АИР-3 "Пионерская Правда"
…или “Сказ о том ,как “резинка” превращалась в электролёт”. Издание 2-е .
Можно было всё оформить в стиле русских народных сказок,но не всем они нравятся.Дабы не удручать коллег,начну свой сказ в сухом авиамодельном стиле… А может лучше в сказочном,хотя и не сказочник я? Так и просятся слова : скоро сказка сказывается,да не скоро дело делается.Давноль это было,недавно ли …и т.д и т.п.
Ну тогда посуществу: маленькая предистория :
Хотел я очередной раз поучить своих наиболее подготовленных пацанов постройке моделей-копий.И очередной раз остались одни остовы начатых фюзеляжей.Выбирал прототипы попроще и в постройке крыла и в сборке корпуса,но дети есть дети-терпения не хватило ни одному.Никакими стимулами не мог уговорить.А учить начал с резиномоторных.Одну из них сам доделал,(речь пойдет о рассказываемой модели). Было от неё всего 4 лонжерона фюза и 3 шпангоута.Строил много резиномоторных копий ,да всё по чешским и американским международным нормам.А тут захотелось сделать модель соразмерно (по площади крыла и весу) классу F-1-B. Через 3 месяца работа увенчалась очень красивым полётом резиномоторки. И называлась эта копия АИР-3…
Часто любовался её безшумными полётами в безветренные летние вечера выезжая за город. Масштаб к прототипу у Аир-3 1:10. полётный вес -160гр.И вот висела она под потолком,висела , пока не купил её один папа . Продал скрипя зубы. (неразборная,места много занимала). Пожалел об этом,когда электролётами занялся.Время шло…
Я уж про неё и думать забыл.А тут приносят мои пацаны эту копию в раздолбанном виде.Нет ,по рукам она не гуляла.Прежний хозяин разбив её не знал,что с нею делать.Короче ,отдал обратно,как не имеющую цены(в буквальном смысле).Я не знал,радоваться или огорчаться.Крыло переломано в нескольких местах,оперение тоже,подкосов нет,но фюз и шасси жывы.И я придумал ей предназначение : тренер и летающая лаборатория . Приехав из отпуска,сразу взялся за её переделку в электрокопию.
Вся обшивка из тонкой метализированной лавсановой плёнки на МОМЕНТЕ . Ох и доставило хлопот отдирание её от бальзы.
Вот ведь как,Ан-2 ещё просил доделки,а руки сами новый самолёт клепают. Ну ,что было делать?.Чертёж модели не сохранился ,и новый не стал чертить,кроме нового горизонтального оперения,поскольку его всё-равно надо было переделывать,и уменьшать размер до копийного.На "резинках " для более устойчивого полёта можно пропорционально увеличивать до 10% оперение ,что и было сделано раньше. Провёл расчёты,развесовку…Двигатель выбирать не пришлось ,поскольку они все у меня одной марки были (на 4-х моторник собирал) -Алигн400 3300kw. 290 вт 18 А. Ошкурив фюзеляж,отпилил ему хвост…по самую голову.😒Носовую часть т.е капот не заморачиваясь сделал на пенопластовом болване из 3-х слоёв 0,1 мм стекла.
чертежи из МК
с переломанными косточками
со снятой обшивкой из серебристого лавсана
Далее начал чистить “рыбу” с хвоста.Сначала сделал стаб тл его 4 мм ,внутренний набор обшит 0,8 мм бальзой.У пртотипа 1мм фанерная обшивка(фанера тяжелее в 8 раз бальзы) масштабно получилось. Вот такой стабелик, относительно прочный,даже излишне .Киль " треульгольничком"делать очень легко,а к рулю поворота и высоты надо приложить некоторые умения.
Кромка рулей изогнута на паяльнике из липовых реек,помоему я из осины их сделал(замена липы).Киль стоит на стабилизаторе и будет ещё расчален.расчалки ставим в самый последний момент,чтобы не мешали работе с моделью. Рули высоты и направления обтянул сразу,чтобы уже не ворачиваться к ним. Для обтяжки впервые у электро применил шифон,он очень хорошо передаёт текстуру ткани настоящего самолёта ,прочен но тяжеловат для модели этого размера.Будем считать это маленьким экспериментом.Удельный вес такой обшивки покрытой 3-мя слоями эмалита не мал - 0,86 гр-дм кв. У микаленты почти в 5 раз меньше. Установлено мною на аптечных весах.
С детства я строил модели из сосны и осины.Потом ,когда появилась возможность,покупал бальзу на соревнованиях.Она в советские времена была мечтой моделиста,и не все имели возможность,как сейчас получить её.Так что эта старинная любовь к бальзе осталась до сих пор.
Фиксировал ткань китайским циакрином ,потом покрывал эмалитом.В домашних условиях хороший эмалит хорошо делать из целуллоидных тенисных шариков растворённых в ацетоне…Перешёл к восстановлению крыла.Как же приятно и легко делать цельное без угла V крыло этого самолёта.В прежнем виде с обшивкой оно весило всего 25гр.Но для, посути, новой модели его пришлось усилить и сделать копийную обшивку наполовину бальзовую ,что естественно прибавило вес.Вставил ложемент рулевой машинки ,применил привод элеронов через боуден.
капот на пенопластовом пуансоне
без капота
полуготовый капот с будущим креплением двигателя
Align 400
а это стабилизатор с обтяжкой бальзой тл. 1 мм
с рулём высоты
оперение
рули под обшивкой шифоном на эмалите
примерка капота
обтяжка хв. части фюзеляжа шифоном
крыло на стойках
все стойки и подкосы имеют крепление на “болтах из лески”
стойки центроплана из дюралюминия тл. 1 мм
Валерий,интересная тема,Я не увидел внутри Фюзеляжа как стойки шасси крепятся,.И стойки центроплана,верней закладные приклёпаны,-чем,?если алю.заклёпками то как дерево не раздавить,Леска потом будет термически заклёпана?или крылья будут съёмными,.Укажите точно вес,Фюзеляжа,Крыльев,я тоже подобные самолёты строю,верней из того-жэ времени,мне очень интересно,параметры,нюансы,чтоб было на что равняться и сравнивать,Если у вас ещё какие модели припрятаны,будем рады увидеть.Почему у моделли нет V-крыла,(так было у прототипа)не ухудшатся ли лётные качества?
Спасибо! Я думаю, что на все вопросы будут ответы немного ниже.
…При конструировании и постройке возникает множество дилемм,и иногда приходится долго решать что же всё-таки применить ,искать компромисы.Вот такой вопрос стоял по обтяжке крыла.Выбрать ли шефон или микаленту ? Прикинув что нужно к чему нужно выбор был сделан - двойная обшивка микалентной бумагой на эмалите.Обтяжка тканью,которая имелась дала бы большой вес ,как она дала уже вес на хвостовое оперение . Sкр 16.5 дм/2* 2= 33дм * 0.9гр=38гр на обшивку это черезчур.Даже двойная микалента в два с лишним раза легче ,а прочность не хуже. Этот старинный метод мне нравится,ещё и потому ,что краска ложится на него хорошо.Применял и лавсан оклеенный бумагой ,но современем лавсан прослаб и подтянуть его не было возможности из-за уже имеющегося покрасочного слоя не терпящего большой температуры.
Мой способ обтяжки не нов.Обтянул на один слой места не закрытые бальзой длинноволокнистой бумагой и покрыл всё крыло на 2 раза жидким эмалитом.Затем наложил ещё один слой бумаги сверху и снизу на всё крыло.Т.е бальзовая обшивка покрывалась одним слоем микаленты.Наложение второго слоя велось с помощью намоченной в ацетоне тряпочки.Прихватываем бумагу на одной законцовке и в корне .Потом приглаживаем смоченным в ацетоне тампоном накладываемый слой к крылу от середины крыла к его периметру, выгоняя воздух. Второй слой прекрасно приклеивается к уже будучи проэмаличенному крылу. После просыхания минут 15 ,прошкуриваем всю поверхность крыла мелкой шкуркой ,чтобы снять небольшой ворс и ещё пару раз проэмаличиваем всё крыло.Немного подсохнувшее крыло непременно ложим на стапель и загружаем.
С крылом я занимался целых две недели.Настал черёд подкосов и стоек с расчалками .Центральные стойки облегчены отверстиями и оклеены для придания обтекаемой формы липовыми рейками.Подкосы крыла из плотной бальзы со вставленными креплениями обтянуты микалентой.Тандеры для небольшой регулировки -болты М 1.4 мм. Гайки припаяны на жестяную полоску,полоска вклеена в подкос. И снова примерка.А соединять решил всё это 1 мм леской.Хотя на срез она очень прочная и при немягкой посадке может не спасти узлы от вырывания.Но полёты покажут.Фиксироваться леска будет паяльником подплавленная с обеих сторон. Расчалки не стоит крепить жестко к крылу,поэтому применил крепление через колечки от проволочной оболочки -кембрика,он хорошо держит расчалку в натянутом состоянии. Стойки шасси тоже были усилены дополнительными накладками. Закончив с подкосами и многочисленными стойками ,принялся за мотораму .Перепробованы на чертеже многие способы крепления двигательной установки,но всё же для себя выбрал"попроще"-дюралевую
( прошу прощения за отставание или забегание вперёд в некоторых постах текста )
крыло с боуденами привода элеронов
серво элеронов
обшито сверху 1.5 мм лёгкая бальза
сверху жесткая обшивка до второго лонжерона
снизу обшивка до первого лонжерона
крепление кабанчика элерона
крыло обшито микалентной бумагой
вид сзади
сбоку
серво элеронов с лючком
Мотораму прочертил для прямохода на 2800кв,но и для мотора с редуктором она хорошо подходит .Моторама получилась универсальной,можно применить и редуктор и прямой привод. С редуктором тяга 1100 гр , куда ж столько-то .Начал конструировать и всё само легло на бумагу.Вот,что начало получаться. .
Моторама.Слишком жёсткую я её не делаю.Вал редуктора 4 мм может и выдержит,а прямоход врядли.Поэтому облегчил на сколько мог. Верхний и нижний раскос моторамы сделал и приклепал из простой алюминиевой жести , т.к она легко гнётся и не надо отжигать для перпендикулярного изгиба .Низ сделан с бОльшим проходным пространством для возможности замены акку без откручивания нижних болтов навески . Вес готового изделия получился 15гр,облегчить ещё можно ,но не нужно. На изотовление этой самой рамы ушло около 3-х вечеров с “помешалками”-обычно с кем то веду беседу,а руки своё дело делают.
капот установлен,подкосы тоже
выставление крепления двигателя точно по обводу носовой части капота
стапель
простенькие шаблоны без 3Д программ
выставление правой щеки моторамы из дюралюминия тл. 1 мм
приклёпана и привинчена винтами Ф 2 мм к ушкам крепления на фюзеляже
так же приклёпывается и левая щека. Щёчки облегчены.
примеряем и корректируем установку двигателя
теперь установка верхних и нижних раскосов моторамы.
вид сзади
готова к установке
примерка акку( клеммы потом заизолировал)
мотор пока с редуктором
шпаклёвка капота
зашкурен с установленным кольцом
сзади установлен фанерный шпангоут
Борисыч, расскажи пожалуста про колеса скорее, мне уже надо!😃
А тут захотелось сделать модель соразмерно (по площади крыла и весу) классу F-1-B. Через 3 месяца работа увенчалась очень красивым полётом резиномоторки. И называлась эта копия АИР-3…
Часто любовался её безшумными полётами в безветренные летние вечера выезжая за город. Масштаб к прототипу у Аир-3 1:10. полётный вес -160гр.
Да, уж, прямо в яблочко! Поверишь, Валера? У меня ведь точно такие же идеи были! Только у меня Пайпер в 1/10 на соревнованиях F1B участвовал! Сын летал с ним. И неплохо отлетал, кстати! Замучался за ним бегать! Судьи, правда, были в шоке!😁
А нам то что? Нам надо чтоб красиво было! Не то что эти спортивные селедки -F1B!
Класс! С огромнейшим удовольствием погружусь в мир твоего проекта по конверсии АИРа! Я тоже его резиночку делал, первую в своей жизни - примерно в 76-м. В 20-м масштабе, как тогда в книге “Советские самолеты” расчет советовали. С той книги и началась моя любовь к резиномотрным копиям! Так все смачно там описывалось, особенно про многомоторники!
Валер,ну этот проект у тебя один из самых красивых!И прототип потрясающе хорош и судьба самой модели очень интересная.Практически от предыдущей версии ни чего не осталось,а ты её вернул в строй,да ещё,будьте любезны,в каком состоянии!Я недавно реставрировал одну свою старую модель.Бальза там просто сыпалась от старости и в некоторых местах требовала полной замены.Вспомнил твой АИР-3,руки сами потянулись к бальзе и скальпелю.
в книге “Советские самолеты” расчет советовали. С той книги и началась моя любовь к резиномотрным копиям! Так все смачно там описывалось, особенно про многомоторники!
винт и кок
пуансон для обтекателя винта
оклейка стеклом,известное дело:)
ошлифован и снят с пуансона
готовый кок без прорезей под лопасти винта
полный комплект
примерка винта на двигателе со снятым капотом
и с капотом
Вспомнил твой АИР-3,руки сами потянулись к бальзе и скальпелю.
Спасибо,братцы! Мы ж одной крови -вы и я (Маугли)😁
Моторама готова и примеряна .Главной задачей было вписать её под капот. Он прекрасно закрывает её .Моторама будет меньше и легче для моторов с задним(обратным) креплением,но для такого крепления пришлось делать именно так.
Закончив работу с моторамой,принялся за обтекатель винта(кок).
Прежде,чем приняться за кок и за сам движитель надо приладить капот.В носовой части капота выточил и поставил дюралевое кольцо для облагораживания и его укрепления.Затем нанёс шпаклёвки и вышкурил его. Конечно лучше сделать деревянный болван.Так делают для серии заготовок. Шпаклёвка применена автомобильная быстрого отверждения.В задней части для удержания формы вставлен фанерный шпангоут.
Принимаемся за токарные работы. Выточил заднюю стенку кока,и ступицу винта.
Вот уже 2,5 месяца строю эту модель,не задумываясь,когда же финиш,вернее когда же старт.А он подкрадывается незаметно, как…песец.Вот время подошло и к отделке модели,что обычно являет конец работы над моделью.
Однажды,когда уже начал заниматься электро,подумал- а почему же я перешёл с ДВС на них. Взял лист бумаги и выписал достоинства и недостатки обоих.И удивился,все достоинства кроме копийного звука и ещё парочки у электропривода.Но летал и летаю как на тех,так и других.Они друг друга дополняют.
Отделка и покраска модели самый важный элемент в постройке модели.Даже хорошо изготовленную модель можно испортить небрежной покраской.Поэтому нужно прилагать всю свою аккуратность.Прежде чем окрасить, я всегда исправляю некоторые появившиеся изьяны поверхности неизбежно появляющиеся при наборном способе постройки.Тем более модель эта была уже не первой свежести.Если на крыло и оперение грунтовки потребовалось самую малость,то фюзеляж пришлось немного облагогодить.Взял он на грудь 6гр грунта.Тут уж выбирай-либо корявая модель,либо лишний вес.В вес я почти уложился.При проектировании и развесовке всенепременно оставляю место для отделки и краски.Для модели такого размера мной установлен лимит в 30гр,так оно и выходит.
Показывая свою пошаговую отделку модели и не претендуя на сюрпризное представление мы становимся очевидцами превращения гусеницы в бабочку.Ещё многое предстоит сделать,чтобы это случилось.А это есть все мелочи присущие моделям этого класса: имитация цилиндров двигателя,лючки,болты ,заклёпки,расчалки,приборные доски,фонари,БАНО и т.д, всё то,что даёт право называть модель копией и нагоняет полётный вес модели.Модель-копия да ёщё и хорошо летающая вдвойне ценнее любого другого пепелаца,т.к налепленные на неё детали ненужные ни в каких других классах моделей и всегда работающие против лётных качеств и характеристик.
Грунт применял автомобильный ,светлый,легко обрабатываемый.Наждачю модель чтобы только в небольших неровностях оставалась грунтовка и скрывала текстуру бальзы. Итак, грунтуем.
Перед окраской фюзеляжа осталось сделать самую малость- расчалить стабилизатор.Можно это сделать не напрягаясь , просто протянув для имитации капроновую нитку.Но как же не поизвращаться над расчалками и не сделать как на прототипе?Сделал их из 0.3мм тросика.Отверстия для расчалок завтулил 1.8мм латунной трубкой(можно иглой от шприца или системы) и приклепал .Теперь приступаем к окраске носовой части серебрянкой.Кстати,прототип АИР-3 “Пионерская правда” был окрашен следующим образом: крыло и всё оперение белые,фюзеляж и все стойки и подкосы красные,капот ,кок , диски колёс, бензобаки в крыле,верхняя часть фюзеляжа до задней кабины и часть гаргрота у киля- алюминий под"мороз",надпись справа на фюзеляже белая . Так и окрасим.Приступаем… Нет постойте,не станем нарушать одно из правил-первым наносим светлые цвета т.е в нашем случае белый,затем серебристый и наконец самый опасный из цветов -красный.Опасный,потому что его невозможно спрятать не под одним другим цветом,всё-равно будет проявляться.Поэтому не дай бог,если им сделать помарку на белом. Оперение и крыло окрашены,но фото их будет в следующей выкладке,а пока посмотрим на второй этап окраски-имитация алюминиевой обшивки.Можно и фольгой было обшить,но тогда и капот из алюминия надо делать,что неприемлемо по весовым соображениям. Имитация под “мороз” по серебрянке получается коряво,в отличии по реальному алюминию,но отличие от равномерно покрытой поверхности всё-же есть.С самого детства люблю эту авиеточку,и всегда думал,как же всё-таки покрашен её капот.Сейчас столкнулся с этим вплотную.В 7-м классе построил по своим выкройкам и чертежам из " Советские самолёты" эту копию на резиномоторе из ватмана.Летала хорошо,но всегда сгибался фюз по вырезу задней кабины,и я постоянно усиливал борта в этом месте накладками из бумаги ,а он всё-равно сгибался.И невдомёк было в том возрасте,что нарушен монокок конструкции фюзеляжа с вырезанными отверстиями кабин.Это я к чему? Что шёл в моделизм тернистым путём,набивая шишки,но не сдаваясь,а строя модели всё лучше и лучше.И будучи сельским мальчишкой,занимался один ,не имея наставника или тренера.Короче самоучка по книжкам .И если я что-то умею,то и спасибо сказать некому,а жаль.Строю модели имея свою школу конструирования"деревенскую"… Люблю иногда пофилосовствовать. 😒
Так,смотрим.Ожидаемого результата,как я и предполагал,не получилось.Необходим реальный материал-“люминтий”.
подгонка расчалок центроплана
вот ответ на один из вопросов .Узлы крепления центральных стоек (изнутри). С прокладками из 1.8 мм фанеры и обратной пластины -шайбы для заклёпывания. Всё соединение пропитано ЦА
крыло
стойки и подкосы схемы моноплан-парасоль
грунт автомобильный
грунтовка фюзеляжа и крыла
… и крыла
загрунтованный капот
грунтовка стоек и подкосов
втулка из медной трубки для крепления расчалок на киле
под грунт
окраска серебром переднего гаргрота фюзеляжа и капота
распиливаем карандаш-ластик
нос пд "мороз делать будем
на дюрале получается…а
] по краске уже нет:(. Эксперимент,однако! Капот портить что-то не захотелось:)
Основной этап окраски модели…Фюзеляж окрашен красной нитроэмалью.Очень красиво смотрится такой бело-красный контраст.Схема окраски хорошо прописана в МК ,но встречаются разночтения.Что считать правильным и отдать приоритет,на мой взгляд,надо тому изданию,которому больше веришь.Журнал с чертежами и нанесением маркировок уже сам по себе является документом.
После окраски фюзеляжа поставил отбортовку кабин из круглой оболочки провода ,разрезав её вдоль .Так же прикрепил на место цеаккрином лексановые козырьки кабин,и приступил к нанесению надписей на модель.Завершающим этапом окраски любой модели является нанесение надписей ,опознавательных знаков,эмблем и т.д.На АИР-3 всего две надписи.Делаю всё ручным способом.Главной трудностью было забить выступающий на белом,как из под пятницы суббота,красный.Делается это нанесением промежуточного слоя серебрянки,а на неё белый цвет.
стабилизатор и киль
РП И РВ
оперение полностью
крыло
фюзеляж под покраской
кабины пилотов с окантовкой.Кант из кембрика.
надписи по трафарету из малярного скотча
надпись на правом борту
номер на левом борту
номер на левом борту
Ложементы рулевых машинок из 0.6мм текстолита усиленного накладками на циакрине .Применил тяги из бальзы с проволочными наконечниками для возможности замены при необходимости. Их вес по 3 гр. Бальзовая часть покрыта одним слоем циакрина . АИР проходит последние доводки перед испытаниями.Скомпоновал всю внутреннюю начинку .Долго искал место ,куда же вставить незаметно и доступно выключатель контроллера.Поставил другой БК т.е менее оборотистый Алигн на 2800 об/в и без редуктора. Облегчение от безредукторья внушительное -50гр и более лёгкий винт. Будет летать пока на 7-ми банках кадмия на 500мач.(зарядник для лития ещё не пришёл) .Взвешивал самолёт в сборе в редукторном варианте -620гр.Но ещё цилиндры вес дадут и лыжи. В безредукторном -560гр Аппаратура 4-х канальная.Портят вид ещё неоформленные"болты" узлов крепления стоек.Но до полных испытаний ,для возможности доделок,будет так, ибо не снимая крыла до кабин не добраться.Включатель борта нет возможности закомуфлировать-ни одного выступа на носовой части фюзеляжа.На капот нельзя,часто снимаемая часть.Енинственное место снизу фюзеляжа . Опасным соседом для всех проводов и потребителей является дюралевая моторама(проводник однако),непременно надо будет её окрасить.
серво РВ и РП в ложементе
бальзовые тяги к рулям оперения ,3-х граммовые.
начинка подкапотная:)
двиг. Align 400 2800kw регулятор Jeti 30A
лыжи для облёта
выключатель борта
расчалки центроплана
Теперь можно неторопясь заняться цилиндрами двигателя.
текстолитовые шайбы имитации цилиндра
будущие шайбы из фанеры Ф 0.8 мм для рёбер цилиндра
точим рёбра цилиндров
склеиваем шайбы ,чаредуя по диаметру
заготовки цилиндров для установки
закреплены на капоте двигателя
Немного подробностей:
Сами узлы навески центральных стоек крыла ,т.е кронштейны из 0.6 мм дюраля намертво вклеены в крыло.Стойки из того же материала…Стойки потом облегчены 2мм отверстиями , оклены липой для почности и отформованы .Применил “болты” из 1мм лески,но на срез они очень прочные.Кольца от кембриков что одеваются на провод в радиоэлектронике для изоляции.Вытягивается почти в 2.5 раза и даёт возможность одеть её на крючки из ОВС 0.8,которые накрепко вклеены в крыло,но при большом усилии способны вырваться не разрушив лонжерона.Кольца стремятся сразу приобрести свою прежнюю длину и хорошо натягивают расчалки.Крепление крыла схемы парасоль очень жёсткое,особенно на крутку. Собрал на циакрине цилиндры.Такой оребрёный бочёнок весит без расточки 1.8 гр.
Продолжил сборку “Вальтера”…В капоте выточены копийные отверстия у цилиндров ,в них и будет проходить охлаждение к двигателю,регу и аккумулятору.Приклеил проволочный имитатор рояльных петель на “съёмных” панелях капота.Головки цилиндров венчают приливы в последствии оребрёные
заготовки для головок цилиндра
отверстия ,“рояльные петли”
оребрение головки цилиндра
невысокие рёбра из нити пропитанной ЦА и ал .проволоки
выхлопные и впускные патрубки
грунтовка серебрянкой
толкатели,коромысла,свечи
примерка
сверху
спереди
опять сверху:)
Занялся переделкой под амортизацию шасси и изготовления колёс,т.к ещё стоят старые для общего вида.Пока готовлю материал для новой темы,есть время поизвращаться над моделью.Так я называю работу по повышению копийности модели мелкими деталями,которые не всякий копиист … а вообще то,если назвался копиистом,то не ленись делать как следует.Однако приборные доски ой как лень переделывать,да их за пилотами и видно не будет .Себя знаю,если сразу не сделаю,потом недосуг будет,обуревают новые идеи.(примечание автора :обурили ,не доделал:() Стойки шасси решил конкретно усилить.Оклеил их углетканью.Вставил ложементы оси колёс из нержавеющей стали 0.5мм ,да и ось применил потолще.Проблема возникла,не нашёл ОВС-3мм,а под снегом уже не найти.Выкрутился-взял из автоколпаков ,но только на одном из трёх оказалась ОВС 2.8 мм. Стойки готовы к покраске,но решил ставить их как у прототипа на копийные узлы крепления.Обрезал их на … под самый корешок. Стойки шасси готовы к покраске.Обтекатель оси обтянут углетканью,как и стойки на циакрине, прочность приобретая при этом бешенную,другого слова не найти.Шасси съёмное с амортизацией как у прототипа. .Узлы крепления стоек шасси изготовлены из дюраля тл.1мм и двумя клыками(забыл запечатлеть готовые) вклеены в фюзеляж. Стойки крепятся посредством дюралевых наконечников болтами Ф1.5 мм к которым припаяны тросики(расчалки) 0.3 мм.Расчалки натягиваются гайкой до звучания ноты СИ 3-й октавы 😒(в общем достаточно туго).
Шасси окрасил.Мотораму диэлектризировал.Лыжами По-2 поделился.
окраска цилиндров
ну,готово,что ли
дренажные трубки топливных баков центроплана
усиленные углем новые стойки шасси
окрашенные стойки шасси
моторама диэлектризована
всё вновь собрано и подготовлено к работе
серво готовы к работе
в заключении оплавление концов лески таким приспособлением
Погодку для полётов ,как украл -7гр .К вечеру с Ледовитого мороз принесло - минус 34 . Цифровик к концу съёмок при -9 гр замёрз и шторка обьектива не закрывалась,пока не отогрел.
О лётных качествах модели: Размах крыла 1.1 м , Sкр-16.5 дм/2 . полётный вес 630 гр,нагрузка на крыло 38 гр/дм2.Модель с винтом 7"5 ,имела не малую скорость полёта,на полном газе около 60кмч.Держится в горизонтальном полёте на полгаза,но не зависает против ветра 4-5 м.сек.Практически не боится ветра.Управление отличное, главное испытание прошёл боуденовый привод элеронов.Наблюдается не достаточная устойчивость по крену по причине малого угла V крыла. Но полёт на нём приятен,как на тренере в симуляторе.Так хочется на нём летать и летать,но зима виной вынужденному простою.Модель хорошо заметна в воздухе,хотя и имеет крыло белого цвета.Поднимал её до 100м,выше она малозаметна.Как нагреваются акк ,двигатель и контроллер к сожалению не проверил(руки замёрзли).После полёта сразу зарядил 500мач семибаночник (никель-кадмий)-взял заряда 377 мач,но модель при этом ещё держалась в воздухе ,почувствовав,что тяга немного снизилась повёл на посадку.
Ну что тут сказать:-Конец --всему делу венец ,а кто слушал – МОЛОДЕЦ!!!
Вот и весь СКАЗ…😎
бутафорские троса управления РВ
первый взлёт
полёт-посадка
Спасибо, Валера, за Сказку!
Точно говорят, что быстро сказка сказывается… вот и тут всего-то одна страничка форума. А сколько труда за ней стоит, вдохновения, сил, эмоций, терпения, мастерства…
Часто вспоминал эту твою модель, здорово, что можно будет перечитать отдельные ньюансы - огромное количество полезнейших советов и приемов!
Мотор - вообще шедевр! Хочется и самому попробовать сделать что-то подобное.
Я вот повозился с моторами на “Илье”, но еще тренироваться и тренироваться надо до нормального уровня.
Я так понял, мотор на АИРе коллекторный с редуктором.
Не было намерения сейчас безколлекторник поставить? Хотя если модель укомплектована и летает надежно - чего ее трогать. Ты как то упоминал, что и звук у него есть неплохой из-за редуктора
Спасибо, Валера, за Сказку!
Я так понял, мотор на АИРе коллекторный с редуктором.
Спасибо,Андрей, за тёплые слова! Align 400 это чисто бесколлекторный двигатель с большим kw на вольт (об/в). . Есть два двигателя на 3300 об/в и один на 2800 об/в .Его я и установил как прямоход. Двигатели предназначены для моделей вертолётов. Но и в варианте самолётного он нисколько не грелся .Он установлен на Аир-3 без редуктора.С редуктором у меня летает на таком двигателе АН-2 -тяга 1100 гр… Первый полёт ( и видео о АИР-3) был совершён более 3-х лет назад в 2006-м году.Тогда для испытаний у меня был лишь кадмиевый аккум . Сейчас модель летает на 1800 мач 3S1P c аналогичным весом 135 гр. Тяга на винте около 800гр. Взлёт совершенно некопийный😍 вертикальный😒 делает пилотаж,петли бочки. Вот на спине лететь не хочет, как кот -на ноги старается встать.Этим летом много на нём летал.Видео больше не снимал и время не замеряю - больше 15-ти мин Посадки без капотирования… но вместо капота с цилиндрами баласт устанавливаю,мало ли чего при посадках на песок.К копиям у меня отношение особое , без нужды не гроблю:)и не рискую если это возможно.
Вот ещё несколько фото нашёл по переделке и усилению стоек шасси - докладываю:).К ним у меня тоже свои требования - лучше прочные , чем наоборот. При их подламывании модель пострадает больше.Колёса ломаются,но не стойки.Ось гнётся,но не стойки.И место их заделки аналогично - очень надёжное и прочное.
Уважаемый Валерий, восхищаюсь вашим мастерством.
я очень хочу научиться строить копии, но пока вот не очень получается. Пока только арфы переделываю, учусь.
Теперь и у Вас.
Спасибо за такие подробные посты и описания с фото.
Всего вам доброго, удачи в работе и хобби, и конечно - только мягких посадок и погодки доброй.
Отличная работа!!! А почему бензопровод не сделали? 😉
бензопровод не сделали? 😉
В копии должны быть маленькие недоделки,чтобы не забывать о ней.На АИР и досок приборных нормальных ещё нет:)За-то трубки от ПВД изображены.Хороший стимул до полной доделки - соревнования.В нашей местности копиистов днём с огнём не сыщешь.Планеристы,бойцовки и гонки …
P.S. Дай срок,будут!😒
В копии должны быть маленькие недоделки,чтобы не забывать о ней.
Я уж и забыл ,что видео нормального полёта АИР не успел показать.Прошу прощения.Модель летает на акк Кокам 2000мач 3S1P. Диапазон скоростей может быть различен .Можно и копийно полетать… но иногда и пофорсить(форсаж) можно:)
Пока с титрами видео постоит, музыку наложу позже .Всё-же музыкальное сопровождение не даёт реального ощущения полёта…