Храниение Li-Pol.. Быть (хранить) или не быть?

VC555

Немного про тот морозоустойчивый литий с которым я экспериментировал.
Это специализированные батареи для профессиональной радиосвязи. Разумеется для работы в крайне неблагоприятных (с точки зрения температуры) условиях. Производства Японии, и стоимостью в два-три раза выше обычных (Китайских).
Просто к оборудованию, от которого зависит жизнь людей, совершенно другие требования. Сами ячейки сделаны с использованием несколько других технологий.
Наш сектор коммерческий и требования к эксплуатационным характеристикам менее жесткие. В даташитах на Литий-Полимерные ячейки для хобби вообще отсутствует пункт по минимальной рабочей (не путать с хранением) температуре.
Да и понятно почему, сейчас идет погоня за количеством “С” (как мегапиксели в фотиках), а этот параметр очень быстро падает с понижением температуры. Зачем это афишировать. По хранению тоже особой ясности нет, видимо минимальная температура,при которой происходит кристаллизация электролита (и как следствие необратимая потеря эксплуатационных характеристик) у разных производителей разная.
Но прогресс не стоит на месте, и, видимо, скоро появятся батареи для суровых парней из России (Канады и т.д.) страждущих летать при -25 и ниже 😛
Но я бы не рискнул хранить в морозилке. Фиг его знает каков у моих батарей порог замерзания электролита. Лучше в отсеке для овощей, где около +5. Да и то летом. Сейчас на балконе можно.

dvolkov
VC555:

Немного про тот морозоустойчивый литий с которым я экспериментировал.

+1, ну вот и я предполагаю, что единственное ограничение - температура замерзания электролита. И она, по идее, должна зависеть от степени разряженности батареи. Спасибо, VC555, вот - комментарий по делу.

1 month later
Сергей_Вертолетов

Коллеги, приветствую!

Столкнулся с такой проблемой, в порядке подготовки сборочки к хранению.

Для выравнивания банок полностью разряжаю до отключения программы разряда каждую банку из двух индивидуально через переходник на балансировочный разъем. А то программа разряда в моем заряднике разряжает акк без балансировки, одна банка уходит ниже 3В в какой то момент и зарядник ругается на недопустимое напряжение. Вторая банка не успевает до 3В разрядится. Поэтому решил прогнать разряд побаночно, током 1А, больше мой зарядник не умеет. Отданная емкость удовлетворяет вполне. Каждая банка индивидуально отдает емкость до 3В с точностью до 5-15 мА считаю это очень неплохо.

Далее, включаю программу LiPo Storage. Идет процесс, зарядник догоняет каждую банку до 3,8В, делает это долго. Но! По показаниям зарядника, в 900 мАч батарею заливается всего 280 мАч!!!

Коллеги, что я делаю не так? Почему заливается не 60-70% емкости, хотя напряжение, рекомендуемое для хранения батарей вроде бы достигается при этой программе?

Или эта программа заточена под “разряд” до состояния хранения? На эту мысль меня навело то, что ток ограничен в программе хранения 1А. Хотя при программах зарядки дает установить до 5А.

Вот такая вот задачка…

dvolkov
Сергей_Вертолетов:

Далее, включаю программу LiPo Storage. Идет процесс, зарядник догоняет каждую банку до 3,8В, делает это долго. Но! По показаниям зарядника, в 900 мАч батарею заливается всего 280 мАч!!!

Может это значение для одной банки? Часто использую режим Storage (у меня первый EOS0610iDUO), значения всегда объяснимые.

Сергей_Вертолетов

При последовательном соединении банок это значение для кажой банки и для всей сборки 😉 Не путайте с параллельным подключением

dvolkov
Сергей_Вертолетов:

При последовательном соединении банок это значение для кажой банки и для всей сборки 😉 Не путайте с параллельным подключением

Да я не путаю, просто подумал, может разряжали банки по отдельности, а потом и зарядили “по отдельности”.

Сергей_Вертолетов

При зарядке по отдельности все равно в паке 280 мАч. Как не заряжай!

– коллеги, в чем же трабл??

AlexN

Зарядник в режиме “LiPo Storage” заряжает батареи до фиксированного напряжения. То что при этом они “взяли” всего 280мА*ч - это его мало волнует 😃
Возможны несколько вариантов, начиная от ошибки ЗУ при подсчете емкости, и заканчивая индивидуальной особенностью данных батарей.

Сергей_Вертолетов

Таким образом, я делаю вывод - для подготовки к хранению батарейих нужно сначала зарядить, а потом использовать программу хранения Липо. Иначе, батареи лягут на хранение, заряженные не на 60 рекомендованных процентов от своей емкости. Что не есть гуд!! Ведь никто не пишет что батареи должны храниться при напряжении скажем 3,8…3,9 В на банку. Пишут о емкости. Цифры в моем случае говорят о недозаряде до положенной для хранения емкости.

Maxbl4

А кто вообще пишет про 60% и всё такое? Я лично таких статей не видел.
PS Я вообще ничего специально не делаю, пара 1300 акков с июня 2008 отлично работают и заряжаются до 1280 как и в самом начале.

tumbzik

Если акб постоянно в использовании-никаких проблем нет. Проблемы появляются когда акб лежат полностью заряженными пару и более месяцев. Сам из-за этого потерял пару thunder power акков на банках enerland.

AlexN

Хм. Может у меня по той же причине три штуки Mega Power вздулись… Полежали месяца четыре заряженными - и привет.

AlexN

Да, полностью зарядил, т.к. у моего зарядника нет функции “Хранение”.

AlexN

Какая Вам разница?
Три батареи Mega Power (3S, 2100mA*h, 18C) были заряжены на 100% и вздулись месяца через четыре хранения. Все, точка.

Сергей_Вертолетов

Конечно мне все равно.

Вероятно были бракованные банки. Нигде не пишут что нельзя хранить 100% заряженными.

Skyhawk
AlexN:

Три батареи Mega Power (3S, 2100mA*h, 18C) были заряжены на 100% и вздулись месяца через четыре хранения. Все, точка.

Может, Вы их неправильно готовите? Или, действительно, брак? У меня 2 акка (пилотажевский и noname из Rangevideo), заряженные на 100%, пролежали с ноября по май - и ничего! Хотя, согласен, если есть возможность - лучше, всё-же, хранить, заряженными процентов на 70!

Brandvik

Из всей информации что я узнал про Ли-По я сделал пару выводов.
В не силовых батареях присутствуют какие то стабилизаторы или еще чего то что продлевает их жизнь и не дает сильно меняться химии в полностью заряженном состоянии но за это они расплачиваются низкими значениями токоотдачи. В силовых все отдано на откуп болшим токам, поэтому 1) даже если батарею пользовать очень слабо то в среднем срок ее службы всеравно не превысит 2х лет. 2) В полностью заряженном состоянии скорость изменения химии выше чем в полузаряженном состоянии (это проявляетя необязателно во вздутии, конечный результат это потеря емкости и повышение внутреннего сопротивления)
Поэтому, полностью заряженные батареи я храню в холодильнике на дверке. Понижение температуры хранения равносильно хранению недозаряженной батареи. А если хранить ее недозаряженную и холодильнике то и средний срок ее жизни повыситя 😉

AlexN
Skyhawk:

Может, Вы их неправильно готовите? Или, действительно, брак?

До своей печальной вздутости новые батареи прошли всего один(!) цикл заряд - разряд. После чего были заряжены до 100% и положены на хранение.
Тогда списал все на брак, и больше от греха подальше Mega Power не покупаю.

dvolkov

Еще наблюдения о влиянии хранения батарей полностью заряженными. На прошлых выходных, так получилось, что пропустил один день полетов из-за ветра. Отлетал две батареи и решил не продолжать - никакого удовольствия. Остальные батареи остались заряжены, соответственно на сутки, до след. дня полетов. На след. день все отлетал. Когда заряжал выяснилось, что на всех батареях, которые пролежали заряженными сутки вн. сопр. увеличивалось раза в полтора. Я еще голову ломал, вроде не “отжигал” сверх меры. Сейчас заряжаю, все в норме, значения вн. сопр. вполне ожидаемые. Я так понимаю, что за сутки хар-ки хранения заряженными хар-ки этих батарей сильно испортились, отлежались неделю в storage mode - восстановились.

Еще такую закономерность заметил. Раньше не заморачивался по поводу storage mode. В промежутке между выходными батареи лежали заряженными. Обычно летал в субботу и в воскресенье. Так вот в субботу, после хранения батарей в заряженном состоянии неделю с ними творилось что-то невообразимое. Трудно сравнить токоотдачу, но то что по субботам случались провалы и заметно падало время полета - это точно. А в воскресенье, свежезаряженные батареи вели себя вполне адекватно. Возникала даже мысль, что после недели хранения они разряжаются и стоит их перед полетами дозаряжать. Теперь вот думаю, что вся проблема была в хранении в заряженном состоянии в течении недели.