Большой крен при рулении рудером

an2an
Concord:

Меня тут вспоминали не очень добрым словом. Хотя впрочем могли бы предложить свой перевод…

Да бросте, напротив вполне добрым словом. А если вы о литературной стороне вопроса, то согласитесь, что перевод не самый лучший… Однако, бесспорно, мне не перевести и так. Литература и перевод - не мой конек. Перевод - хороший и нужный, если кто меня понял иначе, то самое время понять правильно.

John63:

Вы не привели ни одного довода в пользу микшера РН-Элероны…

А Вы просили доводов? Я объяснял почему микс не вреден, а если Вам нужны пояснения полезности микса, то главная польза от него такова: идеальный самолет ведет себя так, элероны управляют креном, РВ - тангажем, РН - курсом. Если почему-то один из рулей приводит к паразитному влиянию на другие направления - это плохо. Микс полезен т.к. позволяет приблизить самолет к идеалу. Еще доводы Вы можете найти в упомянутой мною статье или ее переводе от Concorda. Вполне доходчиво написано уважаемым и очень хорошим пилотом.

Теперь может быть Вы перестанете увиливать и с третьего раза ответите на прямой вопрос?

…если самолет получил так крен в харриере (ветром поддуло например), то чем эго компенсировать? Если РН, то чем компенсировать потом курс?

John63
an2an:

…если самолет получил так крен в харриере (ветром поддуло например), то чем эго компенсировать? Если РН, то чем компенсировать потом курс?

Если таки самолёт накренился, то я его “поймаю” рулём направления- это будет резкий, точный тычок, затем скомпенсирую усиление или ослабление ветра корректировкой отклонения элеронов. Смысл этого действия - не допустить опускания носа самолёта, я обычно летаю низко и не могу позволить потерю высоты, это как в Роллинг Харриере, нужно постоянно отклонять ту рулевую поверхность хвоста, которая обеспечит самолёту постоянныю высоту и угол атаки.
Теперь ответте пожалуйста на мой вопрос, вы самолёт в фигуре удерживатет только элеронами? Я могу только предположить, что вы как и “Антоша Уральский” просто не обращаете внимание, или не замечаете, что в основном рулите хвостом, и только потом элеронами.
В Харриере самолёт очень вялый по элеронам и чем больше угол тангажа, тем меньше отклик на движение ручек, вплоть до висения, когда элеронами уже управляют максимальным ходом. И вы хотите сказать, что у вас в харриере достаточная эффективность элеронов, что для исправления крена не нужно использовать РН?
Именно эти статьи я читал и настроил этот микшер, сначала разбил Пилотажевскую Катану(осенью), списал на кривые руки, эх если б я тогда занялся бы выяснением причин… Затем с этим же миксом разбил Як-54 120(зимой) и также в харриере, причём сначала летал без микшера - харриер как по рельсам -самолёт изумительно управлялся. И только через неделю я вспомнил про микс для “ножа”, поставил и в ту же субботу разбил. Сначала тоже списал на кривые руки, через пару дней обдумывания и переживаний промелькнула мысль, что… Поставил микшер в симе - так и есть паразитное отклонение элеронов мешают устойчивому полёту в Харриере. Я ещё подумал, что можно было и предупредить, чтоб сделать отключаемым.

an2an
John63:

Если таки самолёт накренился, то я его “поймаю” рулём направления…

Вы опять не ответили (точнее ответили на очевидную половину вопроса), видимо не внимательно прочитали.

Если самолет летит на харриере по прямой линии и получает внезапный крен, то при компенсации крена РН изменится курс. Как и чем восстановить утраченый курс?

John63:

…вы самолёт в фигуре удерживатет только элеронами?

Конечно, в харриере основная активность приходится на РВ, потом на РН и лишь потом на газ и элероны. Однако, это не значит что крен я компенсирую чем-то кроме элеронов, это лишь значит что крен не так сильно нуждается в коррекции. Если же мне не хватает какого-либо руля (точнее если я вижу что требуется энергичное воздействие), то энергичное движение этим рулем сочетается с подгазовкой. В харриере элероны регулярно нуждаются в поддержке газом.

P.S.
Вобще-то уважительное обращение “Вы” пишется с большой буквы, если только Вы не обращаетесь к группе лиц или не собираетесь нарочно показать свое неуважение.

lyoha

Вижу, что разумное осмысление, у вас Москвичей не в почёте, любите чтоб проторено было. Привыкли-летайте!

Смею предположить, что то, до чего дошел Антон в 3D является сугубо его заслугой. И труда на этой дороге он положил немало. По крайней мере, он пытается летать осмысленно. И если Вы считаете “проторенной дорогой” интерес к опыту других, более опытных пилотов (вероятно даже более опытных, чем все присутствующие на данном форуме вместе взятые пилоты), таких как П. Голдсмит, то уж и не знаю даже чего сказать.
Более того, смена направления на харриере возможна только элеронами без вмешательства руля направления(например на обратном харриере мне проще рулить только газом и элеронами из-за пока еще возникающей путаницы с направлением движения РН) и, кроме того, возможна как компенсация крена так и смена направления только рулем направления. До кучи ко всему компенсация крена(вернее выбор правильного угла атаки для предотвращения раскачки самолета для конкретного крыла) возможна рулем высоты, до кучи исправление последствий неправильного угла атаки(неправильного с точки зрения аэродинамики) может компенсироваться только газом без работы РН и РВ. Последний вариант используется мной для скоростных проходов на харриере с малыми углами атаки при условии, что самолет находится на нужном Вам курсе и уже не стоит в крене.

John63
an2an:

P.S.
Вобще-то уважительное обращение “Вы” пишется с большой буквы, если только Вы не обращаетесь к группе лиц или не собираетесь нарочно показать свое неуважение.

Атуан Вы меня уже утомили, вы одолели мой мозг своими ненужными отступлениями от темы. Если Вы и вправду так заботитесь об уважении, правописании, орфографии, рекомендую перечитать все свои сообщения в этой теме, применительно к неуважению сообщение №26. Про самолёт сбившийся с курса, замечу, что если останавливать вращение самолёта РН, увода с курса НЕ ПРОИСХОДИТ!! К тому-же на моём самолёте в фигуре элероны теряют эффективность, и серьёзное вращение вызванное порывом остановить смогут, только самолёт уже войдёт в землю. Но вот дача РН не даст самолёту снизиться, остановит вращение.
Чтобы Вы ещё раз не говорили мне, что я увиливаю от ответа: Самолёт находится в фигуре, я его удерживаю элеронами(постоянные тычки-компенсирую тенденцию к крену, накреняя модель-курс), газ(удерживаю на нужной высоте, скорости), РН(постоянные подруливания- курс, крен). Если самолёт начал интенсивно вращаться не из-за моего желания(порыв, термик, сдвиг ветраи т.д.) Я даю РН в сторону обратную вращению, как только вращение остановлено, выправляю крен элеронами, газ по требованию.
Алексей Вы используете микшер РН-элероны?

an2an
John63:

Атуан Вы меня уже утомили, вы одолели мой мозг своими ненужными отступлениями от темы.

Ой, как жалко, ну ни чего, если хотите, могу дать телефоньчик Самарского специалиста по мозгу.

John63:

…если останавливать вращение самолёта РН, увода с курса НЕ ПРОИСХОДИТ!!

Вот это очевидная неправда, РН в первую очередь меняет курс, при тангаже 45o по крайней мере поровну, на курс и крен.

Что касается врытых Вами самолетов, по причине микса, то могу заметить, что микс отклоняет элероны при полной ручке РН в пределах 4-5o (если конечно самолет не совсем уж кривой), а не эффективные элероны на харриере, будучи отклоненными на такой угол не оказывают сколь-нибудь заметного влияния. Интересно почему же такое маленькое отклонение уложило Ваши самолеты?

Вы тут брызгали слюной и обвиняли людей в отсутствии “разумного осмысления”, но на деле логики не видно в Ваших словах.

Микс лишь устраняет паразитное влияние РН на крен. У меня есть самолет где такого влияния нет вообще и без микса, этот самолет тоже не подходит для харриера?

John63
an2an:

Микс лишь устраняет паразитное влияние РН на крен. У меня есть самолет где такого влияния нет вообще и без микса, этот самолет тоже не подходит для харриера?

Ого, он что отклоняет элероны сам без микса?! 😂 Этому самолёту не нужны Вы!
На этом дискуссию со своей стороны считаю нужным закончить.

Alex69rus
Граф150:

По поводу изменения конструкции киля, тоже вариант, особенно если самолет самодельный. Сам раньше этим занимался и не безуспешно. Если это возможно хотелось бы взглянуть на фото фюзеляжа.

По поводу фото фюзеляжа, выкладываю.
Здесь фото фюза, новый киль уже установлен
Для сравнения рядом “родной” киль

Alex69rus

Что-то здесь такая дискуссия разгорелась. Вставлю пару слов.
По поводу выравниванию крена РН считаю немного неоправданным. Во-первых при рулении рудером хвост самолета сильно колбасит, я думаю красивее когда самолет летит более мене прямо, а не виляет хвостом.
Во-вторых реакция на крен от РН немного задумчивая(не знаю как у других, у меня так). В-третьих, зачем усложнять управление, если есть специальные для этого рули - элероны, эффективность которых лучше.

an2an
John63:

Ого, он что отклоняет элероны сам без микса?! 😂 Этому самолёту не нужны Вы!
На этом дискуссию со своей стороны считаю нужным закончить.

Нет, этому самолету не нужны Вы, потому как отправите на его “тот свет”, вслед за двумя предыдущими. Вам давно следовало прекратить дискуссию, а лучше даже и не вступать, т.к. сказать, кроме как нахамить, Вам нечего.

Alex69rus:

По поводу фото фюзеляжа, выкладываю.

Так, теперь более понятно. Надо полагать, что самолет этот имеет толстенное крыло, и вообще является чем-то подобным FLIP 3D или Madness. Если так, то да, реакция на РН по РВ и элеронам у него очень заметная.

И если убрать миксом РН->элероны паразитное влияние можно, то влияние на РВ при отстроенном миксе под нож, при полете по горизонту все равно остается. Видимо влияет толстый профиль крыла.

Желание механически/аэродинамически устранить кросстолки рулей - похвально, но после смены пропеллера придется начинать сначала…

John63
an2an:

Нет, этому самолету не нужны Вы, потому как отправите на его “тот свет”, вслед за двумя предыдущими. Вам давно следовало прекратить дискуссию, а лучше даже и не вступать, т.к. сказать, кроме как нахамить, Вам нечего.

Ан2Ан, вот именно теперь я начинаю вам хамить! Указывать что мне делать и как, вам не следует. Я указал на свой отрицательный опыт с этим миксом, показал причины -следствия, если с этим миксом у вас проблем не было, это ваше всё. Нездоровый флейм только от вас. Я прошу Вас сейчас напрячь свои “извилины” и окромя этого сообщения надёргать цитат с моим хамством.

Alex69rus
an2an:

…но после смены пропеллера придется начинать сначала…

Кстати про винт то я и не подумал… Но я думаю после смены винта с тем же диамеиром, но с другим шагом особо картину не изменит.
Вообщем поеду на выходных летать и поэкспериментирую.

John63
Alex69rus:

Но я думаю после смены винта с тем же диамеиром, но с другим шагом особо картину не изменит.

Винт может давать тот или иной момент, с разными винтами по разному. Поставьте микшер, но сделайте его отключаемым, полетайте- посмотрите. Я убрал этот микс совсем, чтобы научиться летать в “ноже” на ручках, это намного лучше “программного” полёта. Это моё мнение.

Граф150
Alex69rus:

По поводу фото фюзеляжа, выкладываю.

Если провести осевую линию от оси двигателя вдоль фюзеляжа до киля, то Вы увидите, что верхняя часть киля имеет площадь больше нижней и больше удлинение от осевой. На новом киле Вы увеличили площадь нижней части это должно дать положительный эффект. Если этого будет не достаточно можно попробовать отказаться от верхнего компенсатора и (или) продолжать наращивать нижнюю часть.

8 days later
Alex69rus

Извиняюсь, что так долго не постил, пока нет времени облетать модель. Тут еще как назло пришли видеочки с камерой:). Вообщем на следующей недели, думаю, выберусь полетать. О результатах отпишусь, если конечно кому-нть интересно.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Любой опыт и мнение интересны.
Я считаю в классическом исполнении самолета увы но ваша корекция формы РН эфекта большого не даст.
Но это просто мнение без каких то веских выводов.

Vladimir_T
Alex69rus:

Доброго времени суток.
Назрел такой вопрос, можно ли при рулении килем избавиться от крена модели либо уменьшить до минимума. Просто микшированием делать не хочу, т.к. есть зависимость от скорости движения модели. Может у кого был опыт по данному вопросу. Как я понимаю, крен модели происходит из - за того, что сила действующая на киль не находится в плоскости крыла. И поэтому возникает момент силы, стремящийся накренить модель. Может мне просто увеличить площадь киля с какой либо стороны, либо удлинить его?
Кто, что может подсказать по этому поводу?
Зараннее спасибо.

Вся проблема в плече Н (см. рисунок), если Вы сможете конструктивно уменьшить этот рычаг, то кренить не будет. И еще, можно убрать компенсатор и сделать нормальный киль.

an2an
Vladimir_T:

Вся проблема в плече Н (см. рисунок)…

Нет, далеко не вся проблема в этом плече. Например реакция на РН сильно зависит от установленного пропеллера, от профиля и стреловидности крыла и даже от центровки. Есть много, не столь очевидных эффектов, которые оказывают большее влияние на крен, чем это плечо. Например: при отклонении по курсу одно крыло попадает в аэродинамическую тень фюзеляжа, это влияет на крен гораздо сильнее чем маленькое плечо РН…

6wings

кроме того, важным является хотя бы примерное равенство площадей РН над и под горизонтальной частью стабилизатора. На приведенной картинке оно явно не соблюдено. С этой точки зрения удаление компенсатора оправдано.

Vladimir_T
an2an:

Нет, далеко не вся проблема в этом плече. Например реакция на РН сильно зависит от установленного пропеллера, от профиля и стреловидности крыла и даже от центровки. Есть много, не столь очевидных эффектов, которые оказывают большее влияние на крен, чем это плечо. Например: при отклонении по курсу одно крыло попадает в аэродинамическую тень фюзеляжа, это влияет на крен гораздо сильнее чем маленькое плечо РН…

Согласен, бывает другой винт поставишь и модель заново настраивать надо.

Alex69rus

По поводу всего выше сказанного правильно. Но только надо у читывать, что при повороте, у полвины крыла, которое ближе к центру разворота, скорость меньше. Также самолет не разворачивается по касательной к окруж. разворота, а носом все равно направлен к центру разворота, вследствие этого поток воздуха закрывается фюзеляжем. Поэтому у одной половины крыла подъемная сила всегда будет меньше, чем у др. Все это ведет к крену модели. Поэтому площади киля выше и ниже оси фюза никак не могут быть равны(на мой взгляд). Все равно верхняя часть должна быть больше, как раз для компенсации всех этих моментов.

ЗЫ. В общем полеты покажут. Самому очень интересно.

6wings
Alex69rus:

носом все равно направлен к центру разворота, вследствие этого поток воздуха закрывается фюзеляжем. Поэтому у одной половины крыла подъемная сила всегда будет меньше, чем у др. Все это ведет к крену модели. Поэтому площади киля выше и ниже оси фюза никак не могут быть равны(на мой взгляд). Все равно верхняя часть должна быть больше, как раз для компенсации всех этих моментов

Интересно, причем тут “подъемная сила крыла” если у пилотажки, к примеру, симметричный профиль и рысканье осуществляется при помощи руддера, а не элеронов?
И какой же это такой “момент” должна компенсировать именно “верхняя часть киля”?
Сами-то, хоть, поняли что написали?

an2an
6wings:

Интересно, причем тут “подъемная сила крыла” если у пилотажки, к примеру, симметричный профиль и рысканье осуществляется при помощи руддера, а не элеронов?

Ты сам-то о чем? Конечно,у симметричного крыла нет подъемной силы, но за счет чего же летают самолеты? За счет угла атаки, т.е. относительнонаправления полета профиль уже не симметричный и лучшый обдув внешнего крыла ведет к больше его подъемной силе.

Alex69rus
6wings:

И какой же это такой “момент” должна компенсировать именно “верхняя часть киля”?
Сами-то, хоть, поняли что написали?

Перечитал…вроде все доходчиво написано. По поводу киля, я описал идельный вариант, когда момент силы, возникающий относительно оси фюзеляжа при развороте можно скомпенсировать моментом силы, возникающим при отклонении киля.
Если я неправ, обоснуйте свою точку зрения. Если опять не поняли о чем я, пишите в личку, там все популярно обсудим.

Concord

Все-таки наиболее значимым фактором на мой взгляд является положение крыла относительно продольной оси самолета.
Например: (из личных наблюдений)

  • наиболее ярко проявляется связь РН и крена (в круг) у верхнеплана.
  • наиболее сбалансирован в этом плане среднеплан, особенно классического пилотажного (рыбьего) профиля фюзеляжа. Здесь учтена симметричность боковых площадей фюзеляжа относительно продольной оси. Уменьшена высота (плечо от оси) киля. Увеличена площадь головной части ф-жа для полета на ноже.
  • у низкоплана можно также значительно снизить связь РН-крен за счет введения небольшого положительного V. При этом низкоплан приближается по свойствам в среднеплану.

Возможно, что все это объясняется различными условиями обтекания консолей крыла при скольжении, но наглядно увидеть это можно только в аэродинамической трубе, обдувая модель и подкрашивая поток струйками дыма. В нашей модельной практике я вижу еще один способ, наклейка ниток-шелковинок на крыло и полет с видеокамерой. Если шелковинки отрываются от обшивки крыла - это говорит об отрыве потока, а значит о снижении подъемной силы.