Ще - 2 " Щука"
Ээээххх пару 15 кубовых 4 тактников сюда бы))))) надеюсь Валерий соблазнится когда нибудь на такую авантюру. А звуки то какие А?
Ээээххх пару 15 кубовых 4 тактников сюда бы))))) надеюсь Валерий соблазнится когда нибудь на такую авантюру. А звуки то какие А?
Да-а , давненько я не брал ДВС-ов в руки . Звук , вот чего не хватает электричкам .Но я полагаю , что стрекотание М-11 бесколлекторники тоже могут воспроизвести .О имитаторах звука подумывал , можно в мотогондоллы за двигателем встроить … Надо бы сначала саму модель построить-выстроить …😃
Приступая к проектированию , первым делом определяется масштаб уменьшения прототипа . Всё заквашивается на параметрах двигателя . Модель будет строиться под два бесколлекторных двигателя мощностью 2665 вт .* 2 = 5330 вт . Мощность эту они выдают при 8-баночных литий-полимерах . Вольтаж подаваемый на двигатели ограничивают применяемые регуляторы хода расчитанные на пакет из 7-ми ячеек , т.е 25.9 V . Я применял такой компот включённых последовательно 3-х и 4-х баночных батареи , но это создаёт некоторые неудобства при эксплуатиции . По этому будут батареи на 22.2 V . При них двигатели дадут более 14.5 кг статической тяги .Этого будет достаточно для класса моделей F-4-C . Превышать вес в 15 кг не хочется иначе попадёшь в гиганты( не опасаюсь , гиганты , так гиганты ) . Ещё одно ограничение - размер салона автомобиля . Фюзеляж без разборки может иметь длину лишь 270 см чтобы войти . Масштаб будет дробным . Ни в пятый ни в шестой не укладывается , значит будет 1 : 5.5 . Этот размер модели подходит по всем параметрам . Энерговооружённость близка к единице , хотя этого многовато для транспортника , но попилотажить на нём не откажусь (лёгонький такой пилотаж) . И полезную нагрузку в виде парашутистов и грузов поднимать и возможность затяжки планеров и ветропробиваемость и критические лётные ситуации - всегда нужна энерговооружённость .
Модель будет иметь:
Масштаб 1 : 5.5
Размах крыла -3.7 м
Размах ст-ра - 1 м
дл.фюзеляжа -2.65 м
Корневая хорда - 0.7 м
Концевая хорда - 0.32 м
Мидель ф-жа - 0.4 х 0.3 м
Пл-дь крыла - 211 дм2
Пл-дь ст-ра - 33.5 дм2
Пл-дь килей - 18.3 дм
Полётный вес - до 15 кг
Нагрузка на крыло - 71 гр/дм2
Энерговооружённость = 1
Опять, видимо, в микроскопическом размере
😜
Не многовато ли 71гр/дм2? При такой то энерговооруженности, может пока не поздно 😈 масштаб увеличить?
Не многовато ли 71гр/дм2? При такой то энерговооруженности, может пока не поздно 😈 масштаб увеличить?
В самый раз . Не хочу на полёты возить модель на крыше … менять масштаб поздно 😒
Хотел было тряхнуть стариной , да не надолго хватило терпения выводить изогнутые линии фюзеляжа .Пришлось воспользоваться принтером для ускорения чертёжного процесса . “Вычертил” вид сбоку , сверху , спереди , шпангоуты и профили . Подготовил примерную весовую сводку модели . Произвёл некоторые прочностные расчёты . В сети достаточно различных калькуляторов расчёта моделей на прочность лонжеронов крыла . Но для подкосного крыла подробного расчёта найти редкость . Я пользуюсь этими , для расчёта СЛА . Модель имеет размеры в половину от летающих лёгких самолётов и этот метод расчёта как раз кстати .
По этому будут батареи на 22.2 V . При них двигатели дадут более 14.5 кг статической тяги .Этого будет достаточно для класса моделей F-4-C .
У меня на данном моторе летает мустанг 60 от феникса размах 1600 с винтом 17х10 тяга килограмм 5 (вертикали не безлимитные), питание 6 банок 3700 мАч Генс, регулятор 75 А, время полета ограничиваю 5 минут, боюсь параметры тяги сильно оптимистичные. Можно конечно винт увеличить до 18-19 дюймов, я не пробовал.
У меня на данном моторе летает мустанг 60 от феникса размах 1600 с винтом 17х10 тяга килограмм 5 (вертикали не безлимитные), питание 6 банок 3700 мАч Генс, регулятор 75 А, время полета ограничиваю 5 минут, боюсь параметры тяги сильно оптимистичные. Можно конечно винт увеличить до 18-19 дюймов, я не пробовал.
Да , Александр , опыт показывает ,что относиться к заявленным характеристикам моторов , регуляторов и всего остального оборудования надо с осторожностью … особенно из поднебесной . Признаться от бесколлекторника Dualsky XM6360 Brushless Motor ожидал большего на 7-ми баночной батарее 4700 мач . С винтом 20 х10 он не давал заявленных 10 кг тяги . Вот полёты моего Пайпера 2,1 м . Регулятор стоит на 200 А , после полёта греется . Вес мотора 617 гр . вес модели 4300 гр .
Так что и двигатели на “щуку” при 2000W мощности на 6-ти банках могут не выдавать заявленные 7 с лишним кг тяги . То и увеличение размера модели , а следовательно и веса чревато снижением лётных характеристик . Конечно есть резерв мощности если поставить регуляторы на 8 Li-Po ( 2665 W)
Это всё к слову …
Весовая сводка модели Ще-2 первого приближения .
Оборудование :
Электродвигатель 2шт. 940 гр.
Регуляторы хода 2шт. 200 гр.
Аккумуляторы 2шт. 800 го.
Серво 8шт. 480 гр
ВЕС 1 шт. 50 гр
Приёмник 1 шт. 30 гр
Питание борта 1 шт . 120 гр.
Тяги, боудены ,качалки 150 гр
Воздушные винты 2 шт. 120 гр
Обтекатель винта 2 шт. 80 гр
…итого: 2970 гр.
Планер модели Фюз-ж+ЦП 4000 гр.
Консоли крыла 3000 гр.
Стабилизатор 300 гр.
Кили 2 шт. 200 гр.
Мотогондоллы 2 шт. 800 гр.
Капот 2 шт. 300 гр
Подкосы крыла .и стаб. 260 гр.
Макет М-11Д 2 шт. 600 гр
Окраска 600 г
… итого : 10060 гр.
Общий вес 13030 гр
К таким значениям буду стремиться при постройке модели .
Лимит веса без аккумуляторов 2770 гр .
Конечно же я буду выходить за пределы этих значений
,потому и оставляю большой запас веса .
P.S . В запас входит и баласт для нужного ЦТ.
Аккумуляторы 2шт. 800 го.
Валера, те аккумуляторы, что на фото и для тестов маловаты. На программу в 7 - 8 мин надо минимум 5000, лучше 6000 мАч на 6 банок. Они каждый по 800 - 900 г будут. Так что это надо учесть в весовых расчетах.
Валера, те аккумуляторы, что на фото и для тестов маловаты. На программу в 7 - 8 мин надо минимум 5000, лучше 6000 мАч на 6 банок. Они каждый по 800 - 900 г будут. Так что это надо учесть в весовых расчетах.
Спасибо , Владимир , учту . Аккумуляторы будут находиться в носовой части фюзеляжа и будут выполнять роль центровочного балласта .
В общем , пока велись расчёты и проработка компоновки ,
возникла странная мысль изготовить пуансон для капотов .
Пуансон по размерам в притык
над станиной . Диаметр болвана 205 мм . И это ещё один параметр
для выбора масштаба модели . Туда же - - винты 17" дюймов совершенно
точно подходят по диаметру копийным винтам , т.е имеют Ф 43 см.
Пенопластовой болванке предпочёл деревянную , так как она даёт
возможность сильнее прижать стеклоткань к пуансону посредством резиновых бинтов .
Тестировал этот моторчик на стенде с винтом 17х8 батарея 8s .Тяга 6кг при8800об/мин 66А
Тестировал этот моторчик на стенде с винтом 17х8 батарея 8s .Тяга 6кг при8800об/мин 66А
Благодарю за информацию ! Это подтверждает мои слова …" опыт показывает ,что относиться к заявленным характеристикам моторов , регуляторов и всего остального оборудования надо с осторожностью … особенно из поднебесной ."
Сейчас нет времени самому провести тест этого двигателя , занят постройкой .
А из характеристик двигателя у Владимира , можно уже сделать вывод : При 6S этот б/к выдаст киллограм 5 тяги по оценкам Kosmos-а . Приближаемся к истине !
При пересчёте энерговооружённость будет соответствовать транспортнику .
5кг х 2/14кг =0,7 . Предупреждён , значит вооружён 😒
Изготовив шаблоны шпангоутов ,начал их выпиливать из фанеры . Фанера из тополя раза в полтора легче берёзовой , но и прочность соответственно её меньше .В некоторых нагруженных местах будут делаться накладки из берёзовой фанеры тл. 0.8 и 1.5мм . Бальза в конструкции каркаса фюзеляжа и крыла будет применяться в небольших колличествах . В основном для обшивки . А вот всё оперение будет цельнобальзовым ибо колличество балласта в носу будет зависеть именно от него . Шпангоутов необходимо выпилить в колличестве 27- штук , по-этому главным инструментом является электролобзик . Центроплан будет изготовлен , как на прототипе - зацело с фюзеляжем . Вычерчены и изготовлены корневые нервюры Профиля Р- 2 10 %
Валера здравствуй ! Не перестаешь удивлять, такие не маленькие размеры модели ! Ого ! И самолет красивый, ни чего не скажешь ! Желаю удачи !
Процесс не быстрый , а в летний период и вовсе постройка двигалась черепашьими шагами .Но вечерами можно было и “счётами постучать” .Я не случайно дал ссылку на расчёт подкосного моноплана , это чтобы была "на глазах ". “Егорыч” почти в точности повторяет схему Ще-2 , за исключением однокилевого оперения .
При уменьшении линейных размеров, площадь поверхности изменится в квадрате масштаба уменьшения , а масса в кубе.
Т.е. если прототип весил пустой 2270 то в 5.5-м масштабе модель должна весить по авиационным канонам 2270/166,375=13,643 кг. Пл-дь крыла у Ще-2 63,90 м2 , то у модели 63,9/30,25= 2,112 м2(это и коту понятно).Размышляем дальше … Максимальная взлётная масса Ще-2 3600 кг , у модели 3600/166,375=21,637 кг. 😵 21 кг это уже перебор , но в реальности это так и есть , модель сможет поднять этот вес … потому что цыфра счастливая 😒 … так как энерговооруженность останется приемлемой для взлёта . Т.е статическая тяга 12 кг (8S)/21000 гр полётного =0,55 . при этом модель ещё будет нормально летать . Полётный вес модели я буду стараться уложить в 13 кг. с энерговооружённостью = 0,9 … А вообще модель строится не для соревнований , но для души и может быть где-нибудь для показательных полётов или фестивалей .
И немного фото процесса постройки.
Стапелем будет являться алюминиевая труба тл.2 мм Ф40мм закупленная в леруа . Надо сказать , что профиль квадратного сечения был бы удобнее . Не понадобилась бы ещё одна направляющая для фиксации стапеля .
А мощность вообще будет в 4-й степени уменьшаться от масштаба прототипа . Мощность двигателя М-11Д = 125 л.с . В килловатах это 169 квт *2 =339 квт мощности двух моторов . 339квт /5.5 в 4-й степени = 339/913=0,371 квт . если снова в лошадинных силах то 0.273 л.с на всю модель в 14 кг . это получается 0,0265 квт на кило веса модели или 26 ватт … абсурд 😅. Нужна другая формула ;
N мод =2 *Nпр/ 5.5(масштаб модели ) в степени 3,5.
Мощность модели =2 *339квт/390 = 1,738 квт . В-о-о-т , теперь всё встало на свои места . Для , допустим 13 кг веса модели Ще-2 по 130 ватт мощности на один киллограм веса модели . Это есть достаточная мощность для мотопланера . А Ще-2 ни что иное , как и есть мотопланер . Представьте себе только , что при испытаниях в сельхозварианте его скорость виража равнялась 85 секундам …это на скорости 120 км/ч (33,3 м/сек) диаметр виража был 902 метра 😲 … Конечно , от дальнейших испытаний пришлось отказаться . Ще-2 так же использовался в авиашколах в качестве учебного бомбардировщика , но где они подвешивались данных пока нет . Можно будет сбрасывать через остеклённый люк бомбардира (есть на чертеже из К-Р) . Так же можно установить и открывающийся блистер на верху для удобного доступа к оборудованию (штурманский вариант)
Ранее на фото было видно три одинаковых бесколлекторника( ко всем есть 4 100 А -ных регулятора ) ,… один прозапас . Это я к тому , что есть возможность реализовать не реализованный проект Щербакова - двухфюзеляжный Ще-2 . Эдакий Твин-Ще-2 . Но это планы на будущее , если успешно будет закончена постройка начатой модели .В размахе двойной Ще-2 увеличился бы на 1 метр , т.е 4,72 м размаха …заманчиво 😋
Заготовил немного длинных реек для фюзеляжа . Много лет уж вожу за собой эти досочки безсучковые из прямослойной сосны (заготовки для полок лонжеронов реплики Г-22 30-летней давности ). Дождались они своего часа . Как там у “Любэ” : - " я рубаночком радовал досочки ,всё по праздничкам , по утрецам “… Иногда даже без дела , просто-так ,беру и пилю всякие сосновые досочки …для запаха …😌Рейки мне нужны сейчас для сопряжения шпангоутов , так как модель строится " с нуля” , а сечений фюзеляжа имеем всего 8 . Дополнительные сечения делаются с небольшим припуском для последующей подгонки . Бескомпьюторными технологиями строить сложно , но можно .А можно вообще взять готовые чертежи модели с готовыми сечениями каждого шпангоута и нервюры коих имеется сотни в инете . Однако почему-то выбираю трудный путь … Нормальные герои всегда идут в обход 😃
В обход идти, понятно,
Не очень-то легко.
Не очень-то приятно,
И очень далеко! …
Нужно изготовить 27 шпангоутов и ни одного одинакового . Силовые шпангоуты будут усиленными .
Ну, ладно , реек напилить , дело не хитрое .Хитрое , доску без сучков найти .
Шпангоуты появлялись один за одним , … и запасы фанеры таяли на глазах …
так и на крыло не хватит .😒
Иногда в обход, ближе получается !😉
Иногда в обход, ближе получается !😉
Да, что то Валерий совсем не экономит фанеры.
росто-так ,беру и пилю всякие сосновые досочки …для запаха …
Вкусно пишите! Спасибо!
Да, что то Валерий совсем не экономит фанеры.
Когда фанерный заводик под боком , жалко нету 😒 А использованная фанера только взлёткой и служила для маломерных копий …
20 лет у стенки стояла , глазки мозолила . Вот и пригодилась наконец -то. Для большой модели все многолетние резервы в ход идут . Вот бальзы на обшивку , думаю , хватит ли ? Пол -куба всякой набралось … её ж надо взлохматить 😃 потому и проект серъёзный затеян .
Координаты профиля Р-2 10% нашлись даже в книге (есть и из интернета )
Я изготовил пару корневых профилей из фанеры и приступил к формированию основного силового шпангоута .
Решение способа крепления консолей пришло не сразу .Выбирал из нескольких вариантов . Шпангоут склеен из
3-х слоёв фанеры и имеет толщину 10 мм . Я никак не мог согласиться с его большим весом . Рассчитав действующие силы на него
, постепенно его облегчил .
вот первоначальный его вид .
Весы мои любимые , мои земляки
Продолжаю счётами щёлкать …
Посадочная скорость (для посадочной массы самолета), км/ч:
где mпос– масса самолета при посадке, кг;S– площадь крыла, м2;
Cупос– коэффициент подъемной силы при посадке.
Имеем mпос= 15 кг, Sкр= 2.11м2,Cупос=Cу mах пос= 1,4
Тогда посадочная скорость у модели будет 30 км/ч .
и 25.6 км/ч при коэффициенте подъёмной силы равном 2., т.е с выпущенными закрылками .
Это лишь примерный расчёт с завышенными значениями подъёмной силы крыла .
Но мне видится , это так и есть .
А между делом смастерил не сложный стапель . Он состоит из основной алюминиевой трубы Ф40мм и вспомогательной Ф22 мм . Фиксируется весь стапель деревянными накладками со стяжными болтами . Расстояние между центрами диаметров труб 110мм .
Центральный шпангоут формируется …
Эффективность горизонтального оперения определяется величиной коэффициента статического момента площади горизонтального оперения
Aг о = Sг оLг о / Sкрb САХ, величина которого должна составлять 0,45 - 0,5. Если его величина будет меньше, рекомендуется для получения удовлетворительных характеристик продольной устойчивости увеличить площадь или плечо горизонтального оперения. Для копии это не приемлемо , для полукопии можно и увеличить слегка . Визуально мне казалось ,что продольной устойчивости достаточно . Надо рассеять свои сомнения .
САХ крыла =0.57м
L г.о = 1.55 м
Sг.о = 0.34 дм/2
Sкр = 2.11 м/2
Аг.о = 0.34*1.55/2.11*0.57= 0.44
Ну , что ж ,достаточно , но уже на пределе .
Существует график продольной устойчивости в книге
Р.Вилле . Я обычно пользуюсь им .
Прежде чем установить главный силовой шпангоут в конструкцию фюзеляжа
необходимо прикрепить к нему все узлы навески подкоса и крыла .
Сначала изготовил из Д16Т кронштейны навеса подкоса с нижней стороны .
Для этого было высчитано усилие приложенное к нему при перегрузках G=6
Узлы должны держать тройную эксплуатационную нагрузку . На узлы подкоса при
6-ти кратной перегрузке действует сила 65 кг ., умножим на 3 (коэффиц. безопасности для соединений ), = 195кг
Дюраль Д16Т на разрыв держит до 45 кг/мм2 . …
195/45=4,3мм/2
У меня 1.5 мм (тл.) дюраль с проушиной шириной 4 мм . =6 мм/2
Их будет две накладки , по этому 12 мм /2 . То есть прочности предостаточно .Достаточно то достаточно , но проушина считается не на разрыв а на срез .На срез дюраль держит 28 кг . 195/28=6,9 … Нормаль…