Козлище на посадке. Какова его природа и как с ним бороцца?
Привет всем!
Тема не первична.
Посмотрел видео посадок. В первой посадке классическое взмывание с переходом в “козла”. Переход через опережающее касание передней стойкой. Во второй посадке классический скоростной “козел” - повышенная скорость и касание передней стойкой приведшее к увеличению угла атаки.
Оба “козла” прогрессирующие.
что причина козления в недостаточном налёте и надо просто учиться летать.
Самоедство не нужно конечно. Но в основном правильно. 😃 Здесь давали ссылку на Ершова о природе “козлов”. Используйте ее для понимания природы (классификацию я указал в начале). В большой авиации с явлением “ошибок на посадке” борются вдумчивым изучением теории и дальнейшей практикой с учетом теории. Технические моменты конечно помогают в борьбе с “козлом” но это лишь малая толика.
Не сочтите за нравоучение, гляньте посты 169, 174 и 175 на странице 5 в теме “второй джет”. Там Владимир Сотников тоже “страдал болезнью”. 😃 Но я так понимаю с налетом и пониманием причин у него это тоже прошло. 😃 Кстати там же есть и ссылка про ошибки на посадке, природу которых надо хорошо понимать.
Из своей практики могу посоветовать делать для тренировки проходы над полосой на минимальной высоте и скорости. Начинать можно с 2-3 метров, постепенно понижаясь. Добиться уверенного прохода над ВПП на высоте выравнивания и на минимальной скорости без посадки. Такая близость земли очень приучает к точным движениям рулями. В итоге посадка получается легкой.
В летных училищах это упражнение называется “низкополетной полосой”. Развивает глазомер и чувство земли для успешного освоения посадки.
Не знаю, на джетах это работает или нет, но на лайнерах чем ближе ЦТ к основным стойкам шасси (или наоборот), тем плавнее и аккуратнее получается приземление.
Это зависит от прокладки между штурвалом и креслом! 😃 И только.
Сложность пилотирования модели в том, что в отличие от реального самолета ты не заглянешь в РЛЭ, где прописаны скорости захода, высоты выравнивания и т.д. Всё глазомерно. А глазомер - он у всех разный. Даже при грамотных понятиях.
Всё глазомерно. А глазомер - он у всех разный. Даже при грамотных понятиях.
Я с вами согласен в общем. Кроме того что глазомер тренируется. Художник тоже все глазомером меряет. С учетом правильности пропорций в итоге шедевры пейзажа получаются (ну естественно с обучением и практикой). Высоту выравнивания только на больших самолетах радиовысотомер “читает”, на остальных только глазомерно. И ничего ловят сантиметры на глаз. По началу новичёк автолюбитель тоже в гараж въехать не может. А по мере тренировки глазомера(чувства габаритов) умудряется постепенно с опытом в самые малые дырки парковать. Так и везде и не только в авиации. Вы же можете по темпу надвигания земли на блистер чувствовать(глазомерить) с определенной точностью вертикальную скорость без прибора.
Есть способы тренировки глазомера. Если их применять сразу и целенаправленно, то прогресс обучения посадкам идет быстрее, особенно если при этом вы уже хорошо освоили теорию ошибок на посадке. Как можно бороться с явлением не зная его природы.
Способ пролетов над ВПП приведенный мной выше помогает тоже и глазомер тренировать и точность движения рулями у земли. И кстати не только для реактивки. Это можно тренировать и на обычных моделях. Я так делаю после облета (триммировки) новой модели в первом полете чтобы лучше примериться к новой схеме модели (сажать то придется:)), и после долгих перерывах в полетах как по времени просто, так и при переходе с модели на модель (забываются тонкости модели). В итоге посадки улучшаются.
Кстати на джетах почти всегда передняя стойка. Это скрытый генератор “козлов”. Если касание на нее опережающее да еще и с повышенной скоростью жди козла точно. Стойка отпружинивает и поднимает нос модели внезапно увеличивая угол атаки - следует взмывание и далее опять опускание передней стойки и опять взмывание - вот и прогрессирующий козел.
Вот подобный ViperJet
Вот классический пример (Володя Спасибо за пример). Посмотрите на очень медленной скорости. Видно хорошо. Оптимально сажать такие модели на основные колеса с поднятой передней. Согласен трудно. Но если понимать как и стремиться то получится.
Чтобы правильно оценить скорость модели нужно отойти от полосы метра на три-пять.
Когда самолёт летит на тебя, скорость не поймёшь.
Тема очень интересная и полезная для любого пилота-реактивщика. Но на самом деле это давно изученная академическая истина. Еще в институте все рассказали, а опыт полетеов все подтвердил.
Проще вариант погуглить, достаточно даже википедии…
ru.m.wikipedia.org/wiki/Козление
Главная причина - скорость, в большинстве случаев она значительно выше требуемой, а дальше уже не имеет большого значения чем вызван отскок, реакцией отжатия стойки, камешком на полосе, порывом ветра, особенностями аэродинамики или неправильными действиями пилота. Суть в том, что самолет на этой скорости слишком летуч и достаточно любого чиха, чтобы опять подбросить его в воздух.
Ищите способы снизить посадочную скорость и при этом сохранить устойчивость и управляемость на достаточном уровне. А это совсем другая тема, в разы более объемная чем прина отскока или козления.
В большинстве случаев нужно отодвигать центровку назад и уменьшать отклонение органов механизации крыла. Но этот подход плохо работает на самолетах с большой нагрузкой на крыло. На них козлики практически диагноз, диапазон скоростей касания очень узкий и требуется большое мастерство. Лекарство - облегчение самолета.
Этот хок можно облегчить только новым сэндвичным фюзеляжем.
Слава (HS125)
Проблемы у всех из-за того что оценить скорость на посадке, особенно у больших моделй, сложно. Ведь мы не сидим внутри кокпита, как ты на работе. Поэтому твои рекомендации в посте 53 наверное самые лучшие. Знать свою модель и её скорость с дистанции сложно, но необходимо. Много моделей разбито из за ошибок глазомера и не знания своей модели