Новая жизнь давно знакомого Eurosport от CARF, или особенности сборки не по мануалу
После завершения всех подгонок и облегчений, после установки креплений крыльев и киля можно начать устанавливать оборудование, которое жестко имеет свое место в самолете. Первым делом устанавливаем стойки шасси. В нашем случае это сборная солянка из всяких остатков. Механизмы от какого-то мелкого самолета, действие одностороннее (уборка воздухом, выпуск пружиной), очень легкие, выходная ось 6мм. Основные стойки “подламывающиеся” по калибру - это что-то типа Boomerang Nano. Носовая нога от какого-то древнего F15. Колеса Du-Bro 76мм. Колесные тормоза для такой модели являются непозволительной роскошью. Все элементы подбирались из соображений минимального веса. Для того, чтобы ноги нормально убирались и самолет стоял на полосе достаточно высоко, пришлось выточить удлиняющие цилиндры и заузить колею самолета примерно на 80мм. Установка носовой ноги по традиционной схеме со стандартной машинкой и тросовым управлением. Для установки качалки машинки пришлось просверлить маленькое отверстие по оси качалки.
Вся информация по сборке/облегчению джетов конечно востребованна и каждый здесь найдет что-то полезное для себя. Но не менее полезна информация по пилотированию джетов. Я понимаю что они все немного отличаются . Но всеж общая информация по пилотированию, а главное по посадке, будет весьма полезной. Насколько я понял, главные неожиданности в джетах таят именно посадки, ибо они очень отличны от привычных всем самолетов.
пилотированию, а главное по посадке, будет весьма полезной
А это только на мастер-классе у Виталия! 😃
Т. е. рекоммендаций для новичков мы здесь не услышим?
Т. е. рекоммендаций для новичков мы здесь не услышим?
Я не про то. По сути конечно можно составит летную инструкцию по упр. джетами, толко вот не будем забывать что все модели индивидуальны по своим характеристикам, а равно и пилоты индивидуальны. Мне кажется Вам Александр надо замутить новую тему про особенности и рекомендации в управлении джетами. Думаю многим будет интересно!
Да я не против, в принципе. Это была бы действительно интересная тема. Только опыта пока маловато. Главное, чтоб бывалые и опытные поддержали это начинание. Модели, конечно, все разные. Только у всех турбина и изрядная нагрузка на крыло при посадке.
А можно по теме…
Забегая немного вперед, ребята, а расскажите что там у вас с гирами. Мне тут советуют ставить только новую I-Gyro от Повер Бокс, говорят что какая то супер система, самое ОНО для джетов. Вот и хочу спросить сами ли вы пользовались? Я хочу попробовать на этом самолете с последующей установкой на остальной парк (полетал на Флеше с гирой по РН и Элеронам - это ДРУГОЙ самолет вообще… Как будто не Флеш, а стабильный Лайтнитг 19и килограммовый
(полетал на Флеше с гирой по РН и Элеронам
Кирилл привет, какие гиры ставил на флеш?
Это я не про свой Флеш;) Просто порулить дали. Сам хотел бы знать.
Насколько я понимаю в I-Gyro совмещены сразу 3 гироскопа что исключает необходимосить иметь 2-3 отдельных блока и кучу проводов. Пльюс там вроде как есть привязка к скорости модели дабы исключить флаттер на бОльших скоростях
Сборка крыла завершается установкой машинок на элевоны. Как пережиток прошлого, на крыле присутствуют окна для вторых машинок, благо есть и крышки для этих окон. Крышки заклеиваем намертво. Машинка монтируется на родную крышку с использованием родного крепежа, только хорошо все зачищается и проклеивается. При необходимости, расшкуривается щель, чтобы достичь требуемых расходов. Пластиковые наконечник, тяги и кабанчики родные, расходы по мануалу, практически все штатно кроме металлической качалки, оптимальный размер - 1 дюйм. У нас была только 1,25. Машинку поставили 8711, но можно и 8511, в целом этого достаточно. Дальше выставляем нейтраль и крайние точки по сервотестеру и прокладываем провода и трубки в фюзеляжу. Обтекатели тяг, которые есть в комплекте, не ставили - лишняя деталь.
штатно кроме металлической качалки,
Виталий, металические качалки в обязалово, или на штатные пологаться можно?
металические качалки в обязалово
Ну вообще-то металлические кабанчики - это норма для реактивной техники…
А почему? Если не секрет? И на евроспорте вижу вклеены текстолитовые.
Видимо, имелись ввиду качалки серв…
Не. Кабан(Cabane strut) - центральная стойка верхнего крыла у биплана. Кабанчик(control horn): то, что установлено на рулевой поверхности. Качалка(arm, servo arm): то, чем через тягу(pushrod) и через кабанчик качают рулевую поверхность.
имелись ввиду конечно же качалки серв (это была описка)…кабанчики могут быть стеклотекстолит …или гетинакс…
Смысл металлической качалки - в том чтобы не допустить возникновения люфтов в системе - зубчатый вал серво машинки - качалка - тяга…
Пластиковая качалка может играть…так как усилия очень значительны…
Вообще - не должно быть люфтов и система управления должна быть максимально жесткая…это как раз направлено на то, чтобы не мог возникнуть флаттер на поверхностях…
Виталий, извини, но в максимально жесткой системе максимально быстро происходит износ слабейших механизмов. Металл по металлу изнашивается быстро(забавно, но пластик-металл - еще быстрее. Пластик стоит, а металл сдается.). В системе серва-руль должен быть какой-то демпфер(?). В случае цифровой сервы демпфер подобрать сложнее. Серва(цифровая) всегда ищет заданное положение и насилутет редуктор просто ± колебаниями для собственной ориентации.
Мне самому очень интересен этот вопрос. Если есть какие-то теоритические определениея процессам серва-руль, то буду очень признателен за науку.
По поводу жесткости системы… Смысл здесь такой…люфт все равно будет, но он должен быть минимальным, минимально возможным… Тяги, кабанчики не должны быть тонкими, то есть допускающими прогибы-изгибы…никаких демферов быть не должно… Понятное дело, в натяг не должно быть, чтобы все нормально ловило нейтраль… В отличии от винтовых моделей… Отклонения минимальные очень плавные…Износ как раз на порядок меньше, чем на винтовых, характер нагрузок совершенно другой…здесь всё направлено на обеспечение невозможности развития колебаний…проверено на нескольких погибших по началу моделях…на такой подход можно положиться
Теперь все больше о том, что не по мануалу.
Установка турбины. Раньше уже было написано почему выбор остановился на JetCat Р100. Родная жаровая труба улетела на помойку, мотораму тоже пришлось сломать. Нужно изготовить всего четыре детали. Собственно сами перекладины моторамы и две усиливающие накладки на передний шпангоут. Все аккуратно размечается и вклеивается. В заднем шпангоуте необходимо прорезать дополнительные отверстия для отвода избыточного объёма воздуха из фюзеляжа. Пластиковые сопла приклеиваются на места и в них вырезаются сектора, которые могут обгореть.
В целом переделка рамы и установка не представляет никаких проблем, на все ушло около половины дня.
Очередным существенным отличием от мануала является топливная система. Родные баки, которые идут в комплекте достаточно качественно сделаны, но их два и емкость больше чем нужно для Р100 и вес всей системы получается больше. В нашем случае, самый верный способ и самый легкий и самый дешевый - пивная бутылка объёмом 2500. Этого запаса для такой модели достаточно, чтобы делать полет 6-7 минут. Передняя опора бака изготавливается из любого подручного листового материала, задняя делается самостоятельно с этой же бутылки и идеально подходит по диаметру в отверстие в шпангоуте. Бак собирается с использованием любой доступной фурнитуры (центральная питающая трубка с жестким куском и в верхней точке дренаж).
В целом переделка рамы и установка не представляет никаких проблем, на все ушло около половины дня.
На первом снимке. Задняя часть бутылки. Смотрится будто стеклопластиковая?