Собираем ТРД
Чертежи можно тут www.ut160.de.tl/Shop.htm, там же и кое какие детали…
По дешевле детали http://www.jetjoe.com , правда качество хромает.
Книги по турбинам 1.aleksjet.com/index.php?option=com_content&view=s…
Выкатываю свой пепелац.
Проведена проверка камеры сгорания на работоспособность. Легко разжигается на газовой смеси. Воспламенение происходит за турбиной, затем пламя простреливает в жаровую трубу и держится там очень стабильно. На следующих выходных хочу попробовать воспламенить керосин и будет пределом мечтаний вывод двигателя на обороты малого газа. Топливный и газовый коллекторы спаяны из латуни, в жаровой трубе 8 испарительных трубок.
…Подсажите где можно…
В Вашем городе живет АДешник, увлеченный человек. За его процессом строительства ТРД пристально следим. Рекомендую наладить связь с ним. Для начала.
Когда затягиваю гайки на валу двигателя почемуто затягиваются подшипники,может это из за бракованой дистанционной втулки. Непойму почему?
Когда затягиваю гайки на валу двигателя почемуто затягиваются подшипники,может это из за бракованой дистанционной втулки. Непойму почему?
Нужен чертеж узла в студию,с указанием что и где затягивает
Если подшипники керамические без сепаратора, установлены правильной стороной и физически вал не короткий, то возможно из-за того, что шарики еще не распределились равномерно по канавке подшипника, два-три оборота вала и шарики встанут на место…
Алексей, к вам такой вопрос. Можете описать процесс запуска двигателя, как его проводит китайская электроника, на какой частоте вращения что происходит? До какой частоты вращения крутит стартер и когда отключается? Заранее спасибо.
Могу скинуть мануал моей турбины, прочитав внимательно сможете уяснить алгоритм рабчего процесса
значит 25-30 тыс. об/мин стартер должен легко выкручивать.
Господа, с восхищнием прочел всю тему. Не думал что такая техника возможна для моделей, да и вообще что возможно сделать такое самому.
У меня один вопрос - насколько безопасны такие турбины при поломке какой либо детали? Может ли турбина взорваться? Или, если вдруг, как тут кто-то писал - подшипник накрылся - могут ли фрагменты разрушенного подшипника или компрессора пробить корпус, вылететь и поранить окружающих?
В инете найдите статью В. Дункина “Большая тайна маленьких турбин” и ознакомьтесь.
Опасность могут представлять обломки от разрушения диска турбины и колеса компрессора. Но для этого “нужно постараться” и нарушать технику безопасности, предписанную в инструкции по эксплуатации двигателя. Двигатель взорваться не может, если его не заставлять работать на жидком ВВ. Гораздо выше возможность пожара…
Жорж, я имею ввиду самодельные двигатели.
Ведь существую такие-то дефекты которые с большей вероятностью встречаются при кустарном изготовлении. Вот так соберешь турбину, часов 5 на стенде погоняшь - все ок, выйдешь в поле, а она бабахх…
В ТРД, даже самодельном, взрываться нечему, если его не нашпиговать ВВ. А вот разрушение диска турбины или колеса компрессора возможны и похожи на взрыв (по действию), т.к. в домашних условиях все виды контроля (рентген, ЛЮМ-А, цветную дефектоскопию, разгонные испытания и т.п.) не сделаешь… Поэтому на специализированных сайтах самодельщиков обязательно присутствует плакатик типа: “Осторожно! Вся ответственность за последствия лежит на тебе!! Мы тут не причем!!!”
рентген, ЛЮМ-А, цветную дефектоскопию, разгонные испытания и т.п.)
То есть, если найти, где это сделать, можно повысить уверенность в безопасности?
Кстати, а что-нибудь, кроме камеры сгорания, сделано из стали, или все из дюраля? ПРостите, при чтении не обратил внимания, а еще раз все страницы - не осилю.
У меня один вопрос - насколько безопасны такие турбины при поломке какой либо детали?
На столько же, на сколько безопасны от Airbus A380.
значит 25-30 тыс. об/мин стартер должен легко выкручивать.
Не так уж и легко.
0-5000 об.мин - крутит стартер
5000-15тыс об.мин (у разных производителей по разному) - крутит стартер и газ
15тыс-25тыс об.мин (30тыс) газ + керосин
свыше 25тыс (30 тыс) переход на керосин.
`Стартер турбины JJ1200 - мотор Speed 370 и самостоятельно до 25-30 тыс. об/мин он ее скорее всего не раскрутит.
Запуск турбины происходит следующим образом:
- блок управления подает на свечу напряжение.
2 стартер раскручивает вал турбины до 4000об.мин и отпускает.
3 на выбеге должен запалится газ, если этого не произошло, то на 600-800об.мин стартер снова подключается и раскручивает вал…короче пока не запалится газ…(или не кончатся циклы запуска)
4.как только запалится газ и датчик температуры покажет, что температура больше 100градусов стартер раскручивает вал на 80-90 процентов мощности стартера (у меня это 9000-10000об.мин) - происходит прогрев на газу около 6 сек
- включается помпа керосина…и выводит двигатель на холостые…
Стартер отключается на 20000об.мин
Практически все вышеописанные параметры можно настроить под себя…
Стартер у меня крутит вал максимум 12000об.мин (без газа и керосина)
Кстати, керосин надо подавать постепенно (в моем случае этим рулит блок управления) иначе гореть начнет за турбиной…Короче прямая зависимость от оборотов…
Перед запуском выполняется “Холодная прокрутка” стартером до 2000…4000 об/мин для проверки функционирования и наличия вращения ротора двигателя. На выбеге не должно быть посторонних звуков типа щелчков, скрежета и т.п.
Выполняется запуск двигателя:
- Включается стартер и подается напряжение на свечу зажигания.
- При достижении частоты вращения ротора 4000…5000 об/мин подается газ (величина подачи газа подбирается экспериментально в ходе предварительных запусков для каждого экземпляра двигателя) - розжиг КС должен происходить в диапазоне частот вращения ротора 5000…7000 об/мин - регистрируется по началу стабильного роста ТВГ выше 100С.
- При наличии розжига КС (выброс пламени из сопла, рост ТВГ, рост частоты вращения ротора) и достижении частоты вращения ротора 8500…9000 об/мин включают топливный насос основного топлива, отключают напряжение питания свечи зажигания.
- Подачу основного топлива (керосин) производят постепенно увеличивая его подачу (руководит ЕCU, но можно и вручную) - КС испарительного типа! При этом не допускается остановка роста частоты вращения ротора или её снижение - возможно попадание в зону “Горячего зависания” с интенсивным ростом ТВГ, факелением из сопла при практически неизменной частоте вращения ротора, что чревато обгаром лопаток турбины - немедленное отключение подачи основного топлива, газа и ОСТАНОВ двигателя. Такая ситуация возможна при преждевременном отключении стартера или его механическим рассоединением с ротором двигателя.
5 При нормальном ходе запуска, в зоне частот вращения ротора 10000…11000 об/мин отключают подачу газа. - Увеличивая подачу основного топлива (ЕСU или вручную), выводят двигатель на режим “Малый газ” - двигатель работает устойчиво по частоте вращения, ТВГ стабильно (возможны незначительые колебания).
Продолжительность переходов в процессе запуска (ориентировочно, зависит от двигателя): раскрутка до подачи газа - 4…5 с; подача заза 5,6 с; от начала подачи газа до выхода на МГ - 12…15 с.
Стартер отключали при уверенности в выходе на режим МГ (стартер от ротора отключается сам (муфтой обгона).
В случаях длительного отсутствия розжига, интенсивного факеления из сопла с интенсивным ростом температуры, отсутствие роста частоты вращения, посторонние звуки - ОСТАНОВИСЬ - прекрати запуск, выясни причину и устрани её.
Чем мог - помог.
Ну вот, мотор был запущен…
Старт на газу с первого раза, выход на холостые обороты тоже был без проблемм.
Обороты 35000 температура 460 градусов. Дальше дали полный газ…И где-то на 90000 подшипник передней опоры сказал досвидания…
После разборки было точно установлено, что смазка присутствовала. На фото видно, что часть канавки внутреннего кольца оказалась съедена…шарики на вид целые и внешнее кольцо тоже целое…
На смазочной магастрали стоит фильтр, так что попадание мусора по трубке исключается.
И того…минус компрессор, минус подшипник…
Возможные причины: попадания в подшипник мусора, не достаточный “натяг” подшипников, дефектный подшипник… ???
А каковы были внешние проявления этого? То есть как это выглядело и какими звуками сопровождалось?
Сначала жжжжжжжж(нормальная работа), потом трррррррррр(появилась сильная вибрация) и упали обороты. Двигатель сразу заглушили !!!
Компрессор не разрушился,просто немного потерло лопатки об входное устройство (передний покрывной диск, если я правильно его называю)
Кстати на 90000об.мин тяга была 5.5кг.
На данный момент мотору произведен не большой рестайлинг : выточен новый тунель вала под класическую пружину для преднатяга, заменен компрессор,заменен передний подшипник, отбортованы самые большие отверстия в камере сгорания.
Сейчас преределываю входной конфузор на котором держится стартер…
Немного видео с завода BEHOTEC
у вас рыболовные магазины есть? там должны продавать арамидную нить, если её нет, надо спросить шнуры Dyneema или Certran что одно и то же