"Тэха" Як-18Т

ALEX_S1

Добрый день.

Выдалась свободная минутка, хочу немного порассуждать о конструкции копии Як-18Т. Вообще, Як-18Т самолет непростой для копирования, в плане прочностных характеристик, если делать открывающиеся двери. Из-за больших дверных проемов, объемная и длинная хвостовая балка, имеющая определенную массу, по сути, соединяется с центропланом только небольшой полоской обшивки и стрингеров между нижним срезом дверного проема и центропланом. К этому можно добавить контур, состоящий из крыши кабины и каркаса переднего остекления, но особой прочности он не добавит, особенно в плане работы на «разрыв», в случае возникновения перегрузки при жесткой посадке. Посему надо усиливать жесткость и прочность нижней части перехода от центроплана к хвостовой балке. Для этого было произведено «таврирование» междустрингерного пространства на этом участке, а также установлены две угольные трубы диаметром 14 мм, длиной около 800 мм, под полом кабины, от передней кромки центроплана, до 6 шпангоута (хотелось бы поставить трубы диаметром побольше, но не помещаются между стрингерами центроплана). Ну и увеличение толщины обшивки до 4 мм.

Теперь о весе обшивки. Изначально планировалось использовать для обшивки бальзу толщиной 4 мм для фюзеляжа и 2 мм для центроплана и консолей. Средний вес имеющихся бальзовых пластин составлял: 2х100х1000 мм – 23г., 4х100х1000 мм – 37г. Т.е. 1 кв. дм бальзы 2 мм весил 2.3г, а 4 мм соответственно – 3.7г. Теперь, периметр поверхности фюзеляжа в районе задней кромки центроплана составляет 10.5 дм (для упрощения буду все размеры давать в дм), периметр поверхности фюзеляжа перед хвостовым оперением составляет 5.2 дм, ну и длина хвостовой балки в этих пределах = 8.6 дм. Соответственно, при общей площади обшивки 67.5 дм2, вес обшивки толщиной 2 мм будет 155г, а при 4 мм – 250г. Разница 90г. Но! Площадь обшивки в районе за центропланом гораздо больше, чем площадь обшивки перед стабилизатором. Если условно разделить обшивку на две части, примерно посередине хвостовой балки, получатся две трапеции разной площади и веса. Причем, площадь и вес обшивки за центропланом будет в 1,4 раза больше площади и веса обшивки перед стабилизатором, т.е. соответственно 39,5 кв.дм. и 28 кв.дм. И вес первой, условной, части обшивки соответственно: при толщине 2 мм – 91г, при 4 мм – 146г (разница 55г). И вес второй, условной, части обшивки соответственно: при толщине 2 мм – 64г, при 4 мм – 103г (разница 40г). Передняя (условная) часть обшивки начинается на расстоянии 400 мм от центра тяжести, при удалении двигателя от центра тяжести тоже на 400 мм. Т.е. коэффициент весовой компенсации составляет 1.0. Вторая часть обшивки заканчивается на расстоянии около 1000 мм от центра тяжести, значит коэффициент компенсации составляет 2.5. В итоге, проведя нехитрые математические вычисления, мы получаем: для весовой компенсации разницы веса обшивки от 2 мм до 4 мм, нам необходимо добавить в «нос» самолета 190 г груза. Много это, или нет? Наверное, не мало. Но с учетом расчетного общего веса модели 17 – 18 кг, думаю это не критично. К тому же, предусмотрены два варианта ДВС. Один - 70СС весом 2.6 кг., другой - 80СС соответственно 3.5 кг.

Это было «лирическое отступление» для скептиков. Получилось «многабукв».

А мы будем двигаться дальше. Произведена обтяжка хвостового оперения…

nazinss
ALEX_S1:

Получилось «многабукв».

даже пытался прочитать и понять))))) потом полез в начало темы вспоминать размеры модели)))) 2,7 метра! свою цессну с такими же размерами обшивал полторашкой - в носу 540грамм свинца, при взлетном весе 9,5кг)))) Мне кажется не только обшивка решает сколько свинца будет в носу))))

ALEX_S1
nazinss:

Мне кажется не только обшивка решает сколько свинца будет в носу))))

Разумеется. Это я посчитал, сколько дополнительного груза надо добавить, чтобы компенсировать толщину обшивки в 4 мм.

ALEX_S1

Добрый день.

Наконец готова передняя стойка.

Если кому интересно - в полуразобраном виде.

Корпус стойки изготовлен из В95, вилка и подкосы - из Д16Т.

ALEX_S1

Добрый день.

Вот и основные стойки готовы. Для более надежной работы механизма уборки шасси, пришлось переделать линейные актуаторы Electron. (не реклама)

Переделка заключается в увеличении рабочего хода актуатора с 25 мм до 50 мм. Корпус с “мозгами”, двигателем и редуктором остался прежний. Изготовлен новый шток, винто-резьбовая группа и корпус, для них, увеличенной длины. фото для сравнения:

Основные стойки в сборе:

Общая длина актуатора увеличилась, что привело к выступанию корпуса актуатора за пределы торцевой нервюры центроплана, в убранном положении стоек. Пришлось сделать дополнительное отверстие в указанной нервюре.

Все стойки на местах…

vlad_den

В работе покажете? Я так понял, что стойки будут тормозные?

ALEX_S1
vlad_den:

В работе покажете?

Видео выложу позже.

vlad_den:

Я так понял, что стойки будут тормозные?

Да, электро тормоз…

kvn543

Красота! Качество изготовления стоек замечательное!

DIM76

Как же им тяжко…(актуаторам). Еле справляются.😄

vlad_den

И мне тоже показалось. Как бы не было проблем с выпуском, особенно носовой стойки - против скоростного напора. Понятно, что на видео сила тяжести мешает, но все же…

DIM76

При выпуске носовой поможет сила тяжести. Но поток воздуха будет препятствовать. Так же и при уборке. Было бы идеально, если бы эти две силы друг друга компенсировали. Кто победит - покажет только практика в полёте.

YuryCz

А до полета попробовать подгрузить , не ?

ALEX_S1
DIM76:

Как же им тяжко…(актуаторам). Еле справляются.

Тяжко им было, когда актуаторы работали на 25 мм и плечи рычагов были в 2 раза меньше. И при этом они работали, правда действительно еле справлялись. Сейчас - вполне нормально.

vlad_den:

Как бы не было проблем с выпуском, особенно носовой стойки - против скоростного напора.

Как раз, с выпуском, проблем не предвижу. Вес передней стойки 400г плюс усилие актуатора… Это надо скорость встречного потока за 200 км\ч, чтобы ее остановить. А вот с уборкой, да сомнения есть, особенно, если взлетать с крутым набором высоты, перегрузка может остановить. В любом случае полет покажет. А там, если будет необходимость, есть пара вариантов решения проблемы…

DIM76

А, теперь понятно, для чего пришлось увеличивать ход актуаторов. Для удлинения плеч… Хорошее решение. Правда время уборки-выпуска увеличилось.😄

7 days later
Gogo55

Любимый самолет, с интересом слежу за темой!

Gogo55

Вы рассматривали модель на прочность и сколько перегрузок выдержит конструкция? Сможет ли он выполнять фигуры высшего пилотажа или только по кругу?

darkness

Здравствуйте. Красивая работа. Есть вопросик: Я конечно не эксперт, но не думали площадку под двигатель еще уголками прикрутить? А так если клей подведет, то может вместе с мотором вперед самолета улететь. Возможно ошибаюсь.

ALEX_S1
Gogo55:

Сможет ли он выполнять фигуры высшего пилотажа или только по кругу?

Добрый день. Разумеется, по расчетам, будет выполнять все то, что может прототип.

darkness:

Я конечно не эксперт, но не думали площадку под двигатель еще уголками прикрутить?

Моторама конечно же еще будет усилена. Пока это только полуфабрикат.

ALEX_S1

Доброго времени суток.

Занялся всякой мелочевкой. Изготовлены и установлены подкосы на хвостовом оперении, установлены тяги (тросы) управления РВ и РН,

проложены сигнальные провода. “Мозги” будут находиться под полом кабины. Для работы будут задействованы 13 каналов управления, поэтому проводов - много.

Ну и продолжается обклейка фюзеляжа и центроплана.

vlad_den
ALEX_S1:

задействованы 13 каналов управления

Любопытно, что там можно повесить на 13 каналов? Я сколько не считал, выходит 10, максимум 11.

Superunderwriter

Серва газа Серва подсоса Серва пневмоклапана шасси Левый элерон Правый элерон Левый закрылок Правый закрылок Руль направления Серва левого руля высоты Серва правого руля высоты Выключатель стартера Килл свитч Выключатель фар и бортовых огней?

ALEX_S1
vlad_den:

Любопытно, что там можно повесить на 13 каналов?

Если кому-то интересно:

  1. Руль высоты.
  2. Элерон-1
  3. Газ
  4. Руль направления
  5. Шасси основные
  6. Тормозной щиток-1
  7. Тормозной щиток-2
  8. Элерон-2
  9. Шасси передняя
  10. Руление передней стойкой
  11. Тормоз
  12. Зажигание
  13. Эл. стартер
vovan1972

Добрый день. Обьясните зачем отдельный канал на переднюю стойку? Элероны ладно, может там настройки делать раздельные, а зачем на щитки разделение?