Срок службы LiPo. Зима/лето. Делимся.

Viktorlott

а есть ли смысл в экселевской таблице? или чисто для успокоения?)

saaas
Viktorlott:

а есть ли смысл в экселевской таблице?

Надоели бумажки с записями. Одну потерял, другая затерлась… На одной сложи, добавь к другой…

или чисто для успокоения?)

Вы считаете, что после таблички акки будут работать дольше? 😎
Мне так проще. Сразу видны циклы по каждой батареи, налет в часах и минутах. А то на форуме парни успевают за 1 год налетать по 8 тыс часов…😵 типа не спят совсем… 😁

Вы бы лучше поделились с людьми долговечностью своих акков. Народ спасибо скажет.

FRUKT
saaas:

поделились с людьми долговечностью своих акков

Rhino 3S 25C 2250mAh много таких паков. Срок службы некоторых уже третий год, налёт по 110-120 циклов на двух, несколько штук по 70+ циклов, все летают до сих пор нормально.
Turnigy 3S 2200 и 1800mAh налёт циклов по 30-45, второй сезон летают, тоже всё нормально.
Rhino 4S 2350 и 2550mAh в эксплуатации второй год, налёт по 25-30 циклов, как новые.
Nano 3S 850mAh с прошлого года 2шт. налёт где-то по 7-10 циклов, в общем совсем новые.
Всегда храню в режиме Storage на дверце холодильника;) Заряжаю накануне полётов, потом всегда перевожу в Storage и в холодильник:)

saaas

Холодильник - нужное дело! Сам всем советую, а не пользуюсь… 😦

7 days later
serpantins
FRUKT:

потом всегда перевожу в Storage и в холодильник

аналогично

pash

50 циклов, это конечно супер.
литий(LiPo) начинает стареть сразу после производства. Пользуете, не пользуете, почти пофиг, если, конечно, не токами в заявленные Цэ. У него растет внутреннее сопротивление, и он со временем перестает отдавать ток, или падает емкость, или и то и другое.
Время старения зависит от эксплуатации и метода хранения, чем меньшими токами разряд(важно) -заряд, тем дольше проживет. Чем с меньшей энергией хранение(химию не отменишь!), тем лучше. отсюда хранение в холодильнике, и в режиме сторадж(я храню в разряженном виде до 3В + 150-200мА).
Меряйте сопротивление, и по нему делайте выводы. Оно может расти сильно- в два-три раза от новой банки, а может и не сильно, в 1.5 раза. Емкость при этом так же может падать до 80-90%, но это менее важно в случае хобби нежели внутреннее сопротивление. Вроде как уже много зарядников умеют мерять внутреннее сопротивление. не пугайтесь что на вашем заряднике 10-20мОм, а у товарища- 5-7. Главное тут динамика.

Molotov

Полностью согласен.
Липо-аккумуляторы не долговечны.
Их ни в коем случае нельзя брать впрок.
Даже если они спокойно лежат, то они все равно стареют.

У америкосов есть классная поговорка на счет долговечности липо: Use it or lose it!

Динамика роста внутреннего сопротивления для нас главный параметр для отслеживания самочувствия аккумулятора, да и вообще пригодности аккумулятора для наших конкретных целей (у каждого они свои). Чем выше сопротивление аккумулятора, тем меньше тока он сможет отдать мотору и тем больше тепла аккумулятор будет рассеивать через себя, то есть с ростом сопротивления кпд аккумулятора уменьшается.

Внутреннее сопротивление можно мерить как с помощью зарядных устройств, так и опытным путем - по падению напряжение на аккумуляторе при известной нагрузке.

Значения внутреннего сопротивления аккумулятора измеренные на разных зарядных устройствах могут не совпадать. Это связано с разной методикой определения внутреннего сопротивления, заложенной в зарядные устройства. Но как сказали выше, для нас главное иметь отправную точку - то есть по приходу аккумулятора нужно измерить на зарядном устройстве его внутреннее сопротивление (Ir) и емкость. И при дальнейшей эксплуатации аккумулятора производить замеры Ir именно на этом зарядном устройстве.

Моя практика эксплуатации китайских аккумуляторов показывает чистейшую лотерею в качестве приобретаемых аккумуляторов. В одном заказе можно получить отличный по параметрам аккумулятор (Ir, селекция ячеек), а при новом заказе буквально через месяц можно получить с виду точно такой же аккумулятор, который по параметрам будет в 1,5-2 раза хуже первого.

Например, в одной из посылок я получил 2шт. Nano-tech 1000mAh 3S 25C, у которых параметр Ir гулял очень сильно. В одном аккумуляторе общее Ir было 25мОм, что для данного аккумулятора составляет 27С, у второго аккумулятора общее Ir составило 45мОм,что для данного аккумулятора составляет правдивых 20С.

Во время стендовых тестов и во время полетов все измерения подтвердились.
Мотор с аккумулятор, у которого больше Ir, развивает меньше мощность и напряжение на аккумуляторе просаживается раньше по сравнению с аккумулятором с меньшим Ir.

Есть такой интересный Excel-евский файлик (от америкосов), по которому можно проверить, соответствует ли купленный аккумулятор заявленным параметрам на его наклейке: Lipoly Objective Performance Calculation Tool.rar
Расчеты там не сложные, просто с помощью Excel это делается автоматически.

Как показывает практика америкосов (т.к. в большинстве случаев именно они делятся подобной информацией), аккумуляторы с ХС (и не только) это чистейшая лотерея. Можно получить хороший аккумулятор, который долго прослужит, а можно за те же деньги получить малопригодный аккумулятор. То есть, контроля качества у этих аккумуляторов вообще нет.

Хотя хочу заметить, что селекция у аккумуляторов с ХС хорошая.
То есть, если аккумулятор хороший, то у него все банки одинаково хороши (Ir, емкость), если аккумулятор плохой, то у него все банки одинаково плохи. 😃

По поводу хранения - много чего написано.
Нет смысла повторять.
Режим хранения после полетов обязателен.

Но основное правило - липо аккумуляторы не должны лежать без дела, их нужно эксплуатировать.

saaas
pash:

чем меньшими токами разряд(важно) -заряд, тем дольше проживет.

Разряд меньшими токами не практичен и приближается к любимому термину “кирпичЪ”. Значит ток разряда не может быть меньше. Тем более он не слишком велик. Для 1000ма 30С всего до 17А.
Ток заряда был щадящий, не превышал 0,8А. Стало быть продление жизни не в том. Химия - да. Согласен.

Molotov:

Липо-аккумуляторы не долговечны. Даже если они спокойно лежат, то они все равно стареют.

Однако у одного 2,5 года, у другого меньше года…

Molotov:

Есть такой интересный Excel-евский файлик

Не пойму откуда Вы привели данные?

Nano-tech 1000mAh 3S 25C, В одном аккумуляторе общее Ir было 25мОм, что для данного аккумулятора составляет 27С, у второго аккумулятора общее Ir составило 45мОм,что для данного аккумулятора составляет правдивых 20С.

Для 25мОм калькулятор выдает не 27С… 😦

Molotov:

Но основное правило - липо аккумуляторы не должны лежать без дела, их нужно эксплуатировать.

Опять непонятно. Эксплуотируй или нет срок жизни не меняется, затем нет! нужно эксплуотировать что бы продлить им жизнь! 😵 Поясните.

Фраза Use it or lose it! Может быть переведена двояко. До конца смысл не понятен…

pash
saaas:

Разряд меньшими токами не практичен и приближается к любимому термину “кирпичЪ”. Значит ток разряда не может быть меньше. Тем более он не слишком велик. Для 1000ма 30С всего до 17А. Ток заряда был щадящий, не превышал 0,8А. Стало быть продление жизни не в том. Химия - да. Согласен.

Я не призываю эксплуатировать с меньшими токами- используйте как запланировано. Я просто говорю, что чем большими токами разряд- тем меньше живет банка. Вы ничего не измените, и никак не удлините ее жизнь. Просто надо понять, что она дохнет от больших токов. Если хотите юзать банку 3 года, купите для 17А не 1000, а 4000, да только ведь не захотите, не взлетит! 😃 Вот и все. Все эти “С” рейтинги- суть отражение китайцами внутреннего сопротивления. А как они его отразили- им только ведомо.
Поэтому взял я прошлом году нанотеч, 2200, поставил на разряд- 20А, всего лишь 9С от нее захотел, а она взяла и нагрелась до 60гр, так, что я очень быстренько все это выключил. А почему нагрелась? а потому что IR мой заряднки показал уже не помню какое, но 3-4 раза большее чем ожидалось.
Графики разряда для LogView могу прислать.

saaas
pash:

Я не призываю эксплуатировать с меньшими токами- используйте как запланировано.

Понятно. В летающих моделях нет возможности снизить разрядные токи. Будем использовать акки столько, сколько возможно.

pash:

Если хотите юзать банку 3 года

По описанию нормально изготовленных батарей их срок жизни не более 2-3 года. И кол-во циклов не более 400-500. Некоторым везет… Мои с 50-ю циклами всего в 10 раз меньше… Почти повезло!!! 😁

pash:

потому что IR мой заряднки показал

Скажите, какой у Вас зарядник? Мой IR не показывает. Измерять и рассчитывать IR не слишком удобно.

pash:

Графики разряда для LogView могу прислать.

Киньте в личку. Спасибо.

pash
saaas:

Скажите, какой у Вас зарядник? Мой IR не показывает. Измерять и рассчитывать IR не слишком удобно.

iCharger 206 сейчас, недавно был 106B.
оба показывают iR, что они там показывают- хз, но я все время меряю одним устройством, и в одном состоянии банок- полностью заряженные, комнатная темп.

Shatrey

внутренне сопротивление не сложно посчитать самому:
Rвнутр = (E - U)/I, где E - ЭДС (напряжение холостого хода), U - падение на нагрузке при токе I.

pash

Можно, только неудобно. Ну и желательно иметь безопасную и мощную нагрузку чтобы I был большим, и U значимым.
Проще нажать на кнопочку на зарядке. Понятно, что он там меряет диаметр сферического коня в вакууме, зато каждый раз одним методом. Для сравнения и селекции этого достаточно, как и для наблюдения за старением.(по крайней мере мне 😃 )

Molotov
saaas:

Для 25мОм калькулятор выдает не 27С…

Будьте по внимательней для начала.
Если что-то не понятно, то перечитайте еще раз.

saaas:

Опять непонятно. Эксплуотируй или нет срок жизни не меняется, затем нет! нужно эксплуотировать что бы продлить им жизнь! Поясните.

Фраза Use it or lose it! Может быть переведена двояко. До конца смысл не понятен…

Для того чтобы правильно перевести данную фразу, нужно покурить темы на rcgroups.
Я это сделал и кстати периодически почитываю новые темы. Чего и Вам желаю.

saaas:

Не пойму откуда Вы привели данные?

Этот вопрос я не понял.
Если вопрос о том, где взял данный файл, то взял с rcgroups с профильной ветки.

saaas:

Однако у одного 2,5 года, у другого меньше года…

Так речь идет о разнице в изначальном качестве аккумуляторов.
Я же выше писал, что из разных партий можно получить совсем разные по качеству аккумуляторы, при этом внешне у них не будет отличий. Вот эта разность и влияет на срок службы аккумулятора. Изначально плохой аккумулятор не сможет долго прослужить. Отсюда и вытекает разность в долговечности + другие факторы, которые создает уже покупатель во время эксплуатации.

Те кто летает на дорогих аккумуляторах, в первую очередь платят за достоверное качество аккумуляторов и за постоянство качества аккумуляторов из партии к партии. У брендовых аккумулятор присутствует такое понятие как выходной контроль качества. Лотереи с качеством практически не будет.
А вот дальнейшая долговечность аккумулятора полностью будет зависеть от условий, которые создаст конечный потребитель.

К сожалению у аккумуляторов с ХС контроля качества скорее всего нет, т.к. при их стоимости, это (отбраковывание) экономически не выгодно.

pash:

Я просто говорю, что чем большими токами разряд- тем меньше живет банка. Вы ничего не измените, и никак не удлините ее жизнь.

Это правильно, только нужно отталкиваться от внутреннего сопротивления и емкости аккумулятора.
Имея эти данные, можно рассчитать рабочую (безопасную) и предельно допустимую нагрузку на аккумулятор.

pash:

Можно, только неудобно. Ну и желательно иметь безопасную и мощную нагрузку чтобы I был большим, и U значимым.

Это неправда, можно и небольшим током - 1-2А будет достаточно.
Только нужно определять на аккумуляторе заряженном на 60-70%, а не на полностью заряженном.
И температура должна быть 22С, при этом аккумулятор должен пролежать при устойчивой температуре 2-3часа.
Мерить Ir при разных температурах окружающей среды и затем сопоставлять полученные значения не имеет смысла.

pash:

Проще нажать на кнопочку на зарядке.

Только никто не говорит (да и выяснить пока не смогли) каким именно током зарядное Icharger нагружает аккумулятор при определении Ir.
У меня разность в показаниях между зарядным и определением под нагрузкой разнились на 20%.

MihaD
Molotov:

Только никто не говорит (да и выяснить пока не смогли) каким именно током зарядное Icharger нагружает аккумулятор при определении Ir.

А что, амперметр последовательно акку включить - не судьба? 😃

Molotov:

Только нужно определять на аккумуляторе заряженном на 60-70%, а не на полностью заряженном.

И в чем разница выражается?

saaas
Molotov:

Если что-то не понятно, то перечитайте еще раз.

Molotov:

нужно покурить темы

Большое спасибо за ответы! Надеюсь я сам решу вопрос с курением. Если больше Вам сказать нечего, прошу либо писать по теме топика, либо не засорять его!

MihaD
Molotov:

Для 25мОм калькулятор выдает не 27С…

В кальк надо забивать сопротивление одной ячейки.

spyder3

Примерно всё как и у всех, но… Zippy оригинальный 5S 3700ma/h - белый с красной надписью, кажетйса Корейский он был. Я его брал на HKинге в 2007 году и помню за $102 летает и готов к летнему сезону. Ну не так резво конечно уже крутит. Но сносно. А другие уже 3е поколение поменял

saaas

Влад, какие в основном у Вас батареи? Китай/не китай.

spyder3
saaas:

Влад, какие в основном у Вас батареи? Китай/не китай.

Как и у всех тут на форуме
Zippy, Turnigy, Носорог, BQY и как они, чёрно-зелёные, Нано кажется с Х-Кинга и и-бэя всё. В порядке качества от худшего к лучшему, но это субективно без замеров

  1. BQY
  2. Турниджи Нано (на мелколёте в 700г и только 1300mah 3s) дуются как шары. Может правда от больших токов.
  3. Турниджи (дуются как и Нано, может чуть меньше)
  4. Зиппи
  5. Носорог
    Конечно на борт я использую ТандерПовер, Интеджи и Хайперион с брендовыми (Jeti, SmartFly, PowerBox) линейными регуляторами. У мня только на мелколёте борт и двиг. батарея общая. Рисковать моделью в 3.5-4кг не к чему, да и цены на брендовые 2S 800-2000 ма/ч не большие
pash

Zippy-R на HK были и правда настоящим корейским Enerland-ом,
как и Hyperion, и их собственный бренд- Polyquest.
У энерланда батареи очень хороши, главное чтобы они были свежими.