SVA-5 Savoya-Verduzio-Ansaldo

vlad_den
yablokov:

Посмотри на сайте OS MAX

Я на сайте не нашел, похоже сняли с производства. Там только оппозитник.

7 days later
AirMax

Здравствуйте, Коллеги!
Простите меня за долгое молчание. Но не лень, а занятость причина моего долгого отсутствия.

Видео работы двигателя еще раз утвердило меня в моем решении. А если снять клапанные крышки, то звук максимально приблизится к натуральному - с металлическим клецанием. Ну и глушитель у меня будет “идентичный натуральному” что так же добавит бархатных тонов на низких оборотах. Все эти опыты со звуком очень интересны, просты в реализации но вместе с тем очень эффектны. Но до этого дойду ближе к середине лета.

Ну что, приступим к постройке? Пусть кому-то дальнейшая часть рассказа покажется скучной (это я опытным моделистам), но для кого то это станет открытием или послужит отправной точкой в развитии собственной конструкции. Вот последним я и посвящаю дальнейшее повествование.

Ничто так хорошо не усваивается как повторение пройденного материала. По-этому я и не стал прибегать к другим конструктивным способам, а выбрал давно проверенный и любимый мною конструктив. Начал я не с чего то грандиозного, а того, что обычно оставляют “на потом”. А именно с хвостового оперения.

На ровную поверхность укладываем чертеж. Предварительно на чертеже вырисовываем конструктив с линиями выходящими за пределы детали. Лучше накрыть это толстым лавсаном что бы клей не протекал на бумагу. Укладываем предварительно нарезанные бальзовые рейки 6х1мм в места прохождения нервюр пришпиливая иголками. При этом склеиваем все просто в стык густым циакрином. В места наиболее загруженные и ответственные, например передняя кромка годится 1мм фанера. Так же уже на этой стадии формируются каналы прохождения шомпола петель и места их залегания, выставляются точно зазоры, формируются и точно позиционируются отверстия под различный крепеж. И на плоской детали гораздо проще добиться 100% совпадения обводов и габаритов. Так же не нужны серьезные приспособления или стапели. На этом этапе получается эдакий плоский слепок с чертежа. Если так можно, конечно, выразится. Вот иллюстрация начала работ. К сожалению, снимка с завершенным первым этапом не нашлось но и так все, я думаю, понятно.

Дальше “обрастаем мясом”. На получившуюся плоскость наклеиваем полоски 4мм бальзы с максимальной высотой нервюр. Делаем таким образом, что бы новые детали ложились внахлест на предидущие соединения. Так же делаем усиления из реек и другие узлы. Клеить можно любым клеем. Я предпочитаю циакрин. Он не оставляет зазоров, ничего не весит, не вылазит по сторонам, быстро и надежно крепит детали заливаясь в поры бальзы и никак не деформирует “не тянет” готовое изделие.

Спасской

Максим!Спасибо за подробное описание!Таким строителям как я в помощь.Если-бы не друзья и форум на каком этопе была-бы моя “Пешка”…

Дим_Димыч

Ну ты Макс прям змей искуситель, что то и у меня желание проект Питс продолжить зашевелилось.))))

AirMax

Спасибо, Олег и за отзыв и за видео мотора. Пишу подробно, что бы было чем поддержать тему. Времени много уходит а результат скромный. Хорошо что это кому то пригодится и что это нравится.
Дима, ну какой я “змей”? Вот когда научусь побеждать как ты, буду змеем. А пока что то так - змееныш!

Bob=
AirMax:

… в прошлом году, под занавес летного сезона мне удалось сделать несколько полетов на Балилле
… После восьми полетов
… один короткий полет под вечер.

После стендовой оценки уже во Вьясе, была возможность подлетнуть. Но я принял решение не делать этого, и лететь сразу в туре…

итого 10? 15 полетов?

AirMax:

… После Нового Года займусь переделкой Балиллы…

если не секрет, что именно будет меняться?

добавление копийности?
или переделки для улучшения полета?

SVA-5 строится уже с учетом планируемых переделок?

Sergej_S
AirMax:

Я предпочитаю циакрин.

Не увлекался бы ты им, Максим. Особенно в ответственных местах, так для быстрого приклея чтоб удобно было-да можно, а вот чтоб надежно… Вибраций не любит, не эластичный, нелюбит низких температур, после отрыва на том же месте уже проблемно что либо приклееть, поры то закрыты и очеь даже глубоко. При всей кажущейся простоте и удобстве работы, много за ним коварства кроется. Я даже петли на него ставить перестал, хотя казалось бы чего им станет? А кажущейся непроклей на АРФ-х моделях именно из за массового приминения циакрина и попытки поправить этот вопрос другим клеем никчему не приводят, поры то, закрыты.
За подробное описание процесса, отдельное спасибо. Удачи.

AirMax

Петр, я вижу вы внимательно относитесь к моим темам. Даже цитаты приводите весьма умело. Спасибо. Я бы хотел уйти от обсуждения Балиллы в этой теме. Все таки, не смотря на свою схожесть, это разные самолеты. Я понимаю, что еще какое то время ассоциации будут преобладать и мне прийдется отвечать на подобные вопросы, но надо понимать, что тема про Балиллу еще не закрыта и я был бы рад видеть подобные вопросы в ней. После Н.Г. про все перестройки я подробно расскажу.

SVA-5 строится исходя из опыта эксплуатации всех моих самолетов. Иначе не может и быть.

Сергей, я ждал ответа про циакрин и подготовился. Известно, что “старое доброе” всегда лучше нового. Вот пример именно такого проявления. Я тут смотрел передачу про замечательного мастера изготовителя гитар. Эдакий Страдивари наших дней. Так вот он утверждал, что раньше клеил свои изделия на самый лучший в мире ПВА, но потом пришел к выводу что “старый добрый” состав на казеине гораздо лучше и долговечней (интересно как он проверил это утверждение, на своем жизненном отрезке пути). И перешел на казеин. Теперь он полностью удовлетворен и считает что так лучше, не смотря на некоторые негативные нюансы работы с этим клеем которых был лишен ПВА.
Теперь вопрос. В нашей среде про ПВА кто то скажет что то плохое? Нет. Я думаю и гитары на нем замечательно держаться и играют.
Я не говорю что надо повсеместно включать циакрин во все изделия. Я говорю что в данном случае это лучше всего и именно для меня, и это проверено мною. И перечислил все преимущества в данном случае. Для других узлов и деталей я могу использовать другие клеевые составы, которых у меня порядка шести, и делаю это.

PDV

Максим, я очень внимательно слежу за всеми Вашими темами и уровень у всех творений вызывает восхищение. У меня есть маленькая просьба, если не трудно, - перед освещением изготовления очередного узла, выкладывать несколько фотографий прототипа, хотя бы с экранным разрешением… Я понимаю, что копиисты не любят этого делать, чтобы не плодить посты с “судейскими” анализами. Но мне интересен ход мысли исполнителя, в выборе технологии и способов реализации задачи. Думаю я не один такой.

yablokov
PDV:

Максим, я очень внимательно слежу за всеми Вашими темами и уровень у всех творений вызывает восхищение. У меня есть маленькая просьба, если не трудно, - перед освещением изготовления очередного узла, выкладывать несколько фотографий прототипа, хотя бы с экранным разрешением… Я понимаю, что копиисты не любят этого делать, чтобы не плодить посты с “судейскими” анализами. Но мне интересен ход мысли исполнителя, в выборе технологии и способов реализации задачи. Думаю я не один такой.

😁😁😁Я как судья присоединяюсь к пожеланию)))

AirMax

Всем привет!
Ну раз есть такие пожелания, то мне прийдется пойти на встречу. Хотя, пока что нужды особой в подобных иллюстрациях нет. Но, что бы оживить цветными картинками текст, можно.

Должно получиться в итоге очень похоже на это.

А пока что, закончив обклеивать одну сторону, я снимаю со стапеля то что получилось. Теперь эту деталь можно осязать в руках, вертеть, восторгаться габаритами. Вот только прикладывать совершенно не к чему, ведь это единственное что есть. Жаль! И что остается?

Остается продолжать работу. Не всегда интересно заниматься пройденным, зато получается чуть быстрее. Вот готова и вторая сторона.

В_В_Д
yablokov:

😁😁😁Я как судья присоединяюсь к пожеланию)))

А я как просто зритель скажу огромное спасибо за опыт. Алексей, можно мне рядышком поприсутствовать? Подсматривать в судейские записки? 😁😁😁С уважением.

yablokov
В_В_Д:

А я как просто зритель скажу огромное спасибо за опыт. Алексей, можно мне рядышком поприсутствовать? Подсматривать в судейские записки? 😁😁😁С уважением.

Конечно! Я никогда ничего не скрывал ,да и другие НАШИ судьи всегда идут на встречу.Не то что за границей…

YIR78
AirMax:

Теперь о главном, что интересует любого моделиста.
Масштаб я определил как 1:3,5. В этом случае размеры модели будут следующими - размах 2634 мм, длина 2305 мм. Вес необходимо уложить в 12 килограммов. Но и при 14 кг самолет должен уверенно летать.

Я долго ломал голову над выбором двигателя. Выбор был таким - Kolm 100, Vallah 120, Roto 85, Roto 130. Как обычно, всякий мотор обладал достоинствами и недостатками. То выхлоп не с той стороны что нужно, то вес большой, то сомнительная мощность, ну и цена тоже принималась во внимание. Остановился я на самом мощном, компактном по высоте, с нужным выхлопом Roto 130.
!

Максим, для этого размера, полагаю двигатель РОТО 85 вполне достаточно.
В видео Олега (Спасской) этот РОТО 85 будет на Р-5 с размахом 3м.

AirMax

Всем привет!
Игорь, спасибо за успокоительные слова! Конечно мне больше нравится Roto 85. И по весу и по цене. Да я и не сомневаюсь в том, что самолет с ним будет летать. Будет, но как? Мне же еще надо пилотаж делать… Вот ваш Р-5 делал пилотаж? Нет! И если на соревнования вы его привезете, станете пилотаж делать? Нет. Вот как то так. Посмотрим чуть позднее, когда вес будет более менее понятен. Это ближе к середине вопроса. Тогда передумать еще будет не поздно. А вы бы разъяснили более подробно про свой самолет. ТТХ, снимки какие то. Интересно!

Ну а я продолжаю свой труд. Обратите внимание на то, что создавая такое многочисленное переплетение и наслоение деталей дает не большой прирост веса, но замечательную прочность и стабильность всей конструкции.

Дальнейшая работа довольно прозаична по своей сути, но требует внимательности и определенного навыка. Профилировка. На боках нервюр точками выставляем уровень глубины вышкуривания и с чувством начинаем шкурить. При этом, в торце периметра всего изделия наблюдается средняя линия. Она образована той самой миллиметровой бальзой и фанеркой что шла на первый “плоский” слой. Эта линия так же служит ориентиром. Пару часов и киль сформирован полностью.

Победа близка, но это даже не половина пути! Отделяю руль поворота и начинаю формировать пазы под петли. Выбрав ниши в передней кромке руля, я отделываю их торцы 0,4мм фанерой. Таким образом пазы приобретают строгую геометрическую форму, прочные и ровные края, которые при обтягивании тканью сохранят превосходный внешний вид.

Работа муторная, но она не сложная а эффект от нее большой. Вот дело дошло до боковых стенок. Таким образом, с рыхлыми торцами бальзы покончено!

Теперь остается сформировать профиль передней кромки руля. Он очень не простой! И если бы я не видел настоящий самолет и не изучил этот узел подробнее, фотография мне бы вряд ли помогла!

Для этой процедуры мне пришлось изготовить специальную шкурилку. Жаль, что в дальнейшей работе она не пригодиться уже ни где.

И вот что у меня получилось спустя какое то время.

Обратите внимание на мелкие отверстия в пазах под петли. Это заранее сформированный, на стадии выкладывания первого слоя, канал под шомпол. Отверстия в стенках просверлены тем же шомполом, заточенным с конца на манер сверла.

Horizont

Фу, как все тут уныло, прозаично !😉 Я пока не готов без матерных выражений восхищения, принимать обыденность “простых копиистов” ! Максим привет !
Насчет отверстия под шомпол можешь поподробнее рассказать ? Он заложен при переклее фанеры ?

Denis_71

Вопрос к гуру шедевральничества, а на всех вспомогательных приспособах наносятся логотипы?😍
А уж про цену этой “0,4” даже и вспоминать страшно…

AirMax

Привет, Саша!
Да что тут еще рассказать, когда ты сам догадался обо всем! Ну ладно. При выкладывании контуров миллиметровой фанерой, под шомпол оставил между двумя полосками зазор, так же 1 мм. Сверху накрыл узкой скрепляющей полоской фанеры. Кстати, на этом этапе сверятся все технологические отверстия, в частности вырезается паз под петли (в плоской детали это гораздо удобнее и точнее), отверстия для крепления растяжек, болтов и прочее… Затем, когда с одной стороны все закончил, перевернул, и все заранее подготовленные отверстия просверлил на сквозь, добавил узкую полоску фанеры. Именно по этому в торце видно три слоя. Клею жидким СА. Таким образом образуется чистый не забитый, абсолютно ровный канал под шомпол. По завершении работ со второй стороной, все отверстия переносятся на нее. Я не знаю другого способа получить более точного позиционирования минимальными усилиями.

Денис, привет! Какое то время назад я приобрел 0,4 мм фанеру и стал ею пользоваться. Сначала берег ее и использовал крайне редко, а потом, когда распробовал, понял что без нее уже не могу. (Правда похоже на признание в кружке анонимных…) С тех пор использую ее очень активно. Вот даже принял вынужденное решение зашить этой фанерой поверху все части киля. Правда, я стачиваю один слой и получаю 0,3 мм.

Дело в том, что через ткань, что я буду использовать для обтяжки, просвечивает структура дерева. На настоящем это тоже имеет место. И там просвечивается фанера. Оставлять предательски узнаваемую структуру бальзы я не могу себе позволить. Так же обрати внимание на тончайшее окончание не скрепленных задней кромкой нервюр. В торце кромка имеет толщину 0,6 мм. Ну какая бальза тут выдержит хоть какую то нагрузку? А с этой фанерой я получаю очень хороший результат на прочность.

И более того, этой фанерой я буду зашивать фюзеляж, а это 2,3 метра в длину! Альтернативы такому материалу я не вижу. Так что зажмуриваюсь и плачу по счету! А что сейчас дешево, черт забери!