Правила СОЮЗ-250 2019 год.

Денис_из_Петергофа
  1. Соревнования проводятся в классе воздушный бой на радиоуправляемых моделях самолётов Второй Мировой Войны в соответствии со стандартом «СОЮЗ-250».

Данные правила разработаны специально для проведения соревнований по авиамодельному воздушному бою в черте города, на ограниченном пространстве, в относительной близости от объектов инфраструктуры города и при наличии зрителей, а также для восстановления в исторической перспективе воздушного боя времен Второй Мировой Войны в интересном, безопасном, масштабном соревновании, с целью заинтересовать спортсменов и зрителей, военно-патриотического воспитания молодежи, в духе героического подвига защитников советского неба в годы Великой Отечественной Войны.

Полётный вес моделей специально ограничен величиной 250 грамм, что позволяет проводить соревнования без регистрации и без предварительного уведомления соответствующих организаций, осуществляющих надзор за использованием воздушного пространства (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»: …Гражданские беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг, ввезенные в Россию или произведенные в ней, учитываются в порядке, установленном Правительством РФ…)

Приоритетными задачами организаторов мероприятия являются:

  1. Безопасность проведения мероприятия
  2. Спортивное состязание
  3. Реконструкция исторических событий

1.1 Общие правила.
Все нормы FAI , охватывающие полёты R/C моделей и их оборудования, должны применяться всегда, за исключением случаев, специальным образом обозначенных здесь.
Спортсмен ответственен за лётные качества моделей, используемых в соревнованиях.

1.2 Безопасность.
Вопросы безопасности являются приоритетными. Любое действие спортсмена, считаемое главным судьёй или судейской бригадой опасным, является причиной для немедленной дисквалификации спортсмена. Любой спортсмен, неизвестный судейской бригаде, может быть обязан выполнить испытательный полёт, чтобы доказать, что он способен пилотировать модели, соответствующие требованиям, предъявляемым к моделям класса «СОЮЗ-250».

2.Зона соревнований.

2.1 Схема

------------------------------ Зона полётов -----------------------------------

------------------------------ Зона полётов -----------------------------------
--------------------------------Зона безопасности---------------------------

Линия пилотов =/ =/ =/ =/

Стартовые места

мин. 10м
-----------------------------------------------------------------------------
Зрители \\///\///\/

2.2 Стартовые места и линия безопасности.

Стартовые места пилотов располагаются с промежутками равными 3м на линии безопасности.

2.3. Зона полетов

Зона полетов начинается сразу же за линией безопасности. Зона полетов имеет форму куба 100х100х100 метров.

2.4 Зона посадки имеет ширину 5-10 метров, длину 15-25 метров и находится перед линией безопасности на расстоянии 3-5 м посередине стартовых мест пилотов (длина, ширина и расстояние от линии безопасности определяются главным судьей в зависимости от погодных условий и т.п.).

2.5 Зрители.

Зрители должны находиться на безопасном расстоянии: минимум 10м, позади линии безопасности. При неблагоприятных погодных условиях (к примеру: сильный ветер в лицо) зона расположения зрителей отодвигается ещё дальше, до 15 и 20 метров.

3. Оборудование.

3.1 Модель.
Пилот не обязан быть строителем модели.
Модель может быть копией или полукопией.

3.1.1 Прототипы.
Прототипами для копирования могут быть истребители, истребители-бомбардировщики, бомбардировщики и штурмовики, построенные в период между 1935 и 1945 г.г.

Критериями легитимности модели и допуском её к соревнованиям являются:

  1. способность прототипа вести активный наступательный воздушный бой,
  2. серийное производство прототипа.

По пункту №2 исключения могут быть сделаны только в пользу советских опытных истребителей, испытанных, но не пошедших в серию (к примеру, И-17, И-180, И-185 и т.д.)

Строго запрещены к участию в соревнованиях модели, прототипы которых в своё время являлись «эрзац-истребителями мобилизационного типа», т.е. самолётами, которые изначально не проектировались как истребители, а истребительные функции на них были возложены лишь по крайней необходимости и в условиях «тотальной войны»
(к примеру: Bellanca 28-90, УТ-1)
В эту группу запрещённых к копированию прототипов также входят: буксировщики мишеней, гражданские, транспортные, связные, санитарные, почтовые, гоночные, и учебно-тренировочные самолёты.

Решение спорных вопросов находится в компетенции Судейской бригады.

3.1.2 Масштаб и размерность модели.

Модель выполняется в масштабе 1:15, и не должна иметь отклонений по размаху и длине фюзеляжа более 2см от прототипа. Все остальные размеры не должны отличаться более чем на 1 см от оригинального чертежа.
Контурные и коробчатые фюзеляжи – запрещены.

3.1.3 Внешний вид модели.

Модель должна выглядеть подобно (аналогично) прототипу, включая окраску, максимально приближённую по цвету и тону к окраске прототипа, опознавательные знаки установленного вида и размера, и номера.
Принадлежность опознавательных знаков должна соответствовать типу самолёта (к примеру: звёзды на МиГ-3 и кресты – на ФВ-190, а не наоборот).

Использование фашистской свастики на моделях строго запрещено.

Если модель, заявленная для участия в соревнованиях, имеет нетипичный для этого самолёта внешний вид (окраска, опознавательные знаки, надписи), то судейская бригада вправе потребовать от владельца модели подтверждения существования реального самолёта данного типа с таким внешним видом (в виде цветного рисунка в нескольких проекциях).

3.1.4. Элементы безопасности модели.
1.Для исключения отделения фюзеляжа от крыла в воздухе при таране, крыло и фюзеляж модели должны быть связаны между собой посредством лески (тросик, прочная нить и т.п.)

2.Обшивка крыла – только скотч. Никакие усиления передней кромки крыла не допускаются – только пенопласт + скотч. Силовой элемент крыла (лонжерон) должен располагаться не ближе 15 мм от передней кромки крыла.

3.Также рекомендуется, как элемент безопасности, иметь на модели мягкий, сминаемый кок. Зона сминания – не менее 15мм.
Форма кока должна соответствовать таковой у прототипа. Кок может быть упрощённого типа, т.е не закрывающий ступицу винта, а «от носика до ступицы винта».
За наличие кока на модели идут бонусные очки.

3.1.5 Максимальный взлетный вес модели – 249 грамм.

3.1.6 Мотоустановка модели.
Допускаются только электрические силовые установки.
Модель должна иметь пропсейв на валу двигателя, и воздушный винт типа «слоу-флайер» с гибкими лопастями. Винты с жёсткими лопастями и мощной, утолщённой ступицей запрещены (как ДВС, так и электро, к примеру, типа АРС).

Вес, тип, и напряжение аккумуляторной батареи – не лимитируются.

На время боя должен использоваться только один аккумулятор.

3.1.7 Отрубные устройства модели.
Для облегчения отрубов допускается применение только отрубных зацепов «Питерского» типа, выполненных из гибкой ПЭТ-пластины, и при этом они должны располагаться не ближе 5мм от передней кромки крыла. Лепестки зацепов не должны иметь острых углов, и должны быть закруглены.

Передняя кромка крыла должна быть чистой и гладкой. Никакие выступающие элементы не допускаются на передней кромке крыла, стабилизатора и киля.
Также не допускается использование каких-либо липких и абразивных материалов и покрытий, нанесённых на поверхность модели.

3.1.8 Количество моделей у одного участника.
Количество моделей, на которых спортсмен принимает участие в соревнованиях – не ограничено. Рекомендуемое количество – 2шт. Также рекомендуется, чтобы это были самолёты двух противоборствующих сторон (к примеру: МиГ-3 и ФВ-190) – это значительно облегчает для судейской бригады формирование боевых групп, выходящих на старт.

3.2 Лента.

Лента - это полоса длиной 10-15 метров и шириной 12 – 25 мм.
Материал должен быть подходящим для индикации отрубов, в том числе должен быть влагонепроницаемым. Как основной вариант – рекомендовано использование VHS-ленты из видеокассет.

3.3 Радиоаппаратура.

Каждая радиоаппаратура спортсменов должна пройти проверку на работоспособность перед соревнованиями. Спортсмен несёт ответственность за соответствующую работу своей радиоаппаратуры.

4. Соревнования.

4.1 Общие положения.

4.1.1. Бой ведется по схеме " каждый сам за себя ".

4.1.2. Туром называется проведение всеми пилотами по одному бою.

4.1.3. Перед проведением первого тура проводится жеребьевка участников. По проведении очередного тура производится пере-жеребьевка с той целью, чтобы как можно больше пилотов смогли встретиться в боях друг с другом. Но приоритетом для судейской бригады при формировании очередной группы спортсменов, выходящих на старт, является наличие у них моделей самолётов противоборствующих сторон (чтобы не было, к примеру, такого, что в небе ведут бой три или четыре МиГ-3).

4.1.4. Количество туров в соревнованиях и количество пилотов в одном бою определяется судейской бригадой и после этого сообщается спортсменам. Рекомендуемое минимальное количество туров – 3, рекомендуемое количество пилотов в бою – 3…4 чел.

4.1.5. Соревнования имеют также заключительный бой (финал). В нём встречаются пилоты, набравшие наибольшее количество очков в предыдущих турах. Количество финалистов определяется судейской бригадой после регистрации и до начала соревнований вместе с количеством туров и количеством пилотов в бою.

4.1.6. Очки, полученные пилотами в финале, прибавляются к сумме очков в отборочных турах, и занятые места определяются согласно общей сумме. При одинаковом количестве набранных очков, расстановка мест определяется по лучшему бою.

4.2 Технический контроль

В текущем сезоне класса «СОЮЗ-250» допускаются незначительные отклонения от требований пункта 3 данных Правил с целью популяризации класса; решение о допуске к соревнованиям несоответствующих Правилам моделей принимается организаторами, Судейской бригадой и советом пилотов.

4.3 Структура боя.

Бой подразделяется на три части: подготовка, бой и посадка.

4.3.1 Подготовка. Две минуты для выхода на стартовое место и проверку аппаратуры на
совместимость.

4.3.2 Бой начинается по команде главного судьи «Начало боя». Пилоты могут взлетать до начала боя. Задача каждого пилота в бою – отрубить как можно больше лент противников. Отруб ленты осуществляется как винтом, так и крыльевыми зацепами.

Время боя – 5 минут.

После окончания времени боя, звучит команда «Конец боя, посадить модели», подаваемая главным судьей. В течение одной минуты участники должны посадить модели. Выходить за линию безопасности после команды “конец боя” и до приземления всех оставшихся в воздухе моделей запрещено.

4.3.3 Помощники.

Каждый спортсмен в бою может иметь одного помощника.

4.3.4 Посадка

Посадкой считается любое соприкосновение модели с землей.
Посадка с целью повторного взлета может осуществляться в любом месте полетной зоны.

4.3.1.Забирать модель во время боя из полетной зоны можно только с разрешения судьи. Судья обязан предупредить других пилотов и убедиться, что его поняли. Одновременно через микрофон подаётся дублирующая команда: «Внимание, человек на поле! Поднять бой выше!»

4.3.2. Забирать модель во время боя из полетной зоны необходимо как можно быстрее, не разрешается производить ремонт модели в полетной зоне и т.д., в случае нарушения участниками этого пункта Правил Главный Судья вправе дисквалифицировать нарушителей на этот бой с обнулением всех положительных очков.

4.4 Повторные взлёты.

4.4.1. В течение боя разрешается неограниченное количество повторных взлётов

4.4.2. Повторные взлёты должны производиться исключительно со стартовой позиции пилота.

4.5 Замена модели во время боя.
Если модель получила повреждения, не позволяющие продолжать бой, или случился «намот», то участник может продолжить бой на другой своей модели.
Но при условии, что на один бой используется один аккумулятор (он просто переставляется с модели на модель).
Также допускается замена какой-либо съёмной или отделяющейся части или детали модели (пропеллер, крыло, приёмник, и т.п.)

4.6 Пересечение линии безопасности.

4.6.1 Пересечение линии засчитывается любой модели находящейся в воздухе или движущейся по земле. Если модель находится в воздухе, то пересечение засчитывается в случае нахождения модели или любой ее части точно над линией. При нахождении модели на земле пересечение определяется по двигателю.

4.6.2 Пересечение моделью линии безопасности на протяжении всего времени соревнований наказывается штрафными очками.

4.6.3 Запрещается пилотаж и проходы в непосредственной близости от линии пилотов (ближе 5 метров и ниже 5 метров).

4.7 Обрыв ленты.

4.7.1. Спортсмен несёт ответственность за крепление ленты к модели и взлёт с соответствующей, распущенной на всю длину лентой. Для надёжного и простого крепления ленты на модели рекомендуется наличие на модели за фонарём простой петельки из лески или нитки, к которой и привязывается лента.

4.7.2. В случае обрыва ленты в полете в течение взлета (15 секунд с момента взлета), судья пилота дает команду на посадку для замены ленты, с последующим взлетом. При этом в полетное время спортсмена не включается время, потраченное на вынужденную посадку и замену ленты. До момента посадки и замены ленты в этом случае никакие положительные очки (за время полета и отрубы) не начисляются.

4.8 Отруб ленты.

4.8.1. Спортсмен, отрубивший в воздухе ленту модели соперника, получает + 200 очков.

4.8.2. Если на модели повисла часть ленты противника, то отруб повисшей ленты считается как обычный отруб и спортсмен, сделавший отруб, получает за это +200 очков,

4.8.3. Если в течение одной атаки модели противника сделаны отрубы нескольких лент (закреплённой и повисших) или несколько отрубов одной ленты, то это считается как один отруб .

4.9. Уклонение от боя.

Если пилот уклоняется от боя более 30 секунд, он должен быть предупреждён главным судьёй. Если пилот после предупреждения продолжает уклоняться от боя следующие 30 секунд, он получает штрафные очки за уклонение от боя (- 50 очков).

4.10 Опасное маневрирование рядом с линией пилотов.
Если пилот совершает рискованные маневры в непосредственной близости с линией пилотов (ближе 5 метров и ниже 5 метров), он должен быть предупреждён главным судьёй. Если пилот после предупреждения продолжает свои опасные маневры, он получает штрафные очки (- 100 очков).

4.11. Технические проблемы с моделью.

Пилот, модель которого имеет технические проблемы, после первого предупреждения главного судьи должен немедленно посадить модель в любом месте перед линией безопасности и способом, безопасным для других спортсменов, зрителей и судей.

4.12 Протест.

Любой спортсмен может заявить протест против судейских решений. Протест обязательно должен быть принят. Протест всегда должен быть рассмотрен с привлечением других спортсменов-участников. Решение по протесту должно быть принято как можно скорее. Если протест поддержан, то об этом должно быть официально объявлено. При необходимости, главный судья имеет право потребовать от заявителя протеста составить его в письменной форме.

5 Судьи.

5.1 Главный судья.

Главный судья отвечает за хронометраж на соревнованиях. Он несёт ответственность за дисквалификацию спортсменов, в случае нарушении ими данных правил.

5.2 Судья пилота.

Судья пилота обязан записывать результаты пилота (полетное время, отрубы, пересечение линии безопасности) в его полётный лист. По окончании боя он также обязан заполнить графы «полное время», «посадка в зону», «сохранение ленты», в соответствии с выполненными условиями для этих пунктов. Кроме того, он отвечает за контроль уклонения пилота от боя и принимает решение о возможности подбора модели во время боя. Также судья пилота с помощью секундомера ведёт хронометраж боя своего пилота.

6. Начисление очков.

Применяется следующая система начисления очков. Десятичные доли не учитываются.

6.1 Штрафные и поощрительные очки.

6.1.1. Пересечение линии безопасности (применяется в течение всего времени соревнований ):
При «безопасном залёте» (не более, чем на 5 секунд, и не ниже, чем на высоте 5 метров, с возвращением в зону боя) – 200.
При всех остальных случаях залёта, при «опасном залёте» - 400.

6.1.2. Уклонение от боя - 50,

6.1.3. Отруб ленты сопернику + 200,

6.1.4. За каждую секунду полетного времени +1

6.1.5. За полное время боя +50 (очки за полное время начисляются при соблюдении следующего условия: модель непрерывно находится в воздухе с момента подачи команды «начало боя» и до момента подачи команды «конец боя», то есть, не менее 5 минут).

6.1.6. За приземление в посадочную зону (любая часть модели после приземления и остановки находится внутри посадочной зоны) после команды «конец боя» +50

6.1.7 За сохранение ленты в течении всего боя (очки за сохранение ленты начисляются при соблюдении следующего условия: модель непрерывно находится в воздухе с момента подачи команды «начало боя» и до момента подачи команды «конец боя») +50

6.1.8 При столкновении моделей в воздухе (при таране), если это сопровождалось неуправляемым падением или аварийной посадкой моделей, участники тарана получают положительные очки:

при неуправляемом падении +100

при аварийной посадке ( в течении 15 секунд) +50

Если при таране произошёл отруб, то приплюсовываются и очки (+200) за отруб тому, кто отрубил.

……………………………………………………………………………………………………

Приложение №1 к Правилам.

Стендовая оценка.
Может проводиться по желанию организаторов и участников.
Максимальное количество дополнительных очков, которые может получить участник в результате стендовой оценки его модели, равно 600 (или три «отруба»).

Стендовая оценка производится до начала отборочных туров.
Дополнительные баллы, полученные за стендовую оценку модели, приплюсовываются к общему результату спортсмена, полученному в отборочных турах.

На стендовую оценку одним участником могут быть представлены несколько моделей (2-3шт), но в общий итог пойдут результаты только по одной из них (это необходимо для случаев, если представленная на стенд модель по каким-либо техническим причинам не смогла принять участие в боях, и тогда в общий зачёт пойдут стендовые очки за вторую модель).

Чтобы полученные за стенд очки пошли в общий зачёт, необходимо, чтобы модель в этот день приняла участие, как минимум, в двух боях (это исключает такие ситуации: на стенд ставлю одну модель, а летаю на другой).

Стендовая оценка проводится по упрощённой схеме:
1. Правильность геометрии и соответствие размеров (в пределах разрешённых правилами допусков): +50

2. Соответствие окраски модели окраске прототипа:
а) высокая достоверность (соответствие цвета окрашенных поверхностей, форма пятен камуфляжа, если он есть, правильные переходы между цветами): +100
б) слабое соответствие (небрежно покрашенная модель, или просто обтянутая цветным скотчем с видимыми полосами перекрытия): +50

3. Наличие, место расположения, и соответствующий размер опознавательных знаков (типовые значения для истребителей Второй Мировой войны: на крыле – 1/10 от размаха, на борту – 1/10 от длины фюзеляжа):
а) опознавательные знаки есть, принятого размера, и расположены в нужных местах +100
б) опознавательные знаки в наличии, но размер и (или) место расположения их неправильны: +50

4. Наличие номеров и иных дополнительных обозначений и изображений на модели (к примеру, эмблемы, элементы «быстрого распознавания», «полосы вторжения»): +50

5. Общая аккуратность внешнего вида модели:
а) высокая - на модели могут присутствовать только следы «боевого использования» - незначительные замятия на фюзеляже, отдельные морщины на крыле и хвостовом оперении, небольшие сколы краски, потёртости: +100
б) низкая – модель выглядит неопрятно, есть обширные замятия на фюзеляже, значительная по площади «заморщиненность» крыла и хвостового оперения: +50

6. Наличие переплёта на фонаре: +50
7. Наличие головы пилота в кабине: +50
8. Наличие кока: +100*
……………………………………………………………………………………………….

*100 за кок, потому что это не только элемент копийности, но и элемент безопасности.
……………………………………………………………………………………………………………
Приложение №2 к Правилам.

Рейтинг СОЮЗ-250

По результатам соревнований, прошедших в соответствии со “Стандартом”, пилоты получают рейтинговые очки по следующему принципу: занявший последнее место получает 1 очко, предпоследний - 2, и так далее вплоть до первого. Дополнительные бонусные очки присуждаются:

  • за попадание в финал (бонусные очки за попадание в финал начисляются только в случае, когда в соревнованиях проводится финальный тур, в котором участвуют не все участники соревнований, а лишь лучшие по результатам отборочных туров)
  • за попадание на подиум
  • за победу

Сумма бонуса составляет:
1 очко при количестве участников от 2 до 5 включительно
2 очка при количестве участников от 6 до 10 включительно
3 очка при количестве участников от 11 до 15 включительно
5 очков при количестве участников от 16 до 20 включительно
8 очков при количестве участников свыше 20

Пример:
победитель соревнований с 13 участниками получает 13+3+3+3=22 очка
серебряный призер – 12+3+3=18
бронзовый призер – 11+3+3=17
четвертое место – 10+3=13
пятое место (при условии финала из 4 пилотов) – 9 и так далее
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
П.С. Убедительная просьба: не надо в этой ветке начинать обсуждения, вносить предложения и т.д.! Делайте это в соседних ветках по тематике «СОЮЗ-250», к примеру, здесь:rcopen.com/forum/f84/topic517142
сюда же мы будем выкладывать только “официальные” материалы, по правилам, календарю, результатам и т.д.