C-1 Kawasaki - японец

fed
Concord:

… ссылку на подобную технологию финского моделиста лет 5 назад…

А есть эта ссылка или название темы? Очень интересно посмотреть!

Насчет армирования и веса.
Согласен, вопрос очень не простой. Пока я сформулировал цели и возможные пути решения конструктива. На то и эксперимент, чтобы почувствовать эти все моменты.

Вообще тут, как всегда в авиации, стоит многовариантная оптимизационная задача.
Все взаимосвязано. Увеличение веса тянет букет проблем (нужна большая энерговооруженность, большая жесткость, усиление шасси и т.д.) Его уменьшение зачастую избавляет вообще от некоторых проблем. мне больше нравится этот путь!
Кстати, резиномотоные копии наиболее ярко демонстрируют его преимущества.
В большой авиации все делается на границе прочности по полетным нагрузкам и небольшой коэффициент безопасности.
Вот и в этом проекте хочется пройтись по зыбкой границе нужной прочности и жесткости. Естественно я буду идти на усиления в крайних случаях (только если нельзя другие элементы облегчить😁)

Поясню этот принцип на следующем примере (надеюсь он будет у меня успешным):

Предстоит сделать T-образное оперение.
Предположим оно сделано полностью из потолочки, оклеено, имеет вес 100гр. Но на заключительном этапе выясняется, что это все хозяйство не очень жесткое и жесткости киля и хвостовой балки не хватает.
Что делать?
Вроде бы надо усилить балку и киль стрингерами, армированием и т.д. Получим дополнительный вес! причем в хвосте, который возможно потом прийдется компенсировать в носу не совсем полезным грузом. Увеличивается еще вес. Стойки шасси начинают вызывать опасения. Цепочка проблем!
А можно пойти другим путем. Уменьшаем вес стабилизатора (например переходим на бальзовую каркас без зашивки с мягкой общивкой. Уменьшается момент инерции. Жесткости киля теперь достаточно. А мы получили еще и разгрузку хвоста. Можно подумать о облегчении киля и хвостовой балки.

В общем впереди эксперимент на всех этапах.

А сегодня собрал киль на бальзовых лонжероне и кромках. вроде по ощущениям достаточо жесткая и легкая конструкция. Должна выдержать на себе стабилизатор.

первая примерка киля.

Irafas
fed:
  • Оклейка развертками на ПВА или аквалаке. (нужен будет эксперимент) Ожидается, что развертка увеличит свою площадь при размокании, тем самым, должно обеспечиться перекрытие стыков и дополнительная монолитность оболочки.

Приветствую, Андрей!
SOS! Очень переживаю, что на этой стадии, приведённой в Вашей цитате, после высыхания развёрток, бумага может повести и покрутить планер!!
“Развертка увеличит свою площадь при размокании”, и что дальше? - дальше, усыхая на поверхности, она потянет её за собой. Если такое произойдёт, то вернуть назад ровность будет почти невозможно.
Ну, не мне Вам рассказывать об этом 😌, но интуитивно мне чувствуется неладное на этом этапе…

fed
Irafas:

… после высыхания развёрток, бумага может повести и покрутить планер!!

согласен! операция тонкая, требующая хорошего знания технологии обтяжки. У меня накоплен многолетний опыт по обтягиванию бумагой пенопласта. Ньюансов тут хватает.

  • Нужно тянуть небольшими фрагментами(согласно раскрою обшивки)
  • нужно хорошо чувствовать силы натяжения и тянуть симметричные поверхности.
  • важна консистенция связующего, степень размокания
  • и еще много чего…

С крылом и оперением проблем не предвижу. А вот крупные круглые секции фюзеляжа… есть опасность их просадки, правда и шпангоутов нет…😁 Эксперимент однако…

есть три варианта связующего:
-ПВА наиболее соблазнителен. Должен дать напряженную обшивку, что в разы должно увеличить прочность конструкции. (классика оболочечных конструкций)
-аквалак
-“Дракон”/“Титан” не дает усадки, поэтому безопасен в этом плане. Есть большой опыт работы с ним при работе над “Пешкой”

Борисов
fed:

-ПВА наиболее соблазнителен. Должен дать напряженную обшивку

На мой взгляд, идеальная обивка пены (лобики, например) делается на жиденьком ПВА. А самая подходящая бумага - рулончик для факсов 210 мм - очень тонкая и чрезвычайно плотная. Можно порезать по 297 мм и в принтер. Заметно размокает и хорошо натягивается, можно работать на сферических поверхностях с большими радиусами.

Irafas
fed:

-“Дракон”/“Титан” не дает усадки, поэтому безопасен в этом плане. Есть большой опыт работы с ним при работе над “Пешкой”

Да, “Dragon” разведённый спиртом - мой любимый клей для дерева, пенопласта и угля 😃, он прочнее всех остальных клеев склеивает потолочку.
Его разведение до состояния жидкого эмалита позволяет войти в поры пены, упрочняя её своей корочкой, и при этом может дать очень малый остаток на поверхности бумажной обшивки и минимум веса.
------------
ЗЫ: если да, то аромат спирта в воздухе с такой площади будет неслабый 😃, но это получше, чем эмалит 😵

Brandvik

Лично я предпочитаю старый добрый ПВА со щепоткой обойного клея в качестве загустителя… отлично держит, хорошо тянет… Но вот никогда в голову не приходило покрывать потом AКВАлаком! Всегда только лак на полиуретановой основе. Нафиг надо что бы во время покрытия лаком повело то что так долго сохло в теньке 😃

GSL
fed:

Большой соблазн сделать копийное обратное V крыла, хоть и понимаю, что лучше бы ровное крыло делать, но хочется…😁

Ну так и надо делать обратное V. Его же не зря сделали на прототипе а чтобы устранить колебательную неустойчивость при больших углах атаки. Правда на прототипе как правило там еще демпфер рысканья стоит.
Ну даже если и появится спиральная неустойчивость. Вы же не собираетесь модель далеко от себя отпускать. А на малом расстоянии некоторая спиральная неустойчивость не мешает комфортно рулить.

boroda_de
Brandvik:

что бы во время покрытия лаком повело

Аквалак сильно не тянет при полимеризации (т.е. практически не тянет). По крайней мере Clou, который пользую.

Brandvik

Да не, дело не в том что тянет, а втом что отпускает то что уже натянуто, он то на водной основе и повторно размачивате бумагу, а потом когда полимеризуется уже ничем не выправишь если поведет.

fed

Установка киля
Киль вклеивается через вот такую стыковочную нервюру из более плотного пенопласта
Киль выставляется визуально вертикально на виде спереди. Нет ничего точнее модельного глаза 😁
Оформляется стыковка заднего схода крыла с фюзеляжем
вот теперь уже начинают вырисовываться очертания “Японца”
размер имеет значение Очень интересно работать с большим объектом после серии миниатюрных резиночек. Помогает правильно вес чувствовать!

СТАБИЛИЗАТОР

Стабилизатор будет сьемным, так как в салон авто фюз со стабилизатором не запихнуть.
Довольно непростое это Т-образное оперение. Масса вопросов требует решения и проверки:

  • больше всего беспокоит жесткость всей этой конструкции.
  • хочется иметь возможность переустановки угла установки стабилизатора.
  • стабилизатор имеет стреловидность и обратное V. Надо делать раздельные кабанчики для РВ. как реализовать управление ими?
  • фиксация стабилизатора
  • подвеска рулей. Делать или не делать осевую аэродинамическую компенсацию?
    -прочие…

Бальзовыми пластинами связываю лонжерон и кромку в месте установки стабилизатора.
стабилизатор имеет бальзовый пластинчатый лонжерон
стыковка консолей стабилизатора будет на сосновом штыре. пеналы штыря из сосновых полок с фанерными стенками
пеналы образуют еще один лонжерон. получается силовой треугольник. Вторая точка крепления консоли будет бамбуковым штырьком через липовые бобышки в передней части стабилизатора
предварительная установка стабилизатора
Закрываем внутренность стабилизатора второй пластиной обшивки. Передние кромки киля и стабилизатора будут формообразовываться из более плотного пенопласта
консоль стабилизатора весит 25гр.
А вес всего фюзеляжа с хвостовым оперением плавно прешел 300гр. отметку немного 😎

fed

Передний обтекатель пилона стабилизатора из шарикового пенопласта. Очень хорошо зачищать пенопласт с водой мелкой шкуркой - нет пыли и поверхность великолепно заполировывается без вырывов

Вот сюда будет установлен этот обтекатель
Передние кромки стабилизатора и киля сделаны из более плотного пенопласта (0,039г/см3) и вышкурены в профиль. из такого же пенопласта и законцовки. Рули высоты и направления решил сделать цельными из шарикового пенопласта. Три руля весят 12гр.

Рули будут иметь осевую аэродинамическую компенсацию, как на прототипе. Это также уменьшит нагрузки на сервы. Для подвески делается вот такой кронштейн навески. Петли традиционно применяю из 1мм фанеры, обмотанную восьмеркой капроновой нитью. Нет ничего надежней! С пенопластом надо тщательно продумывать силовые элементы. Так кронштейн будет втыкаться на клею в бальзовый лонжерон и кромку. Это распределит нарузки на силовые элементы.


Первая примерка руля. Вот так примерно он будет отклоняться
Верхний пилон стабилизатора получил и хвостовую часть обтекателя. Руль направления почти закончен, но пока окончательно не вклеен. Это будет после его обтяжки. По задней кромке киля установлены треугольные в сечении накладочки, закрывающие щель между килем и РН.
На очереди - рули высоты.

Tornatos

Очень классный проект, смотрю и радуюсь за Вас:), как это все здорово получается. Очень интересно посмотреть как эта птица полетит. Удачи.

fed

Самолет быстрее строится, чем проза пишется…😎

Хоть и не так быстро, как хочется, но со стапелей концерна “AIROBI” поступают отчеты о продвижениях в проекте “японца”.😁

Рули высоты подвесились аналогично РН, тоже будут с аэродинамической компенсацией. Это тем более важно, так как не хочется тяжелую машинку вешать на самый верх киля. Думаю, что JR-овской мини-машинки будет достаточно, но для проверки надо будет посчитать усилия на рулях. Потом доложу.
Щели закроются бальзовыми накладками.
Ну вот, оперение практически готово, но вклеивать штырь стабилизатора нет никакой возможности без установки крыльев, так как нужно снивелировать всю эту систему.

Посему бросаем оперение в самый разгар работ и …
начинаем заниматься стыковкой и установкой крыла. Но тут тоже все не так просто. Эти работы завязаны с шасси… что делать, все в авиации взаимосвязано…

Крыло у меня (вернеее у японца😁) будет цельное, без членения. Размах 2м должен засунуться в салон. А вес совсем не могу я набирать на стыковочных узлах. поэтому крыло будет по-пилотажному крепиться целиком к фюзеляжу - на двух буковых штырях и двух пластиковых винтах М4. А вот уже эти крепления и будут завязаны с шасси…

Выполняется стыковка по лонжеронам липовыми уголками. Эх, таки решился сделать копийное обратное V😍
Жуть как интересно посмотреть, как это я им рулить буду по крену?

Шкура с японца потихоньку облазит😁 Как же не посмотреть на монстрика? Производственные площади концерна на пределе своих возможностей…😁

Вот все было интересно, как же все таки приатачить шасси к этому пенопластовому дирижаблю, у которого пока нет ни одного силового элемента внутри…😇
Как и ожидалось, решение явилось и оказалось весьма простым.
Шасси будет не убирающееся. В этой технологии и подходе думаю нет резона уходить в уборку шасси. Не тот проект! А вот получить максимальную надежность посадочной системы с минимальным весом нужно безусловно.
Передняя стойка будет поворотной, для выруливания на взлетку с 50-ю японцами на борту.
В общем постараюсь показать весь подход к шасси по мере исполнения.

Основным силовым элементом будут три таких двухполочных лонжерона, в которые через липовые бобышки и будут установлены стойки шасси.
Лонжероны будут установлены по центру днища фюза (для передней стойки) и в гондолах шасси. Они передадут и распределят усилия от шасси на всю пенопластовую оболочку. И кроме этого будут жестко связаны с креплениями крыла.
Сами стойки из ОВС 3мм

Irafas
fed:

Эх, таки решился сделать копийное обратное V😍
Жуть как интересно посмотреть, как это я им рулить буду по крену?

Мне кажется, такое руление креном у Вас было уже много раз - достаточно было перевернуть на спину самолёт с нижним расположением V-крыла 😃. Ничего нового и неожиданного! А у японца ещё и профиль будет оставаться в нормальном положении, а не в инверте.

ЗЫ: как он напоминает сейчас без мотогондол АН-74 - копия! (если ещё и заднюю кромку стаба выровнять, то вощще) 😃

GSL
Irafas:

Мне кажется, такое руление креном у Вас было уже много раз - достаточно было перевернуть на спину самолёт с нижним расположением V-крыла 😃. 😃

Если звезды зажигают… Если делают отрицательное V значит это зачем то нужно.

Стреловидное крыло дает устойчивость по крену. Иногда даже лишнюю, переходящую в колебательную неустойчивость. Особенно в случае высокоплана. Поэтому и делают отрицательное V чтобы привести коэффициент момента крена от скольжения к нормальным значениям. Настоящим самолетом тоже ведь живые люди управляют и они как и моделисты любят комфортное управление.
Откуда такое мнение что авиаконструкторы на этом самолете решили им экстрим устроить и заставили на проволоке балансировать.

boroda_de

Мне думается, что японцы хотели обратным Вэ уменьшить поперечную стабильность, из-за стреловидного крыла. Рулить высокопланом со стреловидным крылом иначе было-бы тяжелее (в смысле бОльшие рулевые поверхности и бустеры понадобятся). А моделисту на модели транспортника стабильность всегда на руку, ну если только бочки на минимальной высоте не крутить.
Желаю “Самураю” успехов 😃

13 days later
fed

Приветствую, уважаемый форум!
проект потихоньку идет вперед…
Спартанские стойки шасси
Силовые элементы шасси образуют внутри фюза связную платформу
вырезан проем под первый грузовой люк
Передний узел крепления крыла двумя буковыми штырями
Сзади крыло фиксируется двумя пластиковыми винтами М5

НОС
Собственно, ради чего весь этот проект и затевался, - так это шикарный нос японца😁


растим мясо…

Обрастаем “наростами” и “бородавками”

Принято принципиальное решение по обтяжке - отделке. Решил обтягивать весь пенопласт тонкой бумагой от упаковок (что-то типа папиросной, но гораздо прочнее, уд.вес 35г/м2) на жидком ПВА. Нос обтянул пергаментом на ПВА. Очень замечательная поверхностная прочность получается

Передняя часть фюза обтянута
Для закрепления обшивки и в качестве грунта применяется акрил для радиаторов с красителем. Поверхностная твердость очень увеличилась. Отлично шкурится!

“японамать”😁😉

alex144

C интересом наблюдаю за всеми твоими проекатами, Андрей! Правда, свистки меня привлекают значительно меньше, чем винтовые. Хотелось-бы продолжения темы ТБ. Кстати , совершенно случайно нашел под столом кусок микропорки толщиной 20 мм. Помнится, ты страдал отсутствием материала на колеса ТБ. Сколько тебе надо, если подходит по толщине?

Exception13
fed:

Собственно, ради чего весь этот проект и затевался, - так это шикарный нос японца

такой красавенный аппарат и так испортить. Я так надеялся что этого страшного клюва Вы не станете делать…