Эксперимент постройки гидроплана АСК-62 с помощью 3Д-печати
Т.к. недавно совпало несколько событий (краш Puddle Twin XL + Выход нового самолета-амфибии АСК-62 + откалибровал 3Д-принтер на работе + отпуск), то решил попробовать построить то, что еще никто не строил, а именно амфибию АСК-62 с помощью 3Д-печати.
Пока строю 3Д-модель в 3ds max в масштабе 1:1, потом буду понижать до размаха ~1,4-1,6м (зависит от того, потянет элект-а с Твина или нет) с переделкой некоторых элементов в угоду летным качествам, но буду стараться сохранять копийность. Скорее всего поменяю толкающую на тянущую схему, т.к. боюсь, что с такими движками как у меня, чистой тяги без обдува крыла может не хватить.
Пока моделю, буду ждать еще чертежей (обводов фюза и плоскостей) от компании-разработчика (запрос отправил, обещали подумать при наличии свободного времени).
Ссылка на обсуждение и т.д. АСК-62 на форуме Ассоциации Экспериментальной Авиации.
Электровооружение - общий вес ~ 400гр без АКБ (+250гр):
Моторы: Turnigy L2210-1400 Bell Style Motor (210w) *2 - суммарная тяга до 1760гр.
Регули: Hobby King 30A ESC 3A UBEC *2
Винты:Hobbyking™ 3-Blade Propeller 9x4.5 Black / Aerostar Composite Propeller 9x6
АКБ:ZIPPY Flightmax 2650mAh 3S1P 20C + Turnigy 3000mAh 3S 20C
Сервы: HXT900 Micro Servo 1.6kg / 0.12sec / 9g
Габаритные огни: Turnigy R/C LED Lighting System + Dr. Mad Thrust Electronic On/Off Switch
Буду рад комментам и полезным советам.
Пара скринов с процесса и той электроники, которая будет установлена (осталась от Твина):
с помощью 3Д-печати.
На каком принтере, в какой технике, с какими материалами? Печать-печати “не два пара в сапоге”. Имеешь опыт проектирования для 3D печати? Знаешь особенности распределения прочностных свойств в теле распечатанной детали? А также технологии доводки поверхностей? Сборки? Спрашиваю не с целью усомниться в твоих намерениях. Знаю эту технологию изнутри и всегда слежу за попытками её применения в моделизме. Дело благое и интересное, но имеет множество подводных камней. Удачи.
На каком принтере, в какой технике, с какими материалами? Печать-печати “не два пара в сапоге”. Имеешь опыт проектирования для 3D печати? Знаешь особенности распределения прочностных свойств в теле распечатанной детали? А также технологии доводки поверхностей? Сборки?
- Picaso Designer Pro 250, ABS, про технику не понял.
- Опыт проектирования под печать имею, но вот на счет распределения прочностных свойств в теле распечатанной детали не задумывался, буду благодарен пояснению или ссылке.
- Т.к. печатал в высоте слоя 0.1-0.2 мм небольшие объекты, то мне хватало пока механической обработки, а если смотреть на обработку парами растворителя, то если найду емкость нужного размера, то обработаю, хотя можно рассмотреть вариант эпоксидки, но боюсь значительного увеличения веса.
- По сборке, думаю должно хватить 1 баночки - Жидкого клея Extra-Thin Cement, 40 мл (не реклама) или аналогичного, основанного на частичном растворении пластика.
Что касается сложности проектирования под печать именно самолета, думаю основное это будет правильно спроектировать нервюры, лонжероны, стрингеры, шпангоуты. Как-то видел, что их делают под печать не прямыми, а изогнутыми, тем самым решается вопрос поддержек и самой сути печати.
…думаю основное это будет правильно спроектировать нервюры, лонжероны, стрингеры, шпангоуты…
Всё-таки, “правильно” нужно проектировать самолёт:)
Техпроцесс печати основан на наращивании слоев из порошков, расплавов полимеров или эпоксидных компаундов, отверждаемых UV лазером. Твой - это FDM. Со всеми вытекающими ограничениями по разрешению, скорости печати и анизотропии свойств. Использование ABS для изготовления точных деталей не самый оптимальный вариант. Мешает высокая рабочая температура и остаточные деформации. Обычно используют PLA, хотя у него ограничена эксплуатационная температура.
В проектировании для 3D печати малого разрешения необходимо учитывать так наз. кратность толщины стенки детали. То есть, она должна быть равна разрешению одного слоя, умноженному на на - n - минимальное число слоёв, необходимое для обеспечения тех. условий. Другим важным фактором перехода от технического прототипирования к изготовлению индустриально стандартных изделий является точность воспроизведения исходного дизайнерского файла, конвертрованного в G-code. То, что не очень заметно и важно в архитектурных или художественных ансамблях, вылезает в серьёзную проблему искажения как формы, так и внесения случайных ошибок в размеры. То есть, твой принтер бытового уровня, не может обеспечить de folt соответствие чертёжных размерных цепочек. Нужно очень сильно постараться, чтобы на выходе получалось соответствие отверстия валу или длины - ширине. Абсолютно нереально печатать большие (длинные) детали за один раз. Нужно делить на сегменты, предусматривая нестыковку при сборке из-за усадки (оседания) нижних слоёв. Но, в общем и целом, дело даже не в этом…
А кстати, ты когда-нибудь уже проектировал какую-либо модель для последующей постройки? Судя по твоему ответу ты собираешься проектировать свой аэроплан для 3D printing, используя традиционный концепт деревянного строительства: т.е из “желудей и спичек” (единичных напечатанных элементов) собирать скелет планера с последующей обшивкой или обтяжкой оного теми же традиционными материалами? Или печатать также и панели обшивки? Если это так, то этот концепт вряд ли доведёт до лётных испытаний то, что у тебя может в результате получиться. Если конечно ты дойдёшь до этого, учитывая затраты машинного времени, необходимого для этого процесса. Даже, если оно “колхозное”. Печатать оболочки, не обеспеченные силовой структурой также бессмысленно. Получится макет. В лучшем случае.
Очевидно, что нужно сначала ознакомится с теми тенденциями, которые есть сейчас в этом процессе. Основная - использование гибридных технологий, когда печатные детали интегрируются в сборки, дополненные деталями, изготовленными по стандартным технологиям. Другая тенденция - использование 3D print для производства форм для литья и композита.
Остановился, прочитал и хотел стереть, поскольку написанное можно интерпретировать как отговор от затеи, что не в моих правилах. По-любому, без набитых шишек опыт не приходит. Но изучить вопрос придётся. И прежде всего - стандартные технологии производства моделей. Их все-равно не подменишь и не зачеркнёшь использованием модоной современной штуки. Это как писать поэму в стихах. Некоторые это делали гусиным пером и у них здорово получалось…
Уфф, много текста)
Я знаком с разными технологиями печати, просто не правильно понял вопрос.
Да, у меня FDM, но т.к. АСК-62 не имеет большого количества мелких деталей, то не вижу проблемы в усадке пластика.
Есть хороший канал по постройке самолета через печать, собственно у них и подсмотрел идею делать “скелет” не традиционным способом, а на плавных линиях.
Касательно проектирования нет, самостоятельно не делал с 0, строил Puddle Twin XL из потолочки и Extra 300S из бальзы, но все это по готовым чертежам.
АСК-62 буду делать цельным, то есть сразу и каркас и обтяжку, дополнительно усиливать пока планирую консоль крыла алюминиевой трубкой, ну и места крепления двигателей.
Опять же, в заголовке не просто так написал - эксперимент, попробую, распечатаю, а там посмотрим. Надеюсь модель обводом закончить за неделю (не так уж и много времени на свободное 3Д), потом переборки, потом тестовая печать.
На “обтяжку” пока предполагаю ставить 0.2-0.5 мм.
И вправду, много… Это от знания многих букв и привычки формулировать из них мысли, а не посылать на ссылки. Уже пожалел, что написал. Тем не менее, желаю удачи. И рекомендую хотя бы прочесть книгу: Ю.Хухра, “Летающие модели гидросамолётов”. Ссылка есть на ветке с соответствующим названием. Там букв много, но юноша, осиливший пролистать эту книгу до конца, может узнать много любопытного. В том числе, почему не стоит слепо копировать схемы больших летающих лодок-амфибий. Даже при помощи волшебной палочки- 3D принтера.
В том числе, почему не стоит слепо копировать схемы больших летающих лодок-амфибий. Даже при помощи волшебной палочки- 3D принтера.
Так я и не собирался подчистую копировать и в полет
в масштабе 1:1, потом буду понижать до размаха ~1,4-1,6м (зависит от того, потянет элект-а с Твина или нет) с переделкой некоторых элементов в угоду летным качествам
, изначально я делаю 1:1, чтобы иметь форму и из этого уже будет доработка по всем правилам масштабирования, я уж предвижу, что возможно предстоит менять стреловидность крыла, менять длину (вынос) хвостовой части, дорабатывать редан и кучу еще неучтенных вещей, но это все потом, после получения чистой модели.
За название книги спасибо, пока читаю - Тарадеев Б.В. - Летающие модели-копии - 1983 + форум.
Опять же, в заголовке не просто так написал - эксперимент, попробую, распечатаю, а там посмотрим. Надеюсь модель обводом закончить за неделю (не так уж и много времени на свободное 3Д), потом переборки, потом тестовая печать.
На “обтяжку” пока предполагаю ставить 0.2-0.5 мм.
Как -то тут это тяжело воспринимается . Может Ваши эксперименты переместить куда -нибудь туда -rcopen.com/forum/f21
Вряд ли там будет уместнее, все-таки это попытка построить полукопию, а из чего, это уже другой вопрос.
Вряд ли там будет уместнее, все-таки это попытка построить полукопию, а из чего, это уже другой вопрос.
Так вот с такими и вопросами может точно туда ?😃😉
Стоп, я получается ошибся и публиковать процесс постройки самолета не тут нужно?
Стоп, я получается ошибся и публиковать процесс постройки самолета не тут нужно?
По-моему , Вы тут публикуете сам процесс . С таким же успехом Вы можете публиковать процесс изготовления , например , танка … В соответствующем разделе , указанном по ссылке выше . 😃😉 Или тут у каждого " три д " принтер , и летают ?
публиковать процесс постройки самолета
Нужно публиковать именно процесс разработки и постройки самолёта. А в этой ветке -копии/полукопии. С пояснением, если нужно, (в смысле новизны, или необычного применения стандартной техники) используемых технологий. То есть, первичный элемент - это сам самолёт. А технология его изготовления - элемент вторичный А ты во главу угла поставил фетиш - 3D печать. Ну и что? С таким же успехом ты мог дать заяву построить данный аппарат с помощью топора и берёзовых поленьев… Я тебе пытался подсказать, что начинать нужно с главного, с разработки модели твоей амфибии. Хотя бы концептуальный дизайн в триптихе. Модели, а не исходного прототипа. Ты ведь даже не решил, какую схему двигательной установки будешь применять: pusher или tractor? А вот когда и если ты такое изобразишь, да ещё в двух вариантах (п.vs.т), тогда можно будет говорить о технологии/технологиях изготовления. Тогда, может быть, принтер уйдёт в сторону, и придётся осваивать композитную технику. То, что ты подсмотрел в дырочку на You Tube является достаточно сложной техникой как в части проектирования, так и в стадии подготовки программы G-code для печати. Начни с понятного и ориентированного на результат, а не на exibition и тогда не будет коротких замыканий при прочтении твоего топика. Если уж решил публиковать, то хотя бы нужно придерживаться общих правил. Ещё раз: я сам большой энтузиаст 3D печати в прототипировании (дома два принтера), но крыша дома должна стоять сверху на стенах, а не наооборот.
На фото: шпангоут прототипа летающей FPV платформы, напечатанный из ABS.
www.dropbox.com/sc/…/AABlSyKh2Ls0yvru5kPE8RwPa
Во-первых, не соглашусь, что во главу угла ставлю печать, т.к. один раз упомянул об этом и все, дальше говорил про печать только отвечая на ваш вопрос.
Во-вторых, как раз модель самолета я и делаю сейчас, но, повторюсь, что для меня важно пока сделать именно максимально похожий внешний вид, а уже потом переделывать его под “летабельный” вариант, а т.к. никаких проблем с 3д-моделированием не имею, то такой вариант для меня наиболее приемлемый, чем первичное продумывание летных качеств… самолет должен быть красив, а уже “Красивый самолет плохо летать не может!” (А.Н.Туполев).
Красивый самолет плохо летать не может!" (А.Н.Туполев).
Может. Еще и как может! Примеров тому - масса.