Г-22 спортивный самолёт Грибовского
Здравствуйте,уважаемые коллеги!хочу рассказать о своей старинной модели самолёта Г-22 .Модель была моей первой кордовой моделью-копией поднявшейся в воздух.Побывала она на многих Чемпионатах со мной в мои молодые годы.Построена была она в 1984 -м году. До неё была построена модель-копия "Вильга-104"под двигатель КМД-2.5.Модель была перетяжелена и доделывать я её не стал.Но и Г-22 появился не сразу. Появился у меня тогда двигатель на 6 см3 -дизель. Да, компрессионный.Задумав построить под него кордовую модель для соревнований ,я вычертил и уже собрал каркас фюзеляжа И-185.Но вовремя понял,что для истребителя я ещё не достаточно опытен и подобрал прототип по-проще. Им стала пилотажная авиетка Грибовского Г-22. Строил я её ровно пол-года ,отдавая строительству по нескольку часов в день.Материалов особых не было,бальзы и подавно.Модель изготовлена из сосны,1.5 -3 мм фанеры,осинового шпона,пенопласта.Обшита по-началу была лавсановой плёнкой ,поверх него слой микаленты на эмалите.Это было сделано для лучшего удержания нитрокраски на поверхности…Насыщенная биография у этой модели.С каждым годом ,выступая с ней на Чемпионатах по кордовым моделям, она поднималась вверх по таблице результатов. Может быть и в призовые места бы попала когда нибудь,но выше 4-го места я с ней подняться тогда не смог. Жалел . Очень была модель летучей. Способна делать любой пилотаж.Я делал лишь горку, крен под 60 град ( по правилам 45 град),конвеер,сброс листовок. Корды сначала я сделал для модели максимальной длины - 21.5 м .Это я позже их укоротил до 18-ти, а вот поначалу на 6-ти кубовом дизеле модель с безразмерной кордой еле держалась в воздухе.Но на следущий год после постройки у меня уже был МДС-6.5. С этим двигателем модель стала болидом.На полных оборотах усилие на кордах было около 20 кг, из круга тянуло неподецки. У модели был отклоняемый руль поворота .На малых оборотах руль отклонён вправо 10-15град, при даче газа,посредством тяги, РП становился в ноль. Позже руль был зафиксирован в 0-м положении . Первый глушитель на модели был паяный и выхлоп был сделан по-копийному, но после первого же полёта,который был сделан прямо на первых соревнованиях , он полностью распаялся от температуры нагретых газов. С тех пор ,если это были самодельные глушители, я стал делать из дюраля и клёпаными, либо на шурупах.Элероны были задействованы с РВ как закрылки. Модель неразборная - большой минус.Ещё большой минус , но это уже от выбора прототипа, расположение стоек шасси прямо под центром тяжести.Хотя я и сместил их незаметно вперёд на 5 мм , частенько на посадке она после пробега становилась на нос , особенно если на лётном поле присутствовали лужи. Возить на соревнования её было мучением.И где она только не ездила : в багажных отсеках Икарусов(автобус), под потолком на поручнях. На Ту-154 летала . А однажды я её дал на выставку… и приехала она с неё в грузовике вместе с картингами на полу ничем не закреплёнными… За годы эксплуатации Г-22 подистрепался…
Валерий,привет!
Как здорово,что этот проект ты всё таки решил осветить на форуме.Это замечательный прототип.Очень хотел его построить под кубовый мотор.С огромнейшим удовольствием послушаю рассказ о его восстановлении ещё раз.Красота!
Валера здравствуй. Рад тебя снова видить. Как там поживает твой двухмоторный Як. Вроде бы отпуск у тебя давно уже кончился а новых отчетов о ходе работ нет.😁 Очень интересно как идут дела. Я к сожалению по ряду личных причин летом заниматься любимым хобби не смог. Теперь хоть на других посмотреть.
…и продолжу историю о модели,которая длится уже четверть века . В двухтысячном году для участия в областных соревнованиях по кордовым моделям среди юниоров я подготовил Г-22. Модель была полностью переобтянута и перекрашена.Обтяжка шифоном с выделением текстуры ткани.Окрашена автоэмалями,что не потребовало нанесения защитного слоя двухкомпонентным лаком. Прибавила модель в весе,т.к был ещё установлен глушитель и механизм сброса листовок .Полётный вес модели стал 2400 грамм .Выступал с ним мой ученик семиклассник Шанин Евгений. Он хорошо овладел управлением полёта кордовых моделей и я смог доверить ему эту копию.Занял он с ней 2-е место.Случилась с моделью тогда непредвиденная ситуация. После выполнения зачётного полёта и сброса листовок мальчишка не мог заглушить двигатель.Надо было немного разогнать модель и плавно натянуть корду управления газом , двигатель обычно сразу глох. Но в этот раз он не подчинялся,модель продолжала лететь,хотя мотор работал на самых малых оборотах.Тогда Женя изо всей силы дёрнул корду и … тяга дросселя слетела .Мотор дал полные обороты и мне для спасения модели и всего остального пришлось забежать в круг и перехватить управление моделью до полной выработки топлива . Посадка была не в зачёт . Первое место заняла тогда модель СБ на двух КМД.
Крайний показательный полёт модели был сделан лет 7 тому назад. С тех пор она висела в кабинете на гвоздике …пока я снова не обратил на неё внимание
P.S. Чертежи модели были использованы из МК79№9
Так выглядела вновь окрашенная модель перед теми соревнованиями .
Валера здравствуй. Рад тебя снова видить.
Приветствую ,вас друзья!Так же рад видеть вас и общаться. О двухмоторном Яке я когда-нибудь расскажу,когда вновь до него руки дойдут.А пока он пополняет ряды моих недоделок😍Юра,хотел бы твой Як-1 увидеть здесь на форуме,многим будет интересно ,а мне тем более.
Немного о конструкции модели.
Крыло: двухлонжеронное .Главный лонжерон из сосновых полок в корне 10*5мм ,на законцовках 6*2 мм.Нервюры осина 2 мм с облегчениями. Законцовки от элеронов полностью заполнены пенопластом ПВХ.В правой законцовке свинцовый груз.Лобик крыла до гл.лонжерона зашит осиновым шпоном тл. 1.5 мм.Обтяжка -тканью.
Фюзеляж: из сосновых реек ,шпангоуты из 3 мм фанеры.Борта “застеклены” пенопластом тл. 5 мм.От прередней кромки крыла до задней ПХВ , далее к хвосту крупношариковым .Так же полностью из пенопласта сформирован задний гаргрот. Передний гаргрот -фанера 1.5 мм , подкрыльевое пространство фюзеляжа тоже 1.5 мм фанера.Створки капота из фанеры 1.5 мм.Замучался гнуть её,лучше бы из алюминия сделал ,но посчитал,что нитрокраска не удержится на нём и будет скалываться.Лучший вариант был бы из стеклопластика ,из которого отформованы створки кабины. Носовой шпангоут с отверстиями охлаждения осиновый .Моторама буковые бруски.
Оперение: по контуру киля и стабилизатора осиновые рейки.Внутреннее заполнение лёгкий пенопласт.Обшивка 0.5 мм осиновым шпоном .Рули наборные из осины.
Шасси: стойки из дюралевой трубки 8*6 мм ,снаружи покрытые стеклопластиком до необходимой толщины. Обтекатели колёс стеклопластик .Колёса самоваренные из сырой резины, полые внутри с толщиной стенки 2.5 мм .А других у меня тогда и не было.Это сейчас можно найти на любой вкус и в любых размерах и колличествах.
А вот что осталось от первого распаявшегося глушителя. Выхлопные патрубки ,которые являются видимой частью модели и устанавливаются как декоративный элемент.
класс… нет слов!!!
Приветствую, Валера!
Очень рад тебя видеть с новым “старым” проектом!
Замечательную идею ты претворяешь: Делаешь реставрацию , доводку, переделку своих копий в RC. Они того стоят! Одна другой краше! Сделаны просто мастерски!
Г-22 сделан очень добротно и думаю еще много лет пролетает.
Насколько я понял, ты его хочешь под RC-электро?
Но такая большая и добротная модель на современном ДВС-е 4-х тактном была бы вообще атас! Но конечно тебе решать…
Валер,а скажи чем краску от топлива защищал?
Спасибо за поддержку,друзья! Модель ни чем не покрывалась ,автоэмаль не подвержена агрессии топлива .Но в первом варианте модель была окрашена нитрокрасками и покрывалась двухкомпонентным паркетным лаком.
Хочу ,чтобы модель снова летала.Закупив недавно достаточно мощный борт и б/к двигатель, я окинул взглядом все свои модели на которые можно было бы его применить.Взгляд пал на Г-22 . Слабоват моторчик пока,но поднять сможет.По-этому и решил переделать Г-22 в электролёт .
И начал я переделку Г-22 на электротягу. Удалил всё лишнее ненужное , тяги и качалки кордового управления,вырезал из правой законцовки пенопласт и свинцовый баласт , облегчил немного брусья моторамы , сделал в противопожарной перегородке (2-й шпангоут) большой вырез для установки аккумулятора . Планер модели стал весить 1650гр. Установил серво РВ и РН в корневых нервюрах крыла.От серво к рулям проведены боудены. Серво РВ HS422Delux . Серво РН HS- 82MG.Серво элеронов так же HS-82MG.
Двигатель Дуальский XM3548/5 вес 165 гр… 650 вт. Аккумулятор для облёта пока поставил Кокам 2000 мач 16С.
Погоняв модель по двору и убедившись в его капотливости установил дополнительный костыль в носовой части.Винтов без него не напасёшься .
Хороший отчет Борисыч! 😃 надо видео вставить, пусть народ любуется.
Модель очень красиво летает! (сам видел 😃)
Очень красивый самолёт. Чем то на Спэйс Уолкер похож но более элегантен. Раскраска тоже супер. Жалко что таких АРФ нет.
Мотор я думаю в самый раз. На моём Пайпер Чероки от Great Planes Скорпион 1000кв 1000вт стоит с 2 Х 2200 20C 4S батареями в параллель. Винт АPS 11Х5.5. Вес планера с мотром и батареями 2.9кг. Вполне тяги хватает. У вас же 1.65 +0.165 + батарея (не знаю какой вольтаж) - намного меньше. Может правда 16С ток требуемый не отдать (если только их не 2 в паралель).
Капотирование же старнно. Обычно рулежка и начало взлёта на самолётах с хвост. колесом всегда с полностью поднятым рулём высоты и капотирования на рулежке и взлёте я на всех своих тэйл драггерах (так их тут зовут) не замечал. Но на посадке - там да.
Успеха в проекте!
Может правда 16С ток требуемый не отдать (если только их не 2 в паралель).
Да,я этого опасался,но напрасно!Батарея летает первый сезон и отдаёт свой положенный ток в 32 А,хотя и отлетала больше полусотни полётов на пилотажке.Регулятор поставил Маркус 60А на 2-3 липо. 4 банки он не потянет, да и в конце лётного сезона не ввожу в эксплуатацию новых акков ,хотя для Г-22 приготовлены и 4S1P 3700 мач.Но облетать модель решил на 3S1P Kokam 2000 16 С
Вес всего оборудования на модели 650 гр
С этим бортом была получена статическая тяга в 1.5 кг . Энерговооружённость 0.6 . Нагрузка на крыло 72 гр/дм2
Полётный вес модели составил 2300 гр , но вот центровка получяется очень задней .
В моторный шпангоут вкручен свинцовый баласт в 80 гр. Полётный 2380 гр. Центровка ещё задняя 28%.Ещё бы загрузить - вес полётный растёт , а придётся. На кордах модель всегда летала с этой центровкой . Нормальная центровка с 370 граммовым четырёхбаночным акком , но он пока будет на консервации , когда для него будут подготовлены ещё несколько моделей для постоянных полётов .
Очень красивая модель. По-хорошему завидую
Как говорится, ПИПЕЦ!
но у меня еще есть время! 😉
надо видео вставить,
Модель очень красиво летает! (сам видел 😃)
Володя,ну,вот-вот и можно выкладывать:)
Всю неделю лили дожди и я неторопясь успел подготовить модель. Погоняв её по двору ещё раз убедился , что пока единственный винт большого диаметра мне не сохранить.Модель подпрыгивая на костыле постоянно стремится встать на нос . Выход из этого положения пока нашёл только в установке четвёртой точки опоры, хотя бы для пробежек и испытаний в полёте. Противокапотажное устройство из ОВС 3мм .Некопийность,но что делать , не думали конструкторы 30-х , что их склонные к капотированию самолёты будет кто-то копировать .
Дождь закончился и под тучами на горизонте засиял просвет. Я решил выехать , чтобы совершить несколько пробежек по моему небольшому аэродрому,там где в основном всегда летаю - на песчанной площадке на пятачке в 50-60 метров .Поставил сначала модель на бетонку для позирования и отснял несколько кадров на память. Суеверен , но сфотографировал.
ТТХ модели : Размах -1.56 м .
Полётный вес -2380 гр
Нагрузка на крыло 74 гр/дм2
Винт - АРС 13*4(для облёта)
Статическая тяга 1.5 кг.
Энерговооружённость 0.63
Привет, Валера!
Классно смотрится на взлетке! полная иллюзия настоящего!
Я так понял, что облет уже состоялся? Очень интересно! Одно дело на корде летать, а другое в полноценный полет выпустить… Тяговооруженность немного смущает. Узкие на концах крылья, непростой в пилотировании самолет с таким весом, срывной может быть. Но хочется услышать твои впечатления!
Шасси действительно совсем не вынесено относительно Ц.Т. Может его чуть вынести, если это возможно? Может и в ущерб копийности - но будет лучше взлетать и садиться.
Валер, ты сильно не рискуй! Лучше в следующем сезоне поставишь более тяжелый акк в нос. Это будет надежней! На таком самолете я бы не стал лететь с задней центровкой.
p.s. 4-х тактник ему надо. Это было бы душевно! Но это так, мысли вслух…