Балланс относительно ЦТ

DGP

Хороших всем выходных!
Тут в соседней ветке активно обсуждают профили - толстый/тонкий. Заодно заходит речь о центровке-передняя/задняя. Понятно, что если самолет конкретно для пилотажа или тренер, то и центровка для него примерно 25%, если конкретно для 3D то лучше за 33-35% и больше.
Ну сделали мы нужную центровку, при необходимости подвигав мотор, батарейки, баки, сервы и тп. Взлетели, а на поверку, для нормального горизонтального полета самолетик требуется триммернуть по РВ. Т.е. РВ при нужной центровке уже не в нулях. На тренере можно и смириться, а на пилотажке и 3D-шке это нехорошо, а если сегодня хотел по-пилотажить, а завтра по-триDешить. Как быть?(щас скажут надо иметь много моделей). Опять двигать грузы - изменишь центровку, менять углы установки крыла или ГО – не всегда это возможно, усё уже приклеено. Хотелось бы услышать кто – как добивается балланса и чтоб центровка была такая как хочется/нужно, и чтоб РВ по нулям! Может на первые полеты лишь временно крепить стабилизатор, как-то не капитально? Знаю есть простенькие механизмы типа винт-гайка, которыми можно регулировать угол установки крыла изнутри фюз-а, чаще для F3A моделей. А может у кого какая хитрость на это дело есть?

MaestroEv

Несколько мест крепления аккумуляторов, ближе к морде , дальше от морды. Две модели в передатчике для одного самолета. Каждая со своими настройками и миксами. Этого вроде достаточно. Более дорогое решение - двигающийся на рельсах аккумулятор по фюзеляжу для изменения центровки. А зачем РВ в нолях? После всех настроек на которые уходит несколько полетных дней самик шевелит кучей рулей в зависимости от положения газа, от РН, от РВ… миксы рулят. 😃

DGP
MaestroEv:

А зачем РВ в нолях?

Чтоб не уводило в положении на ноже, даже кратковременном, как часть бочки и т.п. Чтоб меньше подруливать.

MaestroEv:

миксы рулят

это сколько надо миксов? тумблеров не хватит. Полет превратиттся в муку от переключения миксов.

Губанов_Игорь

Не так и много миксов надо, притом не отключаемых. А нули стабилизатора тут ни при чем

DGP

Игорь, а можно на каком-нибудь конкретном примере, если не трудно.

Алеша_Татаров
DGP:

которыми можно регулировать угол установки крыла изнутри фюз-а

  • При всех этих примудростях имеет значение расположение крыла относительно оси : мотор- стабилизатор. И выкос мотора вниз-вверх. Баланс находится просто: желательно мотор. крыло и стабилизатор - на одной оси или близко к этому. Центровка - процентов 40 САХ. И площадь и отклонение рулей максимальны. Тут можно и 3D и F3 A .
FRUKT
DGP:

а можно на каком-нибудь конкретном примере

А примере чего, как из 3D сразу сделать классическую F3A?😃
Если вопрос стоит не так кардинально, то (как пример исключительно) ставим более тяжёлую батарею ближе к носу и прижимаем расходы назначенным тумблером. Поучаем из заточенной 3D более степенную и ровную псевдопилотагу.

DGP
DGP:

Игорь, а можно на каком-нибудь конкретном примере, если не трудно.

Это вопрос о миксах.

А что и куда двигать и какие сделать расходы вообще не актуален.

ADF
DGP:

конкретно для пилотажа или тренер, то и центровка для него примерно 25%

При всем уважении, что за чушь вы несете? 😃

Во-первых, даже для учебной модели - 25% слишком передняя центровка. Многие самолеты с такой центровкой становятся утюгами, требуя при выдерживании прибирать ручку почти до упора на себя, а при даче газа норовящие самостоятельно сделать кобру. С такой центровкой самолет летит в одном режиме, под который оттриммирован. Еще раз: это не то, что для пилотажа - даже для учебной модели есть криминал!

Нормальная более менее “универсальная” центровка - в районе 33%. И для пилотажек, и для учебных. Для 3Д может быть больше, но выставляется она не от балды, а конкретно уточняется в процессе облетов с умом и владением этим самым 3Д пилотажем.

Переходя к главному:
Нет никакой нужды двигать центровку в облетаном и настроенном самолете. Выставили, скажем, 35% - так и летайте. Кто вам сказал, что на 3Д или пилотажке нельзя летать спокойно и расслаблено?! Ручки не дергайте (расходы поменьше включите, если еще не уметее не дергать) - и любой даже самый адский супер-пупер-3Д самолет полетит спокойно и в горизонте.

vlad_den
ADF:

Нормальная более менее “универсальная” центровка - в районе 33%. И для пилотажек, и для учебных.

Извините, но не сдержался. Удивляют меня люди, которые пишут, мягко говоря, спорные вещи и снаюжают их такими комментариями:

ADF:

что за чушь вы несете?

😈
По Вашему Дмитрий Загитов - ничего не понимает в центровках если пишет такое (цитата из соседней темы): “35-37 процентов это крайне задняя центровка. На моем чемпионатном самолете центровка 23- 26 процентов в зависимости от погоды. Angel’S Shadow- самолет производства Владимира Козловского.”
У меня, например,нет ни одного самолета с центровкой дальше 25-27% - у меня только классические пилотажки и полукопии из АРФ. И ничего, на выдерживании вовсе не требуют тянуть РВ до упора. 😉

ADF

Когда стабилизатор развитый - диапазон допустимых центровок значительно расширяется.

А вот на многих учебных моделях (про которые было упомянуто), особенно этих активно впариваемых в качестве якобы учебных полукопиях типа сессны и (ужас новичка!) пайпера - расположение ЦТ подобным образом зканчивается с хрустом! Да если еще и расходы на РВ установленны “рекомендуемые”, что-то вроде +\- 12 градусов.

Пилотажная техника, а уж Ф3А и вовсе - вообще другой мир, мягко говоря.

Ну а придумать хоть одно вменяемое обоснование желанию регулярно МЕНЯТЬ центровку на одной конкретной модели - невозможно. Один раз уточнить в процессе облетывания в начальный период эксплуатации и зафиксировать, либо очень редко постепенно менять по мере роста собственного мастерства и повышения осознания, чего и куда.

vlad_den
ADF:

А вот на многих учебных моделях (про которые было упомянуто), особенно этих активно впариваемых в качестве якобы учебных полукопиях типа сессны и (ужас новичка!) пайпера - расположение ЦТ подобным образом зканчивается с хрустом!

Начинал летать на такой Сессне: www.blackhorsemodel.com.vn/index.php?mod=pro&act=d…
Центровка была около 27%. Прожила целый сезон, бедняга крутила не свойственный прототипу пилотаж, и была благополучно продана следующему начинающему.

ADF:

Когда стабилизатор развитый - диапазон допустимых центровок значительно расширяется.

Как раз на ней был развитый стабилизатор и РВ. А вот на полукопиях истребителей ВОВ - там все грустнее - стабилизатор маленький, но центровку они просят около 20-23%.
Что касается изменения центровки на одной модели - то в демо полетах 3Д смена центровки в полете активно применяется, как сказано в ссылке выше. В Ф3А - тоже летали с такой системой.

ADF

Мне кажется это малость другое. Управляемая балансировка не совсем тоже самое, что перекидывание ЦТ на земле.

DGP
DGP:

Хотелось бы услышать кто – как добивается балланса и чтоб центровка была такая как хочется/нужно, и чтоб РВ по нулям!

Вот основной вопрос темы. К примеру мне нужна центровка 27% и миксов на моей апе нет. Считаю что в горизонтальном полете на среднем газу угол отклонения РВ =0 это для меня хорошо.

Из всего ранее написанного ясно, что этого никто не добивается. Тогда этот вопрос будем считать чисто теоретическим.

ADF
DGP:

Из всего ранее написанного ясно, что этого никто не добивается…

Садитесь, двойка!

Ну как вообще такое можно писать?!

Есть тесная связка между: центровкой, выкосом мотора, углом стабилизатора (и углом отклонения РВ на нем) относительно крыла. Одной лишь центровкой тут не обойтись.

Насчет всех не скажу, но многие пилотажки как раз настраиваются так, чтобы в прямом и обратном полете они летели в горизонте. Нанотехнологий тут нет абсолютно! А вот то, что вы задаете такие примитивные вопросы, а потом еще и “далеко идущие” выводы делаете…

serk
DGP:

Хотелось бы услышать кто – как добивается балланса и чтоб центровка была такая как хочется/нужно, и чтоб РВ по нулям!

Сам летаю первый сезон, но, если позволите, с вашего разрешения немного вставлю.
Тема оказалась просто очень актуальная для меня. Летаю на “планере” bixler.
Если вырвать из контекста. Да, добивался, но только опытным путем. С накоплением опыта уже стало не так критично, испытываю только незначительный дискомфорт - сажусь и подправляю чуток. Подправляю исключительно сдвигом центра тяжести. Про САХ 27-33%, корректировка наклоном стабилизатора, выкосами и прочее начитался до умопомрачения и возможно воспользовался бы, но не для этого аппарата данные методы. Тестирую на крейсерских скоростях с предпочтением установки ЦТ для более околосрывных скоростей.
Установка ЦТ зависит от силы ветра. Полеты провожу на медленных скоростях, часто с отключенным двигателем и на небольших высотах 5-100 метров.
Предпочтение отдаю более задней центровке - управляемось самолета ставлю выше стабильности, но благодяря управляемости стабильность во время полета подправляю стиками.

Что хорошо для меня:
0. РВ должен быть в нуле (аксиома, исходная точка для меня)

  1. Хорошая, очень хорошая управляемость самолета на всех скоростях, включая околосрывные. Винт толкающий и элероны не обдуваются - но благодаря подобранной опытным путем центровки управляем и на скорости срыва как РН, так и элеронами и РВ (хотя многие не без основания скажут опасно рулями вообще-то крутить на гране срыва,
    но это мне помогает чуть подвешивать аппарат в воздухе).
  2. Возможность сбросить скорость самолета “кабрированием” с отключенным двигателем.
  3. Горизонтальность полета на крейсерских скоростях ставлю уже на вторую позицию. Ветер на высотах меняется, направление тоже. Где-то кабрирует, где-то пикирует, восходящие потоки от ладшафта тоже воздействуют в значительной степени, но пикирование на “0” РН считаю приемлемым, если оно не более 5-7 грудусов.

Сам жду ответов, которые добавят пищи для размышлений.
Скорее всего, ничего нового я для вас не сказал.

P.S. Длительное отсутсвие практики так же вности свою лепту в понимание правильности центровки. После мес перерыва первые два дня вспоминал где же она у меня была?
Отметок расположения аккумуляторов не ставлю.

Вместо эпилога.
Рассматриваю бикслер именно как эксперементальное устройство по изучению ЦТ на поведение аппарата.
Выкосы, углы атаки стабилизаторов, крыла - вырезаны бритвой Оккама.

-
Добавлено:
Иногда провожу такой тест: На скорости при которой самолет ушел в небо с руки [ранее был полный газ, сейчас иногда менее (двиг 1300kv, проп 6*5)] резко ручку на себя и тут же отпускаю. Спотрю как самолет ведет себя в воздухе (выравнивается).

kinshas
DGP:

Хотелось бы услышать кто – как добивается балланса и чтоб центровка была такая как хочется/нужно, и чтоб РВ по нулям!

Хм, после изменения центровки необходимо сбалансировать самоль, если у вас установлен триммер стабилизатора (а я думаю, что нет) то балансируйте им, если нет то РВ, поэтому РВ будет в нуле на какой то центровке но которая вас устраивать не будет а может и будет. Хорошо сбалансированный самоль летит ровно и в прямом и в перевернутом, добиваются этого изменением цт и триммированием и если самоль летит ровно то мне без разницы в нуле РВ или нет, на нормальном не косом самоле вы и не заметите эти пары градусов вверх или вниз.

DGP
ADF:

Садитесь, двойка!

Ну как вообще такое можно писать?!

А кто здесь написал, что для устранения черезмерной триммировки руля высоты и настройки его по нулям, без изменения центровки и без миксов я делаю то-то и то-то? Пишут очевидные вещи, что идеальных самолетов нет, всё можно смиксировать, а ЦТ сдвинуть. В том и задача для меня(еще раз повторюсь) ЦТ двигать нельзя, миксами желательно не пользоваться.

ADF:

Есть тесная связка между: центровкой, выкосом мотора, углом стабилизатора (и углом отклонения РВ на нем) относительно крыла. Одной лишь центровкой тут не обойтись.

Кто-ж с этими аксиомами спорит. Только по условию моей задачи центровку двигать нельзя.

ADF:

Насчет всех не скажу, но многие пилотажки как раз настраиваются так, чтобы в прямом и обратном полете они летели в горизонте. Нанотехнологий тут нет абсолютно!

В том и задача как этого добиться и при этом не двигаяя ЦТ. И понятно, что при таких условиях остается менять углы установки крыла или стабилизатора, возможно выкос мотра, мож ещё что. В большинстве покупных наборов это не предусмотрено. Вопрос в технологии, в обмене опытом.

ADF:

А вот то, что вы задаете такие примитивные вопросы, а потом еще и “далеко идущие” выводы делаете…

А это отношу на Ваше, Александр, невнимательное чтение условий моей задачи.

kinshas:

если у вас установлен триммер стабилизатора (а я думаю, что нет) то балансируйте им

Игорь, а у вас есть модель с таким триммером. Это интересно. Поделитесь, может есть фоты, схемы.

kinshas:

добиваются этого изменением цт

А вот этого мне делать, по условию, нельзя.

ADF

Все-же, центровку двигатель придеться. Это один из базовых параметров для настройки-уточнения при облетывании модели, особенно пилотажной.

kinshas
DGP:

чтобы в прямом и обратном полете они летели в горизонте.-В том и задача как этого добиться и при этом не двигаяя ЦТ.

Я думаю никак. Стандартная балансировка, самоль в горизонте- триммеруем, нет набора, нет снижения, переворачиваем самоль-смотрим, снижается, цт взад, набирает, цт вперед, как вы собираетесь это дело сделать без смещения ЦТ?

Игорь, а у вас есть модель с таким триммером. Это интересно. Поделитесь, может есть фоты, схемы.

На пилотаги такое дело не ставят, посмотрите в копиях, там все просто.

kinshas
Русинов_Сергей:

Правда?

Правда! О триммере, что я говорил можно перекладывать стаб в полете, а на фото походу как раз то, что вы ищите, по мне так лишний вес, хотя для классики походу не критичен, пользоваться будите этой приспособой от силы раз десять на первых отладочных полетах, потом это будет балластом да еще в хвосте.

DGP
kinshas:

Я думаю никак. Стандартная балансировка, самоль в горизонте- триммеруем, нет набора, нет снижения, переворачиваем самоль-смотрим, снижается, цт взад, набирает, цт вперед, как вы собираетесь это дело сделать без смещения ЦТ?

Деградацией крыла или стаб-ра. вот уже один вариант решения обозначен.

kinshas:

Правда! О триммере, что я говорил можно перекладывать стаб в полете, а на фото походу как раз то, что вы ищите, по мне так лишний вес, хотя для классики походу не критичен, пользоваться будите этой приспособой от силы раз десять на первых отладочных полетах, потом это будет балластом да еще в хвосте.

А я и не имел в виду, что это надо делать в полете. Интересно, кто-нибудь пользуется временным креплением ст-ра и корректировкой его угла установки по результатам тестовых полетов?

kinshas:

снижается, цт взад, набирает, цт вперед,

Хорошо двигать ЦТ на электричке, там вес ака это пол веса модели. А на ДВС ? Заметное перемещение ЦТ это когда ак-р или серво перенесено в хвост или смещен сам ДВС. И еще спорно что технологичнее сменить угол ст-ра или все эти манипуляции с перемещением батарей, серв или мотора.

vlad_den

Извините, но расцениваю всю тему с самого начала, как провокацию, которая не имеет смысла. Думал, что ТС реально ищет решение каких-то задач, после сегодняшних постов понял, что это не так. Надоело, более не слежу.