Новая жизнь давно знакомого Eurosport от CARF, или особенности сборки не по мануалу
Кроме бумеранга. Есть еще велокс, который у меня. Я изначально тож все аккумуляторы в нос засунул, долго изобретал/пилил облегченные площадки/крепления. На фото собранных да и по кривым инструкциям в наличии все так и было. А оказалось, что центровка сильно передняя. Сместить назад, где все занято уже сервами, помпой и пр. барахлом уже никак. Пришлось все перекомпоновывать/переделывать. Дорогого стоило, но центровки удалось добиться без свинца.
Впрочем. Я для себя облегчил самолет уборкой всей механизации шасси. Щитки, пневмоцилиндры, клапаны и пр. Т.к., считаю, что для первого джета это лишнее абсолютно. Во-первых это лишний вес, во-вторых это самое первое что ломается и трудно восстанавливается при первых грубых посадках. А уж как избежать этих первых грубых посадок - это действительно интересная тема.
Дорогого стоило, но центровки удалось добиться без свинца.
Проще было бы центровку просчитать и сразу правильно разместить оборудование. Сначала облегчаете всё, что можно, как это говорилось выше. Потом предсобираете весь планер с элементами, положение которых уже не изменить. Можно закрепить их скотчем на своих местах. Можно использовать весовые имитаторы, если чего-то ещё нет в наличии. Всё это в сборе взвешиваете и замеряете положение ЦТ планера в этом виде. Далее измеряются веса всего дополнительно устанавливаемого оборудования с измерением положения ЦТ каждого элемента. Определяется суммарный вес модели, места для установки оборудования и в первом приближении. рассчитывается положение ЦТ относительно САХ. Во втором приближении корректируется положение ЦТ перемешением оборудования. Тоже конечно работа, но не пыльная и с гарантированным результатом.
Тоже конечно работа, но не пыльная и с гарантированным результатом.
Да если еще махом в аэродинамическую трубу впулить… 😃
После завершения всех подгонок и облегчений, после установки креплений крыльев и киля можно начать устанавливать оборудование, которое жестко имеет свое место в самолете. Первым делом устанавливаем стойки шасси. В нашем случае это сборная солянка из всяких остатков. Механизмы от какого-то мелкого самолета, действие одностороннее (уборка воздухом, выпуск пружиной), очень легкие, выходная ось 6мм. Основные стойки “подламывающиеся” по калибру - это что-то типа Boomerang Nano. Носовая нога от какого-то древнего F15. Колеса Du-Bro 76мм. Колесные тормоза для такой модели являются непозволительной роскошью. Все элементы подбирались из соображений минимального веса. Для того, чтобы ноги нормально убирались и самолет стоял на полосе достаточно высоко, пришлось выточить удлиняющие цилиндры и заузить колею самолета примерно на 80мм. Установка носовой ноги по традиционной схеме со стандартной машинкой и тросовым управлением. Для установки качалки машинки пришлось просверлить маленькое отверстие по оси качалки.
Вся информация по сборке/облегчению джетов конечно востребованна и каждый здесь найдет что-то полезное для себя. Но не менее полезна информация по пилотированию джетов. Я понимаю что они все немного отличаются . Но всеж общая информация по пилотированию, а главное по посадке, будет весьма полезной. Насколько я понял, главные неожиданности в джетах таят именно посадки, ибо они очень отличны от привычных всем самолетов.
пилотированию, а главное по посадке, будет весьма полезной
А это только на мастер-классе у Виталия! 😃
Т. е. рекоммендаций для новичков мы здесь не услышим?
Т. е. рекоммендаций для новичков мы здесь не услышим?
Я не про то. По сути конечно можно составит летную инструкцию по упр. джетами, толко вот не будем забывать что все модели индивидуальны по своим характеристикам, а равно и пилоты индивидуальны. Мне кажется Вам Александр надо замутить новую тему про особенности и рекомендации в управлении джетами. Думаю многим будет интересно!
Да я не против, в принципе. Это была бы действительно интересная тема. Только опыта пока маловато. Главное, чтоб бывалые и опытные поддержали это начинание. Модели, конечно, все разные. Только у всех турбина и изрядная нагрузка на крыло при посадке.
А можно по теме…
Забегая немного вперед, ребята, а расскажите что там у вас с гирами. Мне тут советуют ставить только новую I-Gyro от Повер Бокс, говорят что какая то супер система, самое ОНО для джетов. Вот и хочу спросить сами ли вы пользовались? Я хочу попробовать на этом самолете с последующей установкой на остальной парк (полетал на Флеше с гирой по РН и Элеронам - это ДРУГОЙ самолет вообще… Как будто не Флеш, а стабильный Лайтнитг 19и килограммовый
(полетал на Флеше с гирой по РН и Элеронам
Кирилл привет, какие гиры ставил на флеш?
Это я не про свой Флеш;) Просто порулить дали. Сам хотел бы знать.
Насколько я понимаю в I-Gyro совмещены сразу 3 гироскопа что исключает необходимосить иметь 2-3 отдельных блока и кучу проводов. Пльюс там вроде как есть привязка к скорости модели дабы исключить флаттер на бОльших скоростях
Сборка крыла завершается установкой машинок на элевоны. Как пережиток прошлого, на крыле присутствуют окна для вторых машинок, благо есть и крышки для этих окон. Крышки заклеиваем намертво. Машинка монтируется на родную крышку с использованием родного крепежа, только хорошо все зачищается и проклеивается. При необходимости, расшкуривается щель, чтобы достичь требуемых расходов. Пластиковые наконечник, тяги и кабанчики родные, расходы по мануалу, практически все штатно кроме металлической качалки, оптимальный размер - 1 дюйм. У нас была только 1,25. Машинку поставили 8711, но можно и 8511, в целом этого достаточно. Дальше выставляем нейтраль и крайние точки по сервотестеру и прокладываем провода и трубки в фюзеляжу. Обтекатели тяг, которые есть в комплекте, не ставили - лишняя деталь.
штатно кроме металлической качалки,
Виталий, металические качалки в обязалово, или на штатные пологаться можно?
металические качалки в обязалово
Ну вообще-то металлические кабанчики - это норма для реактивной техники…
А почему? Если не секрет? И на евроспорте вижу вклеены текстолитовые.
Видимо, имелись ввиду качалки серв…
Не. Кабан(Cabane strut) - центральная стойка верхнего крыла у биплана. Кабанчик(control horn): то, что установлено на рулевой поверхности. Качалка(arm, servo arm): то, чем через тягу(pushrod) и через кабанчик качают рулевую поверхность.
имелись ввиду конечно же качалки серв (это была описка)…кабанчики могут быть стеклотекстолит …или гетинакс…
Смысл металлической качалки - в том чтобы не допустить возникновения люфтов в системе - зубчатый вал серво машинки - качалка - тяга…
Пластиковая качалка может играть…так как усилия очень значительны…
Вообще - не должно быть люфтов и система управления должна быть максимально жесткая…это как раз направлено на то, чтобы не мог возникнуть флаттер на поверхностях…
Виталий, извини, но в максимально жесткой системе максимально быстро происходит износ слабейших механизмов. Металл по металлу изнашивается быстро(забавно, но пластик-металл - еще быстрее. Пластик стоит, а металл сдается.). В системе серва-руль должен быть какой-то демпфер(?). В случае цифровой сервы демпфер подобрать сложнее. Серва(цифровая) всегда ищет заданное положение и насилутет редуктор просто ± колебаниями для собственной ориентации.
Мне самому очень интересен этот вопрос. Если есть какие-то теоритические определениея процессам серва-руль, то буду очень признателен за науку.
По поводу жесткости системы… Смысл здесь такой…люфт все равно будет, но он должен быть минимальным, минимально возможным… Тяги, кабанчики не должны быть тонкими, то есть допускающими прогибы-изгибы…никаких демферов быть не должно… Понятное дело, в натяг не должно быть, чтобы все нормально ловило нейтраль… В отличии от винтовых моделей… Отклонения минимальные очень плавные…Износ как раз на порядок меньше, чем на винтовых, характер нагрузок совершенно другой…здесь всё направлено на обеспечение невозможности развития колебаний…проверено на нескольких погибших по началу моделях…на такой подход можно положиться