Заваливается на петле

AHTOH

Есть самолет ЯК 54 40 движок АСП 80, стоит целиндром вбок
Проблема… когда делаю слегка крутую петлю самолет резко сваливается на правое крыло (это если сзади смотреть) пытался микшировать с килем - помогает немного но чувствуется что самоле что ему оч тяжело удержать траекторию. Когда делаешь обратную петлю то все намного лучше. Помогите советом

VolodiaP

Это скручивание. Уменьшить макс расход РВ и посмотреть. Груз грамм 30 на левое крыло. Если флаппероны есть, смотреть с ними и без них. Летать больше, набирать статистику. Микс с килём (РН) пока выключить.

jurist

Был у меня такой самолетик. Долго бился с подобной проблемой.
На вываливание из петли сильно влияло положение триммера руля направления,
которое, в свою очередь, зависело от выкоса двигателя. Одну консоль чуть догружал, но это не оказало заметного влияния на поведение. Увеличил рули направления и высоты. Эта мера позволила на маневрах отклонять рули на меньшие углы и уменьшило скручивание. В итоге я понял, что полностью избавиться от выворачивания не получиться. Нашел компромис между 3D и F3A по выкосу и триммированию. По расходам перешел на разные полетные режимы.
Сейчас думаю, что нужно было еще обратить внимание на углы установки консолей или на выявление крутки крыла.
Чуть не забыл: скобу, соединяющую половинки рулей высоты, заменил на более толстую, а затем на дюралевую трубку. Последний вариант, кстати - самый легкий из упомянутых, с тех пор использую на всех своих самолетах.

AHTOH

Половинки руля высоты у меня каждая имеет свою серву, площади РВ и РН огромные… А вот насчет выкоса движка я что то не подумал 😃 т.е. мне его надо делать больше влево? (смотреть с хвоста) И есче… наверное много я от него хочу😒 профиль крыла то тоненький… он на малой скорости вообще лететь отказывается:)

UncleSal

Даже странно. И тоже - Як-54. Может, это особенности именно самого самолетика? У меня было ну в точности то же самое на маленьком электрическом RichModels Як-54-380. Так и не смог ничего добиться. Тогда грешил на его консоли. Если на лобик его крыла посмотреть сбоку, то видно, что обе половинки крыла являют собой дугу - “выпуклостью” кверху, в сторону фонаря. Я посчитал, что это конструктив и способ борьбы один - это полностью переделать крылья… Ну, или сменить самолет.

AHTOH

Летал еще день… мне кажется, что срыв при крутой петле происходит как то неравномерно. Побороть смог - микшером РВ+ЭЛ, но все равно чувствуется напряженность можели, как будто она через силу прямо летит, может все дело в том что движок целиндром вбок? или из за того что фюзеляшь очень объемный?
Еще у меня был EDGE 540 10е гиперионовский, было там точно также, лечилось просто-снятием шасси - сразу начинал летать ровненько, но на ЯКе боюсь проводить такой эксперемент;)

Борис_С

Может все проще - большая нагрузка на крыло в совокупности с уменьшением скорости полета на вершине петли приводит к банальному срыву потока на одной из консоль? Ме знаю это ли проблема с Вашим самолетом, но у меня именно так было с тяжелым китайским Яком.

Борис

UncleSal

с уменьшением скорости полета на вершине петли

Вот лично я именно так и “лечил”. Если петлю выполнять на высокой скорости - не заваливало… Кстати, по поводу “нагрузки на крыло” - а есть какие-то цифры? Я вот помню, попадалось мне где-то в литературе старой на глаза: 80 гр на дм2 - типа это уже “разрушающая нагрузка”, дескать, на некоторых фигурах самолет может просто развалиться при этом. Существуют ли какие-то общепринятые цифры типа “модель 40 класса хорошо летает при 50 гр на дм2, гораздо хуже при 60 гр на дм2”? Просто в личном опыте был обратный случай: самолет был достаточно тяжелый, а в верхней точке петли и в перевернутом положении вообще вел себя как влитой. Зато в “правильном” положении при посадке все время норовил свалиться с крыла… Профиль крыла был симметричный.

F_R
AHTOH:

Половинки руля высоты у меня каждая имеет свою серву, площади РВ и РН огромные… А вот насчет выкоса движка я что то не подумал 😃 т.е. мне его надо делать больше влево? (смотреть с хвоста) И есче… наверное много я от него хочу😒 профиль крыла то тоненький… он на малой скорости вообще лететь отказывается:)

Может сделать так, чтобы половинки РВ работали от 2х серв? Просто, возможено такое, что при резкой петле у вас одна половинка РВ (к которой прицеплена серва) “уходит” вверх немножко сильнее другой…вот и получаются, какбы “элероны” и самоль закручивает… У меня подобный косяк был…на самопайном 6-ти кубовом ДВС-самолете. Сделел от 2х серв - стало намного лучше 😃

Р.С. Даже F3p немножко закручиват при резких петлях.

UncleSal

Может сделать так, чтобы половинки РВ работали от 2х серв?

Они у меня именно с разных каналов и были. Но за идею - спасибо, это точно и однозначно . Возвращаясь к моей ситуации (две сервы с разных каналов) можно было бы попробовать крутить ими несимметрично. Не допер сам-то 😃

UncleSal

2АНТОН. А у самолетика крыло - две половинки на трубе или цельное? Если 2 половинки и на трубе - может быть попробовать изменить угол атаки одного из крыльев? Вроде как достаточно для этого просто переставить dowel, “пипошку” деревянную. Труба остается на месте, винт крепления крыла почти что на месте. Ну может быть чуть-чуть придется фюз подточить, если в фюзе есть дырки в месте стыковки с крыльями. Я просто не крутил в руках Як-54-40. Но если он похож по конструкции на те Яки, которые видел вживую - вроде как не шибко сложно поменять угол атаки и попробовать.
Мысль навеяна вот чем. У меня подобный эффект был - на двух самолетах. И у обоих крыло было съемное на трубе. На цельном крыле я до сих пор указанного явления не замечал.

AHTOH

А это идея 😆 тока вот как будет лучше - уменьшить у одной угол атаки или увеличить у другой? 😉

UncleSal

Ык ить… Разве вот так-то что-то можно сказать на эту тему? Гадание - оно и то на чем-то базируется. На кофейной гуще, на бобах и т.д. А тут - ну никакого исходного материала вовсе. Я лично думаю так: слон - большой и лучше его есть по частям.
п. 1. Сделать углы консолей таким образом, чтобы убрать свал. Получить состояние, когда он брюхом кверху идет ровно и стабильно. Вообще говоря, угол атаки - он ведь не сам по себе, он довольно тесно связан с ЦТ и выкосом двигателя, но просто попробовать никто не мешает. Лично у меня петля была просто ярким показателем, но на самом деле он и в перевернутом горизонтальном полете делал попытки срыва в штопор. Полетел ровно - получаем состояние, которое будем считать достаточным для “базового пилотажа”. В-принципе на этом и можно остановиться, если, конечно, не планируете участие на этом самолетике в соревнованиях по полному комплексу.
Если же, полетав какое-то время на стабильном самолетике, захочется пилотаж покруче, то:
п. 2. Тут где-то ходила книжка очень хорошая, “Настройка пилотажки”. Если не найдете - пишите, вышлю в личку или куда-нибудь выложу. В книжке достаточно хорошо все расписано, и про углы атаки крыла/стабилизатора, и про горизонтальное/ветрикальное положение ЦТ. Я ее почитал, но, честно говоря, применять ее практически - это равносильно переделке пол-самолета для меня, так что не многое из нее взял на вооружение. Винтики бы иметь регулировочные для углов атаки-то, как на Groovy 90. Лично у меня таких винтиков - нет, а “настраивать” путем изменения деревянной конструкции довольно-таки геморно будет.