Документация на Мораву Л-200

majoro

Товарищ (серебрянный призер Европы по ракетомоделизму) вынашивает планы возвращения в авиамоделизм через создание копии чешского двухмоторного йероплана Морава Л-200, хочет 100% копию в матрицах. Самолет не самый редкий, но, как оказалось, совсем бедновато с документацией. Инет прошерстили - мало полезного, только общие виды. Достоверно знаем, что несколько бортов летают в России, и один из них точно в Казани. Помог бы кто с фотодеталировкой за Христа ради? (Нельзя потенциального авиамоделиста в ракетчики отпускать!) 😢

yablokov

В Монино стоит Морава,во вполне приличном состоянии.Расцветка желтая с белым и красным(стандарт вообщем)Стоит в закрытом ангаре.

Hainov

Давно болею этой темой, все, что было в инете перерыл. Инфы, в принципе, много.

На форуме Ассоциации экспериментальной авиации есть владелец Моравы , человек отзывчивый, думаю в фотках не откажет.
www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1175601487

Igor24

Я видел довольно качественный чертёж.В конце 70-х ДОСААФ издало папку с голубой обложкой АВИАМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ в формате А4 на отдельных листах чертежи всех классов того времени.Там была и МОРАВА. Достоверно утверждать не могу.годиков прошло не мало.

Irafas

Морава - один из моих любимых самолётов с детства - потому, что летал он меня из Одессы в Измаил к бабушке 😃. И ещё потому, что он красивый.
В Гоогле по набору названия самолёта выскакивает несколько объявлений о продажах его, например -
avtobazar.ua/raznoe/1-948821-1.html
avtobazar.ua/morava-l-200-d-zaporozhe-1-1808028-1.…

Вполне возможно, что выйдя на хозяина, можно договориться с ним о фото сессии конкретного прототипа, и набрать из этого материала достойную документацию для копии.

pakhomov4

Хочется предупредить возможного строителя данного аппарата - прототип имеет весьма непростую конструкцию передней стойки… В смысле обеспечения необходимой прочности на модели…

Валерий_Владимирович
majoro:

Достоверно знаем, что несколько бортов летают в России, и один из них точно в Казани. Помог бы кто с фотодеталировкой за Христа ради? (Нельзя потенциального авиамоделиста в ракетчики отпускать!)

А в Казани,-где конкретно? На ближайших аэродромах не встречал…

Hainov
pakhomov4:

прототип имеет весьма непростую конструкцию передней стойки…

Конструкция там как раз обычная, но вот только тоненькое все, ажурное. Если делать копийные стойки, то только сварные из стали или титана. Алюминий при соблюдении масштабных сечений не выдержит точно.

А еще там прикольное управление носовым колесом через крохотный карданчик.

Irafas
pakhomov4:

…прототип имеет весьма непростую конструкцию передней стойки…

С таким боязливым взглядом на проблемы лучше вообще не задумывать проект постройки копии самолёта.

Chinsky

У меня есть чертеж из чехословацкого моделяра, в неплохом расрешении. Если интересует - найду и выложу

Vasilis

Если дадите - будет очень хорошо…

majoro

Даже не ожидал такого активного обсуждения! Друзья, спасибо! По ссылкам прошел, нашел некоторые интересные фото и РАР-овскую монографию из Летецтви и козмонавтика. Когда то выписывл этот журнал, но… за давностью лет ничего не сохранилось, кроме некоторых подборок.

Валерий_Владимирович:

А в Казани,-где конкретно? На ближайших аэродромах не встречал…

Не знаю. Вот этот самый товарищ, который собирается делать Мораву, видел сей самолет будучи там на соревнованиях ракетчиков, но сфотать не сумел по разным причинам. Попробую уточнить

А вот еще вопрос такой. На такой модификации что в носовой части? Фары (а зачем?) Окна для дополнительного обзора под ногами? Интересно, это серийная модификация или самопал?

Hainov
Chinsky:

Если интересует - найду и выложу

Конечно, выкладывайте!

Валерий_Владимирович
majoro:

Фары (а зачем?)

Фары необходимы для посадки ночью. У Л-410 тоже в носу стоят.

publ.lib.ru/…/_''Modelist-konstruktor''_1967_.html См №7

Еще эти самолеты изображали в киноэпопее " Освобождение" (Фильм про войну) немецкие МЕ-110. А Злины- Мессеров…

majoro:

на соревнованиях ракетчиков

скорее всего видел на аэродроме ДОСААФ “Куркачи”,там часто проводят соревнования. Это наверное залетный"товарищ" был.

majoro

В носу и в щитке шасси фары были всегда, а я спрашиваю про фары по бортам (или это не фары?).Или это такая качественная аэрография???
Кажется, вот этот самый борт размещается в Мячково…

majoro
Валерий_Владимирович:

скорее всего видел на аэродроме ДОСААФ “Куркачи”,там часто проводят соревнования. Это наверное залетный"товарищ" был.

Валерий, спасибо! Видели Мораву в Казани лет 6-7 назад. Название аэродрома уточняем. (Товарищ вспоминает, что тогда в грозу рядом с аэродромом газопровод повредило и было большое зарево.) Пытаем участников тогдашних соревнований

В старой подшивке “Летецтви и космонавтика” нашли монографию по Мораве с чертежами, которые вполне могут послужить основой документации…

vbrf
majoro:

Окна для дополнительного обзора под ногами?

Извините,не заметил знак вопроса - похоже - окна.
Про этот конкретный борт - прочитайте подпись под фото.
Стоит поискать на сайте АЭА.

Санек301
Irafas:

С таким боязливым взглядом на проблемы лучше вообще не задумывать проект постройки копии самолёта.

Товарищ правильно подметил что с носовой стойкой могут возникнуть проблемы. Я как-то пытался вычертивать Мораву и получилось что никакой фабричный механизъм передней стойки дуда не пойде . Только самодел. А ето не все могут.

valek82
majoro:

В носу и в щитке шасси фары были всегда, а я спрашиваю про фары по бортам (или это не фары?).Или это такая качественная аэрография???
Кажется, вот этот самый борт размещается в Мячково…

Скорее всего, что это черное пятно в соответствии с общей художественной концепцией окраски данного самолета (просто там отражается кусок передней кромки).

GALL

Я этот борт отснимал немного в Житомире на слете… могу выложить ,если надо…

vbrf

Классно нарисовано! Как очаг в коморке папы Карло!😁