Балланс относительно ЦТ

DGP

Хороших всем выходных!
Тут в соседней ветке активно обсуждают профили - толстый/тонкий. Заодно заходит речь о центровке-передняя/задняя. Понятно, что если самолет конкретно для пилотажа или тренер, то и центровка для него примерно 25%, если конкретно для 3D то лучше за 33-35% и больше.
Ну сделали мы нужную центровку, при необходимости подвигав мотор, батарейки, баки, сервы и тп. Взлетели, а на поверку, для нормального горизонтального полета самолетик требуется триммернуть по РВ. Т.е. РВ при нужной центровке уже не в нулях. На тренере можно и смириться, а на пилотажке и 3D-шке это нехорошо, а если сегодня хотел по-пилотажить, а завтра по-триDешить. Как быть?(щас скажут надо иметь много моделей). Опять двигать грузы - изменишь центровку, менять углы установки крыла или ГО – не всегда это возможно, усё уже приклеено. Хотелось бы услышать кто – как добивается балланса и чтоб центровка была такая как хочется/нужно, и чтоб РВ по нулям! Может на первые полеты лишь временно крепить стабилизатор, как-то не капитально? Знаю есть простенькие механизмы типа винт-гайка, которыми можно регулировать угол установки крыла изнутри фюз-а, чаще для F3A моделей. А может у кого какая хитрость на это дело есть?

MaestroEv

Несколько мест крепления аккумуляторов, ближе к морде , дальше от морды. Две модели в передатчике для одного самолета. Каждая со своими настройками и миксами. Этого вроде достаточно. Более дорогое решение - двигающийся на рельсах аккумулятор по фюзеляжу для изменения центровки. А зачем РВ в нолях? После всех настроек на которые уходит несколько полетных дней самик шевелит кучей рулей в зависимости от положения газа, от РН, от РВ… миксы рулят. 😃

DGP
MaestroEv:

А зачем РВ в нолях?

Чтоб не уводило в положении на ноже, даже кратковременном, как часть бочки и т.п. Чтоб меньше подруливать.

MaestroEv:

миксы рулят

это сколько надо миксов? тумблеров не хватит. Полет превратиттся в муку от переключения миксов.

Губанов_Игорь

Не так и много миксов надо, притом не отключаемых. А нули стабилизатора тут ни при чем

DGP

Игорь, а можно на каком-нибудь конкретном примере, если не трудно.

Алеша_Татаров
DGP:

которыми можно регулировать угол установки крыла изнутри фюз-а

  • При всех этих примудростях имеет значение расположение крыла относительно оси : мотор- стабилизатор. И выкос мотора вниз-вверх. Баланс находится просто: желательно мотор. крыло и стабилизатор - на одной оси или близко к этому. Центровка - процентов 40 САХ. И площадь и отклонение рулей максимальны. Тут можно и 3D и F3 A .
FRUKT
DGP:

а можно на каком-нибудь конкретном примере

А примере чего, как из 3D сразу сделать классическую F3A?😃
Если вопрос стоит не так кардинально, то (как пример исключительно) ставим более тяжёлую батарею ближе к носу и прижимаем расходы назначенным тумблером. Поучаем из заточенной 3D более степенную и ровную псевдопилотагу.

DGP
DGP:

Игорь, а можно на каком-нибудь конкретном примере, если не трудно.

Это вопрос о миксах.

А что и куда двигать и какие сделать расходы вообще не актуален.

ADF
DGP:

конкретно для пилотажа или тренер, то и центровка для него примерно 25%

При всем уважении, что за чушь вы несете? 😃

Во-первых, даже для учебной модели - 25% слишком передняя центровка. Многие самолеты с такой центровкой становятся утюгами, требуя при выдерживании прибирать ручку почти до упора на себя, а при даче газа норовящие самостоятельно сделать кобру. С такой центровкой самолет летит в одном режиме, под который оттриммирован. Еще раз: это не то, что для пилотажа - даже для учебной модели есть криминал!

Нормальная более менее “универсальная” центровка - в районе 33%. И для пилотажек, и для учебных. Для 3Д может быть больше, но выставляется она не от балды, а конкретно уточняется в процессе облетов с умом и владением этим самым 3Д пилотажем.

Переходя к главному:
Нет никакой нужды двигать центровку в облетаном и настроенном самолете. Выставили, скажем, 35% - так и летайте. Кто вам сказал, что на 3Д или пилотажке нельзя летать спокойно и расслаблено?! Ручки не дергайте (расходы поменьше включите, если еще не уметее не дергать) - и любой даже самый адский супер-пупер-3Д самолет полетит спокойно и в горизонте.

vlad_den
ADF:

Нормальная более менее “универсальная” центровка - в районе 33%. И для пилотажек, и для учебных.

Извините, но не сдержался. Удивляют меня люди, которые пишут, мягко говоря, спорные вещи и снаюжают их такими комментариями:

ADF:

что за чушь вы несете?

😈
По Вашему Дмитрий Загитов - ничего не понимает в центровках если пишет такое (цитата из соседней темы): “35-37 процентов это крайне задняя центровка. На моем чемпионатном самолете центровка 23- 26 процентов в зависимости от погоды. Angel’S Shadow- самолет производства Владимира Козловского.”
У меня, например,нет ни одного самолета с центровкой дальше 25-27% - у меня только классические пилотажки и полукопии из АРФ. И ничего, на выдерживании вовсе не требуют тянуть РВ до упора. 😉

ADF

Когда стабилизатор развитый - диапазон допустимых центровок значительно расширяется.

А вот на многих учебных моделях (про которые было упомянуто), особенно этих активно впариваемых в качестве якобы учебных полукопиях типа сессны и (ужас новичка!) пайпера - расположение ЦТ подобным образом зканчивается с хрустом! Да если еще и расходы на РВ установленны “рекомендуемые”, что-то вроде +\- 12 градусов.

Пилотажная техника, а уж Ф3А и вовсе - вообще другой мир, мягко говоря.

Ну а придумать хоть одно вменяемое обоснование желанию регулярно МЕНЯТЬ центровку на одной конкретной модели - невозможно. Один раз уточнить в процессе облетывания в начальный период эксплуатации и зафиксировать, либо очень редко постепенно менять по мере роста собственного мастерства и повышения осознания, чего и куда.

vlad_den
ADF:

А вот на многих учебных моделях (про которые было упомянуто), особенно этих активно впариваемых в качестве якобы учебных полукопиях типа сессны и (ужас новичка!) пайпера - расположение ЦТ подобным образом зканчивается с хрустом!

Начинал летать на такой Сессне: www.blackhorsemodel.com.vn/index.php?mod=pro&act=d…
Центровка была около 27%. Прожила целый сезон, бедняга крутила не свойственный прототипу пилотаж, и была благополучно продана следующему начинающему.

ADF:

Когда стабилизатор развитый - диапазон допустимых центровок значительно расширяется.

Как раз на ней был развитый стабилизатор и РВ. А вот на полукопиях истребителей ВОВ - там все грустнее - стабилизатор маленький, но центровку они просят около 20-23%.
Что касается изменения центровки на одной модели - то в демо полетах 3Д смена центровки в полете активно применяется, как сказано в ссылке выше. В Ф3А - тоже летали с такой системой.

ADF

Мне кажется это малость другое. Управляемая балансировка не совсем тоже самое, что перекидывание ЦТ на земле.

DGP
DGP:

Хотелось бы услышать кто – как добивается балланса и чтоб центровка была такая как хочется/нужно, и чтоб РВ по нулям!

Вот основной вопрос темы. К примеру мне нужна центровка 27% и миксов на моей апе нет. Считаю что в горизонтальном полете на среднем газу угол отклонения РВ =0 это для меня хорошо.

Из всего ранее написанного ясно, что этого никто не добивается. Тогда этот вопрос будем считать чисто теоретическим.

ADF
DGP:

Из всего ранее написанного ясно, что этого никто не добивается…

Садитесь, двойка!

Ну как вообще такое можно писать?!

Есть тесная связка между: центровкой, выкосом мотора, углом стабилизатора (и углом отклонения РВ на нем) относительно крыла. Одной лишь центровкой тут не обойтись.

Насчет всех не скажу, но многие пилотажки как раз настраиваются так, чтобы в прямом и обратном полете они летели в горизонте. Нанотехнологий тут нет абсолютно! А вот то, что вы задаете такие примитивные вопросы, а потом еще и “далеко идущие” выводы делаете…

serk
DGP:

Хотелось бы услышать кто – как добивается балланса и чтоб центровка была такая как хочется/нужно, и чтоб РВ по нулям!

Сам летаю первый сезон, но, если позволите, с вашего разрешения немного вставлю.
Тема оказалась просто очень актуальная для меня. Летаю на “планере” bixler.
Если вырвать из контекста. Да, добивался, но только опытным путем. С накоплением опыта уже стало не так критично, испытываю только незначительный дискомфорт - сажусь и подправляю чуток. Подправляю исключительно сдвигом центра тяжести. Про САХ 27-33%, корректировка наклоном стабилизатора, выкосами и прочее начитался до умопомрачения и возможно воспользовался бы, но не для этого аппарата данные методы. Тестирую на крейсерских скоростях с предпочтением установки ЦТ для более околосрывных скоростей.
Установка ЦТ зависит от силы ветра. Полеты провожу на медленных скоростях, часто с отключенным двигателем и на небольших высотах 5-100 метров.
Предпочтение отдаю более задней центровке - управляемось самолета ставлю выше стабильности, но благодяря управляемости стабильность во время полета подправляю стиками.

Что хорошо для меня:
0. РВ должен быть в нуле (аксиома, исходная точка для меня)

  1. Хорошая, очень хорошая управляемость самолета на всех скоростях, включая околосрывные. Винт толкающий и элероны не обдуваются - но благодаря подобранной опытным путем центровки управляем и на скорости срыва как РН, так и элеронами и РВ (хотя многие не без основания скажут опасно рулями вообще-то крутить на гране срыва,
    но это мне помогает чуть подвешивать аппарат в воздухе).
  2. Возможность сбросить скорость самолета “кабрированием” с отключенным двигателем.
  3. Горизонтальность полета на крейсерских скоростях ставлю уже на вторую позицию. Ветер на высотах меняется, направление тоже. Где-то кабрирует, где-то пикирует, восходящие потоки от ладшафта тоже воздействуют в значительной степени, но пикирование на “0” РН считаю приемлемым, если оно не более 5-7 грудусов.

Сам жду ответов, которые добавят пищи для размышлений.
Скорее всего, ничего нового я для вас не сказал.

P.S. Длительное отсутсвие практики так же вности свою лепту в понимание правильности центровки. После мес перерыва первые два дня вспоминал где же она у меня была?
Отметок расположения аккумуляторов не ставлю.

Вместо эпилога.
Рассматриваю бикслер именно как эксперементальное устройство по изучению ЦТ на поведение аппарата.
Выкосы, углы атаки стабилизаторов, крыла - вырезаны бритвой Оккама.

-
Добавлено:
Иногда провожу такой тест: На скорости при которой самолет ушел в небо с руки [ранее был полный газ, сейчас иногда менее (двиг 1300kv, проп 6*5)] резко ручку на себя и тут же отпускаю. Спотрю как самолет ведет себя в воздухе (выравнивается).

kinshas
DGP:

Хотелось бы услышать кто – как добивается балланса и чтоб центровка была такая как хочется/нужно, и чтоб РВ по нулям!

Хм, после изменения центровки необходимо сбалансировать самоль, если у вас установлен триммер стабилизатора (а я думаю, что нет) то балансируйте им, если нет то РВ, поэтому РВ будет в нуле на какой то центровке но которая вас устраивать не будет а может и будет. Хорошо сбалансированный самоль летит ровно и в прямом и в перевернутом, добиваются этого изменением цт и триммированием и если самоль летит ровно то мне без разницы в нуле РВ или нет, на нормальном не косом самоле вы и не заметите эти пары градусов вверх или вниз.