Козлище на посадке. Какова его природа и как с ним бороцца?

pilot43

Сложность пилотирования модели в том, что в отличие от реального самолета ты не заглянешь в РЛЭ, где прописаны скорости захода, высоты выравнивания и т.д. Всё глазомерно. А глазомер - он у всех разный. Даже при грамотных понятиях.

HS125
pilot43:

Всё глазомерно. А глазомер - он у всех разный. Даже при грамотных понятиях.

Я с вами согласен в общем. Кроме того что глазомер тренируется. Художник тоже все глазомером меряет. С учетом правильности пропорций в итоге шедевры пейзажа получаются (ну естественно с обучением и практикой). Высоту выравнивания только на больших самолетах радиовысотомер “читает”, на остальных только глазомерно. И ничего ловят сантиметры на глаз. По началу новичёк автолюбитель тоже в гараж въехать не может. А по мере тренировки глазомера(чувства габаритов) умудряется постепенно с опытом в самые малые дырки парковать. Так и везде и не только в авиации. Вы же можете по темпу надвигания земли на блистер чувствовать(глазомерить) с определенной точностью вертикальную скорость без прибора.

Есть способы тренировки глазомера. Если их применять сразу и целенаправленно, то прогресс обучения посадкам идет быстрее, особенно если при этом вы уже хорошо освоили теорию ошибок на посадке. Как можно бороться с явлением не зная его природы.

Способ пролетов над ВПП приведенный мной выше помогает тоже и глазомер тренировать и точность движения рулями у земли. И кстати не только для реактивки. Это можно тренировать и на обычных моделях. Я так делаю после облета (триммировки) новой модели в первом полете чтобы лучше примериться к новой схеме модели (сажать то придется:)), и после долгих перерывах в полетах как по времени просто, так и при переходе с модели на модель (забываются тонкости модели). В итоге посадки улучшаются.

Кстати на джетах почти всегда передняя стойка. Это скрытый генератор “козлов”. Если касание на нее опережающее да еще и с повышенной скоростью жди козла точно. Стойка отпружинивает и поднимает нос модели внезапно увеличивая угол атаки - следует взмывание и далее опять опускание передней стойки и опять взмывание - вот и прогрессирующий козел.

spyder3:

Вот подобный ViperJet

Вот классический пример (Володя Спасибо за пример). Посмотрите на очень медленной скорости. Видно хорошо. Оптимально сажать такие модели на основные колеса с поднятой передней. Согласен трудно. Но если понимать как и стремиться то получится.

marat3d=

Чтобы правильно оценить скорость модели нужно отойти от полосы метра на три-пять.
Когда самолёт летит на тебя, скорость не поймёшь.

VTR

Тема очень интересная и полезная для любого пилота-реактивщика. Но на самом деле это давно изученная академическая истина. Еще в институте все рассказали, а опыт полетеов все подтвердил.
Проще вариант погуглить, достаточно даже википедии…
ru.m.wikipedia.org/wiki/Козление

Главная причина - скорость, в большинстве случаев она значительно выше требуемой, а дальше уже не имеет большого значения чем вызван отскок, реакцией отжатия стойки, камешком на полосе, порывом ветра, особенностями аэродинамики или неправильными действиями пилота. Суть в том, что самолет на этой скорости слишком летуч и достаточно любого чиха, чтобы опять подбросить его в воздух.
Ищите способы снизить посадочную скорость и при этом сохранить устойчивость и управляемость на достаточном уровне. А это совсем другая тема, в разы более объемная чем прина отскока или козления.
В большинстве случаев нужно отодвигать центровку назад и уменьшать отклонение органов механизации крыла. Но этот подход плохо работает на самолетах с большой нагрузкой на крыло. На них козлики практически диагноз, диапазон скоростей касания очень узкий и требуется большое мастерство. Лекарство - облегчение самолета.

marat3d=

Этот хок можно облегчить только новым сэндвичным фюзеляжем.

spyder3

Слава (HS125)
Проблемы у всех из-за того что оценить скорость на посадке, особенно у больших моделй, сложно. Ведь мы не сидим внутри кокпита, как ты на работе. Поэтому твои рекомендации в посте 53 наверное самые лучшие. Знать свою модель и её скорость с дистанции сложно, но необходимо. Много моделей разбито из за ошибок глазомера и не знания своей модели