правильная посадка самолета

nedz

все меньше опытных людей делится секретами

мне кажется секретов то и не осталось, посмотреть начало темы очень необходимо для уяснения принципов посадки и т.д.
Наверно тему прикрыть раньше надо было, и оставить для пособия начинающим.

в конце концов молчание - золото, и уж кто-кто, а они это знают.

действительно, золото, вот и молчат они, а мы продолжаем треп.
Извините если кого задел, не со зла конечно, но потрепаться хочется, неужели новую тему создавать?

Отдельное спасибо конечно за видео, я вижу ролики Дмитрия в каждой второй теме

.
Просто мне кажется, что лучше увидеть раз, чем читать. Подсел на видео немного, хотя ни опыта ни качества ни времене, одно желание снять и показать. Так что извиняйте, что не так.
А тема посадки, действительно неисчерпаема, есть в ней(посадке) какой то завораживающий эффект. Вот теперь, прежде чем взлетать, всегда посадку планирую. До сих пор это мой главный элемен. Правда уже хочется не просто посадить, а чтоб красиво.
Что то много наговорил, извиняйте еще раз

16 days later
Mr_Miron

Здравствуйте.Как могут помочь флапероны при посадке?Мой зум при посадке на холостых идет ровно и не думает снижаться на высоте около метра,а потом срывается и клюет носом.Я поднимал вверх закрылки и он снижался сам,а я только на себя тянул и сажал спокойно.Обычно их опускают,чтобы увеличить подъемную силу…а я наоборот,может зря я так и так нельзя делать?Подарили на день рождения катану 30.Боюсь посадки.Что посоветуете?

nedz

катана не зум, думаю лучше вообще забыть о закрылках надо, самолет целее будет

an2an
Mr_Miron:

Подарили на день рождения катану 30.Боюсь посадки.Что посоветуете?

Велеть подарить 50-ю катану и перестать бояться. 😃

Что касается элеронов вверх - штука очень полезная и правильная, НО пользоваться ей надо на земле, на пробеге после посадки. Так можно сократить пробег после касания в несколько раз. Использую это на всех своих самолетах от 50 класса до бензинов 2+ метровых. Кстати, моя футаба позволяет настроить отключение airbrake при положении ручки газа больше заданного, очень полезно если после включения тормоза вдруг захочется дать газ и улететь почему-либо.

P.S.
В воздухе на посадке, на катане этим лучше не баловаться, по крайней мере пока не освоите нормальную посадку.

Vасилич
an2an:

Кстати, моя футаба позволяет настроить отключение airbrake при положении ручки газа больше заданного, очень полезно если после включения тормоза вдруг захочется дать газ и улететь почему-либо.

Какая Футаба? Т7С это может?

an2an
Vасилич:

Какая Футаба? Т7С это может?

Моя - T12FG, однако до этого были 8U и 9С, обе это могли, с 7C не знаком…

25 days later
BVP

Подскажите, пожалуйста, как правильно заходить на посадку и садиться при сильном боковом ветре. Теоретически понимаю, что нужно на глиссаде работать РН, что бы самолет как бы скользил, а чуть до касания выравнивать, так ли это?
Хотелось бы услышать, что скажете вы 😃
Если в теме уже писалось об этом - укажите, пожалуйста где, самостоятельно не нашел…
п.с. так же интересно как правильно садиться при сильном порывистом встречно ветре.

PILOTon99

При посадке с боковым ветром можно работать хоть РН, хоть элеронами. Элеронами безопаснее в плане недопущения сваливания, да и привычнее для новичка. При должном опыте можно и РН. Перед касанием - крылья в горизонт элеронами, ось самолёта развернуть вдоль ВПП рулем направления. Некоторые категорически работают только РН, а элеронами удерживают нулевой крен. Это причина многопостового диспута в этой теме с моим участием в т.ч.😃. И еще. На планере (с элеронами и РН), или самолете с заглохшим мотором, при сильном боковике, одним только РН без крена на посадку не получится зайти. Этот способ обязательно требует работу газом.
При сильном порывистом встречном ветре нужна либо очень крутая глиссада, либо много газа. При сильном ветре почти всегда присутствует “сдвиг ветра”. Это когда, грубо говоря, он значительно и резко стихает при приближении к земле. Если лететь на малом газу по глиссаде, то на высоте 1 метр самолёт тупо остановится без скорости и упадет.

BVP

Это когда, грубо говоря, он значительно и резко стихает при приближении к земле. Если лететь на малом газу по глиссаде, то на высоте 1 метр самолёт тупо остановится без скорости и упадет

Спасибо, так именно сегодня и было на одной из посадок, далее пытался сажать на газу постепенно прижимая к земле, но порывы ветра все равно кидали самолет…
А с боковым ветром буду пробывать, теоретически могу представить, а на практике как-то сложноовато все выходит. Приходится поперек полосы сажать, что бы ветер в лицо, а это не дело…

nedz

извините, я я опять со своим видео. Жара стоит неописуемая, самое то потренироваться на гидропланах. Своя специфика посадки. Слажность(у меня) в том, что гидро надо сажать на треть газа, а в этом режиме самолет никак не хочет садиться. Летит и летит, зараза, не снижаясь, ждет, что газ уберу. Вобщем после тренировок получилось следующее:

неудержусь, добавлю еще одну посадку гидроплана

mike_N

SeaWind сложный самолет в плане полета и красивых посадок. Видео о посадке на воду есть вот здесь.
vimeo.com/album/253083

nedz
mike_N:

SeaWind сложный самолет в плане полета и красивых посадок.

по моим ощущениям сложностей в полете не возникает, самолет устойчив, правда расходы минимальные. А вот снижаться никак не хочет. Т.е. на высоту пол метра без проблем, а дальше после выдерживания, так и летит без снижения. Если газ сбросить, то плюх получится а не посадка. Общем из десяти посадок только 1 или 2 красивые, остальные плюхи

mike_N:

SeaWind сложный самолет в плане полета и красивых посадок.

по моим ощущениям сложностей в полете не возникает, самолет устойчив, правда расходы минимальные. А вот снижаться никак не хочет. Т.е. на высоту пол метра без проблем, а дальше после выдерживания, так и летит без снижения. Если газ сбросить, то плюх получится а не посадка. Общем из десяти посадок только 1 или 2 красивые, остальные плюхи

27 days later
nedz

тренер приловчился сажать, проавда он с гиро на элеронах(без них после ремонта не хотел летать пристойно)

4 months later
Ive

Смотрим по обжатию стоек. Перед касанием машину болтает на левое крыло, касание в 1.05-06 - левая стойка, затем 1.07 - правая стойка и хвостовое колесо практически одновременно. Так что все же на три точки.

nedz

да действительно, что то я погорячился… Но опускание хвоста прям почти за долю сек. до касания основных стоек. Профи…

17 days later
nedz

Прям жаль тему про посадки… Ведь именно она (посадка) является венцом полета. Да и мне, красивый заход, посадка, приносят большое удовлетворение… Если все получилось, весь день ходишь счастливым. Даже жена с тревогой спрашивает: что ты все время улыбаешься?
Ну и как правильно садиться, тут уже все прописано, добавить нечего(лично мне) ну а показать свои недавние посадки хочется…

ну а тренер проще, хотя только при отсутствии ветра рискнул садиться на дорогу у которой провода с обоих сторон…

funtik26

вот в конце клипа посадка так посадка…ширина 2.5 метра полоса…размах 1300, боковой ветер и сильная турбулентность

Van_Der_Graaf

Да, сильно 😃
А как, интересно, в такой ситуации проще сажать, по камере или по обычному виду со стороны? 😃

funtik26

по камере проще, но там для камеры мертвая зона, провода, высоковольтка и металлический забор

NailMan

Давайте и я что ли свои 10 коп. вложу в копилку по посадкам.

Ниже полетное видео с видом “из глаз”, точнее глаза стоят на киле, потому открывается обзор на элероны, и все что на фюзеле:

Ролик содержит 3 взлета, 2 посадки, 1 морковка. Первый взлет и морковка, ну а дальше уже взлет-посадка. Морковка к поломкам не привела, только к обрезанию лишних ушей из-за чего морква и случилась. Но не об этом сейчас.

Ветер был по полосе но по диагонали(при посадках видно направление), так что считай боковой немного. Я летаю 5 лет, и вобщем то мастерство взлета-посадки на двух и трехсточных шассях нажил уже. Собственно на посадке руддером не рулю вообще, да и в полете тоже почти не пользуюсь(я не пилотажник, а копиист немного). С боковиком сажаю как и 1:1 самолеты - заход боком, а на земле в момент касания или сразу после него после пробега метров 5 уже рулю колесьями. Я считаю что в удачной посадке нужно рулить тем что органически воспринимается легко и не использовать лишние рули. Руддер на посадке мне лично чертовски мешает и сбивает с ритма посадки. Лишний руль(свобода движения) добавляет чертовски работе мозга и начинаешь отвлекаться на поддержание крена и проч, и надо не забывать что при касании, точнее за наносекунды перед касанием, руддер надо отпускать если им выравниваешь по курсу, ибо сразу завернешь в кювет самолетину(колесо то повернуто как и руддер).

Все взлеты и посадке показанные ниже делались визуально(не ФПВ). Размах модели 2300(без ушей которые в ролике на фотках), вес 4.1кг. Передняя носовая стойка рулится.

Ролик:

Взлет первый в счет не идет - аэродинамика ушей не дала модели лететь. А вот во втором и третьем взлете ветерок сдувал модель точно против него - сказывается огромный флюгер киля. Вторая посадка была кривоватой, так как ветром немного задуло вбок у земли и самолет легонько чиркнул крылом(весьма длинным для небольшой колесной базы) по траве. А вот третья посадка(крайняя в ролике) была самой идеальной в моей 5 летней практике. Самолет сел как по учебникам. Сначала на задние стойки, а потом носовой, причем все было филигранно как мне показалось. При этом ветер был по прежнему по диагонали полосы.

Теперь о некоторых хитростях. Если на модели нет возможности использовать закрылки или флапероны(у меня возможность есть, но я их сознательно не включаю) и модель электро, то при движении на глиссаде есть коварный и одновременно полезный ньюанс. У меня модель на видео очень и очень летучая. Качество сильно выше чем у катан-путан, но ниже чем у планеров. Потому снижение без аэродинамических тормозов весьма сложная шутка. Заходить приходится далеко и долго терять высоту(небольшую) чтобы точно попасть в габарит полосы. но! как я уже говорил есть ньюанс - я на этой модели активно использую двигатель для торможения. Рег у меня имеет включенный тормоз(на видео хорошо видно его работу), и при снижении я выключаю мотор, но подвключаю его на очень малом ходу когда нужно подтормозить модель для ее снижения, но чтобы не потерять скорости я всегда в этот момент отпускаю ручку высоты. На посадке я всегда самолет держу на ручке - это правило, летящий “без рук” самолет на малом газу нихрена нормально не садится как показала практика. Когда модель вышла на габарит полосы, я просто газ убираю и только ручкой элеронов-высоты довожу до касания. Руддер(точнее колесо), только после некоторого пробега и торможения на земле.
Для использования двигателя как тормоза нужно опытным путем определить такое положение ручки газа при котором мотор не несет но тормозит, это делать на высоте нужно ясен перец воизбежание дров. зато тормозит модель очень надежно.

При заходе на посадку(на любой своей модели, и лектро и нитро и бензо), на четвертом повороте я обычно всегда сбрасываю газ на 0 на полсекунды и подвожу его на такое положение когда мотор тащит модель по глиссаде, но со снижением или без оного. Подводить к этому положению с высокого газа затруднительно - мы не ЧПУ станки, потому проще сбросить на ноль и отвести от себя на вполне запоминающееся подсознательно положение.

На показанном самолете подобное не требовалось в силу его летучести, потому я газ сбрасывал порой и до четвертого поворота и выхода на глиссаду, зато торможение или же наоборот подгон, дав газ чуть больший от “тормозного” модель легко вести по глиссаде до касания.

Вот как бы так.