СЛА (прототипы и модели)

Orel

Открывая новую тему, хочу заполнить большую брешь в информации поступаемой строителям и любителям этого класса летательных аппаратов. Абревиатура СЛА обозначала в первом своём значении - Самодельный летательный аппарат. Но с ходом времени эти , всем известные , три буквы стали именоваться , как Сверхлёгкий Летательный Аппарат с полётным весом до 500 кг.
В своей молодости я много лет занимался СЛА .Это были незабываемые годы.В стране росло колличество энтузиастов и самодеятельных конструкторских коллективов ,которыми построено множество различных самолётов ,планёров ,вертолётов,автожиров , дельталётов , парапланов , ультралайтов , экранопланов и другой летающей техники .
Тема открыта не спроста . Многим обитателям этого сайта есть,что рассказать и показать .
Для закваски я выложу несколько фотографий мотопланера “Фламинго” ,который был построен мной и при помощи членов нашего небольшого коллектива энтузиастов образовавшегося в середине 80-х годов.
rcopen.com/forum/f82/topic176274 Разговор о СЛА начался с этого…

в строительстве

на полётах

СЛА - это тоже авиация .Малая авиация.И она привлекательна не только для самих любителей СЛА ,но и для копиистов . По-этому разговор пойдёт именно в этой ветке форума ,т.к сверхлёгкие летательные аппараты являются прототипами для постройки летающих моделей.
Я уверен,что тема станет популярной и коллеги многое смогут почерпнуть из неё для себя…
В добрый путь!

FAV112

Очень интересная тема!
Расскажите,как проходили испытания?
Какие полетные характеристики удалось получить?
Получилось ли выпаривать на вашем планере?
Какова его судьба сейчас?

Gusha

Валерий? А сейчас Вы себя балуете полётами на подобных планерах?

Orel
FAV112:

Очень интересная тема!
Расскажите,как проходили испытания?
Какие полетные характеристики удалось получить?
Получилось ли выпаривать на вашем планере?
Какова его судьба сейчас?

Строительством СЛА мы занялись с другом в 86-м .Спроектировали первый свой самолёт и начали строить.Это был цельнодюралюминиевый биплан.Делали мы его по подобию “Зелика”. Плоскостями служили элероны и закрылки от Ан-2.Но после изготовления клёпаного фюзеляжа я понял ,что это пока не наш материал.Без нормальных приспособлений здесь не обойтись. Друг верил в этот аппарат и продолжил работу над ним ,а я занялся Фламинго .Как авиамоделисту ,мне были ближе деревянные конструкции. Долгих 3 года строился Фламинго.В нашу группу влились ещё два энтузиаста. С расчётами помогали авиаинженеры. Мы искали по округе всё, что нам должно было пригодиться. Самым сложным в строительстве было найти прямослойную сосну для лонжеронов крыла .Полки лонжеронов переклей 24*32 мм с фанерной 3мм стенкой и обшивкой лобика крыла 1 мм фанерой. Перкаля достать не удалось и я весь планер обшил простым ситцем на эмалите с прошивкой его к нервюрам пролакированной нитью и заделкой швов киперной лентой. Креслом пилота послужило сиденье от картинга. Носовой обтекатель фюзеляжа выполнен на пенопластовом пуансоне ,стеклопластиковый , съёмный.Нервюры 12*10 мм. Строился первоначально Фламинго ,как планёр .Но время шло и взгляды на проект менялись.У нас появился подходящий двигатель и я установил его на планёр.Сначала для центровки в планерном варианте крыло имело небольшую обратную стреловидность. Теперь после установки двигателя стреловидность пришлось менять.Так же была усилена дополнительными накладками хвостовая ферма фюзеляжа. Снова были расшиты корни крыла и стреловидность была установлена в ноль. Двигатель имел мощность 30 л.с .Для него я изготовил толкающий винт.
Самолёт испытывали пилоты-инструкторы из ДОСААФ. После пару пробежек по площадке ,пилот сразу поднял его в воздух.Наш “аэродром” находился 900 м над уровнем моря .Самолёт поднимался ещё на 800 м. Скороподъёмность на взлёте 1 м/сек.Взлётная скорость 45 км/ч , максимальная 75 км/ч , в пологом пикировании - 95 км/ч . Постепенно Фламинго модернизировался . Были установлены основные стойки шасси . Колёса от мотороллера .т.к в них имелись тормозные барабаны. Двигатель был заменён на РМЗ 640 с редуктором. Скороподъёмность увеличилась.
Планер ловил восходящие потоки ,но целью в полётах это не являлось.Самолёт много эксплуатировался. Летали на нём наши фирменные пилоты ,друзья лётчики -пенсионеры. А мы учились на Ан-2 и Як-18Т (подпольно,конечно). На своём самолёте я уже достаточно хорошо рулил по полосе ,но совершать самостоятельный полёт духу не хватало. Однажды я его оторвал от полосы ,причём так резко он у меня взмыл ,что я еле успел парировать и посадить его на полосу. Он гораздо менее инертен чем настоящие самолёты . Параллельно со строительством СЛА мы занимались дельтапланеризмом.На этих аппаратах я познавал небо…Полёт подобен птице (ощущение птичьего полёта).
В 90-х я сменил место жительства. Аппарат остался у друзей. Я часто навещаю их .Самолёт находится в консервации и на нём больше не летали.

гонка двигателя
перед взлётом
лети-и-и-т!
эмоции было не скрыть… это была моя звёздная минута!

Gusha

Вчера в Авиаторах показывали Ваших коллег - самостроецев СЛА! Отважный народ всё-таки - собрать практически всё на коленках в гаражно-подвальных помещениях, поднять в воздух и удачно приземлиться - говорит о классе мастерства! Жаль у нас эту тему, как и многие другие не развивают((

Broken_Man

Вот, я строю одноместный деревянный планер "по мотивам " немецкого планера Ulf-1 www.avia-master.ru/forum2/showthread.php?t=1062&pa…

А в качестве прототипов для посторйки моделей СЛА- самая благодатная тема!

Например популярный сейчас у самодельщиков самолёт семейства Hi-max.

MaestroEv

Однажды увидел вот это:

givac.fsavia.com/?p=139

Говорят Кит. Маленький и пилотажный… мечта может стать реальностью…

КБ_МАСШТАБ

Я принимал участи е в строительстве этого самолёта, а также был участником одного из первых СЛА-87





ZigZag_ZZ

А мне очень нравится Кри-Кри, особенно ролик ,где конструктор-пилот вынимает из багажника детали и за 15 минут собирает и взлетает, слов небыло!
www.itlicorp.com/news/2216/
alexnik1945.narod.ru/powerkri.htm
Безумству храбрых, пою я песню, преклоняюсь перед самодельщиками!!!

Петрович

О и дня не прошло как темка зажила…
А у нас на аэродроме мужики сами строят Пайперы, говоряд уже очередь желающих приобрести…

Петрович

А этот сюжет попавший в последний выпуск Авиаторов снимали тоже у нас в 2008г

Orel
Петрович:

О и дня не прошло как темка зажила…

Действительно,Валера,ты был прав , сколько ещё не высказанного есть у коллег, и поделиться пережитым и вспомнить былые времена.Спасибо коллеги за поддержку темы.Надеюсь ,что она будет постоянно пополняться новыми материалами не только о прототипах былых времён,но и новыми. Я давно уже не занимаюсь сверхлёгкой авиацией ,но увидев вновь знакомые очертания и обводы самодельных летающих аппаратов,защимит сердце - и я когда-то прикоснулся к большому небу. Хотелось бы видеть здесь чертежи и фото различных СЛА. Не будем забывать , что по ним можно и нужно строить модели-копии .К этому классу,конечно,некоторые относятся предвзято. Но не уважать его нельзя. Творения самодеятельных конструкторов я ценю намного больше, чем обеспеченными всем необходимым больших КБ. Да , в подвалах и гаражах создавались и создаются часто эти небольшие летающие конструкции способные поднять человека и в большинстве своём людьми без авиационного образования. но твёрдо верящие в свою мечту .Лучшие принимают участие на слётах СЛА.Но сколько ещё существует таких же летающих машин о которых мы ещё не знаем .И о Фламинго тоже ранее никто не знал😒эти фото публикуются впервые.У меня ещё есть их десятка три:) в процессе продолжения темы опубликую
Моё огромное уважение всем строителям СЛА !

FAV112

вот идеальный аппарат для воспроизведения в качестве авиамодели,причем метров так 5-6 размахом:

ДАК
Петрович:

О и дня не прошло как темка зажила…
А у нас на аэродроме мужики сами строят Пайперы, говоряд уже очередь желающих приобрести…

Врядли очередь уже стоит! Тот, кто хочет себе купить СЛАшку- может это сделать у фирм, которые этим профессионально занимаются и, или заказать у них модель, которая им нравится. В у “мужиков”, которые сами строят- никто не будет заказывать, стрёмно это. Кто будет нести ответственность?! На каком основании будет страховка, кто её прогарантирует?
А модели СЛА- люди делают,- копиисты. Это очень может быть малюсенький клуб любителей. Но большинство СЛАшных экземпляров- это вещь в себе, упрощённые ЛА под возможности “домостроя”.
Хотя, копий моделей любительских (СЛАшных) планеров строят много.
О! Когда начал писать сообщение- ещё не было верхнего фото с планером.

Orel
Gusha:

Вчера в Авиаторах показывали Ваших коллег - самостроецев СЛА! Отважный народ ((

Да,Сергей, я смотрел этот выпуск! Не часто балуют нас такими репортажами:(

FAV112

Если интересно по планерам,могу еще выложить.
Я в свое время собирался строить такой(всмысле в таком стиле).1:1.

Orel
FAV112:

Если интересно по планерам,могу еще выложить.

Да конечно же ! Всё что является сверхлёгкой или самодельной авиацией место в этой теме.Даже больше удовольствие приносит созерцание конструкции без обтяжки:),но и в готовом виде тоже радует глаз .
Желательно указывать название аппарата ,если это возможно.

FAV112

выкладываю элементы конструкций планеров Hutter_17A и Slingsby_T30A

еще

И еще:(маленький оффтоп,навеянный темой…)
Если найдутся единомышленники-любители старинных планеров,я готов приступить к совместной постройке 1:1.
Желательно Москва-область.

ДАК

Народ, порстите, осклерозил!
У Кондратьева в книге есть все примерные чертежи. А по планерам- в сети есть книга, в которой приведены РАБОЧИЕ чертежи. Мы по ней помагали восстанавливать МАК15. У меня это всё есть на другом винте.
Но на Слашных сайтах эти книгиесть, ибо - настольные!

Петрович

Любители начинали авиацию, вспомните Икара, братьев Райт… Когда у любителей стало получатся права на летание узурпировали государства, но истребить любителей невозможно… Всеравно будут строить и летать!
СЛА есть даже в Монинском музее ВВС:

А наши планера Г-2, Ск-3 покрасивше будут!
В 70-х гг. был класс РУ копий планеров, даже на ЧМ, но потом както сошел на нет…