Ликбез по турбо...

Жорж

Более полный в части полноты информации путь по мокро ТВД прямой схемы для вертолетов и самолетов: www.starwoodmodels.com. Выбираем в любой верхней картинке таблицы с двигателями (пример - PRO-X) указатель"More info". На появившейся странице, вверх слева раздел “Jakadofsky” находим два раздела “Turbina Theory” и “Turboshaft design” и каждый изучаем. Если зайти с Google, то можно воспользоваться переводчиком (правда плохим, но разобраться можно).
Можно проще: это одновальный ТВД с отбором мощности от ротора газогенератора через встроенную коробку передачи мощности (редуктор). Конструктив не показан.

19 days later
pilot43

Чтобы не плодить новые ветки решил написать в этой.
Летом после поездки во Владимир понял, что меня торкнули джеты. Сейчас прикидываю пока на каком самолёте и двигателе остановить выбор. Соответственно, по мере приобретения информации появляются вопросы.

  1. В описании к некоторым двигателям прочёл, что возможно использование дизельного топлива. Это действительно так или это проблема перевода?
  2. Неужели без опыта полётов на тренере невозможно начать безаварийные полёты на приличном самолёте? На МиГ-15 или на Фантоме, например.
  3. Исходя из ТТД существующих ТРД сделал для себя вывод, что предпочтительнее брать сразу двигатель 160 класса, так как его можно ставить и на сравнительно небольшие модели и на достаточно увесистые до 15 кг взлётного веса.
    Поправьте меня, где неправ. Сильно не смейтесь, в джетах я ещё абсолютный ноль.😃
Wit

1 перевод корректный
2 можно и без тренера
3 тоже не противоречит

VTR
  1. Можно использовать дизтопливо (но лучше использовать то что положено - керосин
  2. Можно - думаю можно и получится взлететь на Фантоме, пролететь, но скорее всего именно на посадке он размажется по полосе или стойки выйдут через крылья…
    Вариант совмещения есть - пример Composite-ARF HAWK - это и тренер, и нормальный, хорошо летающий самолет.
    www.carf-models.com/…/productModel.html?root=produ… Hawk
    хотя скажу - я все-таки сторонник через тренер.
    В летных училищах ведь никогда не начинали с Миг-21 или Миг-29?
  3. Если взять JetCat P-160 то можно обрезать максимальные обороты в настройках и уменьшить тягу до 12 кг к примеру. Это возможно, тем более Р-120 и P-160 в корпусах одинакового размера.
    Потом появится модель большего размера - разжал и вернулся опять на 16 кг.

Wit
VTR:

но лучше использовать то что положено - керосин

скорее всего то, что данный производитель как топливо указывает.
Франк, Бехо и крапивники от солярки не отрекаются.

VTR
Wit:

скорее всего то, что данный производитель как топливо указывает.
Франк, Бехо и крапивники от солярки не отрекаются.

В свое время мы летали (не было керосина) на финском уайтспирите Тиккурила, что в строительных магазинах продаются. Все работало супер, но как только мы попробовали подсунуть турбине осветительный керосин Ярославского завода, турбина стала вставать по flame-out практически в каждом полете…

Wit

угу, есть такое у макусовских и солярку не хотят…
поэтому лучше брать то, что производитель рекомендует.
к стати ты на ДП к Ван Де Гуру не подходил? У него на лептопе видео крутили, стартовали на солярке, а потом на подсолнечное масло переключали… горит! 😁

pilot43

А самолётный керос Т-1, ТС-1, РТ подойдёт?
И ещё один вопрос: на фото RC джетов часто можно видеть, что на стоянке стабилизаторы стоят с большим углом на пикирование. Для чего это?

Wit

самолётный пойдёт, ток чистый, через фильтр прогоняй,
у цельноповоротных стабилизаторов цт находится за точкой вращения, поэтому они на стоянке висят

pilot43

Чёт не пойму: их серва не удерживает разве?

Wit

да держут, просто опускают

SHS
pilot43:

А самолётный керос Т-1, ТС-1, РТ подойдёт?

Из своего опыта скажу следующее - летайте (по возможности) только на керосине Jet-A-1 на котором летают все в Европе и Америке, наше топливо не подходит, оно имеет несколько другие характеристики, на нашем топливе встают турбины (они ведь буржуйские), что приведем вас к “крэшам”

pilot43
Wit:

да держут, просто опускают

позавчера узрел: на моём Тандерболте при отключенном питании борта элероны сами опускаются под своим весом. Серва Hitec 7955TG. Серва исправна.😃

SHS:

Из своего опыта скажу следующее - летайте (по возможности) только на керосине Jet-A-1 на котором летают все в Европе и Америке, наше топливо не подходит, оно имеет несколько другие характеристики, на нашем топливе встают турбины (они ведь буржуйские), что приведем вас к “крэшам”

А как же реальные самолёты? Неужели нельзя настроить под “наше” топливо? Я всё же планирую использовать авиационный керос. Или дизель, когда совсем уж “перья вырастут”😃

Wit
SHS:

Из своего опыта скажу следующее - летайте (по возможности) только на керосине Jet-A-1 на котором летают все в Европе и Америке, наше топливо не подходит, оно имеет несколько другие характеристики, на нашем топливе встают турбины (они ведь буржуйские), что приведем вас к “крэшам”

ну уж… не пужайте так людей 😁
Вы скорее всего на JC летаете или нет?
Турбины Франк, Бехотек, АМТ, Ракете работают на всём что горит, от керосина до солярки и уайтспирита.
Применять надо то топливо, которое рекомендует производитель!
К слову о всей Европе, пол Европы летает на на солярке с бензином, 95% + 5(10)%, либо на ламповом масле- тот же самый отопительный керосин…

SHS
Wit:

ну уж… не пужайте так людей
Вы скорее всего на JC летаете или нет?
Турбины Франк, Бехотек, АМТ, Ракете работают на всём что горит, от керосина до солярки и уайтспирита.
Применять надо то топливо, которое рекомендует производитель!
К слову о всей Европе, пол Европы летает на на солярке с бензином, 95% + 5(10)%, либо на ламповом масле- тот же самый отопительный керосин…

Я летаю на JC - вы правы - в Европе можно летать на чем угодно - там даже кофе на вкус другое что в магазине продается и порошки стиральные стирают, а человек спрашивает на чем летать в России - я еще раз рекомендую на Jet-A-1.

Wit
SHS:

Я летаю на JC - вы правы

зачем же Вы летаете на том, что не горит 😁
Летайте на других турбинах 😁

SHS
pilot43:

ОК. Где его можно купить?

У вас я думаю можно его купить в аэропорту - если к вам летают буржуи, к примеру Люфтганза - ну по крайней мере можно спросить - если они не заправляются - то отстой топлива сливают регулярно.

gab_arm75
SHS:

Из своего опыта скажу следующее - летайте (по возможности) только на керосине Jet-A-1 на котором летают все в Европе и Америке, наше топливо не подходит, оно имеет несколько другие характеристики, на нашем топливе встают турбины (они ведь буржуйские), что приведем вас к “крэшам”

за последние полтора года я сжёг больше 500 литров керосина, Т-1 и ТС-1, турбины JC и JetJoe, еще останова турбины не было. Думаю у вас турбина вставала по другой причине…

А вот масло желательно использовать рекомендованное производителем, из за него коксуются форсунки в КС, закрываются наглухо. подшипники заклинивают после остановки и охлаждения, приходится в ручную прокрутить ротор, чтоб снять с клина. если быть не внимательным то можно повредить турбину.

Жорж

Правильно, Арман! Указанные топлива взаимозаменяемые и допускают смешивание. Вот марка масла, его количество в топливе - вопрос принципиальный - необходимо строго соблюдать инструкцию по эксплуатации. Основной бич - коксование форсунок, топливных и масляной (там не жиклер, а капилляр!), а потом - подшипников (особенно, если не выполняется охлаждение двигателя после останова - с прокруткой ротора). И перед всеми операциями подготовки топлива и заправке необходимо производить фильтрование топлива через 5 мкм фильтр.

pilot43
SHS:

У вас я думаю можно его купить в аэропорту - если к вам летают буржуи, к примеру Люфтганза - ну по крайней мере можно спросить - если они не заправляются - то отстой топлива сливают регулярно.

Всё же есть основания полагать, что Вы не очень хорошо разбираетесь в керосине. Либо кто-то ввёл Вас в заблуждение. Во всяком случае зарубежные самолёты заправляются тем же топливом, что и российские. То есть Т-1 и ТС-1. Сегодня в аэропорту мягко говоря с улыбкой отнеслись к Вашей теории.