Полтавская РМ с полым ротором ~1990 года выпуска
Произведена, судя по наклейке в Полтаве. РМ куплена примерно двадцать лет назад в “Детском мире” в Москве. Полый ротор, легкий ход редуктора. Вес 40 гр. Питание 4-6 В. Для того времени - высокие технологии. Если кто-то сталкивался с такой подскажите какие у нее усилие и скорость, а также историю создания и тираж. Может кто летал (ездил) на таких?
Внутри: плата залита силиконом, на плате установлена микросхема КР1042ИП1, на плате установлено 3 керамических микросборки на одной из которых располагаются силовые транзисторы. Есть подозрение что потенциометр с 2 выводами.
Машинка называется “Проминь”, делалась в Полтаве. Параметры зависят от цыферки на корпусе (имелось с десяток модификаций), в принципе соответствует современным стандарт-сервам, но намного экономичнее. Микросхема КР1042ИП1 выпускалась в Тбилиси, завод “Меом”. Схема включения потенциометра стандартная, с тремя точками. В 90-е на них многие летали и ездили. Мы ими штатно комплектовали аппаратуру ИГВА с 1992 по 1996 год. Когда микросхема КР1042ИП1 “закончилась”,часть машинок мы дособирали сами и комплектовали их полностью гибридной электроникой, но это уже была агония.
Качество сервы сильно зависит от партии выпуска. Времена тогда были тяжелые, поэтому часть материалов были прерывисто-доступны, в частности самарий-кобальт для магнита моторчега и иридий-платина для щеток (в отдельных экземплярах попадается нихром). Потенциометры там стояли СП4-1 - керамика с полимерным покрытием (с непредсказуемым ресурсом). Правильно собранная машинка “Проминь” имела ресурс соизмеримый с “Дигиталь-Пеликановскими” машинками - до 10 лет (примерно в 5-10 раз больше, чем у стандартной 102 машинки Санва - проводилась совместная эксплуатация на одной модели). Если-же щетки на моторе были нихромовые, то коллектор перепиливался за полчаса работы. Другая болезнь - крошился самарий-кобальт и крошками заклинивало ротор мотора. Поэтому на серьезные модели их ставить не рекомендовалось.
Были выпущены опытной партией машинки “тяжелой” серии с подшипниками и металлическим редуктором, но эта тема погибла почти сразу - не было электроники, практически все “микросхемные” заводы в СНГ уже лежали.
Еще они делали моторчики с полым ротором для плееров. На базе такого моторчика и пластмассы от последней Супранаровской машинки мы делали 6 кг мини-лебедку для яхт.
Автор машинки “Проминь” - Путря Виктор Иванович - беспримерный энтузиаст и талантливейший инженер и технолог из Полтавы. Темой этой он начал заниматься еще в 80-х. Технологию по моторам с полым роторам, всю оснастку для литья пластика он разрабатывал сам. Он же нашел спонсора (банк), предприятие, на котором они впоследствии производились и собрал команду единомышленников. Выпущено было несколько десятков тысяч машинок. ИМХО до сих пор никто из “бизнес-моделистов” не смог даже приблизиться по масштабу к этому проекту. В машинке нет НИ ОДНОЙ ИМПОРТНОЙ ДЕТАЛИ, НИ ОДНОГО КУСОЧКА ИМПОРТНОГО ПЛАСТИКА.
Моя первая купленная аппаратура как раз комплектовалась такими машинками… где-то 91-й год и был…
потом докупал еще. аппаратура была 27мгц, четырехканалка, два доп. канала на на крутилках, приемник в фрезерованном корпусе с электромех. фильтром.
Произведена, судя по наклейке в Полтаве. РМ куплена примерно двадцать лет назад в “Детском мире” в Москве. Полый ротор, легкий ход редуктора. Вес 40 гр. Питание 4-6 В. Для того времени - высокие технологии. Если кто-то сталкивался с такой подскажите какие у нее усилие и скорость, а также историю создания и тираж. Может кто летал (ездил) на таких?
Внутри: плата залита силиконом, на плате установлена микросхема КР1042ИП1, на плате установлено 3 керамических микросборки на одной из которых располагаются силовые транзисторы. Есть подозрение что потенциометр с 2 выводами.
Привет !! Уменя как история 2 такие машинки остались , как писалось выше слабое место двигатель и понциометр,
а в машинке это главное я думаю если было возможно в Полтаве взяли импорт , от бедности.
сори…прочитал и не спог не написать…я о таком даже и не слыхал…и в детком мире и не видел никогда…ВЕДЬ МОЖЕМ !!! МОЖЕМ ЖЕ!!!не только нефть и газ продавать за 3 копейки буржуям… Респект и уважуха Настоящим инженерам!!!надеюсь что они до сих пор живы и востребованы…РЕСПЕКТ!!!
Путря Виктор Иванович действительно гениальнейший человечище…
После распада Проминя он пережил инсульт (парализовало левую сторону), комерсы его надули, по судам он еле смог денег отобрать на лечение…
Серва, которая показана на фотке - это не венец его творений.
Сам лично видел комплект для РМ с металлическими шестернями, немного другим движком и расчетным усилием, при стандартных размерах!!!, 5 кги времени перекладки 0.15 или 0.25 ( точно не помню)…
Схемы, на базе КР-ки делали и прибалты, и беларусы, и грузины, и сами проминцы…
На фотке, первая плата слева - от серьезной сервы - белорусская, дальше - прибалтийская (на керамической плате) и проминевская…
Была еще одна схемка, сам Иваныч шутил, мол, всю 155 серию так скомзили, - это схемка на аналоге мультиплексовской (схомзиной) микрухи, называлась “АЛЬФА” ( если кому интересно - схемки могу выложить), причем, В.И., по своему обыкновению забалабенил движок через мост, а я - напрямую к микрухе, и оно, мля, все работало в рамках допустимых параметров…
К сожалению, лет 6 назад, по своей вине( или, как сейчас принято - зайнятости) связь с ним потерял…
ДА, И О САМОМ ГРУСТНОМ…
в ИЮЛЕ ВИКТОРА ИВАНОВИЧА НЕ СТАЛО…
Вот такие вот дела… 😦 😦 😦
“АЛЬФА” с движком ДП17 035
Если кому интересно - обе схемы могу выложить…
“АЛЬФА” с движком ДП17 035
Если кому интересно - собе схемы могу выложить…
Выложите , Сэр, очень интересно. Остались две платы( по фото прибалтика) обе машинки после стука( ну машинка в бордюр въехала, после -не жужжим, ждут своего часа лет 15) Надо знать первоисточник. Заранее Огромное Спасибо!!! 😃 😃 😃