Help Me!

Гринин_Сергей

Добрый день, коллеги!
Требуется совет по триммированию модели.
Самолет Як-54 180 от Hyperion размах 2,16 м, взлетный вес 7800 г, двигатель DL-50, воздушный винт Vitaprop Carbon 22x10, центровка 35% САХ. Круток нет.
Перед взлетом все рули сабтриммером были установлены в нули.
После взлета на оборотах двигателя выше средних самолет имел пикирующий момент и был оттриммирован по тангажу 4-мя щелчками вверх.
На малых оборотах задирает нос, на больших - опускает.
В перевернутом полете проявляется кабрирующий момент.

Посоветуйте, что нужно делать?

Mishel

Очевидно, слишком велик выкос двигателя вниз. На больших оборотах тяга большая, появляется тенденция к опусканию носа. На малых оборотах тяга двигателя маленькая, и из-за первоначального триммирования по тангажу модель задирает нос.

Гринин_Сергей
Mishel:

Очевидно, слишком велик выкос двигателя вниз. На больших оборотах тяга большая, появляется тенденция к опусканию носа. На малых оборотах тяга двигателя маленькая, и из-за первоначального триммирования по тангажу модель задирает нос.

Спасибо, получается я на правильном пути, т.к. подложил по 2 шайбы под нижние стойки двигателя.
Результат - в перевернутом полете летит в горизонте без ручки, а в нормальном тендеция к задиранию носа на малом газу и опусканию на больших оборотах еще осталась.
Видимо, нужно ось двигателя еще косить вверх.

орышич

на всякий случай проверьте установочные углы стабилизатора и крыла

Гринин_Сергей
орышич:

на всякий случай проверьте установочные углы стабилизатора и крыла

Установочный углол стабилизатора изменить не получится, т.к. придется переносить усовые гайки и штифты, а это большой геморой. А крылья вообще вкладываются в углубления фюзеляжа.
В выходные попробую еще выкосить мотор вверх или немного опустить элероны вниз.

asw

Абажжите! Перед тем как продолжать “косить” мотор посмотрите как ведет себя модель при отвесном пикировании(газ убран) , при вертикалях (газ на максимум) пикирование под 45 на холостых нормально и в инверте , набор под 45 с полного газа нормально и в инверте.При пролетах под 45 выставьте триммеры таким образом чтобы тенденция к опусканию или подниманию носа была в инверте и нормальном полете одинаковой. После триммирования под 45 опять пролетите в горизонте нормально и в инверте . Посмотрите какие тенденции модели на левом и правом ноже.
Доложите результаты, только потом бум думать шо дальше делать.

SpiriS

То есть во всех четырех пробах (пикирование 45 нормальное и инверт, набор 45 нормальный и инверт) добиться одинаковой тенденции?

Гринин_Сергей
asw:

Абажжите! Перед тем как продолжать “косить” мотор посмотрите как ведет себя модель при отвесном пикировании(газ убран) , при вертикалях (газ на максимум) пикирование под 45 на холостых нормально и в инверте , набор под 45 с полного газа нормально и в инверте.При пролетах под 45 выставьте триммеры таким образом чтобы тенденция к опусканию или подниманию носа была в инверте и нормальном полете одинаковой. После триммирования под 45 опять пролетите в горизонте нормально и в инверте . Посмотрите какие тенденции модели на левом и правом ноже.
Доложите результаты, только потом бум думать шо дальше делать.

Тесты под 45 не делал.
На вертикалях поведение следующее: на холостых вниз - идет на фонарь, свеча вверх в полный газ - идет на шасси.
Полеты намечаются в это воскресенье, проведу все тесты и отпишусь.
Спасибо.

Гринин_Сергей
Airliner-rc:

а с центровкой все ОК? Не задняя?

Центровка 35% САХ, рекомендованная производителем.
Делаю стену - немного лезет наверх, метров на 8.
На флатспине немного опускает нос, но это можно компенсировать увеличением расходов на РВ.
На блендере все ОК. Snap Up тоже почти нормально.
На висении приходится изрядно помахивать и РВ и РН.
А вообще центровка комфортная, думаю потом еще немного назад двинуть.
С посадкой тоже все ОК.

asw
SpiriS:

То есть во всех четырех пробах (пикирование 45 нормальное и инверт, набор 45 нормальный и инверт) добиться одинаковой тенденции?

нет, одинаковой тенденции добиться не получится, триммированием нужно добиться симметрии, т.е . при снижении под 45 в норме и инверте модель должна четко следовать траектории, при подъеме под 45 на максимальном газу модель должна одинаково симметрично минимально наклонять нос из нормального полета и из обратного.

Гринин_Сергей:

Тесты под 45 не делал.
На вертикалях поведение следующее: на холостых вниз - идет на фонарь, свеча вверх в полный газ - идет на шасси.
Полеты намечаются в это воскресенье, проведу все тесты и отпишус.
Спасибо.

похоже на немного передневастую центровку и большой выкос вниз моторчика.

Гринин_Сергей

И снова зравствуйте!
Вчера летал, было ветренно, но тесты под 45 градусов провел.
Тестировал против ветра:

  1. Вниз 45 на холостых оборотах - небольшой кабрирующий момент
  2. Вниз 45 на холостых оборотах перевернутый полет - угол тангажа не меняется
  3. Вверх 45 на полном газу - угол тангажа не меняется
  4. Вверх 45 на полном газу перевернутый полет - небольшой пикирующий момент
    При полетах на ноже ничего не понял, верет был 4-5 м/с с порывами.
    Потом отклонил сабтриммером оба элерона вниз на 4 мм - самолет при дросселировании в горизонте стал меньше менять угол тангажа. И в перевернутом полете летит немного на ручке.
    Хотел выкосить мотор еще немного наверх, но нужны болты крепления двигателя большей длины, которых с собой не оказалось.
    В следующий раз хочу подложить по 1 шайбе под нижние стойки двигателя и двинуть центровку назад на 10 мм.
9 days later
Фараон

а я бы двинул центровку вперед

как у вас на посадке - хариер или нормальное планирование ???

SpiriS
asw:

нет, одинаковой тенденции добиться не получится, триммированием нужно добиться симметрии, т.е . при снижении под 45 в норме и инверте модель должна четко следовать траектории, при подъеме под 45 на максимальном газу модель должна одинаково симметрично минимально наклонять нос из нормального полета и из обратного.

Самолет - Helios 25E
Шарада какая-то получается:
45 вниз нормальный - без отклонения (минимально на шасси)
45 вниз инверт - энергично вниз (на кабину)
45 вверх нормальный (макс газ) - отклонение влево и вниз
45 вверх инверт (макс газ) - отклонение умеренно вверх (на шасси)
Нож на правом боку - на шасси
и - основная непонятка -
горизонт нормальный, (средний газ) - вниз (на шасси) (постоянно чуть подтягиваю)
горизонт инверт, (средний газ) - вниз (на кабину) (постоянно чуть подпираю)
ЦТ назад пробовал двигать - стабильно срыв на правое крыло при выходе из пикирования, расходы зажаты.
По написанному вижу - выкос мотору вверх-вправо надо давать, но смущает поведение в горизонтальном полете…
Посоветуйте, как и в какой последовательности настраиваться.

Гринин_Сергей

Наконец, мой Як полетел почти как надо.
Косанул мотор еще немного вверх (под нижними стойками теперь по 3 мм) и двинул центровку еще назад (теперь 40% САХ), при увеличении-уменьшении оборотов летит в горизонте. В инверте - немного “на ручке”. При выполнении “стены” прилипает к вертикали и вверх совсем не лезет. Плоский штопор делает “плоско”, а если газ на максимум, то даже набирает высоту, но приходится попотеть, чтобы не вываливался из фигуры.
Теперь займусь микшерами.

saha

А что миксировать собираетесь???

UncleSal

Микро-вопросик к народу. Выкос, ЦТ - это все понятно. Но вроде ведь как аппа-то современная позволяет поставить микшер газ - руль высоты. Почему бы просто это не сделать? Чем плохо будет? А то я вот свой - до того довыкашивался, что двигатель торчит очень криво из капота. Предположим, убираю я свои шайбы, ставлю все как было, и использую микшера (есть в том числе и с кривыми, не просто проценты). Газ - руль высоты (имитация выкоса вниз), газ - руль направления (имитация выкоса вправо). Нет?

Гринин_Сергей
UncleSal:

Микро-вопросик к народу. Выкос, ЦТ - это все понятно. Но вроде ведь как аппа-то современная позволяет поставить микшер газ - руль высоты. Почему бы просто это не сделать? Чем плохо будет? А то я вот свой - до того довыкашивался, что двигатель торчит очень криво из капота. Предположим, убираю я свои шайбы, ставлю все как было, и использую микшера (есть в том числе и с кривыми, не просто проценты). Газ - руль высоты (имитация выкоса вниз), газ - руль направления (имитация выкоса вправо). Нет?

После первоначального триммирования понимаешь, насколько кривой получился самолет. Я предпочитаю исправлять кривизну самолета сначала на уровне дров и железа, а уж потом тонкую балансировку производить программными микшерами.

saha:

А что миксировать собираетесь???

Скорее всего - Элероны к РН и РВ к РН.
Нужно провести поплотнее тесты на ноже, выходы с вертикали в горизонт.
Ответ лежит здесь:
rcopen.com/blogs/1576?tag=93

UncleSal
Гринин_Сергей:

сначала на уровне дров и железа

Вопрос был - “чем плохо”. Предпочитаю - это все понятно. Я тоже раньше “предпочитал”. Ну ведь реально некрасиво, когда на изначально симпатичном самолете мои выкосы привели к тому, что он смотреться стал… Вот, знаете, боксеры иногда бывают, которым нос капитально сломали и так все и срослось? Так вот так же точно и мой самолет сейчас смотрится. Вообще, логика подсказывает, что микшерами я могу добиться точно такого же эффекта, не изменяя физических параметров (в том числе и внешнего вида) самолета. И тем не менее все делают - “выкос”. Соответственно, где-то в этой моей идее зарыта неправильность, неверное понимание ситуации. Где?

Гринин_Сергей
UncleSal:

Вопрос был - “чем плохо”. Предпочитаю - это все понятно. Я тоже раньше “предпочитал”. Ну ведь реально некрасиво, когда на изначально симпатичном самолете мои выкосы привели к тому, что он смотреться стал… Вот, знаете, боксеры иногда бывают, которым нос капитально сломали и так все и срослось? Так вот так же точно и мой самолет сейчас смотрится. Вообще, логика подсказывает, что микшерами я могу добиться точно такого же эффекта, не изменяя физических параметров (в том числе и внешнего вида) самолета. И тем не менее все делают - “выкос”. Соответственно, где-то в этой моей идее зарыта неправильность, неверное понимание ситуации. Где?

Эстетика для меня играет не последнюю роль, красоту эту видно только на земле с небольшого расстояния, а когда самолет летит да еще ровно и красиво, то уже не очень важно, какими методами это достигнуто.
Другой аргумент - глюкнула аппа, сломалась и нет резервной копии настроек. В моем случае самолет сбалансирован конструктивно и мне не придется все начинать сначала.