SVA-5 Savoya-Verduzio-Ansaldo
Хм. Так сегодня, оказывается, у юного авиатора еще и день варенья, вот так казус. Поздравляю папашку с днюхой сыночка.
Всем привет
Давно я “не брал шашки в руки”… А тем временем работа не стояла…
Настало время сделать шпангоуты капота. Задача не простая, так как сечения что у меня есть на чертеже, не совпадают с нужными мне местами установки шпангоутов. По-этому, режу с запасом фанеру и устанавливаю.
Обтачиваю при помощи трубы с наклеенной шкуркой. Заодно привожу в соответствие передний шпангоут включая радиатор и шпангоуты в районе кабины.
В итоге должен получиться такой сексуальный изгиб.
Всем привет!
Закончил шпангоуты капота. Второй шпангоут сделал съемным. Я все что должно быть съемным, делаю таким. А все что можно сделать съемным, тоже делаю. Намного возни сейчас, потом больше комфорта в эксплуатации.
Так же зашил изнутри борта моторного отсека.
Долго думал куда поставить машинку газа. С этим газом вечная морока! На удобство ее расположения как правило люди времени не тратят, а потом начинаются сложности. По опыту знаю что именно эта машинка должна быть в непосредственной близости от мотора, тяга должна быть прямая, короткая и со свободным ходом, доступ должен быть максимально комфортным а плечи качалок на карбюраторе и машинке одинаковыми. Все это способствует простой механической настройке. И только потом можно дерегулировать при помощи электроники.
Так вот! Как я не старался, все вышеперечисленное мне не удавалось в полной мере. И вспомнил я что у меня есть планерные плоские сервы. Вот что получилось…
И все это хозяйство встроил в борт! Место освободилось, все условия соблюдены!
Настал самый волнительный момент этого этапа - снятие со стапеля. Но как в хорошем кино, это в другой серии.
И вот настал тот день и час…
Моя идея с малярным скотчем оказалась довольно хороша. Если помните, лишь нижние полозья стапеля были основой для всей конструкции и держалась конструкция привязанной в некоторых местах проволокой и на нижних рейках приклееных к стапелю. Каркас самолета надежно держался на протяжении всех работ по сборке. При этом снять со стапеля не доставило ни каких хлопот.
И вот результат.
Ну ладно, а то меня нигде нет! Ещё фоточка!
Вес порадовал. По крайней мере, это чуть ниже предполагаемого мною. Кому не видно, весы показывают 1282 гр.
Вот это даааааа!!! Именно фото с конструктором, дает в полной мере понять грандиозность проекта и его масштабность!!!
Можно мне что нибудь написать ? А то все запрещают, да запрещают !
Красота не описуемая ! Шикарная работа !
Сколько фанера еще прибавит ?
Каркас самолета надежно держался на протяжении всех работ по сборке. При этом снять со стапеля не доставило ни каких хлопот.
Максим, а не лучше было зашить гаргрот и бока, не снимая каркас со стапеля?
Даврон, приветствую! Я от лишь части являюсь конструктором, но скорее всего я открыватель замысла настоящего конструктора. Встретиться мне с ним не суждено, но дал себе зарок найти и посетить его могилу. Хочу цветы принести. Так я проникся его талантом.
Саня, да пиши пожалуйста сколько хочешь! Ты же знаешь как я люблю тебя и уважаю! И мнение твое мне важно. Сколько добавит фанера пока не знаю. Но думаю, граммов 600.
Владимир, совершенно верно, обшивать буду в стапеле. Снял для окончательной шлифовки, выверке и доделке того что невозможно сделать в стапеле. Вот сделаю, и снова в стапель зажму!
Максим, глядя на тебя и на фюз, понимаеш грандиозность данного проекта. Класс, как говорится,《 шедеврально》 .
И чем-то напоминает стрекозу мезозойского периода
Нет слов… Достойная работа! И вес очень хороший. Жду продолжения “банкета”.
Всем привет!
Это то, что необходимо было сделать после снятия со стапеля, перед зашивкой фанеры. Это два люка на нижней поверхности фюзеляжа за кабиной пилота. И еще какое то количество различных усиливающих элементов. Косынки, платы крепления шасси и прочие мелочи не заслуживающие внимания. Я не считаю нужным их публиковать.
Тщательно очистил стапель от остатков малярного скотча и наклеил новый, но уже обычный прозрачный. Теперь мне нужно что бы обшитый каркас легко снялся не повреждая стапель. Он мне еще пригодится для дальнейших работ. Каркас фюзеляжа закрепил к стапелю проволокой. И… Первый пошёл!
Наклеиваю параллельно. Второй пошёл…
Определенную сложность представляет приклеивание фанеры в стык. Так было на настоящем. Место сопряжения должно быть идеально подготовлено так как моя фанера очень тонкая и последующее ошкуривание не представляется возможным, так как неизбежно обнажаются слои фанеры. Так что всё притирается тщательно, проверяю весь шов на схождение по несколько раз и только потом клею. Останавливаюсь на двух листах. Это только кажется что фанера тонкая и не может навредить. С учетом изгибов фюзеляжа, может случиться непоправимое… Так что пусть “привыкает” постепенно.
Максим, а листы расположены произвольно или так на оригинале?
Гнутый хитро гаргрот тоже тончайшей фанерой будешь шить, или все-таки бальза?
Приветствую, Владимир! (Ы)
Листы четко соответствуют расположению листов на оригинале. А как иначе? Более того, я стараюсь подбирать листы по рисунку волокон (прямые и витиеватые) так, что бы соответствовали прототипу. Фотографии почти всех листов у меня есть. Это удается в меньшей степени и зависит от разных факторов, и немаловажный фактор - экономия! Фанера стоит как бронзовый мост! Приходится при раскрое принимать это во внимание.
Гаргрот действительно меня пугает с точки зрения нанесения фанеры, но выбора нет! Надо делать фанерой! Вообще, меня многое пугает! От этого я долго думаю и прорабатываю технологию. Наверное потому и страхи пока не реализовались ни разу.
Гаргрот действительно меня пугает
Липовый шпон по бочарной технологи 0,4…0,5мм, в 2…3 слоя с перехлестом, с предварительной влажной формовкой по месту, последующей стыковкой и т.д. Очень красивая поверхность должна получиться!
Ох, Иосиф!
Да если бы настоящий самолет был обшит по бочарной технологии, с перехлестом, формовкой, да ещё и красиво, то поверьте, я бы сделал на модели точно так же! А мой самолет был зашит фанерой! Что на бортах, что на гаргроте применялась одного вида фанера. И у меня будет так же. И красиво будет ровно на столько, на сколько было красиво у прототипа.
Лучше я вас развлеку экскурсом в историю этого самолета!
Вот выдержка из энциклопедии.
С февраля 1918 года самолет активно и весьма успешно применялся на итало-австрийском фронте в качестве скоростного разведчика и легкого бомбардировщика. SVA-5 обладал значительным по тем временам радиусом действия. Несмотря на отсутствие защитного вооружения, “Ансальдо” совершали дальние рейды в глубокий тыл австрийской армии. Высокая скорость и большой потолок позволяли им не опасаться вражеских зениток и истребителей.
Дальность составляла 1200 км! По тем временам, это большое достижение для одномоторного самолета. При этом крейсерская скорость была 204 км/ч, а максимальная 220 км/ч! Что так же не может не удивлять. Таким образом, самолет являлся одним из самых совершенных серийных самолетов того времени.
Смотрим дальше…
Серийное производство самолетов SVA завершилось в 1928 году, всего было построено более 2000 аппаратов. На часть SVA-5, сделанных после окончания войны, ставили моторы Isotta-Fraschini V6 мощностью 250 л.с; эти машины развивали максимальную скорость 240 км/ч.
Представьте себе, крылья обтянуты тканью, фанера и дерево, растяжки, а летит 240 км/ч! Я на своей, без сомнения, совершенной машине больше 180 км не разгоняюсь, потому что боюсь за мат часть! А тут самолет! Вот вам и красивые обводы!
Ко всему прочему, этот тип самолета являлся долгожителем в авиации. Чего стоит только серийный выпуск в 10 лет по тем временам! В частях ВВС он эксплуатировался до середины 30х годов!
И вот вам анекдот под занавес! Мой самолет служил в 87 эскадрильи ВВС Италии. Сначала в качестве дальнего истребителя сопровождения, имея на вооружении два пулемета и до 90 кг. бомб. Затем, в 18 году был переделан в скоростной разведчик получив тот самый двигатель Isotta-Fraschini V6. При этом был разоружен полностью, но получил взамен два фотоаппарата и большой радиатор в придачу. Принимал участие в рейде на Вену и прочих милых сердцу итальянца военных действиях Первой Мировой. В общем, заслуженный трудяга!
А где же анекдот? А анекдот в том, что он до сих пор является боевой единицей ВВС Италии и приписан к своей же эскадрилье! Как же так? А так! Музей принадлежит ВВС, расположен на территории военной базы и самолет, в первую очередь, состоит на вооружении и служит. А уже потом является экспонатом.
Прошу не беспокоиться и не волноваться! Ни кто на нём не летает! Но бывает, что хорошие люди, таким образом отдают честь старому самолету практически одушевляя его!
Ох, Иосиф!
Да! Именно формовка фанеры с переменной кривизной поверхности (не по коническим или цилиндрическим направляющим) и есть “ОХ”! Желаю преодолеть!
Максим, я формовал фанеру 0,4мм много раз. Она прекрасно ложится на поверхность любой кривизны только если хорошо промочена в тёплой воде. Она становится тёмной и почти прозрачной в этот момент. Потом укладываешь её на поверхность и даёшь подсохнуть, предварительно прижимая, для получения необходимой кривизны. Я думаю, что у тебя получится. Удачи в твоём прекрасном проекте.
Всем большой привет!
Я тут увлекся немного и пропустил несколько этапов фотоотчета. Но уже ничего не вернёшь, да и ладно!
На снимке практически зашитый фюзеляж. Только не хватает двух передних панелей.
Ну а тут полностью закончена работа по обшивке бортов.
Это как будто бы перспектива.
А эта фотография для красоты. Кстати, хорошо заметны неровности на фанере. Меня они радуют.