СЛА (прототипы и модели)
Открывая новую тему, хочу заполнить большую брешь в информации поступаемой строителям и любителям этого класса летательных аппаратов. Абревиатура СЛА обозначала в первом своём значении - Самодельный летательный аппарат. Но с ходом времени эти , всем известные , три буквы стали именоваться , как Сверхлёгкий Летательный Аппарат с полётным весом до 500 кг.
В своей молодости я много лет занимался СЛА .Это были незабываемые годы.В стране росло колличество энтузиастов и самодеятельных конструкторских коллективов ,которыми построено множество различных самолётов ,планёров ,вертолётов,автожиров , дельталётов , парапланов , ультралайтов , экранопланов и другой летающей техники .
Тема открыта не спроста . Многим обитателям этого сайта есть,что рассказать и показать .
Для закваски я выложу несколько фотографий мотопланера “Фламинго” ,который был построен мной и при помощи членов нашего небольшого коллектива энтузиастов образовавшегося в середине 80-х годов.
rcopen.com/forum/f82/topic176274 Разговор о СЛА начался с этого…
СЛА - это тоже авиация .Малая авиация.И она привлекательна не только для самих любителей СЛА ,но и для копиистов . По-этому разговор пойдёт именно в этой ветке форума ,т.к сверхлёгкие летательные аппараты являются прототипами для постройки летающих моделей.
Я уверен,что тема станет популярной и коллеги многое смогут почерпнуть из неё для себя…
В добрый путь!
Очень интересная тема!
Расскажите,как проходили испытания?
Какие полетные характеристики удалось получить?
Получилось ли выпаривать на вашем планере?
Какова его судьба сейчас?
Валерий? А сейчас Вы себя балуете полётами на подобных планерах?
Очень интересная тема!
Расскажите,как проходили испытания?
Какие полетные характеристики удалось получить?
Получилось ли выпаривать на вашем планере?
Какова его судьба сейчас?
Строительством СЛА мы занялись с другом в 86-м .Спроектировали первый свой самолёт и начали строить.Это был цельнодюралюминиевый биплан.Делали мы его по подобию “Зелика”. Плоскостями служили элероны и закрылки от Ан-2.Но после изготовления клёпаного фюзеляжа я понял ,что это пока не наш материал.Без нормальных приспособлений здесь не обойтись. Друг верил в этот аппарат и продолжил работу над ним ,а я занялся Фламинго .Как авиамоделисту ,мне были ближе деревянные конструкции. Долгих 3 года строился Фламинго.В нашу группу влились ещё два энтузиаста. С расчётами помогали авиаинженеры. Мы искали по округе всё, что нам должно было пригодиться. Самым сложным в строительстве было найти прямослойную сосну для лонжеронов крыла .Полки лонжеронов переклей 24*32 мм с фанерной 3мм стенкой и обшивкой лобика крыла 1 мм фанерой. Перкаля достать не удалось и я весь планер обшил простым ситцем на эмалите с прошивкой его к нервюрам пролакированной нитью и заделкой швов киперной лентой. Креслом пилота послужило сиденье от картинга. Носовой обтекатель фюзеляжа выполнен на пенопластовом пуансоне ,стеклопластиковый , съёмный.Нервюры 12*10 мм. Строился первоначально Фламинго ,как планёр .Но время шло и взгляды на проект менялись.У нас появился подходящий двигатель и я установил его на планёр.Сначала для центровки в планерном варианте крыло имело небольшую обратную стреловидность. Теперь после установки двигателя стреловидность пришлось менять.Так же была усилена дополнительными накладками хвостовая ферма фюзеляжа. Снова были расшиты корни крыла и стреловидность была установлена в ноль. Двигатель имел мощность 30 л.с .Для него я изготовил толкающий винт.
Самолёт испытывали пилоты-инструкторы из ДОСААФ. После пару пробежек по площадке ,пилот сразу поднял его в воздух.Наш “аэродром” находился 900 м над уровнем моря .Самолёт поднимался ещё на 800 м. Скороподъёмность на взлёте 1 м/сек.Взлётная скорость 45 км/ч , максимальная 75 км/ч , в пологом пикировании - 95 км/ч . Постепенно Фламинго модернизировался . Были установлены основные стойки шасси . Колёса от мотороллера .т.к в них имелись тормозные барабаны. Двигатель был заменён на РМЗ 640 с редуктором. Скороподъёмность увеличилась.
Планер ловил восходящие потоки ,но целью в полётах это не являлось.Самолёт много эксплуатировался. Летали на нём наши фирменные пилоты ,друзья лётчики -пенсионеры. А мы учились на Ан-2 и Як-18Т (подпольно,конечно). На своём самолёте я уже достаточно хорошо рулил по полосе ,но совершать самостоятельный полёт духу не хватало. Однажды я его оторвал от полосы ,причём так резко он у меня взмыл ,что я еле успел парировать и посадить его на полосу. Он гораздо менее инертен чем настоящие самолёты . Параллельно со строительством СЛА мы занимались дельтапланеризмом.На этих аппаратах я познавал небо…Полёт подобен птице (ощущение птичьего полёта).
В 90-х я сменил место жительства. Аппарат остался у друзей. Я часто навещаю их .Самолёт находится в консервации и на нём больше не летали.
гонка двигателя
перед взлётом
лети-и-и-т!
эмоции было не скрыть… это была моя звёздная минута!
Вчера в Авиаторах показывали Ваших коллег - самостроецев СЛА! Отважный народ всё-таки - собрать практически всё на коленках в гаражно-подвальных помещениях, поднять в воздух и удачно приземлиться - говорит о классе мастерства! Жаль у нас эту тему, как и многие другие не развивают((
Вот, я строю одноместный деревянный планер "по мотивам " немецкого планера Ulf-1 www.avia-master.ru/forum2/showthread.php?t=1062&pa…
А в качестве прототипов для посторйки моделей СЛА- самая благодатная тема!
Например популярный сейчас у самодельщиков самолёт семейства Hi-max.
Однажды увидел вот это:
Говорят Кит. Маленький и пилотажный… мечта может стать реальностью…
А мне очень нравится Кри-Кри, особенно ролик ,где конструктор-пилот вынимает из багажника детали и за 15 минут собирает и взлетает, слов небыло!
www.itlicorp.com/news/2216/
alexnik1945.narod.ru/powerkri.htm
Безумству храбрых, пою я песню, преклоняюсь перед самодельщиками!!!
О и дня не прошло как темка зажила…
Действительно,Валера,ты был прав , сколько ещё не высказанного есть у коллег, и поделиться пережитым и вспомнить былые времена.Спасибо коллеги за поддержку темы.Надеюсь ,что она будет постоянно пополняться новыми материалами не только о прототипах былых времён,но и новыми. Я давно уже не занимаюсь сверхлёгкой авиацией ,но увидев вновь знакомые очертания и обводы самодельных летающих аппаратов,защимит сердце - и я когда-то прикоснулся к большому небу. Хотелось бы видеть здесь чертежи и фото различных СЛА. Не будем забывать , что по ним можно и нужно строить модели-копии .К этому классу,конечно,некоторые относятся предвзято. Но не уважать его нельзя. Творения самодеятельных конструкторов я ценю намного больше, чем обеспеченными всем необходимым больших КБ. Да , в подвалах и гаражах создавались и создаются часто эти небольшие летающие конструкции способные поднять человека и в большинстве своём людьми без авиационного образования. но твёрдо верящие в свою мечту .Лучшие принимают участие на слётах СЛА.Но сколько ещё существует таких же летающих машин о которых мы ещё не знаем .И о Фламинго тоже ранее никто не знал😒эти фото публикуются впервые.У меня ещё есть их десятка три:) в процессе продолжения темы опубликую
Моё огромное уважение всем строителям СЛА !
О и дня не прошло как темка зажила…
А у нас на аэродроме мужики сами строят Пайперы, говоряд уже очередь желающих приобрести…
Врядли очередь уже стоит! Тот, кто хочет себе купить СЛАшку- может это сделать у фирм, которые этим профессионально занимаются и, или заказать у них модель, которая им нравится. В у “мужиков”, которые сами строят- никто не будет заказывать, стрёмно это. Кто будет нести ответственность?! На каком основании будет страховка, кто её прогарантирует?
А модели СЛА- люди делают,- копиисты. Это очень может быть малюсенький клуб любителей. Но большинство СЛАшных экземпляров- это вещь в себе, упрощённые ЛА под возможности “домостроя”.
Хотя, копий моделей любительских (СЛАшных) планеров строят много.
О! Когда начал писать сообщение- ещё не было верхнего фото с планером.
Вчера в Авиаторах показывали Ваших коллег - самостроецев СЛА! Отважный народ ((
Да,Сергей, я смотрел этот выпуск! Не часто балуют нас такими репортажами:(
Если интересно по планерам,могу еще выложить.
Я в свое время собирался строить такой(всмысле в таком стиле).1:1.
Если интересно по планерам,могу еще выложить.
Да конечно же ! Всё что является сверхлёгкой или самодельной авиацией место в этой теме.Даже больше удовольствие приносит созерцание конструкции без обтяжки:),но и в готовом виде тоже радует глаз .
Желательно указывать название аппарата ,если это возможно.
Народ, порстите, осклерозил!
У Кондратьева в книге есть все примерные чертежи. А по планерам- в сети есть книга, в которой приведены РАБОЧИЕ чертежи. Мы по ней помагали восстанавливать МАК15. У меня это всё есть на другом винте.
Но на Слашных сайтах эти книгиесть, ибо - настольные!
Любители начинали авиацию, вспомните Икара, братьев Райт… Когда у любителей стало получатся права на летание узурпировали государства, но истребить любителей невозможно… Всеравно будут строить и летать!
СЛА есть даже в Монинском музее ВВС:
А наши планера Г-2, Ск-3 покрасивше будут!
В 70-х гг. был класс РУ копий планеров, даже на ЧМ, но потом както сошел на нет…
Насколько мне известно,в Европе очень много любителей гигантских копий планеров,их затягивают копийными буксировщиками или же пуляют со склонов.
Будете смеяться, но в RC я пришёл почти оттуда…
думал строить Питенполь Эиркэмпер… чертежи купил, гараж арендовал…
упс… жена наложила вето… типа семья-дети-а если вдруг чего…?
вот и подался “модельки запускать” 😃
ПыСы… но тема не забыта… тьфу 3 раза… вроде как иду учиться… как раз на СЛА…
У меня аналогичная ситуация.
С крыльями или готовыми пилотами не рождаются, все как то приходят к этому по жизни…
Тут вот в свое время выкладывал много по СЛА, может еще работает…
www.sam-sebe-sla.narod.ru
Вот еще один замечательный форум в эту тему:
www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl
А как быть с вопрос разрешения на полёты? Я так понимаю у нас в стране 2 пути взлететь - или через запрет, или через бюрократию+время.
Допустим появилось у меня время и деньги, проект освоен, крылья готовы нюхнуть воздух - могу ли я в этот момент взлететь?