрей, прошу извинить, если раньше оговаривалось, а я упустил.
На элероне раскосы бальзовые? И еще, на каком связующем собираете такие чудесные каркасы?
Кнструкция элерона цельнобальзовая, за исключением переднего лонжерона стенки и стригеров из сосны. В основном все склеивается на ПВА МБ. Жесткий клей, даже шкурится. Задняя кромка склеена на ЦА. ПВА плохо клеит по ЦА. Поэтому комбинировать клеи надо с большой внимательностью и осторожностью. К ЦА я все-таки отношусь очень настороженно.
Применяю его очень ограниченно.
ПВА гораздо более экологичен и удобен в работе над каркасом. Долговечность и надежность каркасов на ПВА проверены долговременным опытом эксплуатации. Клеить конечно надо очень тщательно, втирая ПВА в склеиваемые поверхности для лучшего проникания в поры.
Решил по накатанной технологии и рули собрать, так как они будут иметь аналогичную конструкцию
Рули высоты у ТБ-1 с роговой аэродинамической компенсацией
Руль направления аналогичен по конструкции с РВ
Дюралевые кронштейны выпилены из двутаврового профиля. Кронштейн приклепывается и приклеивается на 88-м к фанерной пластине. Дополнительно производится обмотка нитью СВМ. А сама фанерная пластина на ПВА приклеивается к бальзовому лонжерону руля и задней кромки киля. Это дает возможность распределить нагрузку от точки подвески на весь лонжерон. Осью вращения будет шомпол из велосипедной спицы
Приклеиваем фанерную пластину к килю.
Теперь уже можно сформировать “аэродинамический рог” по основанию киля, выставив РН по нулю
РВ также уже частично зашиты и ждут навески. Их “рога” будут оконательно формироваться уже после навески по стабилизатору
Сегодня зашил киль и рог РН под гофр.
Андрей, вопрос наверное для спецов глупый, но мне интересно. Как Вы накладку (фото 1) полукруглую изготовили? Гнули бальзу или чем-то выбирали внутри?
Обтекатель передней кромки из цельного бруска легкой (0,09 г/см3) бальзы. Облегчен круглым напильником, за счет этого там и шопмол проходит.
Киль и РН съемные. Шомпол вставляется через низ РН. Надо будет только сделать его фиксацию.
Тоже применяю такую шомпольную навеску рулей. Единственный недостаток ,излишний вес такой длинной оси .Андрей,фиксацию можно сделать и такой ,как на этом руле поворота(фото прилагается). А на И-2бис в нижней части руля высоты, в спрофилированном лобике ,нет выборки бальзы и шомпол проходит сквозь бальзу на трении,что не даёт ему , вернее, даёт ему фиксацию . Небольшой загиб вдавлен в бальзу и его незаметно .Этот загиб вуалируется бумагой и впоследствии всё окрашивается.При необходимости шомпол может быть легко извлечён . Очень хочется увидеть твоё решение фиксации единой оси навески руля!
Надо будет только сделать его фиксацию
Андрей,вот обрати внимание на такой тип электроконтакта…
Надо очистить ,шелуху, ,врастить контакт в канал шёмпола на смоле.Зажимной винт сориентировать таким образом,чтобы он был доступен в крайнем положении отклонения руля.
Спасибо за советы, друзья.
Навешу РВ и уже заодно с РН буду шомпола фиксировать. Есть тоже свой вариант.
С РВ один шомпол можно от центра вставить, пока первый руль навешивается, а вот второй руль скорее всего прийдется через законцовку шомпол вставлять.
Забыл упомянуть, что в отверстия кронштейнов навески, развальцовываются латунные пистоны
Навешенные РВ выставляются в ноль и на импровизировном стапеле формируется каркас “аэродинамических рогов”
развальцовываются латунные пистоны
Алюминевые уголки с латунными скользящими подшипниками. Качественная работа. 😃
Написал, как я решаю подобное, но устыдился и стер. 😃
Передний обтекатель на РВ решил сделать из пластины бальзы. Все таки размер приличный для долбленной.
Заключительная зашивка стабилизатора и “рогов”
На законцовки РВ приклеиваются ламинированные пластины бальзы, предварительно изгибаются на паяльнике с размачиванием
и прижигаются утюгом на ПВА две пластины.
Передняя кромка стабилизатора и законцовка РВ профилируется в профиль.
Шомполы РВ, как ни странно, легко вставляются из центра оба.
Размер имеет значение. Два фана Олега Сытникова готовятся к летному сезону. Культ бальзы однако!!!
Максимально возможные отклонения в принципе позволят висеть на двух моторах и “харриером” садится:P
Трудно удержаться от предварительной сборки оперения