Поговорим серьёзно,о свинцовых (гелевоых) аккумуляторах.
Привет всем.Поискав в поиске, обнаружил,что,о гелевых акках,очень мало инфы.
Думаю многие из нас,питают своё наземное обарудование этими тяжеловесами.
Конечно,есть и те многие которые возразят,мол уже давно наземку подружили с лёгким литием,но и у лития есть свои проблемы,повышеная взрывоопасность,вздутия,потеря ёмкости.Для меня важней безопасность,и свинцовый акк. относится к безапасным.
Поискав в гугле нашёл многое интересное,и оказывается,что гелевый акк. не такой пушистый,каким я его представлял.
И так начнём.Что надо знать о свинцовых (гелевоых) аккумуляторах:-
1.Ёмкость,и её обозначения.
На моём акке написано (12V20AH/20h) 12 вольт всем понятно.
Но дальше происходить каламбур.(20AH/20h) Производитель говорит.Этот аккомулятор может отдать ёмкость 20 ампер час,если его разряжать при определёной силе тока,в течении 20 часов.Силу тока можно узнать,поделив А.ч на время разрядки.В моём случае 20а.ч делить на 20часов выходит 1Ампер.Если акк нагрузить большей силой тока тогда ёмкость упадёт.в даташите на любой более-менее приличный аккумулятор, есть графики и таблицы зависимости емкости от тока разряда.
Например мой акк. при нагрузке 10 ампер,отдает всего 6А.ч.
2.Гелевые аккумуляторы есть 3-х типов.
а) для standby use - т.е. нормальное его состояние это все время стоять заряженым, а когда что-то призошло (сеть пропала) - работать. Типичная работа обычного UPS.
б) для cycling use - т.е. зарядили-разрядили, и так все время.
(например днем аккумулятор заряжается от солнечной панели, а потом всю ночь питает лампочку).
в) универсальные. Отличаютя как правило тем, что на них прямо написаны два режима зарядки, один для standby use, другой - для cycling use. Отличаются током в CC-mode и напряжением в CV-mode.
При использовании типа а) в качестве б) - они дохнут за месяц.Так что,подумайте при выковыривании акка из юпса.
3.Как не странно,но и гелевые акки могут взорватся.Напримемер неправильной зарядкой,или зазряжить васокими амперами,можно перегреть и внешними источниками,солнце,кастёр,и.т.д.Для предотвращения взрыва,у них есть предохранительные клапаны,которые обычно находятся сверху.Но если акк,повернуть набок,то гель может заполнить эти клапаны(профи утверждают,что хоть он гель,но он всё равно немного такучий),от чего излишкам газа,бует затруднён выход наруж,от этого может произойти вздутие,или даже взрыв.
Ну вот пока,всё что я хотел рассказать,конечно,есть много аспектов,о которых я не рассказал(макс,мин,напряжение,сила тока зарядки),но их можно найти в любой статье о гелевых аккомуляторов.
Спасибо. Полезно-познавательно. Методом проб и ошибок заметил, что при помощи свежезаряженного 12V55AH/20h в поле током 8-10 ампер можно зарядить всего 7 аккумуляторов 6s1p 4000 mah. А где в маркировке аккумулятора можно найти ссылку на его тип (stanby/cycling/universal)?
Хороший вопрос.На моём акке. так и написано.
cycling use-14.4-15.0V
stanby use.-13.5-13.8V
Выходит он универсальный.Пощите что-то похожее,в крайнем слючае поищите датишет на него.
Поговорим серьёзно,о свинцовых (гелевоых) аккумуляторах. … о гелевых акках,очень мало инфы.
Если серьёзно, то информации о них очень много.
Даже в книге Миля ещё 1980 года на стр 253-257 было подробно написано.
( Раньше на эту книгу была ссылка на нашем сайте Гюнтер Миль “Электронное дистанционное управление моделями”.
Но теперь она никуда не ведёт. )
Гелевые аккумуляторы есть 3-х типов
Ничего подобного. Они все одинаковы 😈
Нет никаких специально для циклического использования или постоянного подзаряда.
Заряжают их постоянным током до достижения определённого напряжения.
Просто при циклическом заряде-разряде заряжают их полностью, то есть до достижения такого напряжения, когда аккумулятор начинает нагреваться и выделять водород. Зарядку прекращают.
Если же постоянно держать аккумулятор в таком режиме, то долго он не выдержит.
Поэтому и напряжение указывают меньшее для постоянной подзарядки.
Вот и вся разгадка “разных типов” 😁
…
Если нужно зарядить полность, до зарядку прекращают, когда напряжение достигнет 14,4-15,0.
Но долго при таком напряжении держать его нельзя.
А при 13,5-13,8 можно.
Хорошо , давайте рассмотрим такой вопрос .
Есть несколько акков с ИБП 12В 7Ач , заряжаю их iMax B6 , и они набирают больше своей ёмкости . Приходится отключать зарядку в ручную. Акки отдают ток хорошо , эксплуатирую один более года , другой где то пол года. Аккумуляторы Б/У !!! был доступ к поломанным источникам и мы их забрали. На моделях стоят 550 моторы и ток по нормальной поверхности примерно 6-8 Ампер. По времени хватает минут на 30-40 , зависит от проходимости трассы.
Но зарядка не отключается только на этих двух батареях , на других всё в норме , набрал и зарядка выключилась. Ухудшений пока не наблюдаю. В чём причина???
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, по какому критерию ваше конкретное зарядное устройство прекращает заряд.
Тогда станет понятно, почему это условие у двух аккумуляторов не достигается.
P.S. Я нашёл пример текста, подобный тому, который ввёл в заблужение автора этой темы, решившего, что “Гелевые аккумуляторы есть 3-х типов.”
В этом тексте написано, что не аккумуляторы есть 3-х типов, а режимы эксплуатации есть 3-х типов. Это разные вещи!
Особенности конструкции свинцово-кислотных батарей
По режиму эксплуатации аккумуляторные батареи делятся на три группы:
Батареи для работы в буферном режиме, когда батарея работает в буфере с основным источником напряжения, например, сетевым блоком питания. При этом основное ее назначение - резервный источник питания. Периоды разряда батареи по сравнению с периодами заряда непродолжительны. Большую часть времени она постоянно подзаряжается. В буферном режиме работают батареи резервного питания базовых станций мобильной связи, АТС, сетевые коммутаторы провайдеров Интернет, источники бесперебойного питания персональных компьютеров и серверов (UPS) и т. д.
Батареи для работы в циклическом режиме, который характерен их разрядом в течение какого-то времени и последующим зарядом. Циклический режим работы аккумуляторных батарей используется гораздо реже, чем буферный. Примером такого режима можно назвать работу электротранспорта и устройств с автономным питанием: в течение рабочего дня происходит разряд тяговых батарей или батарей питания, а после его окончания эти батареи ставят на заряд.
Батареи для работы в смешанном режиме, например автомобильные батареи.
По конструкции свинцово-кислотные аккумуляторные батареи можно разделить на:
- батареи с жидким электролитом - обслуживаемые и необслуживаемые
- батареи с регулируемыми клапанами (VRLA - Valve Regulated Lead Acid batteries) - с увлажненными сепараторами и с гелевым электролитом.
В пользу тезиса универсальности вот про мой Sonnenchein A500/ 12 V 55 AH (C20) цитата от поставщика:
“Аккумуляторные батареи Sonnenschein эксплуатируются как в режиме постоянного подзаряда, обеспечивая в аварийных случаях всю нагрузку постоянного тока, так и в циклическом режиме: разряд-заряд”.
Каких-либо рекомендаций для различных режимов зарядки, в зависимости от режима предстоящей работы, я не нашел.