Микрохирургия Flying Miniature F4F (Pistachio)
Добрый день, уважаемые коллеги!
В этой теме речь пойдёт о классе свободнолетающих резиномоторных моделей-копий с размахом крыла до 203 мм. для полёта в закрытых помещениях.
Известно, что международными правилами от 1975г. для свободнолетающих моделях F4F предусмотрены два подраздела :
- Пинац (Peanut) Модели-копии с размахом крыла не более 330.2мм.(13”) либо длиной фюзеляжа (без учёта воздушного винта) не более 9"(228.6мм.)
- Фисташка (Pistachio) Модели-копии с размахом крыла не более 203 мм.(8”) либо длиной фюзеляжа (без учёта воздушного винта) не более 154 мм.
Данные правила были сформулированы к середине семидесятых годов , когда микро-модели этого типа стали наиболее популярны в Соединённых Штатах Америки, Европе и в дальнейшем имели широкое распространение по всему миру. Учёт размера модели по размаху, или длине фюзеляжа был введён с целью допуска к соревнованиям наибольшего спектра летающих схем прототипов с различным удлинением крыла.
Напомню правила данного класса:
Правила Peanut F4F
Pistacio - размах крыла не более 8"(203mm.),или длина фюзеляжа не более 6"(152mm.)без учёта винта.
Международные правила оценки полётов моделей-копий в замкнутом пространстве за 2008г.
Смотреть:Поправки в общих Правилах.
6.8 Peanut масштаб
6.8.1 Квалификация.
Допускаются модели-копии с резиномотором не больше чем 13 “размах крыла (330.2мм.- peanut) [8”(203mm)- pistacio], или не больше чем 9"(228.6мм. .- peanut) [6"(152mm)- pistacio] длина фюзеляжа, исключая пропеллер.
6.8.2 Документация.
минимальная документация должна быть следующей:
(a) Схема-чертёж минимум 2-дюймового размаха крыла, плюс одна фотография или перспективное изображение самолёта в печатном виде. Если фотография или перспективное изображение не в цвете, то достоверное письменное описание цветовой схемы должно быть включено.
или;
(b) Цветное изображение в трёх проекциях (например.‘Profile ’публикация) в минимальном масштабе 1/144. Спортсмен должен также заявить в документации тип покрытия и материал, используемого в постройке модели.
6.8.3 Полётная часть
Каждому спортсмену предоставляется возможность совершить 9 полётов. Результат каждого полёта засчитывается,если спортсмен объявил его зачётным. Время двух самых продолжительных полётов (каждое из которых округляется в минимальную сторону по крайней секунде) объединяется, чтобы сформировать счет времени спортсмена. Взлёт осуществляется броском руки,или с пола. Если взлет будет осуществлён с пола и без дополнительного толчка, то будут добавлены к зарегистрированному времени полета 10 секунд.
6.8.4 Стендовая оценка модели
Модель будет оценена визуально, сверяясь с документацией, по пункту(b) одним,или несколькими судьями. Измерения масштаба судьями не проводятся и никакого ограничения к статическому расстоянию оценки не существует. Детальность модели оцениваются следующим образом:
(a) Мастерство, исполнения…0 – 15
(b) Сложность и аккуратность выполнения покраски и маркировок…0 - 10
© Достоверность деталей…0 - 5
(d) Двусторонняя обтяжка плоскостей консолей…4
Двусторонняя обтяжка плоскостей консолей, но одинарная на оперении…2 Односторонняя обтяжка консолей…0
Примечаний - Если прототип имел одностороннюю обтяжку консолей,то присваиваются 4 балла.
(e) Цвет поверхностей подлинный… …5 - 9
Цветные бумаги…4
Неокрашенная конденсаторная бумага…3
Прозрачная плёнка…0
(f) Шасси
Копийная длина…3
Слегка увеличены …2
Сильно увеличены, или отсутствуют в документации…1
Отсутствуют,или в убранном состоянии…0
(g) V крыла
Копийное…3
Слегка увеличено…1
Сильно увеличено,или отсутствует в документации…0
(h) Стабилизатор
Копийный размер и форма…3
Правильного размера, но неправильной формы…2 Увеличен…1
Сильно увеличен …0
(i) Количество плоскостей
Низкоплан…9 Биплан…9 Триплан…15
Автожир…21 Вертолет…27
Летающая лодка или гидросамолет…9
Копийное число нервюр… …2 за каждое крыло
Копийное число нервюр стабилизатора…1
Копийное число нервюр руля… …1/2
Отдельные элероны…1
Отдельный руль…1/2
Цельно-поворотный,или раздельный руль высоты…1/2
Фюзеляж не квадратного сечения…1
Объемные обтекатели колёс,или обтекатели со стойками…1
Объемный пилот…1
Открытый двигатель…1
(j) Штрафные баллы за отклонения от копийности, с целью улучшения лётных качеств модели
Увеличение площади крыла, удлинение носовой части и увеличения площади оперения…2 каждый
Сдвигание крыла к хвосту…2
Упрощение формы сечений фюзеляжа(угловатость)…2
Увеличение рулей…2
Всех остальных некопийных дополнений…2 каждый
6.8.5 Победа
Согласно пунктам 6.8.3 и 6.8.4 производится подсчёт баллов за полёт и секциях стендовой оценки.Осуществляется распределение мест конкурентов по этим двум параметрам. Путём подсчёта среднего балла определяется победитель. В случае равного количества баллов у нескольких участников спор разрешается путём, сравнения моделей по пункту b, далее в случае необходимости ссылаются на количество полётов, сравнивая первые полеты со вторыми полётами. Если равенство баллов сохраняется, то места распределяются по продолжительности полёта.
Надо заметить, что модели категории Фисташка отличаются наиболее капризным характером настройки полёта и не каждая из схем может быть реализована с желаемым успехом. По этой причине модели этого размера в списке соревнований появляются гораздо реже, чем их более крупные собратья Пинац. Сложность изготовления, отделки, регулировки полёта, постепенно сделало этот вид вымирающим в мире моделизма. Но с целью сохранения подкласса и привлечения новых спортсменов, в правила соревнований неоднократно вносились различные послабления, а в некоторых европейских странах и вовсе изменялись с учётом особенности вкусов и предпочтений местных моделистов.
К примеру в Чехии правила почти полностью изменены и часто носят название , Правила Алфери, по имени легендарного чешского спортсмена Антонина Алфери (Antonin Alfery).
Все мы были молодыми 😃
Далее по ходу развития темы мы будем неоднократно обращаться к отдельным статьям вышеуказанных правил с целью разъяснения и поиска очевидных и не очевидных выгод, которые можно из низ извлечь.
Основная ошибка с которой сталкивается копиист в этом классе- неправильная настройка модели к полёту, а некоторые неверные шаги в настройках чаще всего приводят модель на вечную стоянку на книжной полке. Для того, чтобы модель там не оказалась, нужен либо хороший( отличный) опыт и предчувствие поведения модели в воздухе, либо неубиваемая модель сделанная из лёгкого эластичного материала, который позволил бы легко изменять углы плоскостей, их крутки, и даже контурные очертания.
Для отработки принципов настроек полёта модели со столь малым размахом, целесообразнее построить схематическую модель, чьи основные параметры соответствовали бы средне-статистическим в данном классе.
Классические правила не имеют каких либо ограничений в выборе строительного материала и применяемых инструментов. Поэтому позволим себе ярко-выраженные формы излишеств типа крайних достижений в области химии и цифровых технологий, как для разработки, так и для производства моделей. Один раз живём! 😃
Для отработки общей концепции моделирования был подобран наиболее простой , пластичный и недорогой строительный материал — мелко-пористый пенопласт толщиной 1мм. Он прекрасно режется механически и теплом, шлифуется, полируется при низких температурах, красится акрилом, акварелью, красками для стендового моделизма, хорошо принимает принтерный тонер и т.д. Идеально клеится ПВА, эпоксидными смолами и прочими клеями (не нитро!) Кроме того материал прекрасно гнётся в любых направлениях, поддаётся безвозвратному тиснению. При дополнительном прогревании тиснение частично может быть удалено.
Материал режется на тонкие пластины и шлифуется мелкой наждачной бумагой до строительной толщины.
Бальза так же будет применяться в проекте Flying Miniature но только в тех местах, где потребуется волокнистый упругий и лёгкий материал.
ALPHABET (FM)
Планируется к изготовлению модель классической схемы с размахом крыла 203 мм. Фюзеляж простой коробчатой конструкции квадратного сечения с внутренним расположением резиномотора.
Крыло тонкопрофильное с двойным V изломом и центропланом около 50% от общего размаха. Такая схема даёт повышенную устойчивость в полёте, но в реальных прототипах встречается крайне редко. Добавлю к ушкам небольшие элероны. Это позволит настроить точный радиус разворота и компенсировать сваливание модели в центр окружности полёта. Размер элеронов и установочные углы плоскостей будут подбираться по ходу испытаний модели. Подобные схемы летают очень хорошо в более крупном масштабе. Посмотрим, что получится в формате Фисташки.
Вид сбоку с габаритными размерами
Вид спереди
Вид сверху
И, для порядка, перспективное изображение
3D прект веду в программе Рино. Итак, поехали!!!
Да-а-а, вот это вступление ! Интересно, даже очень !
Здравствуйте!
Да! Очень интересная тема!
Я как-то изготовил из 1-мм потолочки “фистарик” SE-5a для пробы! Пенопласт очень удобен в изготовлении и настройке модели.
Олег, приветствую! Потрясающий результат! Полёт просто прекрасен! Какой полётный вес у модели? Какой диаметр винта?
Костя, спасибо за эту тему!
Маленькое исправление: peanut так и произносится - пинат, а по русски это будет арахис 😃 Много моделей этого класса, а также описание их постройки можно увидеть здесь:
Добрый день!
Про вес ничего сказать не могу - не взвешивал. Диаметр винта 90мм. Резина 2х1мм. Модель получилась практически неубиваемая!
Еще раньше, для общего понимания принципов, изготовил “схематичку-пайпер” размахом 160мм.
Олег, очень порадовали Ваши эксперименты! Подход - от простого, схематичного самолёта к более сложному считаю единственно верным для серьёзного спортсмена.
Винто-моторная группа Альфабета - классическая ( стакан/подстаканник) Бобышка вставляется в четырёхгранное отверстие подстаканника, и удерживается в полёте натяжением резиномотора. Подстаканник будет вклеен в мясо модели на смоле. Весь узел вычерчиваю в 3Д, для возможного повтора в дальнейшем. Технологии же…
Хвостовой зацеп резины идентичен классическому-поперечная балка. Обычно этот узел делается в виде двух пластин, закреплённых в хвостовой балке. Эти пластины имеют два сквозных отверстия, фиксирующих тонкую алюминиевую трубочку, которая, в свою очередь призвана удерживать петлю резины. Подобная трубочка является удобным решением т.к. в момент закручивания резины, модель чаще всего фиксируется на стенде стержнем, пропущенным сквозь эту трубочку. Такой подход позволяет освободить руки спортсмена и дать возможность максимально растянуть резину для формирования качественных витков.
В моём случае, длина резины не на столько велика, чтобы нуждаться в пространстве под её вытягивание. Планирую на стенде закреплять накручивающее устройство, модель держать в руке, а вместо трубочки использовать карбоновый стержень 0.6 мм. зафиксированный между двумя пластинами из пластмассы. Есть предварительное ощущение, что это позволит снизить вес данного узла.
На внешней поверхности пластин расположены шипы увеличивающие эффект сцепления с мягкой поверхностью основного материала. В центре каждой пластины предусмотрено коническое отверстие для облегчения попадания в него карбоновым стержнем ,вслепую, .Такая схема нуждается в специальном устройстве для установки резины. Но об этом чуть позже
Константин! А что Вы думаете если в нижней части фюзеляжа, напротив зацепного стержня, сделать небольшое “окно” для удобства заправки резины? Я использую данный метод - очень удобно и нет нужды в специальном устройстве. Влияния “окна” на полёт я не заметил.
А вот ещё один “фистарик”, но дальше полки не пошёл - его за 5 минут приехавший племянник “облетал”!
Олег, этот метод я оставлю на тот случай, если , Устройство, 😃 не будет справляться с поставленной задачей. Но это - безусловно один из возможных путей развития сюжета.
Устройство получило модное название " Y-plug". Это пластмассовая вилочка будет наклеиваться ЦА клеем на кончик тонкой бамбуковой палочки для чего-то там съедобного.
Резиновая петля натягивается на зубья вилочки и растягивается таким образом, чтобы ввод стержня в неё был наиболее комфортным.
Это видео я уже выкладывал, но всё же!😃
Коробка, размах 260мм , диаметр винта 130мм, резина 2х1мм, обтяжка - обычная калька из магазина канцелярских товаров!😃
Великолепная схематичка! Полёт просто идеальный! Олег, в коробке фирменного материала для обтяжки не было?
Константин! Никаких фирменных материалов для обтяжки не применял! Рулон этой бумаги - “кальки” (я её так в магазине спросил), 0,42х10м, купил за 70 рублей, правда в 2014 году, но сейчас цена, я так думаю, не дороже 200 -250 рублей!!!
Заказывал “японку” в известном буржуйском сша 😃 магазине - прислали через 10 месяцев, да и то после упрёков о качестве обслуживания (спасибо буржую😁-Приятелю!), а также получил бумагу из магазина реставрации, который советовал Штурман - Павел, но её пока не использовал, хотя первое впечатление очень хорошее - вес примерно 2/3 “японки”😃!
Доброго дня, скажите, “Японка”,она же микалентная бумага по нашему. В какую цену нынче вам обошлась? Если не сложно, скиньте ссылку! Думаю не сочтут здесь за рекламу. Спасибо!
Микалентная бумага мне неделю назад обошлась в 200р за 1м наберите в гугле “лавка рестовратора”
А эмалит недавно брал в Московском “Спорт и хобби”
Извините за офтоп и рекламу, вспомнил себя когда не мог найти бумагу с эмалитом)))
Эх.Константин Николаевич! Яку моему опять пыль собирать придется!))))
Константин, очень интересная тема. Я сейчас тоже начинаю делать эксперименты для понимания технологии.
Есть мысль с мальчишками в кружке этим плотно позаниматься.
Особенно привлекают варианты без применения бальзы.
На данный момент всё скромно получается. Сделал прототип из подложки для ламината, а пропеллер из шашлычной деревянной шпажки и лопасти от баночки для сметаны. Завтра фотку покажу и попробую запустить. Может подскажите что сделать, чтобы полетела?
Яку моему опять пыль собирать придется!))))
Павел, мы Як тоже сделаем в формате 203 мм. 😉
Может подскажите что сделать, чтобы полетела?
Андрей, рад приветствовать тебя в теме! Всё, что надо сделаем! Жду фото и видео ваших экспериментов.
Друзья, сейчас речь пойдёт о винтах… Это очень интересный и важный элемент комнатной модели.
Западный рынок ,как всегда, в этом плане поспешил оказать моделистам неоценимую услугу- всё сделать за нас. Спасибо! Нет, я не шучу. Винт на самом деле очень сложный инструмент. Вместе с основными своими рабочими свойствами, он должен быть ещё лёгким и в меру эластичным и тд. и тп.
Тем же моделистам, что владеют искусством вырезания винтов, вид купленного винта ровным счётом ни о чём не говорит. А вот взять брусочек бальзы, лекала и скальпель - ДА! Тут и удовольствие от общения с формой и развитие пространственного мышления в одном лице.
Винт на фото имеет усиленные кромки, а по причине своей субтильности без них не проживёт долго. Можно сделать ещё ряд встречно-направленных насечек бритвой на лопастях и запустить в надрезы СА, а можно окантовать тонкой угольной нитью, а можно сделать лопасти переклеем, а можно…и т.д.
винты бывают красивыми и очень красивыми 😃
Так… пару слов о самом предмете.
Винт должен отвечать следующим требованиям
- Быть лёгким и хорошо сбалансированным
- Иметь тонкий, узкий но прочный комль
- Материал лопастей должен быть эластичным и не допускать сколов при ударах
- Имея необходимое количество оборотов в единицу времени обеспечивать достаточную минимальную тягу модели (раскручиваться медленно)
Чешские правила ограничивают диаметр винта 35% от размаха крыла(международные молчат на этот счёт) ориентируемся по Чехии потому, что путь на международные соревнования чаще всего лежит именно через неё. Да и по наблюдениям 30% обычно достаточно.
Закладываю диаметр 94мм и шаг 171мм. опираясь на опыт предыдущих самодельных образцов.
Получается вполне элегантная картина.