Собираем ТРД

Brandvik

Да, это знакомая штука, я в свое время тоже думал как бы это такую штуку сделать, но не для реального поднятия тяги, а как визуальный эффект…

14 days later
ppurik

Интересно конесно, но помоему это не потеме, если я не ошибаюсь.

staricioxx

Моделизмом занимался очень давно. Но есть большое желание сделать модель стратегического бомбордировщика на турбине. На работе есть возможность сделать многое самомому , например части турбины из металлокерамики - композиты на основе карбида титана могут нерерывно работать 2 года в сверхзвуковой струе коррозионного газа при температурах 650-700 град. рабочая температура -до 900 град. (испытано по основной работе , думаю для моделей тоже пойдет) , в принципе детали небольшие , изготавливаются методом спекания и последующей пайки в глубоком вакууме. На работе материалы и оборудование для вакуумной пайки есть , проблема в другом . Нет чертежей по которым можно было бы изготовить турбину, а также нужна термограмма по тепловому полю- и в соответствии с ним расставить материалы. Плюс вакуума в том, что можно паять разные материалы композит с нержой титаном , вообщем сореденять вразные вещи, размер камеры 500х500мм. Подсажите где можно приобрести чертежи турбины . Колеса, подшипники и вал и корпус планирую сделать из карбид титанового композита или биметалла нерж(титан)+композит. Какие могут быть размеры деталей ? К сожаленью опыта по конструированию турбин абсолютно нет.

АДэшник

Выкатываю свой пепелац.
Проведена проверка камеры сгорания на работоспособность. Легко разжигается на газовой смеси. Воспламенение происходит за турбиной, затем пламя простреливает в жаровую трубу и держится там очень стабильно. На следующих выходных хочу попробовать воспламенить керосин и будет пределом мечтаний вывод двигателя на обороты малого газа. Топливный и газовый коллекторы спаяны из латуни, в жаровой трубе 8 испарительных трубок.

Жорж
staricioxx:

…Подсажите где можно…

В Вашем городе живет АДешник, увлеченный человек. За его процессом строительства ТРД пристально следим. Рекомендую наладить связь с ним. Для начала.

koko34

Когда затягиваю гайки на валу двигателя почемуто затягиваются подшипники,может это из за бракованой дистанционной втулки. Непойму почему?

АДэшник
koko34:

Когда затягиваю гайки на валу двигателя почемуто затягиваются подшипники,может это из за бракованой дистанционной втулки. Непойму почему?

Нужен чертеж узла в студию,с указанием что и где затягивает

Алексей_000

Если подшипники керамические без сепаратора, установлены правильной стороной и физически вал не короткий, то возможно из-за того, что шарики еще не распределились равномерно по канавке подшипника, два-три оборота вала и шарики встанут на место…

АДэшник

Алексей, к вам такой вопрос. Можете описать процесс запуска двигателя, как его проводит китайская электроника, на какой частоте вращения что происходит? До какой частоты вращения крутит стартер и когда отключается? Заранее спасибо.

avtandil

Могу скинуть мануал моей турбины, прочитав внимательно сможете уяснить алгоритм рабчего процесса

АДэшник

значит 25-30 тыс. об/мин стартер должен легко выкручивать.

Черт

Господа, с восхищнием прочел всю тему. Не думал что такая техника возможна для моделей, да и вообще что возможно сделать такое самому.
У меня один вопрос - насколько безопасны такие турбины при поломке какой либо детали? Может ли турбина взорваться? Или, если вдруг, как тут кто-то писал - подшипник накрылся - могут ли фрагменты разрушенного подшипника или компрессора пробить корпус, вылететь и поранить окружающих?

Жорж

В инете найдите статью В. Дункина “Большая тайна маленьких турбин” и ознакомьтесь.
Опасность могут представлять обломки от разрушения диска турбины и колеса компрессора. Но для этого “нужно постараться” и нарушать технику безопасности, предписанную в инструкции по эксплуатации двигателя. Двигатель взорваться не может, если его не заставлять работать на жидком ВВ. Гораздо выше возможность пожара…

Черт

Жорж, я имею ввиду самодельные двигатели.
Ведь существую такие-то дефекты которые с большей вероятностью встречаются при кустарном изготовлении. Вот так соберешь турбину, часов 5 на стенде погоняшь - все ок, выйдешь в поле, а она бабахх…

Жорж

В ТРД, даже самодельном, взрываться нечему, если его не нашпиговать ВВ. А вот разрушение диска турбины или колеса компрессора возможны и похожи на взрыв (по действию), т.к. в домашних условиях все виды контроля (рентген, ЛЮМ-А, цветную дефектоскопию, разгонные испытания и т.п.) не сделаешь… Поэтому на специализированных сайтах самодельщиков обязательно присутствует плакатик типа: “Осторожно! Вся ответственность за последствия лежит на тебе!! Мы тут не причем!!!”

Черт

рентген, ЛЮМ-А, цветную дефектоскопию, разгонные испытания и т.п.)

То есть, если найти, где это сделать, можно повысить уверенность в безопасности?
Кстати, а что-нибудь, кроме камеры сгорания, сделано из стали, или все из дюраля? ПРостите, при чтении не обратил внимания, а еще раз все страницы - не осилю.

Regent
Черт:

У меня один вопрос - насколько безопасны такие турбины при поломке какой либо детали?

На столько же, на сколько безопасны от Airbus A380.

АДэшник:

значит 25-30 тыс. об/мин стартер должен легко выкручивать.

Не так уж и легко.
0-5000 об.мин - крутит стартер
5000-15тыс об.мин (у разных производителей по разному) - крутит стартер и газ
15тыс-25тыс об.мин (30тыс) газ + керосин
свыше 25тыс (30 тыс) переход на керосин.

`Стартер турбины JJ1200 - мотор Speed 370 и самостоятельно до 25-30 тыс. об/мин он ее скорее всего не раскрутит.

Алексей_000

Запуск турбины происходит следующим образом:

  1. блок управления подает на свечу напряжение.
    2 стартер раскручивает вал турбины до 4000об.мин и отпускает.
    3 на выбеге должен запалится газ, если этого не произошло, то на 600-800об.мин стартер снова подключается и раскручивает вал…короче пока не запалится газ…(или не кончатся циклы запуска)
    4.как только запалится газ и датчик температуры покажет, что температура больше 100градусов стартер раскручивает вал на 80-90 процентов мощности стартера (у меня это 9000-10000об.мин)
  2. происходит прогрев на газу около 6 сек
  3. включается помпа керосина…и выводит двигатель на холостые…
    Стартер отключается на 20000об.мин
    Практически все вышеописанные параметры можно настроить под себя…
    Стартер у меня крутит вал максимум 12000об.мин (без газа и керосина)

Кстати, керосин надо подавать постепенно (в моем случае этим рулит блок управления) иначе гореть начнет за турбиной…Короче прямая зависимость от оборотов…

Жорж

Перед запуском выполняется “Холодная прокрутка” стартером до 2000…4000 об/мин для проверки функционирования и наличия вращения ротора двигателя. На выбеге не должно быть посторонних звуков типа щелчков, скрежета и т.п.
Выполняется запуск двигателя:

  1. Включается стартер и подается напряжение на свечу зажигания.
  2. При достижении частоты вращения ротора 4000…5000 об/мин подается газ (величина подачи газа подбирается экспериментально в ходе предварительных запусков для каждого экземпляра двигателя) - розжиг КС должен происходить в диапазоне частот вращения ротора 5000…7000 об/мин - регистрируется по началу стабильного роста ТВГ выше 100С.
  3. При наличии розжига КС (выброс пламени из сопла, рост ТВГ, рост частоты вращения ротора) и достижении частоты вращения ротора 8500…9000 об/мин включают топливный насос основного топлива, отключают напряжение питания свечи зажигания.
  4. Подачу основного топлива (керосин) производят постепенно увеличивая его подачу (руководит ЕCU, но можно и вручную) - КС испарительного типа! При этом не допускается остановка роста частоты вращения ротора или её снижение - возможно попадание в зону “Горячего зависания” с интенсивным ростом ТВГ, факелением из сопла при практически неизменной частоте вращения ротора, что чревато обгаром лопаток турбины - немедленное отключение подачи основного топлива, газа и ОСТАНОВ двигателя. Такая ситуация возможна при преждевременном отключении стартера или его механическим рассоединением с ротором двигателя.
    5 При нормальном ходе запуска, в зоне частот вращения ротора 10000…11000 об/мин отключают подачу газа.
  5. Увеличивая подачу основного топлива (ЕСU или вручную), выводят двигатель на режим “Малый газ” - двигатель работает устойчиво по частоте вращения, ТВГ стабильно (возможны незначительые колебания).
    Продолжительность переходов в процессе запуска (ориентировочно, зависит от двигателя): раскрутка до подачи газа - 4…5 с; подача заза 5,6 с; от начала подачи газа до выхода на МГ - 12…15 с.
    Стартер отключали при уверенности в выходе на режим МГ (стартер от ротора отключается сам (муфтой обгона).
    В случаях длительного отсутствия розжига, интенсивного факеления из сопла с интенсивным ростом температуры, отсутствие роста частоты вращения, посторонние звуки - ОСТАНОВИСЬ - прекрати запуск, выясни причину и устрани её.
    Чем мог - помог.
Черт
Алексей_000:

Ну вот, мотор был запущен…
Старт на газу с первого раза, выход на холостые обороты тоже был без проблемм.
Обороты 35000 температура 460 градусов. Дальше дали полный газ…И где-то на 90000 подшипник передней опоры сказал досвидания…
После разборки было точно установлено, что смазка присутствовала. На фото видно, что часть канавки внутреннего кольца оказалась съедена…шарики на вид целые и внешнее кольцо тоже целое…
На смазочной магастрали стоит фильтр, так что попадание мусора по трубке исключается.
И того…минус компрессор, минус подшипник…
Возможные причины: попадания в подшипник мусора, не достаточный “натяг” подшипников, дефектный подшипник… ???

А каковы были внешние проявления этого? То есть как это выглядело и какими звуками сопровождалось?