Гордость русской авиации

Борисов

Спасибо, как-то умудрился пропустить этот пост.
Непонятно про правую стойку, именно она перекосилась. Андрей говорит про оборвавшийся амортизатор левой стойки на посадке, но хорошо видно что что-то с правой не то еще в полете.

ДедЮз
EVIL:

Теперь мы с вами товарищи по нещастью… а я до последнего надеялся, что прямое крыло обойдет чаша сия

Без круток или спец. профиля - ни за что;)

ANT53

=О высоком уровне проработки всех деталей говорит тот факт, что Федоренко уже получил ряд предложений от кинокомпаний задействовать «Илью Муромца» в съемках фильмов о дальней авиации.=
Я так и знал!Поздравляю! 😃 Рад за вас!Думаю одними киношкиками не закончится.Готовься,Андрей!

ZigZag_ZZ

В Монинский музей, вместо макета поставить и то будет лучше, ибо там просто игрушка…

Денис_из_Петергофа

На “Военном обозрении” появилась статья про “Илью Муромца” :
topwar.ru/159713-inzhener-iz-obninska-sobral-samuj…

В течении этих дней несколько раз пересматривал все видео, снятые на облёте.
Восторг и глубочайшее УВАЖЕНИЕ.
Я делал свой Пе-8 больше года, и могу оценить (хотя и очень-очень примерно) колоссальный труд по созданию ЭТОГО самолёта.
Реально ПОДВИГ.
За ТАКОЕ надо отливать бюст в бронзе. Ещё при жизни.
Жене Андрея - тоже большое уважение. За терпение. И за понимание. Немногие на ТАКОЕ способны.

И напоследок: ещё раз отмечу реально умелое управление Воздушным Кораблём (именно так, с большой буквы) в очень трудной ситуации.
Первый полёт, задняя центровка, очень сильный ветер, невозможность развернуться правым виражом, отказ одного из моторов. Плюс запредельное лобовое сопротивление, небольшая скорость, и как следствие, трудность выгребания против ветра.
Но абсолютно правильные действия Андрея в буквальном смысле спасли Воздушный Корабль от катастрофы. Что в первом, что во втором полётах.

Низкий поклон тебе, Андрей!
Твой “Илья Муромец” - это лучшее, что я видел на нашем сайте.

Wit
Денис_из_Петергофа:

За ТАКОЕ надо отливать бюст в бронзе. Ещё при жизни.
Жене Андрея - тоже большое уважение. За терпение. И за понимание.

Бюст в бронзе надо отливать Ирине, а Андрюхе и золотой звезды героя соцтруда с орденом Ленина хватит 😁

fed

Приветствую, коллеги!

Спасибо за теплые рецензии на проект “Муромца”! Очень приятно, но и неловко как то… бюсты, ордена…😃
Воспринимаю это как аванс на будущее, в котором, уверен, “большой” Муромец после положенной доводки и испытаний полетит не хуже первого, а думаю, что еще более надежно и копийно.

Да, проект сложный, 6 метров - это серьезный размер, практически СЛА. Нужно сделать много дел по проекту к следующим испытаниям. Начиная от комплектующих, доработкой планера по центровке и кончая оргвопросами по сборке, транспортировке и аэродромному базированию. По всем направлениям начата работа.

В минувшие выходные на стенде попробовал мощные движки EMAX GT5345/09
с копийным винтом 21.5" х 20" на разном количестве банок.

на 6s 4.2кг тяги при 35А на полном газу
на 8s 6.6кг тяги при 55А на полном газу
на 10s 7.8 кг тяги при 56А на полном газу

регулятор Turnigy AeroStar 120А
все оборудование чуть теплое после минуты работы с замерами параметров.

В принципе, неплохо, но на 6s ожидал все же побольше тяги.
Рассчитывал 6s на каждый мотор, но теперь надо думать, какие комплекты аккумуляторов покупать. Если переходить на 8s и более, то уже будут пары акк-ов на мотор. А это уже потребует совсем другого места для размещения.
Пока у меня были самые дешевые китайские 6s и 5s. Их , в принципе, хватило , чтобы поднять Муромца. Но чтобы серьезно летать… ну вы понимаете!

К тому же еще надо пару таких моторов докупать с регуляторами. Даже такой вариант требует серьезных дополнительных вложений.

Параллельно начал смотреть редукторные электромоторы, но это тоже надо время для осознания и … увы… финансы.

В общем - в раздумьях…

еще один репортаж от местного ТВ:

ДедЮз
fed:

В минувшие выходные на стенде попробовал мощные движки EMAX GT5345/09
с копийным винтом 21.5" х 20" на разном количестве банок.

какие, при этом, были обороты?

vlad_den
fed:

В принципе, неплохо, но на 6s ожидал все же побольше тяги.

Андрей, я, наверное, зануда;), но есть подозрение, что срыв потока на винте портит картину. Все-таки, по-прежнему рекомендую попробовать уменьшить шаг до 15-16

fed

старый тахометр глючит, так что можно только косвенно оценить.
на моторе Kv=170об/В
соответственно, примерно, с просадкой до 3.9в на банку:
6s 23в х 170 = 3910об/мин
8s 31в х 170 = 5270об/мин
10s 39в х 170 = 6630об/мин

В реале, думаю возможно чуть поменьше на 10 - 15 %

vlad_den:

срыв потока на винте портит картину

Да не исключено, я пока попробовал копийный винт, что делал для стендового мотора.

Тоже думаю сделать еще пару винтов максимального диаметра (по прохождению на модели лопастей) - это 22 дюйма. И пожалуй сделаю несколько шагов 14, 16, 18 дюймов.
Хорошо бы это все на летающем стенде попробовать… может АИР-5 как раз поспеет… так как уже работа пошла над ним.

ДедЮз
fed:

6s 23в х 170 = 3910об/мин
8s 31в х 170 = 5270об/мин
10s 39в х 170 = 6630об/мин

Что с учетом потерь обеспечивает гарантированный скоростной напор соответственно 60км/час; 81км/час; и 100км/час. Многовато для такого тихохода. Владимир Денисов совершенно прав, можно уменьшить шаг и при возможности использовать эффективные винтовые профили. Удачи!

Идеальная скорость видется в пределах 10…15м/с.

Borcha
ДедЮз:

Идеальная скорость видется в пределах 10…15м/с.

Иосиф а не многовато ли…

ДедЮз
Borcha:

не многовато ли…

Для копийности многовато, а для надежности в самый раз.

fed

к вопросу о подборе винтов.

Задача здесь не совсем вписывается в современное понимание работы винтов на классических самолетах типа истребителей или пилотажек с большими оборатами на винте и высокими скоростями полета.

Я пытаюсь получить связную физическую картинку работы винтов на Муромце в условиях медленного полета со скоростью максимум 30 - 40 км/ч на основе своего опыта.

1 пример. Реальный Муромец. Скорость полета - диапазон от 60 до 120 км/ч
Обороты моторов “Аргус” 120 - 140 л.с. порядка 1350 - 1500 об/мин. Моторы были малооборотистые, но с большим крутящим моментом. Винты диаметром 2.7 метра, относительный шаг примерно 1 - 1.2 т.е порядка 2.5 - 3 метра., судя по схемам винта и фотографиям. Лопасти саблевидные, относительно широкие, с максимум ширины на 70% радиуса.

кстати, самый близкий аналог Муромца по аэродинамической схеме и винтомоторной установке и по форме винта - это Блерио XI . Там был мотор “Анзани” с мощностью порядка 25л.с. и вращал гигантский винт с огромным относительным шагом на небольших оборотах, а сам аппарат летел на скорости 50 - 60 км/ч

2 пример. Еще раз о винтах резиномоторных моделей. Здесь тоже имеем дело с огромными диаметрами винтов, с относительным шагом до 1.5, с широкими лопастями и выгнутыми профилями. Т.е. резиномоторный винт работает на небольших оборотах, с большим крутящим моментом, с огромным относительным шагом, но на небольших скоростях полета. При этом винт ведет себя в этих условиях оптимально, без срыва потока с концов лопастей. Дай ему большие обороты, и не хватит мощности раскрутить эти лопасти, начнется срыв на концах, да и не нужна скорость модели, медленно летящей по своей аэродинамике и уд.нагрузке в своем диапазоне скоростей.

3 пример. Кордовые пилотажные модели самолетов. С ними у меня был большой опыт по подбору винтов для оптимального полета. Всегда была задача получить минимальную скорость полета с надежным пилотированием во всей полусфере. Минимальная скорость обеспечивалась низкой удельной нагрузкой на крыло и правильным подбором винта. Двигатель высокооборотистый типа “Радуга7”, поэтому шаг подбирался исходя из желаемой скорости полета и метеоусловий. Шаг винтов был относительно маленький, порядка 270х100 270х120, максимум 270х150. В зависимости от влажности воздуха и времени суток, температуры, ветра, модель могла “лететь” или “не лететь” на одном и том же винте! Все очень тонко! Широко применялись трехлопастные винты, тоже с небольшим шагом, чтобы затормозить модель на нисходящих траекториях, сделать пилотаж более плавным. Это в какой-то степени похоже на применение винтов с широкими лопастями.
На “Талках” и “Акробатах” винты были поменьше, так как были другие обороты и мощности.

4 пример. 3D пилотаж. Здесь тоже нужны винты с небольшим относительным шагом и большим диаметром, чтобы получить оптимальную работу винта и тягу на околонулевых скоростях полета. Тоже было много экспериментов, правда на небольшой 3D пилотажке (1.4м)
Применял моторы с наименьшим возможным Кv, типа “Hacker A-30”

5 пример. “маленький” Муромец. Там тоже были эксперименты по подбору винтов. За все время было испытано порядка 6-ти серий винтов - самодельных копийных, покупных стандартных, с диаметрами 11 дюймов и шагами от 5 до 8 дюймов. Наилучшие результаты по ощущениям и надежности полета были на самодельных копийных винтах с шагом 8 дюймов.

К чему я привожу эти примеры? Задача имеет множество неизвестных. Теоретически можно только очень приблизительно оценить желаемые параметры винтомоторной группы. Опыты на стенде что-то дают, но летный эксперимент окончательно расставляет все точки. И этих экспериментов надо достаточно много, чтобы приблизится к идеалу. Первые полеты мне много дали в плане понимания характера полета “большого” Муромца, его возможных полетных скоростей и работы винтов.
Для меня очевидно, что надо максимально увеличить диаметры винтов до предела прохождения лопастей. Это 22 дюйма.
Будем считать один параметр замороженным.
Форму винта в плане и ширину лопастей также хочется сохранить копийную Винты будут деревянными и самодельными ( Я не могу себе позволить летать на покупных винтах. Это дело чести!!!) Так что и эти параметры замораживаем.
Остается шаг и профилировка лопастей. Применяя мощные моторы (и тяжелые для центровки) и мощные по току регуляторы, я отсекаю ограничения по мощности и току для вращения винтов с любым шагом на этом диаметре.
Остается сделать серию винтов с разными шагами и профилировками и подобрать обороты количеством банок, контролируя ток и примерно оценивая статическую тягу на стенде.

Есть альтернативный вариант по ДУ - пойти по пути применения редукторов и высокоборотных моторов, чтобы получить мощность на винте большого диаметра. Но это достаточно тяжелый для меня, по финансам, вариант. Это имело бы смысл, если бы я был сильно ограничен массой моторной установки.

Поэтому я больше склоняюсь к варианту более тяжелых и мощных моторов с низким Kv, с мощными по току регуляторами и аккумуляторами с небольшим количеством банок (5s-6s) , но большой емкости до 10000мА 50С, чтобы большие токи на нужной мощности не были губительны для аккумуляторов. Тут пока задача с большим количеством неизвестных, в основном финансового плана - где и что покупать.

Конечно, очень нужен летающий стенд, типа очень большого тихоходного биплана, со скоростями полета, сравнимыми с ИМ, для отладки винтомоторной установки. Но это время на постройку! И разумно было бы аккумуляторы покупать после полного понимания работы ДУ.

ANT53
fed:

подобрать обороты

Концы лопастей не должны превышать скорость звука,а с такой формой винта(шириной концов лопастей),думаю немного и не доходить до ск. звука.

ДедЮз

Андрей, извини за встревание, но “торможение” процесса отладки из за винтов, кажется переусложненным. Если уж определились с потребной скоростью и комплектом для обеспечения привода, остается отработка только винта. Диаметр и развертка лопасти, вроде должны быть копийными, следовательно число неизвестных минимизированно, а именно: 1)поступь винта; 2)применяемые профили; 3)распределение углов атаки по радиусу лопасти. Приведенные примеры ВВ не выявляют потребного для тебя решения. При большом диаметре и шаге ВВ резиномоторной модели, тяговая потребная нагрузка весьма низка (резинка легкая!), а скорость и тягу обеспечивает угл атаки фрагментов лопасти, отсутствие срывов на оконечностях связано с элиптическим распределением нагрузки по радиусу и закруткой - до нулевых значений Су. Трехлопастные ВВ на пилотажках применяются сугубо в целях уменьшения ометаемой площади для укорачивания стоек шасси. Остальные параметры трехлопастного винта мало отличаются от двухлопастных, а торможение на низходящих траекториях эффектвно осуществляется с любыми винтами при условии постоянства оборотов и применения оконечностей лопастей с нулевой тягой при нормальном полете и отрицательной при увеличении скорости модели на нисходящих. Наиболее эффективными профилями для ВВ являются серийные винтовые профили серии “ARA-D” Эти 4 профиля имеются в программе “Профили2”.

ANT53:

Концы лопастей не должны превышать скорость звука,а с такой формой винта(шириной концов лопастей),думаю немного и не доходить до ск. звука.

Эта беда для ВВ диаметром 22" может наступить только при оборотах превышающих 10000об/мин с учетом поступательной скорости.

Денис_из_Петергофа
fed:

Конечно, очень нужен летающий стенд, типа очень большого тихоходного биплана, со скоростями полета, сравнимыми с ИМ, для отладки винтомоторной установки. Но это время на постройку!

Андрей! А ведь ЭТО очень и очень здравая мысль. Тем более, что этот биплан-летающий стенд может быть сколь угодно простейшей конструкции. Пенолёт! Трах-бах, и готово, за пару недель! Главное, чтобы размах был хотя бы метра 2,5 (нам же не нужен обязательно четырёхмоторный биплан?), да нагрузка на крыло, сравнимая, или лучше всего, даже меньшая, чем у Ильи Муромца.

ANT53
ДедЮз:

Эта беда для ВВ диаметром 22" может наступить только при оборотах превышающих 10000об/мин с учетом поступательной скорости.

Если точнее,то на 11400,т…е. редуктор не нужен.

ДедЮз:

Идеальная скорость видется в пределах 10…15м/с.

Скорость известна,остаётся вычислить шаг.

ДедЮз:

отладки из за винтов, кажется переусложненным.

Исходя из известных данных,-безусловно.

ДедЮз
ANT53:

Если точнее,то на 11400,т…е. редуктор не нужен.

Это для окружной скорости конца лопасти без движения вперед.

ANT53:

Скорость известна,остаётся вычислить шаг.

Не шаг, а поступь, исходя из номинальных оборотов двигателя. А шаг рациональнее строить с использованием поляр применяемых профилей при местных числах Рейнольса, для достижения макс. КПД. Таким образом получится оптимальный ВВ с переменным шагом.