Разряд NiMg
Есть даже замечательная история появления этого заблуждения.
А можно более подробно ?
Давным-давно, где-то в 60-е года, в эру начала космических путешествий, наши американские друзья запустили спутник. И в этот спутник (спутник, кстати это русское название, которое теперь есть и в американском языке - sputnik) установили аккумуляторы NiCd. Цикл заряда-разряда этих аккумуляторов был такой: 12-ти частовой заряд, и 12-ти часовой разряд. Но т.к. был взят некоторый запас по емкости, а аппаратура потребляла всегда один и тот же ток, этот аккумулятор постоянно заряжался до 100% и разряжался до 50% с точностью до нескольких процентов. (30 или 50 точно не помню) И так сотни, тысячи циклов. И выяснилось, что на самом деле, если такой аккумулятор разрядить, то он не отдаст 100% емкости, а отдаст только 70% (это тоже точно не помню, но порядок такой). Этот эффект, стали называть “memory effect” или “lazy battery effect”, эффект памяти или эффект ленивой батареи. Батарея как-бы помнит свое предыдущее состояние и лениться отдавать свою полную емкость. Физика процесса такова, то чтобы восстановить такую батарею, даже после нескольких сотен неполных разрядов надо пару раз глубоко разрядить такую батарею и она восстановит свою емкость. Кроме того, моделисты никогда не смогут повторить настолько точные разряды как на спутниках, следовательно никогда НЕ УВИДЯТ этого эффекта в своих приложениях! Это заблуждение настолько сильно сидит в умах обычных людей, что выбить его оттуда невозможно и некоторые нерадивые производители пользуются им в коммерческих целях, продавая свои новые NiMg, кторорые “не имеют эффекта памяти, в отличии от старых NiCd!!!” Часть производителей просто не упоминают об этом эффекте, даже не признают его, при этом, наверное, теряя прибыль. У NiMg эффект памяти тоже есть, но меньше. Есть еще термин “voltage depression” - понижение напряжения, который часто путают с эффектом памяти. “voltage depression” - для нас наиболее актуален, и связан с понижением рабочего напряжения (и следовательно емкости) аккумуляторной ячейки при частых перезарядах (в смысле overcharging), ну а в этом NiMg существенно проигрывает и страдает сильнее чем NiCd.
--------
Напряжение 1.2 - это РАБОЧЕЕ напряжение NiCd и NiMg батарей. Не знаю почему у Вас при нем пищит, кто производитель? У футабы пищит при 8.4В. 8.4/8 = 1.05В, и это правильно.
При 9.6 пищит Эклипс , пищит Спектрум.
Для меня это загадка, т.к. футаба после появления 9.6В работает еще несколько часов, а при просадке до 8.4, думаю еще минут пять будет работать без проблем, и этого времени всегда хватит для посадки самолета, даже с километровой высоты. К футабе я как-то отношусь с большим уважением чем к Эклипс и Спектрум.
Может кто пояснит, почему они сделали пророг 9.6В?
Может кто пояснит, почему они сделали пророг 9.6В?
Выше приводили разрядную характеристику акка, помоему по ней всё чётко видно.
Напряжение 1.2 - это РАБОЧЕЕ напряжение NiCd и NiMg батарей. Не знаю почему у Вас при нем пищит, кто производитель? У футабы пищит при 8.4В. 8.4/8 = 1.05В, и это правильно.
Вы почему-то не пожелали прочитать приведенную мной рекомендацию от самого производителя аккумуляторов. Повторю еще раз:
For battery packs connected with more than 8 cells in series, the recommended discharge end voltage is 1.2V times the number of cells
Я почитал, но засомневался.
Можно первоисточник?
GP? Понятно… Сказать честно, перестал использовать их продукцию. Качество отвратительное. Через год треть емкости пропадает, через полтора умирают. Сейчас использую Sanyo.
Но все равно можно первоисточник?
Здесь:
http://www.elcp.ru/index.php?state=izd&…04&i_art=17
Пишут: “Номинальное напряжение NiCd- и NiMH-элементов составляет 1,2 В”
и
“Конечное напряжение (соответствующее 100-% разряду) составляет 1,05 В на один аккумуляторный элемент. Поэтому следует выбирать конечное рабочее напряжение батареи и минимальное рабочее напряжение устройства на уровне не менее Uраб = Nэлементов · 1,05 В.”
там же на графике четко видно, что 1.2В соответствует где-то 70% разряда.
А тут (без понятия что за магазин)
www.rcdrive.ru/unit.php?unit=895&pPage=1
продают
Futaba NiCd Battery NT-8S1100 - аккумуляторная батарея 9,6V.
Емкость - 1100mAh.
Для передатчика Futaba 9MZ.
как я понимаю 9.6 - номинал.
Сейчас попробую поискать даташиты на санио.
Здесь:
…sanyo-component.com/…/nimh-batteries.html
Даташиты на NiMg, на 2500 видно, что 500 мач, т.е. 20% емкости после 1.2В, кроме того не забывайте, что все тесты на батареи проводятся после 1 часа покоя после заряда и напряжение на них выше, чем на батареях которые заряжались неделю до разряда.
Здесь:
batteries.sanyo-component.com/…/nicd.html
Даташиты на NiСd, тоже самое, но примерно 30% емкости после 1.2В. Смотрите “Discharge at low rate”.
И на NiCd и на NiMg в даташитах - Nominal voltage - 1.2V
Ну не знаю как Вы, а я делаю вывод, что пищалка на 9.6 - в чистом виде ошибка разработчиков аппаратуры.
У NiMg … ну а в этом NiMg … напряжение … и NiMg батарей.
Даташиты на NiMg, … на NiMg
Товарищ специалист в аккумуляторах. Нет таких банок, не придумали еще. В учебник неорганической химии загляните. Mg - это магний. Глаз режет от такой безграмотности.
Вы правы, с химией я никогда не дружил! Спасибо за исправление. Конечно, правильно NiMH. Извините за глаз. И в правду ведь Вы уже писали! Невнимателен. С огфографией разобрались, по сути обсуждения что-то есть?
Ну не знаю как Вы, а я делаю вывод, что пищалка на 9.6 - в чистом виде ошибка разработчиков аппаратуры.
Или кривые руки юзера, ибо с завода спектрум пищит при 9,0В, а вовсе не при 9,6.
Ну теперь понятно… 9.0В, это даже правильнее 8.4!
Можно первоисточник?
GP? Понятно… Сказать честно, перестал использовать их продукцию. Качество отвратительное. Через год треть емкости пропадает, через полтора умирают. Сейчас использую Sanyo.
Сорри, потерял эту тему.
Первоисточник действительно от GP: Ni-Mh, Ni-Cd.
А у меня и двух моих товарищей Саньо дружно дохнут - после полугода щадящей эксплуатации в фотоаппарате (циклов 10 отходили) - в помойку.
…
А у меня и двух моих товарищей Саньо дружно дохнут - после полугода щадящей эксплуатации в фотоаппарате (циклов 10 отходили) - в помойку.
Юзаю уже год на передатчике 8 шт Ансман 1300. Зарядник заливает от 1100 до 1250 мА в зависимости от настроения.
Решил не создвать отдельную тему, а спросить здесь, проблема несколько схожая.
В исходных: спайка 5 банок NiMh емкостью 2700 каждая.
Пользую на зажигании бензиныча.
Заметил такой факт что после непродолжительной работы, например час работы мотора, сборка отдает совсем немного заряда и все.
Т.е. разряжал аккум, отдал совсем чуть, меньше 100мАч и напряжение лихо упало до 4,9 вольта и на таком напряжении держалась очень долго, отдала более 1000 мАч, поздно догадался, но понял что одна банка умерла, вскрыл пак, так и есть центральная банка 0,09 Вольта.
Решил ее погонять отдельно. Ток 0,4А. Ну нет у меня времени мучать ее 0,25… Взяла 2650 мАч, но зарядник не завершил заряд, я его сам остановил, т.к. банка немного нагрелась, ну градусов 30 - 35 наверное. Поставил на разряд. вот прошло 1,5 часа отдала уже почти 500 мАч на токе 0,3А. Напряжение держит 1,24 Вольта. На ночь думаю поставлю цикл разряд - заряд на токе может 0,2А если зарядник позволит, не помню можно ли цикл руками выставлять, если нет поставлю разряд до 1,05 Вольта на минимальном токе.
А завтра цикл дам на токе побольше, чтобы за день успел цикл сделать.
Как думаете, можно такую банку юзать дальше или нет? Может лучше выкинуть и пользовать 4 банки? Зажигание позволяет.
До этого у пака был дикий саморазряд, приходилось заряжать обязательно перед каждым полетным днем. но это списываю на дохлую банку.
И еще вопрос, если можно ее дальше юзать, то как защитить эту банку от глубокого разряда?
К AlexN: за ссылки спасибо. С санио есть в основном одна проблема - легко можно нарваться на подделку. С GP, вероятно тоже самое. Футаба ставит на свои передатчика санио. Но я GP покупал у вроде бы надежных дистрибьюторов. Потеря емкости за год слабой эксплуатации с 2500 до 1100-1700 была у всех 20 куплненых банок GP. И сильный саморазряд. Не исключено что и это была подделка.
К DmitryB: я такую банку выкинул бы в помойку. Рассказам про восстановление мертвых аккумуляторов малыми токами, танцами с бубном и т.д. не верю, либо в этом случае наблюдается кратковременный эффект. Я бы 4 банки не стал использовать на зажигание, даже если оно позволяет. Докупите еще одну, можно даже другого производителя - не та цена за которую стоит рисковать бензиновым самолетом.
То что долго держалось 4.9 вольта - старнно, обычно разряженная банка довольно быстро переполюсовывается.
Бытовые аккумуляторы можно смело заряжать токами 0.2-0.3С без опасений о влиянии большого тока заряда на их здоровье. Делать это, естественно надо умным зарядником. Про бытовые аккумуляторы есть распростаненное заблуждение: что если заряжаешь малыми (0.1С) токами - то аккумулятор наберет больше емкость, проработает больше циклов и даже не будет эффекта памяти. Это не так. Если заряжать правильно, разница в надежности работы между 0.1С и 0.3С для модельных приложений пренебрежима мала. Но Вы скажите: что производители сами пишут - “заряжать 0.1С 16 часов”. Да пишут. Все просто - если юзер по забывчивости вытащит аккумулятор из примитивного зарядника через неделю, аккумулятор не разогреется до температуры возникновения пожара, а будет просто теплый. 😃
Спасибо.
Уже купил еще такую же банку GP 2700.
Впаял в сборку вместо дохлой. Сейчас сборка на разряде, но новая банка меньше уже выдает чем якобы разряженые старые, разряжал то я с мертвой банкой… Ну сейчас контролирую, как новая банка упадет где-то до 1,1 вольта, поставлю всю сборку на заряд. Думаю все будет путем теперь, посмотрим сколько она в себя возьмет. Пока сборка отдала почти 300 мАч. Напряжение 5,88 Вольта под током 0,3 А.
А то что токами можно заряжать нормальными это да… Кратковременно заливал такую сборку током 2А на поле прямо, 400мАч залили тогда и в полет. 2А это конечно перебор, но если недолго то нормально. А так полампера для 2700 емкости считаю абсолютно нормально.
Вы почему-то не пожелали прочитать приведенную мной рекомендацию от самого производителя аккумуляторов. Повторю еще раз:
For battery packs connected with more than 8 cells in series, the recommended discharge end voltage is 1.2V times the number of cells
AlexN, Вы эту фразу скопировали из даташита или сами придумали? Зачем Вы с таким упорством вводите в заблуждение участников форума? Попробуйте найти тот датащит, и мы вместе с Вами, еще раз прочитаем рекомендации самогО производителя, причем дочитывая предложение до конца, а не середину.
Ссылки на датащиты:
для NiMh
panasonic.com/…/Panasonic_NIMH_Precautions.pdf
страница 3(подписана page 5) слева внизу
для NiCd
panasonic.com/…/Panasonic_NiCd_Precautions.pdf
страница 3(не подписаны) слева посередине
т.е. имеем такую таблицу конечных напряжений разряда для батареи из N элементов:
Для 8 элементов: (8-1)*1.2 = 7*1.2 = 8.4в
Смысл здесь в том, что в батарее НИКОГДА не будет АБСОЛЮТНО идентичных эдементов, из-за того, что разрядная кривая очень пологая, в конце разряда велика вероятность заряда в противоположной полярности(переполюсовка) самого “слабого” элемента более “сильными”, когда напряжение на одном элементе=0, а на всех остальных номинальное, т.е. 1.2в.
Можно не следовать этому правилу, а разряжать батарею до 1.0в (0.9в большими токами) на элемент, если включить параллельно каждому элементу в батарее диод в обратном направлении. Элементы не будут разряжены ниже напряжения падения на диоде. Так как напряжение падения на диоде зависит от протекающего через него тока, то, к сожалению, невозможно точно задать порог, ниже которого элементы не могут быть разряжены, зато данная мера спасет от “переполюсовки” элементов, которая гораздо сильнее уменьшает срок службы аккумуляторов.
AlexN, Вы эту фразу скопировали из даташита или сами придумали? Зачем Вы с таким упорством вводите в заблуждение участников форума? Попробуйте найти тот датащит, и мы вместе с Вами, еще раз прочитаем рекомендации самогО производителя, причем дочитывая предложение до конца, а не середину.
Полегче на поворотах, уважаемый. ☕ Ссылка на даташит, из которого дана информация, уже выложена пятью постами выше.
Куда уж легче, это он ещё очень ласково вас поправляет
А по вашей ссылке нашёл только вот такую фразу
The nominal discharge capacity is rated at 0.2C
to an end voltage of 1V after charging at 0.1C
for 14 - 16 hours
Значит плохо искали.
Цитата, приводимая мной ранее, неполная и, соответственно, неверная.
Ее неполное изложение - следствие моей невнимательности и несовершенного знания английского языка, а уж никак не злого умысла.
Полная цитата из документов Nickel Metal Hydride Technical Hand Book и Nickel Cadmium Technical Hand Book звучит так:
For battery packs connected with more than 8 cells in series, the recommended discharge end voltage is 1.2V times the number of cells, less by one.
За своевременную поправку - спасибо тов. Napalm-у.
А за его стиль высказывания претензий к совершенно незнакомым людям -> 😃