Гордость русской авиации
Хотелось бы внести некоторую ясность в видео двух первых полетов ИМ. Дело в том, что, как и в первом полете, так и во втором, была пара моментов, когда я не только снимать, но и дышать забывала.😃 Поэтому на записи там либо смазано все, либо чистое небо. При монтаже видео все это вырезали. Но если у кого есть полное видео полетов, было бы интересно посмотреть.
А Андрей, конечно, молодец, профи! Держался зубами за воздух! Вернее всеми несущими поверхностями! 😃
Присоединяюсь к поздравлениям!
Андрей, это умопомрачительно!
Видео смотрел с замиранием сердца. Второй ролик - особенно. У пилота - нервы железные, плюс умение. Это видно сразу, по чёткому маневрированию в сложной ситуации.
Молодчина!!!
Хотелось бы внести некоторую ясность в видео двух первых полетов ИМ. Дело в том, что, как и в первом полете, так и во втором, была пара моментов, когда я не только снимать, но и дышать забывала.😃 …
А Андрей, конечно, молодец, профи! Держался зубами за воздух! Вернее всеми несущими поверхностями! 😃
Если у всех моделистов были бы такие жены- …сколько бы было бы шикарных моделей
А то часто, почти как в том анекдоте про страшный сон моделиста (равно, как и рыбака и пр. хоббиста)- “Сниться ему😈 , что жена продала все его прибамбасы его же друзьям, по цене им же ей озвученным…”
Да уж. Весь лагерь повскакивал с мест))) Ребята, не спешите с советами. Особенно про то что надо центровку вперед двигать. Это уникальная аэродинамика. Мастер расскажет позже, как быть и что делать. Модель конечно… не может оставить равнодушным никого! Молодцы!
Ребята, не спешите с советами. Особенно про то что надо центровку вперед двигать
а самое главное массу модели увеличивать.раза в два.
Праздник походу удался!
“Хороший самолёт, Хороший!” к\ф “Чкалов”.
Взлёт метра два пробега, посадка метр!
Да и все молодцы- АДНАЗНАЧНА!!!
Взлёт метра два пробега, посадка метр!
Прямо мечта Олега Константиныча 😃
Самое главное, ИМ полетел. А мастер и тяги добавит и резкость поубавит…
Спасибо от обожателей Сикорского!
… Ребята, не спешите с советами. Особенно про то что надо центровку вперед двигать. Это уникальная аэродинамика. …
Модель уникальная, спору нет. Шедевр! Снимаю шляпу перед Андреем. Тем более обидно будет такой уникальный аппарат приложить. А, судя по видео и свидетельству кинооператора, эта перспектива более чем реальна. Зачем полёты на грани? Цель же проекта изначальная, как понимаю, была не нервы зрителям щекотать и не 3Д пилотаж крутить.
А значит - надо к следующему полёту обязательно дефект устранить, загрузив нос. Судя по размерам Муромца и динамике, потребуется в пилотской кабине 1-2 кг балласта как минимум. То есть - серьёзная доработка каркаса.
Можно ещё, в плане уточнения диагноза, чисто для эксперимента, если пока рука не поднимается кабину трогать, на живую нитку навесить на хвост дополнительный киль и подлетнуть. Если поможет - дальше уже решаться на переделку.
Думаю Андрей уже “отдышался” от полетов !? 😒Хотелось бы почитать его отчет ! Тем более он его обещал !
Ни кто из нас думаю не в состоянии разобраться в конструкции ИМ, мало кто из нас делал подобные ! У автора модель не первая, слово за ним !
А значит - надо к следующему полёту обязательно дефект устранить, загрузив нос. Судя по размерам Муромца и динамике, потребуется в пилотской кабине 1-2 кг балласта как минимум. То есть - серьёзная доработка каркаса.
Игорь, у Вас интересный подход: на своей модели, которая изначально не имела несущего стабилизатора, Вы планируете обойтись без загрузки носа увеличением площади ГО. А тут - в самолете, который имеет несущий стабилизатор большой площади, советуете загрузить в нос 2 кило.
Я думаю, что автор найдет способы настроить самолет без наших советов, и потом расскажет и покажет в полете.
Конечно последнее слово будет создателя модели,который ждёт пожелания остальных!
Приветствую, коллеги!
… разбор всего оснащения к поездке, наведение порядка, разбор полетов и осмысление проведенных тест-полетов…
Уже можно подвести некоторые итоги.
но по порядку, или с конца😁.
Разобрали Муромца и упаковались в половине десятого вечера. И не успев выехать с аэродрома нас накрыло шквальным ветром и грозовым дождем “из ведра”. Фюзеляж “Муромца” был в чехлах на крыше тремя секциями. Ну сделать уже что либо было не реально. Осталось положиться на судьбу и капитально проэмаличеный и пролаченый фюзеляж Муромца…
Ехали со скоростью 50км/ч, так как ветер и дождь были весьма экстремальны почти до самого конца. Прибыли в 2 часа ночи. Из чехлов было вылито около 2-х ведер воды.
Ну что? ИМ и это выдержал с честью. Последствий 4-х часового “плавания” не заметно. Эмалит рулит!😃
а теперь - с начала:
Приехали в пятницу в одиннадцать вечера, разбили лагерь, но сборку Муромца решили делать уже с утра, хотя и понятно было, что это займет немало времени.
Сборка была начата ровно в 5 часов утра.
К семи часам начал собираться фестивальный народ, солнышко начало подниматься и устраивать местный апокалипсис в 32 град, а тучки куда-то делись.
Отдыхать некогда было, так как к 12 часам до конца сборки еще было далеко.
Примерно к 16 часам “Муромец” собрался!
Небольшой перерыв, так как солнышко и 11-часовая сборка немного ослабили организм😇
Еще полтора часа предполетной подготовки и настройки…
В 18 часов уже можно лететь, хотя ветерок до 6 - 7 метров в порывах и солнышко и не думает прекратить свою интенсивность.
Решено лететь!
Короткий ролик о сборке и первом взлете:
… продолжение следует…
По-моему, Владимир, обсуждаемый Муромец – слишком дорогой аппарат, чтобы его пилоту-конструктору учиться, исключительно, на своих ошибках. И не факт, что Андрей ранее он сталкивался с моделями подобной разбалансировки, достаточно специфической. Поэтому продолжу:
- Речь идет не об устойчивости, обеспечиваемой горизонтальным оперением. С ней у Муромца всё более-менее сносно. Руль высоты работает.
- Речь идет, исключительно, об устойчивости курсовой, обеспечиваемой вертикальным оперением. Она отсутствует в принципе. Соответственно, руль поворота не работает, а каждый крен превращается в смертельный номер. В горизонтальном же полёте Муромец сам выбирает направление и поменять его достаточно сложно. Просто я сам это всё руками опробовал и получил массу новых острых впечатлений.
Вы посмотрите на ролик №2 – момент взлёта. Всё хорошо видно. Андрей пытается заложить вправо вираж (потому что обычный поворот не работает), хвост у него уходит вниз-вправо, нос вверх-влево, после газа и выравнивания Муромец оказывается повернувшим налево. И т.д. Приходится в конце садиться поперёк полосы.
Килограммы в нос Муромцу нужны для того, чтобы поправить, исключительно, курсовую устойчивость без увеличения площади вертикального оперения. Можно, конечно, пойти другим путём – вертикальное оперение нарастить, но для такой точной суперкопии, думаю, это худший вариант. Других вариантов решения проблемы просто нет, могу поспорить. Посмотрите, сколько у Муромца всяких вертикальных плоскостей между крыльями, больших и малых, они же все в потоке работают.
Пока писал пост - появился ролик Андрея со взлётом. Очень интересно продолжение. Кстати, глядя ближе на размеры, думаю что 2 кг - мало. 5-7 кг сработает.
Игорьь что то не вижу у вас тем , кроме фактурного истребителя. Вы зря советы даете ( мне кажется не очень правильные) Мое мнение тут только гироскоп поможет, но я молчу.
Приготовил попкорн смотрю, Ща вам помидоров напихают:)))))))))
… продолжим.
Прежде чем детально анализировать полеты, хочу остановиться на технических рисках, которые я прекрасно осознавал перед первыми полетами, и ответы должны были получены именно в полетах.
- Самый главный осознанный риск - это безусловно центровка. Я много лет занимаюсь нестандартной аэродинамикой(практической)
в области несущих фюзеляжей, уток, тандемов и пр. экзотики, и Муромец мне всегда был интересен в том числе и с этой точки зрения.
Есть труды известного аэродинамика Пышнова, где он скрупулезно исследует вопросы устойчивости и управляемости Муромцев.
Это все мной досконально изучено. Там он делает вывод, что центровка настоящего Муромца, как и “Русского витязя” была в области от 90 до 100%САХ.
Это допустимо для схем с несущим стабилизатором, где Ц.Т. позади Ц.Д. Муромец ближе к тандему, чем к самолету нормальной классической схемы, где всегда Ц.Т. впереди ц.д.
На Муромце 1/10 (3м) центровка была от 90 до 96%САХ в разных конфигурациях. И модель замечательно летела и управлялась.
В этом проекте мне не удалось добиться такой центровки в данной конфигурации. Получилось 101% САХ (за задней кромкой)
Прекрасно понимая чудовищный риск такой центровки, я все же решился на полет, так как точную центровку можно получить при полной сборке корабля, и была надежда на мощность ГО и большие рули высоты.
Было установлено очень прочное кресло пилота, на которое в принципе возможно положить хороший груз, но этого не хотелось делать!
Другими средствами сдвинуть центровку не реально без кардинальных мер (это впереди).
Как следствие предельно задней центровки есть огромная опасность выхода на большие углы атаки крыла, даже если хватит мощности ГО сбалансировать корабль, - как следствие экспоненциальное увеличение лобового сопротивления и нехватка тяги для его преодоления, даже если в статике тяга больше единицы. Настоящий Муромец (как и моя модель 1/10) летала с опущенным носом, т.е. в полете углы атаки плоскостей были близки к нулю, несмотря на то, что по отношению к строительной горизонтали они были от +6 до +8 градусов на крыле и +5 на оперении.
-
Жесткость и прочность корабля в целом. После первой сборки (месяц назад) были выявлены некоторые критичные места и были устранены, но все равно оставались сомнения (в полете) в жесткости на кручение хвостовой балки с оперением, всей бипланной коробки
-
Достаточность мощности рулевых машинок и жесткости всех контуров управления.
-
Работа несущих профилей (модельный резиномоторный МVA-30175), с увеличенной хордой в два раза по сравнению с масштабом 1/10, соответственно совершенно другие Рейнольдсы!
-
Все углы заклинения плоскостей бипланной коробки и оперения, выкосы моторов. Были сделаны некоторые корректировки в сравнении с первоначальной версией Муромца 1/10 и его реинкарнированной версией.
-
Моменты инерции бипланной коробки и оперения на таких размерах и их влияние на устойчивость и управляемость корабля. (этот очень важный момент подробно обсуждается в трудах Пышнова)
-
Настройка всей системы управления: нуль рулей высоты по отношению к стабилизатору, расходы, элероны (степень дифференциальности, экспонент и двойных расходов, нулевое положение по отношению к хорде)
-
Поперечная весовая балансировка бипланной коробки.
-
Двигательные установки: Подбор полетных винтов, потребляемые токи и нагрев в режиме максимального газа. Для моих моторов максимальный допустимый диаметр - 18 дюймов, лопасти копийные - широкие. шаг 10 дюймов.
Копийные винты должны быть диаметром 21 дюйм, с шагом 20 - 22 дюйма. Огромный риск не получить требуемого обдува рулевых поверхностей и нужного объема “проталкиваемого” воздуха через лес радиаторов, расчалок и тросов.
С этой проблемой я столкнулся и на “маленьком” Муромце, когда просто не хватает тяги преодолеть колоссальное аэродинамическое сопротивление корабля.
10.Прочность и надежность всей посадочной системы корабля при посадке, когда будут работать громадные моменты инерции консолей при жесткой посадке.
Осознавая все риски и отдавая себе отчет, что любой из них может быть фатальным для корабля, необходимо было поднимать корабль в воздух, так как только в полете можно получить ответы!😃
Несмотря на десятилетний опыт успешной эксплуатации “маленького” Муромца - это совершенно новый самолет со своими особенностями.
(продолжение следует…)
Выскажу своё мнение,может это кого нибудь успокоит–модель летает отлично,очень копийно и не надо ей прикручивать четвёртый РН.Мы привыкли к самолётам с нормальной центровкой,здесь же всё сложнее–огромная несущая площадь,изогнутый профиль крыла,предельно задняя центровка и как следствие-несущий стабилизатор-всё это вкупе делает очень малой крейсерскую скорость.Исходя из всего этого модель очень чувствительна к воздушным возмущениям.Если копия со средней скоростью 50-60км\час пролетит возмущение быстро,ну может чуть качнуть крылом,то ИМ может и свалиться учитывая то,что модель очень вяло реагирует на крен.Здесь Андрею стоит подумать об ограничениях по ветру и вообще о метеоусловиях.
Кстати, о метеоусловиях ! Андрей, чехлы подари врагам, в них только рыбок разводить ! Эмалит конечно рулит, но чехлы должны вселять чувство защищенности !
чехлы должны вселять чувство защищенности !
Я тоже так думал - они из вроде как водозащитной ткани, но это их не спасло от брандспойта:)😁.
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ
Несмотря на установленный “ноль” рулей высоты вниз на пару градусов по отношению к хорде профиля и еще чуть отклоненный вниз при “разбеге”, разбега не получилось!
“Муромец”, как воздушный змей стал просто подниматься против ветра (5-6 м/с) на 2/3 газа практически с нулевой скоростью относительно полосы.
Увеличив газ и еще более отклонив РВ вниз, удалось сбалансировать корабль и начать набирать высоту.
Это уже первая победа! Корабль не перевернулся при такой центровке и сбалансировался по тангажу!
Хотя и вышел на большие углы атаки - следствие огромная подъемная сила и чудовищное лобовое сопротивление на таких углах!
Уменьшать тягу опасно, так как ухудшим и так небольшой обдув ГО и ВО. Маленькая скорость делает абсолютно не эффективными элероны.
Надо начинать правый разворот. Обычный маневр синхронным движением элеронов, Рв и РН эффекта не дает!
Начинаю более интенсивно работать РН, как следствие развивается правый крен, который элеронами не удается парировать, а их отклонение на большие углы(с мгновенно перещелкнутыми двойными расходами)
только ухудшает ситуацию - они начинают работать как тормоза!
Тем не менее корабль таки разворачиватся вправо и летит практически на правом ноже по ветру. Естественно, инстинктивно, я отклонил РН уже влево для полета “на ноже”
Что было дальше - уже четко не помню. Корабль похоже выравнялся от левого отклонения РН и тут же по всем правилам аэродинамики начал сваливаться в левый штопор.
И О, ЧУДО! Сделав практически полный виток достаточно плавный, скорость на элеронах возросла и они начали работать!!!
Такая ситуация в первом полете еще пару раз повторилась, (но это я уже с трудом помню) (на наше видео это не попало)
При очередном штопоре, удалось сбалансироваться против ветра, и по-маленечку , очень и очень осторожно, микроскопическими движениями, как на канате, начал двигаться против ветра к полосе.
Ну посадку все видели. Вертолеты отдыхают! Все, мы на земле.
После первого разворота увидел, что правый внешний двигатель остановился. Это напрягло, но времени думать куда надо рулить в этой ситуации, естественно не было. Управлял дальше на инстинктах!
После приземления, действительно, правый внешний двигатель не работал и был дико горячий. Скорее всего сгорел или регулятор накрылся… Да, мотор внес свою лепту в ситуацию!
…продолжение следует…
Про винты и моторы ! Андрей, нынешняя мотоустановка будет пересмотрена ?
После обследования правой внешней ДУ, оказалось, что двигатель остановился по отсечке из-за перегрева регулятора (расплавилась на нем термоусадка).
После охлаждения он заработал, как ни в чем ни бывало на холостом режиме, а потом и с винтом.
Решено было вытащить регуляторы наружу в поток воздуха.
По аккумуляторам. На внутренних моторах у меня стояли 5s 6000mA, а на внешних - 6s 5000мА. Не было возможности купить одинаковые, а покупал разные для тестовых испытаний.
Решил поменять их местами. т.е на внешние моторы пошли 5s. А внутренние моторы получили большие обороты на 6s. Внутренние регуляторы на 80А, но получше, чем внешние, где 100А, но самые дешевые с Али.
Аккумуляторы тоже самые дешевые (что было доступно по средствам) Но на стенде вроде легко отдавали неплохой ток в 60 - 70А. И после первого полета практически не разрядились.
На пилотское кресло была установлена бутылка с водой (1л). Это сдвинуло центровку на 1% и она стала ровно 100%САХ . т.е на задней кромке нижнего крыла. Это практически ничего, но все же!
ВТОРОЙ ПОЛЕТ
Второй раз полетел уже на закате, где-то в половине девятого. Солнце, наконец, немного уменьшило свой жар, и ветер практически стих.
Взлет делал уже с еще более отклоненным РВ вниз, был уже маленький разбег.
Ситуация во втором полете практически повторила первый полет, правда штопор был более критичный, но удалось из него выйти!
На заходе на посадку увидел, что стал левый внутренний мотор- вернее на нем нет винта! Скорее всего из-за мягкой древесины(абаш) ослабла гайка.
Но нас то полетом на трех моторах не испугаешь!
Посадка по вертолетному. Правда чуть суровей, чем в первом полете. Крылья, скорее всего, немного прогнулись вниз из-за больших моментов инерции и лопнула резиновая амортизация на левой стойке.
Как следствие, крайние винты чуть цепнули полосу - получили трещины. Все! в остальном корабль абсолютно цел.
Программа минимум выполнена. Произведено два тестовых подлета, которые дали уникальную информационную базу для дальнейшей работы над кораблем.
(итоги , выводы и программа доработок впереди…)