Ще - 2 " Щука"
Ну ты артист Валер! МАЭСТРО!!!
Перед выходными успел закончить работу над усилением шпангоута.Всё
подогнано ,склеено ,склёпано , просверлено.Оставил на просушку , вернее
на полимеризацию.
В конструкции фюзеляжа всего 5 силовых шпангоутов … и только
с двумя из них я успел управиться .😌 Следующим подвергнется усилению
шпангоут принимающий нагрузки от стоек шасси .
Дело встало …, дело встало …,Занимался чем попало . В смысле , не по теме
И по теме :про “Щуку”
Шпангоут с задним креплениям консолей крыла готов .
Приступил к оформлению силового шпангоута с креплениями
основных стоек шасси . Кронштейны крепления выполнены из пластин Д16Т тл.1,5мм
После усиления шпангоута пластины приклёпаны к нему алюминиевыми заклёпками
Ф3 мм. Одно отверстие оставлено для присоединения поперечины …
так как прочности шпангоута может не хватить при жёстких посадках .
Модель не самолёт , у которого шасси расчитано на 2,66G х 1,65 =5,18
studopedia.ru/9_68788_prochnost-samoleta.html
Модель пассажиров не возит и перегрузки на посадках могут быть на много
больше .Обычно расчётные(разрушающие) перегрузки для шасси модели планирую в 10 крат
Конечно , соединять детали можно болтами и шурупами .Но как-то уже издавна у меня завелось делать это на заклёпках .Особенно , когда соединение не предполагает разборки . Клепать, дело не хитрое .К клёпке навесу надо приспособиться …
вообще, лучше один раз глянуть…
Поперечный винт верхнего крепления стойки шасси будет М4 . В задней пластине кронштейна нарезана резьба М4 . Винт законтрен гайкой . Применяться винты будут с лыской (присутствует на нижних фото ) , а не со сплошной резьбой.
Теперь предстоит изобразить узел разъёма фюзеляжа . Множество прорисованных вариантов , …пока ещё выбираю … по-проще да понадёжней .☕
Головка у заклепки получилась просто шикарная. Именно так нас учили в школе на уроках труда.
Посмотрел видео , и хотя я на фанеру приклепываю также, все же хочу описать как я был удивлен когда увидел впервые как это делается на авиа заводе…
После третьего курса была практика на авиазаводе так там заклепки вставляли снаружи самолета, потом прижимали массивной поддержкой либо совсем плоской , если если головка не потайная потайная то с ямкой , как на видео, Вес поддержки для каждого диаметра - свой . А изнутри просто пневмо -молотком в течении пары секунд (продолжительность с годами клёпальшики чувствовали одним местом) делали тр-р-р-р, причем строго по оси заклепки, т.е. строго попиндикулярно к обшивке или каркасу, ну и т.п. Голоака получалась просто в виде цилидрника, т.е. плоская
Естесна у меня , как и у многих возник вопрос- а почему она такая не красивая. На что технолог ответил, что при таких ударах (причем не слабых) осаживается не только головка но происходит еще и осадка самого стержня заклепки и она без зазора плотно сидит в соединяемом пакете
А изнутри - до лампочки какая там головка, главное чтобы ее высота была такой, что бы на отрыв и сопутствующий при этом срез (в виде кольца) она была равнопрочной. А при аккуратном формировании сферической головки равномерным обстукивание постоянно меняя направления удара может не произойти осадки стержня, да еще и могут появиться трещинки, если заклепка не мягкая а специальная- прочная.
Но при приклепывании . на хванерку железок- я тоже клепаю обстукивая как на выше приведенной видюхе, чтобы , наоборот не расколоть онную, при осадке стержня.
главное чтобы ее высота была такой, что бы на отрыв и сопутствующий при этом срез (в виде кольца) она была равнопрочной.
Для заклепок из любого материала и любого диаметра. Высота расклепываемого стержня должна ровняться 1,5 диаметра заклепки, а диаметр стержня должен быть на 0,2 мм меньше отверстия. На этом тр-р-р потерял слух, когда проходил практику на 1-м курсе на клепальных стендах. Пользовался 3 видами заклепок: обсадными, взрывными и затяжными. Последние, самые “гуманные”. Деревянные (фанерные) детали рекомендуется склепывать через металлическую шайбу на обсадной стороне или мягкими заклепками (АМГ, АМЦ) с высотой “хвостика” в 2 диаметра.
я имел ввиду высоту уже готовой головки
я имел ввиду высоту уже готовой головки
она и формируется длиной выступающего стержня и навыком клепальщика
Приступил к оформлению шпангоута разъёма фюзеляжа .
Не мало было проработано вариантов его изготовления , но всё-равно
был выбран стандартный для стрингерного фюзеляжа способ ,
как наиболее надёжный и приемлемый по весу . Способ не быстро разборный
- фланцевый. Фланцевая часть с внутренней стороны .
Окончательно так и не решил нужен ли этот разъём мне, но приступил к его
исполнению. В какой же вес его желательно уложить? Хотя и не корректно , но
приведу сравнение с разъёмом фюзеляжа резино-моторной модели чемпионатного
класса .Дюралевый переходник с толщиной стенки 0,4 мм и Ф28 мм имеет вес около
4 гр , плюс штырёк фиксации 1 гр = 5 гр . От полётного веса модели 230 гр
это составляет 2,17% . От 15 кг полётного веса Ще-2 эти 2,17% =325гр .
Да, любой разъём требует жертв веса…и времени …
Для начала надо усилить шпангоут разъёма . Наложил на него ещё пару фанерных
колец на ПВА. Одно кольцо имеет вес около 40 гр . Четыре таких кольца с
учётом клея весят 180 гр. Таким образом разделённый надвое шпангоут имеет
толщину по 7 мм на сторону .Между “фланцами” проложена пенопластовая прокладка тл.
3мм служащая для последующего распила фюзеляжа .
Как вспомню ,так вздрогну …пилить по живому.
Вообще то гложет смутная идея
установить разъёмный шпангоут , но не распиливать фюз-ж .То есть иметь фюзеляж
цельным ,но с возможностью распила на крайний случай . А тогда разъёмный шов не замаскировать .Бред какой то .(Последний абзац - мысли вслух).
Приветствую, Валерий!
После распила и последующей стыковки неизбежно будет ступенька. Маленькая, но будет! Может быть распилить после обшивки фюзеляжа, состыковать и отшкурить. Да так и оставить по покраску. А потом можно будет при желании и разъединить. Но вариант тоже не из лучших конечно.
Правильней довести задуманное до конца. А что бы кромки обшивки были четкими, после распила, на шпангоуты в торец наклеить что-то тонкое типа фанерки и состыковав половины прошкурить как единую поверхность. Стык в таком случае будет очень тонким и ровным. Сойдет за имитацию расшивки. Ну вы и сами знаете все способы что я тут написал.
Валера, тема классная и исполнение выше всяких похвал!
Что касается распила, ты же “старый копиист” и однозначно знаешь народную мудрость “чтобы не было падежу, делай всё по чертежу”… а у прототипа как? был разъем?
У Як-6 был, а про Ще-2 не знаю
Спасибо , друзья , за советы ! Обычно твёрдое решение приходит во время непосредственного процесса постройки ,… как аппетит 😒.
Дело движется .Стрингеры через один в месте разъёма усилены фанерными накладками тл. 0.8 мм . В этих местах обе половины фюзеляжа будут стянуты
болтами в количестве 12 шт .
Стало быть ,стало быть ,стало быть разъёму быть .
Материал для соединительных уголков.Титан, дюраль иль нержавейка.
Материал для соединительных уголков.Титан, дюраль иль нержавейка.Долго выбирать не пришлось . Дюралевый стрингер 20 х 20 х 1,5 с крыла Як-40 хорошо подходил по требуемым параметрам . Сначала изготовил один фитинг , примерял…потом и все остальные 10 . Первый десяток будет устанавливаться в основной фюзеляж , а другой в хвостовую его часть . Фитинги получились лёгкими .Болты крепления будут зафиксированы со стороны хвостовой части фюзеляжа на резьбе и ЦА .Гайки увеличенного размера со стороны грузовой кабины . Транспортного люка будет вполне достаточно для обслуживания этого соединения .
В общем весь этот разъём фюзеляжа будет иметь массу в 250 гр , минус 40 гр шпангоута входящего в этот вес . То есть к 40 граммовому шпангоуту , будь он без разъёма "прилипло "ещё 210 гр .
Дюралевая "кница " , попросту - фитинг
и её крепление к стрингеу
Крепление без клея на сапожных гвоздиках Ф1.2мм выдерживают вес
небольшого сверлильного станка (20кг)
Саклёпка .Головка потайной 4 мм заклёпки с внутренней стороны крыла имеет Ф6мм и высоту 1,8 мм.(к слову)
Валера, привет!
С удовольствием отслеживаю твой большой проект. Сам много раз на этот прототип смотрел, как на потенциального кандидата на постройку. Красивый самолет! Здорово, что ты его построишь!
По фитингам на стрингера.
Хотел еще раньше спросить, как будешь делать стыковочные узлы крепления. Теперь вижу. Очень надежная реализация. Но весьма трудоемкая в монтаже и в дальнейшей сборке фюзеляжа. Правда ты говорил , что редко это будет делаться. Но сложно будет закручивать 14 болтиков в труднодоступных зонах, и очень близко к обшивке.
Понятно, что ты принял решение и его реализовываешь.
Ни в коем случае не отговариваю. … но я бы немного по другому сделал.
На каждый стрингер просто наклеил бы деревянный фитинг - такую же реечку, сужающуюся до следующего шпангоута.
Это бв просто “размазало” концентратор напряжения в зоне стыкового шпангоута до следующего шпангоута и увеличило зону стыковки стрингера со шпангоутом.
У тебя получится очень хорошая стыковка всех стрингеров с мощным стыковочным шпангоутом, плюс обшивка еще. Это просто зверская вещь получится. Жесткость толстого фанерного шпангоута очень высокая.
А в самих стыковочных фанерных плоскостях достаточно 3, может 4-е болта М4. С одной стороны - грибки стандартные, с другой - просто болты с хорошей шайбой. Болты в удобном для закручивания месте. Ну можно еще пару штифтов бамбуковых сделать в плоскости стыковки, для точности позиционирования.
А разъем фюзеляжа безусловно нужен (хоть ты и сомневался). Это потом оценится при обслуживании модели. Да и может поедещь куда далеко, типа на фестивали/соревнования. Есть мечта все таки когда-то пресечься в живую!😃
p.s. У меня тоже такого же класса “проектик” ждет своего времени для продолжения.😛
Андрей , приветствую ! Тоже наблюдаю и ошеломляюсь твоему проекту " Муромца " ! …и всегда жду очередных твоих публикаций . При лонжеронном фюзеляже непременно бы воспользовался твоим способом .
Уменьшение количества крепёжных элементов в разъёме фюзеляжа тоже рассматривал вплоть до такого
Надёжность крепления над скорой сборкой возобладала в моих расчётах . Фюзеляж будет без конца собираться и разбираться лишь во время постройки модели .Крепиться будет в этих случаях на 3-4 шпильки , на живульку . Зарекаться не буду , но после первой его окончательной сборки …разборка не понадобится :rolleyes:
Для выезда на полёты ,фестивали и соревнования достаточно длины солона и рейлингов .
Занят установкой фитингов . Начал с самого нижнего стрингера имеющего наибольшее отклонение от продольной оси самолёта.Кондуктором для перпендикулярного сверления в шпангоуте послужил слесарный угольник .Он металлический , что даёт возможность крепить на его поверхности любые детали на магните .Алюминиевый фланец хорошо прижимается ниодимами через проставки из гаек М5 .Сверление производится дремелем со вставленным в цанговый зажим сверлом Ф3мм .Затем установлены фитинги (так и хочется назвать их фитюльками 😒) . Они приклёпаны к стрингеру двумя сапожными гвоздями и примотаны к стрингеру капроновой ниткой на ЦА .Задний фитинг имеет резьбу М3 . В него вворачивается шпилька (болтов с полной резьбой не нашлось пока ) с навёрнутыми гайками и контровочной фасонной шайбой из оцинкованной жести тл 0,6мм .С обратной стороны наворачивается барашковая гайка . Будет не сложно навернуть несколько таких гаек на болтики . Контровка тонкой вязальной проволокой по периметру за “рога” барашка .
Стоят трескучие морозы , но унывать не приходится . Дело движется . Установлено 6 креплений ( 3 сверху , 3 снизу).Казалось бы и достаточно , выдержат … avtolitr.ru/…/razryvnoe-usilie-bolta/, но большие не подкреплённые расстояния на боковых частях шпангоута требуют добавления ещё нескольких креплений и довести их число до 10-ти. Надёжность прежде всего .
слабонервным не смотреть…😈
контровка
Валера, красиво получается, но, у меня вопрос возник, а как ты к винтикам-гаечкам подбираться планируешь? Или, я чего-то не понял
Валера, красиво получается, но, у меня вопрос возник, а как ты к винтикам-гаечкам подбираться планируешь? Или, я чего-то не понял
А вон,Валентин, в 136 посте :
" Болты крепления будут зафиксированы со стороны хвостовой части фюзеляжа на резьбе и ЦА .Гайки увеличенного размера со стороны грузовой кабины . Транспортного люка будет вполне достаточно для обслуживания этого соединения ."
А транспортный люк имеет габариты 300х260 мм . Шпангоут находится от края люка в 18 см …
Валера, спасибо! Невнимателность моя, я же просматривал предыдущие посты))) Извини
Валера, спасибо! Невнимателность моя, я же просматривал предыдущие посты))) Извини
Да , ладно, Валентин ! С кем не бывает 😁.
А помнишь я в твоей теме rcopen.com/forum/f82/topic483965/41 тоже самое … Кстати, как продвигается проект SOKO ?
А я установил все 10 креплений и присобрал фюзеляж для крайней корректировки перед склеиванием .
Ничего в эти предновогодние дни нового показать больше не придётся …(по-этому)
Всех поздравляю с Наступающим Новым Годом ! Творческих успехов !!!
Валера С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ !!! СПАСИБО ЗА ТЕМУ!!!