Прикупил я старый планер или процесс восстановления 6-и метрового ASH - 26.
Доброго дня уважаемые коллеги!
Планер, о котором я буду писать, представляет собой копию (надеюсь, что попал в нужную тему) популярного немецкого планера ASH-26. Мы, как-то давно искали недорогой аварийный планер такого размаха с целью восстановить его и установить туда турбину просто на пилоне или на убирающемся пилоне. Окончательного решения так и нет. Мы посетим осеннюю мессу в Германии и уже там сможем окончательно утвердиться с выбором силовой установки. А пока процесс начался…
Объявление о продаже мы увидели на одном из форумов,быстро созванились с владельцем, обсудили цену - кстати всего 350 евро- и на следующий день мы уже ехали в Дюссельдорф (от нас почти 450км.) за моделью. От такого подарка нельзя было отказываться!!
И так модель… Такое впечатление, что мы "выдернули её из рук модельного изувера… О том, что есть поломки, я умолчу… Представьте, на таком большом планере в крыле 6 рулевых машинок и- внимание!!! - ни одной одинаковой!!! как сделана проводка, шасси и т.д. Просто ужас. Но, нас интересовал только конструктив. Ничего серьёзного. Оторванный хвост, поломан стабилизатор, несколько трещин на фюзеляже и пара на правой консоли. Вобщем - ерунда! Вполне восстанавливается. А под краской аж в три слоя проглядывал очень симпатичный самолётик…
Было ясно, что всю старую краску надо будет снимать. Во-первых вес, а во-вторых нужно увидеть реальную модель. За пару вечеров были прошкурены плоскости. Не зря, как выяснилось. Под слоем краски мы увидели следы ещё одного ремонта. Проверили - сделано хорошо, переделывать не нужно.
Фюзеляж был тщательно вышкурен по внутренней плоскости кабины. Удалены все не нужные детали. Трещины были подготовлены к склеиванию.
Приклеить оторванный хвост не представляло вообще никакого труда. В начале по наружней поверхности был выклеен из нескольких слоёв стеклоткани конус. Он легко снялся, т.к.под ним был слой ленты скотч. Затем этот конус был разрезан вдоль и вклеен на смоле с загустителем в фюзеляж. После полимеризации смолы, уже на следующий день, при помощи реек был выставлен и приклеен киль. Всё получилось очень качественно и очень прочно. Наружняя поверхность было прошкурена и занижена на примерно 0,5мм. По всему месту склейки для усиления было выложено несколько слоёв стеклоткани. Шпаклёвка подвела финальную черту под всей этой работой. И наш фюзеляж стал как новый!
Стабизатор при ударе потерял левую половинку… Нам передали в пакетике при покупке абсолютно все собранные фрагменты. ( Сразу вспомнилась шутка, что мелкий ремонт - это когда всё умещается в одном пакете!). На смоле все склеилось как пазлы. Ну, вывести поверхность - это элементарно. Для усиления места склейки, вдоль всего стабилизатора были вклеены угольные пластины 8х5х1мм, что в значительной степени увеличило прочность.
Теперь нужно будет проверить геометрию плоскостей и стабилизатора и потом выложить поверх слой стеклоткани. Это уже завтра…
Дааа, досталось бедняге! Удачи!
Да, вы правы - именно досталось! Теперь модель приобретает своё реальное лицо. Работа была продолжена. Вышкуренные тщательным образом крылья были покрыты первым слоем стеклоткани 0,49 гр. Это нужно, чтобы полностью укрыть поверхность защитным слоем. Затем, после полимеризации смолы поверхность крыльев будет вышкурена шкуркой с зерном 120-140 , чтобы увидеть неровности. После буквально некольких движений брусочка со шкуркой по крылу монотоность поверхности нарушается. Оставшиеся немного глянцевыми участки крыла показывают ,где именно получились незначительные неровности. Их немного требуется подшпаклевать и снова вывести поверхность до идеально ровной. По ней ещё раз проклеить стеклотканью уже 0, 25гр. Это и будет финишная поверхность. её уже шкурить не нужно. Она будет задута жидкой шпаклёвкой и вышкурна с водой до малейшего проявления текстуры стеклоткани до матового глянца. Такова наша технология.
А пока крылья с обеих сторон проклеены первым слоем стеклоткани…
А крылья шпоном какого дерева поклеены? На тополь вроде не похоже. Полосатый… неужели клён?
Это бальза
Нет, вы не правы… Это абачи. Крыло имеет ядро из пенопласта. Затем стеклоткань, абачи и ещё один финишный слой стеклоткани. В нашем случае, пришлось практически сошкурить финишный слой, чтоб вывести поверхность крыла. Прошпаклевали по шпону, выщкурили. Но, проблема состояла в том, что шпон крыла и шпаклёвка имеют различную плотность. Очень трудно вывести поверхность не наделав небольших ямок, еле-еле заметных глазу. Поэтому мы проклеили крыло стелотканью и только тогда окончательно вывели поверхность. Сейчас обе плоскости проклеены новым финишным слоем стеклоткани 0,25гр. Ждём окончательной полимеризации смолы.
Похоже на то, как искалеченного котенка вырвали из лап живодеров и отдали в руки ветеринаров.
Стекло на крыло кисточкой наносили или еще вакуум создавали?
Красивая работа!
А удалось узнать, что стало причиной падения? Те самые 6 разных сервомашинок? Или не очень-то и интересно?
Доброго дня коллеги!
Узнать почему упал планер удалось со слов его бывшего владельца. Он сказал, что серво на уборке шасси закоротило всю систему на взлёте и неуправляемая модель упала на правое крыло по спирали с высоты ококо 70 метров.
Кстати это видно на фото чуть выше…
По поводу нанесения смолы и ткани. Уже много лет мы клеим стеклоткань на поверхность крыльев при помощи старых кредитных карточек. В начале кистью прямо по стеклоткани делаете несколько больших капель смолы. Затем картой, ак шпателем начинаете размазывать смолу по поверхности. карта здорово отжимает смолу, одновременно пропитывая ткань и переносит излишки смолы на свободные ещё места. Вакуум здесь вовсе не требунтся. Поверхность получается идеально разглаженной, капитально приклеенной и почти сухой. Потом немно потребуется подшкурить кромки.
Реанимация планера продолжается. Вчера было потрачено несколько часов на очистку, обработку и восстановление механизма уборки шасси. Тперь всё выглядит впоне достойно и полностью функционирует. Правда придётся купить новое колесо, т.к. на этом имеются глубокие трещины в резине , видимо от сильного удара.
Далее были выставлены элероны и закрылки на вышкуренные крылья и поверх был уложен на смоле ещё один слой стеклоткани. Таким образом закрылки и элероны получат ось качения.
После долгих и мучительных раздумий, наконец был выбран тип силовой установки. Выбор пал на одну из новинк - импеллер CEFLIX 750. Очень мощный и прекрасно подходящий под наши требования. С турбиной всё-же могут возникнуть проблемы , не везде их разрешают. А вот на электротяге - без проблем!
Вот такой агрегат заказан в Германии.
А это видео,для полного понимания. Размер планера соответствует нашему.
Да, хороший импеллер! Поздравляю с приобретением!
Работа с крылями заняла несколько дней. Были аккуратно проклеены места стыков закрылков и элеронов. Выложен финишный слой стеклоткани. Теперь крылья отложены в сторону. Их нужно будет вышкурить немного и задуть серой шпаклёвкой. Но, предварительно , перед этим вклеить новые ниши для рулевых машинок. Ход рулей на крылях составляет по 45 градусов на сторону по элерону и +20 - -45 градусов по закрылку.
Ну, а далее с полной силой взялся за фюзеляж. С него было сняты все три слоя краски. От этого мой фюзеляж “похудел” на 0,8кг. Затем были удалены полностью все шпангоуты. Начинка будет вся сделана заново и так, как это необходимо под наш вариант с импеллером. Много мусора и пыли, но также много и удовольствия от проделанной работы! Убитый планер начинает постепенно превращаться в большую и красивую модель.
Поехали дальше… Теперь, когда фюзеляж более-менее приобред нормальный облик, нужно выполнить вырез под убирающийся внутрь фюзеляжа импеллер. Размеры под этот вырез производитель даёт в инструкции. Я начертил шаблон и по нему изготовил нечто вроде коробчки, имеющей вертикальные стенки. Для чего? А для того, чтобы по ним точно разметить на гнутой поверхности фюзеляжа необходимый вырез. Затем на фюзеляж был наклеен скотч и выложено три слоя стеклоткани. На фото процесс нарушен, т.к. я забыл сделать фото в начале этого пути.
Когда смола полимеризовалась, я снял полученный отпечаток верха фюзеляжа. Эта деталь будет необходима для того, чтобы из неё изготовить внутреннюю рамку, на которую будут опираться открывающиеся створки , закрывающие окно выхода импеллера. По разметке отверстие было вырезано диском бормашины.
Следующее безобразие, которое мне пришлось подчищать - это внутренний объём, а точнее места крепления стыка плоскостей. Там всё было не просто склеено на смоле неизвестного происхождения, а было залито этой гадостью и перемотано лентой стеклоткани. Несколько часов работы привели этот узел в нормальное состояние. В дальнейшем эта часть будет выложена карбоном и приобретёт хороший и аккуратный внешний вид. Заодно было обработано окно в торцевой нервюре, которое нужно будет заклеить позже.
Следующий этап работ - это кабина. Руки оторвать тому, кто это сотворил! Рамка кабины не подходит по периметру просто везде. Я так думаю, что её просто взяли и установили без всякой подгонки. Пришлось поработать бормашиной…
Далее рамка кабины должна получить точный отпечаток контура фюзеляжа, что при опускании она ложилась именно на свои посадочные места, не создавая щелей и зазоров. Для этой операции контур кабины на фюзеляже был основательно проклеен скотчем. Затем на него уложено пара слоев тонкой стеклоткани. Поверх кистью нанесена “каша” - смола с загустителем. Потом на весь этот “сендвич” установилась рамка кабины. Уже завтра можно будет продолжать с ней работу, не опасаясь, что подгонка стекла окажется не прицизионной.
Пока есть смола и рамку на место приклеена. Завтра всё подгонется окончательно и точно.
По истеченни суток, с небольшим усилием рамку кабины удалось снять. Точный отпечаток фюзеляжа блестел своим глянцем. Получилось очень хорошо и точно. Теперь предстояло обрfботать наружнюю поверхность. Толщина этой рамки была так велика, что не оставалось никакого сомнения, что нужно снять часть материала по периметру. Этим я занимался несколько часов. В результате, при сохранении прочности и жёсткости, вес удалось снизить более,чем в два раза. Я так и не понял, зачем нужно было нагонять стеклотканью такую толщину изделия, которое никакой нагрузки не несёт. Всё, что эта деталь делает,так это держит стекло кабины.
Вот так это происходило.
Теперь эту рамку нужно будет немного подшпаклевать , выкурить и покрыть серой шпаклёвкой. Она выявит все изъяны, которые незаметны глазу на вышкуренной поверхности.
Как я и написал выше, шпаклёвка проявила все абсолютно неровности. Теперь они уже прошпаклёваны и в ближайшее время рамка кабины будет выглядеть вполне эстетично.
Теперь наступило время заняться внутренней начинкой фюзеляжа. Для начала были заклеены безобразные окна, неизвестно зачем вырезаные на торцевых нервюрах. Я конечно понимаю, что нужно вставлять торчащую на концевой нервюре крыла машинку (тоже будет переделана!) и разъём…но не до такой-же степени уродовать модель! Пара кусочков фанеры 2мм и стеклоткань по внутреннему объёму решили этот вопрос.
И ещё один неприятный сюрприз, который я получил. Как оказалось , выходящий вверх импеллер совершает не строго вертикальный подъём, а имеет ещё движение вперёд на 5мм. Их-то мне и не хватило! Если вставить импеллер в мой вырезанный объём, то он будет упираться в трубу крепления крыла. Выбора не было. Я развёл смолу и снова приклеил на место вырезанный кусок. Как я вспомнил добрыми словами, ту контурную рамочку!! На следующий день, ещё раз всё перепроверив , я разметил и вырезал новый кусок фюзеляжа. И не забыл сделать новую рамочку…😁
Ну, а далее мне предстоит проклеить карбоном внутренюю поверхность фюзеляжа. Таким образом укрепив прослабленные места.
Далее я сделаю все внутренние шпангоуты, с учётом крепления двух батарей 6S 5800мА, блока шасси и крепления импеллера…Работа ещё есть!
Замечательная работа ! Планеры, это, что то сказочное ! Делал себе мотопланер не так давно, по размерам конечно с вашим не сравниться, но 2.6 тоже не плохо смотрятся в небе ! Его орлы за своего принимали, пристраивались в хвост и так парили с ним спиралькой в потоках !
Рамка стекла крепленя кабины, наконец приобрела завершённый вид. Вес получился 246гр. Останется только вышкурить с водой и можно покрывать краской “под мрамор”. Сама рамка идеально легла на фюзеляж, оставив свободным ровно 1,0мм - этот размер необходим для толщины стекла кабины.
Следующая работа - это руль поворота. Его внешний контур по задней кромке был изрядно помят. Я решил укрепить заднюю кромку сосновой рейкой. После высыхания клея, кромка была прошкурена. Также верхней и нижней части был придан нормальной вид, соответствующий оригиналу. Весь руль поворота был покрыт слоем тонкой стекоткани.
Остатки смолы ушли на проклейку места крепления стыковочной трубки внутри фюзеляжа. Небольшой кусок углеткани намерво связал воедино обе трубки с фюзеляжем.