D.H 53. Простой и оригинальный.

vlad_den

Даа, “Золотая эра” авиации. Очень интересный прототип, в некоторых ракурсах даже выглядит как “модель в натуральную величину”. Тяги к элеронам, “костыли” на крыльях… И с чертежом еще придется поработать, наверное. Мне кажется, что форма вертикального оперения несколько отличается от фото.

Hakas

Приветствую Савва,как понял из фото предполагается даже роторный двигатель,очень интересно!

MasterFly
Hakas:

… предполагается даже роторный двигатель…

С каких это пор Saito FG 30 стал роторным? Читайте внимательно пост #5.

Hakas

Фото смотрим внимательно,там два двигателя на чертежах,один фг 30, другой похож на роторник

MasterFly

Перед фот идет текст:

SavvaS:

… В итоге был выбран FG 30…

Hakas

Предполагался,выбран, ,две невесты ,время покажет,у Саввы мучительный выбор .

Коль вторую ,невесту,показали- выбор может быть не окончательным! Шутка !

vlad_den

Интересно, что самолет на старых фото несколько отличается от теперешнего:

И чертеж, приведенный Саввой на это похож больше.

SavvaS

Здравствуйте!
Как я заметил, за небольшое время ко мне накопилось множество вопросов!
Я несказанно рад такой активности в своей теме! Извините, что так долго не отвечал. Дело в том, что у меня и отца компьютер один на двоих. Он поздно возвращается с работы, поэтому у меня не всегда есть время чтобы ответить вам.

Владимир прислал фотографию интересной модели. В интернете я видел картинки её прототипа. Некоторое время именно этот самолёт рассматривался как вариант для моей модели. Но в итоге я склонился к D.H. 53 так как он показался мне красивее.

Теперь о двигателях. Из двух вариантов был окончательно выбран FG 30 потому - что в качестве топлива он использует бензин. Бензин легко найти, он стоит недорого и в отличие от метанола не испортит краску на модели. Другой двигатель - RCV не подошёл только потому, что использовал метанол. Кстати, это вовсе не роторный мотор. Это оригинальная силовая установка с горизонтально расположенным поршнем.

После ответов на вопросы, я перейду к изготовлению вертикального хвостового оперения. Для начала, я положил чертёж на стапель. Затем накрыл чертёж лавсановой плёнкой. После, я начал просверливать отверстия по контуру, показанному на чертеже. В отверстия вставлялись иголки. По замыслу, рейки должны прижиматься к иголкам, имеющим формообразующие задачи. Как правильно заметил Владимир, чертёж оказался неправильным. Пришлось ориентируясь по фотографиям прототипа менять контуры.Киль изготавливается из реек 2x3. Для прочности вместе были склеены три рейки. Итак, контуры киля готовы. Во внутрь руля нужно было поставить нервюры. Они изготавливались из тех же реек и опирались на иглы. Расположение всех нервюр на чертеже оказалось неправильным. Пришлось снова ориентироваться по фотографиям. На фото снизу можно увидеть описанный мной этап работ, а также расхождения чертежа и того, как всё должно выглядеть на самом деле.

Думаю, мне пора заканчивать так как необходимо продолжать работы по строительству. Надеюсь, вам понравилось.

Waco

Савва, А из каких соображений именно сосновая рейка в виде контура на киле? Ведь, по практике, переклей из бальзовых реек будет иметь схожую с сосной прочность при меньшем весе. Т.к. у тебя короткий нос, то каждый грамм лишнего веса в хвостовой части критичен. Или я не прав?

Удачи в постройке! Уверен, что ты нас ещё порадуешь…

SavvaS

Здравствуйте!
Сегодня я отвечу на ваши вопросы, а также продолжу рассказ о строительстве модели!
Посоветовавшись с отцом, мы решили, что лучше делать контуры киля из сосны а не из бальзы потому что переклей из бальзовых реек по прочности сопоставимый с сосной не будет копийным в сечении.

Так как вопросы закончились, я имею полное право продолжить рассказ о строительстве. После операций, описанных в прошлом посте, мне нужно нарастить нервюры. Я наклеил по рейке с каждой стороны. В итоге каждая нервюра стала трехслойной. Для дополнительного усиления всей конструкции, я вклеил толстые бальзовые лонжероны. В будущем, за бальзу будут держаться петли. На фото снизу вы можете увидеть описанные мной изменения.

Теперь нужно запрофилировать киль. Далее - наклеить фанерные уголки, чтобы усилить тонкую рейку, которую вы можете видеть сверху киля. Следующий шаг - вырезать две накладки. В них следует просверлить отверстия, где будут находиться крепления качалки. Киль почти готов. На следующем фото вы можете видеть то, о чём я писал выше.

По килю остаётся совсем немного работ. Но об этом я расскажу вам в следующий раз.

Denis_71

Сав , а зачем эта перемычка? или к ней продолжение планируется?

DGP
SavvaS:

Теперь нужно запрофилировать киль

Такое впечатление по фото, что нервюры РН не имеют сужения к задней кромке или хвостики нервюр должны быть явно толще задней кромки

SavvaS

Здравствуйте!
Извините что долго не писал.
Сегодня я отвечу на ваши вопросы и перейду к описанию строительства стабилизатора.

Перемычка на киле сделана для дополнительного усиления конструкции.
К тому - же она проглядывает на некоторых фотографиях прототипа.

Нервюры действительно должны быть толще у задней кромки. Позже, я наклеил полки нервюр, тем самым нарастив заднюю кромку.

После ответов на ваши вопросы, я могу начать рассказ о изготовлении руля высоты. Его создание почти ничем не отличалось от создания киля.
Переделывание чертежей, та - же технология производства, те - же материалы.

Далее - наращивание нервюр, вклеивание бальзовых лонжеронов, фанерных накладок и усилений, профилирование.

Следующий шаг - наклеивание полок нервюр. Сразу после - разделение подвижной и неподвижной части киля и стабилизатора, а также сверление отверстий под петли.

На следующем фото я держу в руках руль высоты и руль поворота. Как мне кажется, хвостовое оперение имеет впечатляющий размер!

Ну и напоследок - торжественное взвешивание. Думаю, 160 грамм - хороший результат!

После завершения хвостового оперения, я был очень воодушевлён! В следующем посте я расскажу вам о строительстве фюзеляжа! Спасибо за чтение!

DGP
SavvaS:

Далее - наращивание нервюр

Т.е. нервюры трех слойный переклей, а сосновая часть лонжерона ГО после наращивания двух слойная? Или на плазе она уже из двух склеенных слоёв?

Красиво! И прототип интересный. Удачи.

SavvaS

Здравствуйте!
Я снова рад продолжать рассказ о работах по самолёту.
Но прежде я отвечу на вопрос, который задал Геннадий.
На фотографии, которую вы видели, изображен лишь промежуточный этап работ. Позже, с другой стороны ГО я приклею ещё один слой реек. Всё хвостовое оперение выполнено из трехслойного переклея.

А теперь, как и обещал, я начну рассказ про фюзеляж. Для начала надо подготовиться. На стапель я положил чертёж, а поверх него лавсановую плёнку. Также я заготовил бобышки, которые будут играть роль направляющих и шурупы, за которые эти бобышка будут держаться на плазе.

После крепления направляющих, можно начинать пропускать рейки. Участок рейки от первого до четвёртого шпангоута было решено усилить дополнительной рейкой, так как именно на него ложится наибольшая нагрузка.
Роль шпангоутов играют такие же рейки, как и те, что образуют контуры. Первая ферма фюзеляжа готова!

Далее следует изготовление других ферм фюзеляжа. Они отличаются от предыдущей лишь формой. На фотографии представлены три из четырёх ферм.

Как мне кажется, фюзеляж моей предыдущей модели делался куда сложнее.
Но сейчас об этом рано размышлять, ведь я только в начале пути. А значит всё интересное ещё впереди!

Спасибо за чтение!

Horizont
SavvaS:

Как мне кажется, фюзеляж моей предыдущей модели делался куда сложнее.

Это могут быть Савва и признаки нарастающего опыта, переходящего в профессионализм !
Красиво работаешь, молодец !

Waco

Очень красиво Савва! Молодец, слов нет…
Я вот чего хотел тебе подсказать, если конечно понравится. Твой вариант с бобышками и шурупами конечно хороший, но очень времязатратный и трудоёмкий. Есть способ, более быстрый и совершенно простой. Например, ты нарезашь из достаточно твёрдой бальзы толщиной 5-6мм ( как правило таких отходов всегда много остаётся от предыдущих работ) куски длиной около 20-30мм и шириной не менее 10мм. Этот кусок бальзы в течении пары секунд ты закрепишь на свой сборочный плаз при помощи иголок. Поверь, будет держаться и держать любую рейку, даже с заданной кривизной. Проверено десятки раз. Это очень легко и просто - попробуй!

cergey63

Вот случайно наткнулся на тот экземпляр, который летал в СССР.
В начале книги. Может, конечно ты уже видел.
www.litres.ru/…/page-6/

SavvaS

Здравствуйте!
Прежде чем начать, я хочу отблагодарить вас за хорошие отзывы! Также, я выражаю благодарность Владимиру за хороший совет и Сергею за новую информацию ( мне была интересна история “советского” D.H.53, но в интернете я не нашёл на него никакой информации.

Теперь вернёмся к строительству. Первый шаг - склеить фермы между собой. Чтобы конструкция не искривилась, я подпёр шпангоуты угольниками.

Перед вами фото с другого ракурса.

Сверху и снизу я усилил шпангоуты рейками, концы которых зарезал на угол.
Форму хвостовой части образовывает фанерная пластина.

Далее нужно вклеить треугольники из тонкой фанеры в углы шпангоутов. После, я наклеил ещё зарезанных на угол реек по бокам, а также раскосы в передней части фюзеляжа. Всё это сделано для укрепления конструкции. Раскосы и первые три шпангоута я усилил сразу двумя дополнительными рейками. Из хлипкой и шаткой конструкции, фюзеляж превратился в крепкое, надёжное изделие, которое хоть и отдалённо, но напоминает будущий самолёт!

К сожалению, на сегодня это всё. Спасибо за чтение!

17 days later
SavvaS

Здравствуйте!
Перед началом своего рассказа я хочу поздравить вас с Новым
Годом и Рождеством, а также пожелать вам хороших полётов и успешного строительства в наступающем году.
Сегодня я хочу написать вам о завершении всех работ по самолёту. Причина по которой работы остановлены будет описана в следующий раз.

Итак, возвращаюсь к теме своего поста. Следующий этап в изготовлении фюзеляжа - усиление его передней части в районе будущего крепления крыла. Для этих целей следует вырезать фанерные фигуры и позже приклеить их на свои места. На фотографии показан процесс изготовления усилений, а также уже готовые фигуры.

Также я изготовил стенку из тонкой фанеры. Её нужно наклеить во внутрь фюзеляжа.

В фанерных усилениях были сделаны отверстия - облегчения. После, усиления нужно наклеить на свои места и зашлифовать вровень с фюзеляжем.

Так выглядела конструкция на момент остановки работ. Её вес составляет всего 280 граммов.

Напоследок выложу фотографию с собой. Тогда, держа фюзеляж я ещё не догадывался, что ждёт меня впереди.

Но на этом моё хобби не заканчивается! В следующем посте речь пойдёт о постройке уже другого самолёта!

vlad_den
SavvaS:

Сегодня я хочу написать вам о завершении всех работ по самолёту.

Савва, и тебя с Наступающим Новым Годом! Надеюсь, что уже выполненная работа по этой модели не пропадет, и она позднее все же будет закончена? Тобой или кем-либо другим?