самодельное зажигание.
Не буду рассказывать историю про зажигание, она такая же как и у всех. Покупать очередного кота в мешке не имело смысла. Хотелось уже чего-то определенного. Короче, собрал я самостоятельно зажигалку и, думаю, решил для себя эту проблему. Схема 1или2 (нашел их в разделе про бензопилу) простая, как детекторный приемник. Но пытка повторить ее не привела к успеху, схема работала очень плохо, двигатель трясло, особенно на малых и средних оборотах. Все дело в том, что высоковольтный блок сбивает работу микроконтроллера и ни какие развязки по питанию эту проблему не решали. Пришлось гальванически развести эти два блока, убрать общую землю, подать на каждый блок свое питание, а управлять тиристором через оптопару (схема 1111). После этого двигатель просто пел.
А теперь конкретные наработки. Транзистор в высоковольтном блоке (самое слабое звено во всех зажигалках) взял наш, толстый, металлический 2Т818…(здесь могут быть варианты, все зависит от ваших предпочтений). Установил его на металлическом корпусе блока для лучшего охлаждения. Максимальный ток потребления получился порядка 380 мА. Транзистор чуть греется, но ему не страшны и 5 банок аккумуляторов. Тиристор охлаждать не надо, он холоден как покойник, ничего ему не делается (но если его неправильно впаять, то сгорит моментально).
Трансформатор преобразователя лучше мотать на ферритовых Ш-образных трансформаторах от БП компьютера. Аккуратно выпаять из платы подходящий по размерам ( примерно 15х15х15 мм) трансформатор и греть его в микроволновке по 5 секунд, пока клей в местах склейки феррита не разойдется. Величина напряжения преобразователя влияет на работу двигателя. При недостаточном напряжении, на максимальных оборотах возможны пропуски зажигания. Поэтому вторичную обмотку я мотал чуть больше, не 450 витков (второй вариант, нижний), а 500….600 (чем меньше феррит, тем больше). Напряжение на выпрямительном мосте (с отключенным тиристором) + 550…600 вольт. Это вам гарантирует, что пропусков искры не будет и при 12 000 об/мин.
А вообще на тиристоре с увеличением оборотов напряжение падает с 120…130 Вольт, до 40…50 на максимальных, а при 30 Вольтах уже появляются пропуски.
Еще одно замечание, вторичную обмотку трансформатора надо мотать аккуратно, лучше виток к витку. Начальные и конечные витки желательно развести как можно дальше друг от друга, так чтобы в трансформаторе они нигде не соприкасались. Так можно избежать пробой изоляции провода и короткого замыкания вторичной обмотки.
При желании и наличии звукового генератора, работу высоковольтного блока можно проверить. Для этого к блоку подключить бобину со свечей, а на управляющий электрод тиристора со звукового генератора через емкость 0,1мкФ подать сигнал до 5-ти вольт. Тиристор работает как от синусоиды, так и от прямоугольных импульсов (последний вариант предпочтительней). Если искра пошла, то хорошо. Теперь проверьте максимальную частоту работы устройства. Если на частоте 200 Гц (12 000 об/мин) искра ровная и без пропусков, то задача выполнена.
Бобину я не мотал (к стати еще один ненадежный элемент), как на заводе намотать трудно, поэтому взял от мотокультиватора «КРОТ», расположил его возле двигателя, он там себя хорошо чувствует. Фото1, 2.
Теперь об автомате угла опережения зажигания. Можно собрать по первому варианту на микроконтроллере PIC16f628a, залить в нее прошивку testfunc4.hex. И возможно вам это понравится, так сказать для непривередливых. Люди другой раз ждут заказанную зажигалку месяцами и когда она приходит и к тому же еще и работает, такие мелочи как вибрация на средних оборотах это уже ничто, одна мысль, завтра в поле.
Ну а если вас что-то не устраивает, можно поупражняться с углом опережения. Для этого собрать схему по второму варианту на микросхеме PIC16f 84a.
Для расчета времени задержки воспользуйтесь файлом РАСЧЕТ УГЛА.XLS. В этом файле надо поставить свои значения угла установки датчика холла и желаемый угол опережения зажигания и калькулятором HC пересчитать новые данные для задержки зажигания.
Пример: Если задержка для контроллера 2,7 мс, то 2,7 умножаем на 10 и для числа 27 калькулятором считаем его шестнадцатиричный код, это 1b (если калькулятор при других значениях выдаст просто b, добавить 0 и записать 0b).
Новые данные задержки вносятся в файл с расширением asm. Для этого надо запустить редактор ConText.( выбор редактора не критичен, найдите другой, если этот не нравится) Загрузить в него файл, например 8-32.asm и сделать изменения как на рисунке 12222. После всех изменений сохранить файл в asm формате.
А дальше нужно получить новую прошивку к контроллеру, для этого запускаем преобразователь (кампилятор по научному) MPASMWIN, загружаем в него новый файл ….asm, преобразовываем в HEX файл. Все, а дальше любым программатором прошить контроллер новой прошивкой.
Как и высоковольтный блок автомат опережения угла тоже можно проверить, нужен еще дополнительно осциллограф, желательно двухлучевой (1вход-генератор, 2вход- сигнал на тиристор), тогда хорошо видно как меняется время задержки от частоты (оборотов).
Теперь немного о том где искать золотую середину. На рисунке ПРИМЕРЫ РЕГУЛИРОВОК нарисовано где и что. Я не претендую на истину в изысканиях. Но то что у меня получилось мне пока нравится.
В заключение.
Конечно такое простое устройство на микроконтроллере не может довольно точно управлять зажиганием. Посудите сами, для примера задержка 2.7мс, этому значению соответствует угол опережения от 8 до 6 градусов. Та скорость с которой работает микроконтроллер, его возможности не позволяют получить большего.
Вообще в этой теме я не открыл ничего нового, все это есть на зарубежных сайтах. Просто мы не совсем любим читать на своем языке (БУКЫФ много), тем более на иностранном.
Совсем упустил из вида, положение корпуса датчика холла в держателе (или установка магнита) имеет большое значение в работе автомата. Поэтому надо пробовать работу устройства в этих двух вариантах . В одном положении работает хорошо, в другом, как-то не очень. Идентифицировать китайский я не смог, но похож на униполярный (или однополярный) датчик типа SS443a. Для нормальной работы пришлось поменять установку.
А можно ли обойтись одной батарейкой, например запитав контроллер от вторичного источника на тех же оптопарах? Планирую использовать на парамоторе и возить два аккумулятора как то не совсем удобно.
Добрый день ! Я профессионально работаю с бензиновыми двигателями (правда несколько побольше размерами) поэтому кое что знаю про них.Если интересно ,могу кое чем поделиться .Бензин это ужастное ,отвратительное топливо ,горит в очень узком диапазоне смеси и горит фронтом с разной скоростью зависимой от многих условий .Самое противное свойство это детонационное горение ( ни какая не вибрация) ,а это разрушение дорогостоящей “железки” вашего двигателя .Построить схему топливоподачи ,а тем паче диаграмму зажигания не реально без моторного стенда в условиях лаборатории.Да ,как нибудь работать будет ,но зажигание это прежде всего момент ,а не искра ! Я бы не рекомендовал делать самоделки .Так же как ни когда не будет правильно работать мотор с не “родным” блоком управления .
Я бы не рекомендовал делать самоделки .Так же как ни когда не будет правильно работать мотор с не “родным” блоком управления .
Глупости не надо, да? Все, что сделано в этом мире руками человека сначала было самоделкой.
И нет ничего заумно-невыполнимого в определении угла опережения зажигания для бензинового мотора, если он (мотор) может работать вообще на фиксированном УОЗ.
И нет ничего заумно-невыполнимого в определении угла опережения зажигания для бензинового мотора, если он (мотор) может работать вообще на фиксированном УОЗ.
😍 респект!
Скажите - а чем принципиально отличается зажигание 4-х тактника ( бензин, авиа ) от 2Т ?
Добрый день ! Я профессионально работаю с бензиновыми двигателями .
Да!!! Мир не без добрых людей😁😁😁
Гражданинъ! Если бы вы действительно работали с бензиновыми двигателями ПРОФЕССИОНАЛЬНО, то таких дилетанских “опусов” на форуме не выдали бы😈
Вы еще расскажите, что построить самому двигатель, или хромировать алюминиевые сплавы без лаборатории - никак, вот поржем!
Построить можно .Не сложно построить и отстроить например двухрежимный двигатель (ХХ и максимальная мощность например ),тем более спортивный на одну гонку .Гораздо сложнее изготовить и отладить утилитарный ,долговечный ,экономичный и разумно стоящий двигатель .От способа продувки и приготовления смеси зажигание не сильно зависит ,тем более авиа не авиа .А вот от формы и свойств камеры сгорания и геометрии кривошипа зависит радикально .Спорить то я с Вами не намерен .Меня кормят углублённые знатоки двигателей и систем управления ! Без них моторы бы так часто не ломались ! Просто будучи авиамоделистом жаль смотреть на ваши высыпавшиеся иголки и т д .Хотел предостеречь .А так ради Бога хоть кресалом поджигайте !
Ну и кто хочет может ответить на вопрос “зачем ставят 2 свечи в один цилиндр?”
И ещё для справки ,свой первый работающий микродвигатель МК12 я собрал самолично из кучи старья в авиамодельном кружке клуба “Бригантина” при заводе САТУРН в однатысячадевятьсотсемисятвтором-третьем году .
А можно ли обойтись одной батарейкой, например запитав контроллер от вторичного источника на тех же оптопарах? Планирую использовать на парамоторе и возить два аккумулятора как то не совсем удобно.
Попробуйе, может у Вас получится. Дело в том, что общая земля сильно влияет на работу контроллера. Можно обойтись одним источником если точно подобрать напряжение на вторичной обмотке преобразователя. Но тут надо очень постараться, чем больше напряжение на тиристоре, тем больше сбоит контроллер. А уменьшая напряжение можно получить пропуски искры на максимальных оборотах. Можно изготовить преобразователь со стабилизированным выпрямленным напряжением, но это уже совсем другая схема преобразователя (немного сложнее и с более большим потреблением тока). Все проблемы сразу отпадают, когда у блоков разное питание.
Сегодня на глаза попались два дросселя, как-то неожиданно в голову пришла мысль из них собрать фильтр. Ни на что не надеясь, просто убить время, собрал и припаял его к контроллеру.
Сам не ожидал, работает, все работает, от одной батареи. Проверил осцилографом, импульсы зажигания не сбиваются идут ровно, свеча шипит. Во дворе запустил двигатель, тоже самое-песня. Что этим электронам надо было, не пойму, собирал контроллер , где были дроссель и конденсаторы, блок не работал. А эта схема работает, как с раздельными батареями.
Сегодня на глаза попались два дросселя, как-то неожиданно в голову пришла мысль из них собрать фильтр.
Когда-то решал задачу питания ТТЛ микросхемы от 12 вольт бортсети ВАЗ для управления электронным зажиганием. Т.е. “давил” тот самый импульс в момент искры. На удивление обошлось обычным стабилизатором на двух транзисторах…
Vladimir(T)-озвчте плюсы/минусы Вашего девайса,типа:
вес,раздача помех,жирнее искра и т.п. и т.д.
С ув. Валерий.
Я уже говорил, это все не мое, я ничего здесь не открыл.
Вес. Вес примерно такой-же, если применить штатную катушку зажигания. Ток, грубо, 400мА. Искра мощная, особенно на малых оборотах и стекает с центрального электрода в три или четыре потока, на высоких оборотах остается один поток, но жирный, диаметром где-то 1мм (может быть это из-за катушки зажигания от культиватора). Насчет помех приемнику, могу сказать, не заметил. Приемник стоял рядом с зажигалкой (10…15 см, особо про расстояние не думал) , длинна антенны приемника три или 4 см. Передатчик относил метров на 20 (антенна выдвинута на половину, если для диапазона 40мГц). Все работало штатно.
Положительная сторона самоделки в том, что я знаю как она работает, и этих самоделок у меня уже много. В поле, без проблем, можно поменять на другую . Автомат опережения зажигания сделан отдельным блочком их то-же много с разными прошивками, можно выбрать (субъективно) лучший на сегодняшний день или для конкретного винта.
Сегодня на глаза попались два дросселя, как-то неожиданно в голову пришла мысль из них собрать фильтр. Ни на что не надеясь, просто убить время, собрал и припаял его к контроллеру.
Сам не ожидал, работает, все работает, от одной батареи. Проверил осцилографом, импульсы зажигания не сбиваются идут ровно, свеча шипит. Во дворе запустил двигатель, тоже самое-песня. Что этим электронам надо было, не пойму, собирал контроллер , где были дроссель и конденсаторы, блок не работал. А эта схема работает, как с раздельными батареями.
На фотке вроде схема на 16F84 но без светодиодов. Что они показывают и как влияет их отсутствие на работу зажигания?
Да ни на что не влияют. Один из них показывает работу контроллера, другой на превышение максимальных оборотов (если не ошибаюсь). Вообшем бутафория, лишний элемент.
Мужики а как грамотно перевести питание генератора на 12 вольт - увеличить к-во витков первичных обмоток трансформатора и или номиналы R5, R6?
самое простое, к плюсовому проводу припаять сопротивление 15…20 Ом. (5 вТ) При токе потребления 300…400 мА на нем сядет 6 вольт, остальные - на преобразователь.
Тогда лучше через стабилизатор - меньше потери. Хотелось чтобы амплитуда колебанйй транзистора была порядка напряжения питания -12V тогда при сохранении мощности существенно уменьшится ток (2-3раза) что облегчит жизнь транзистору и, возможно, количество витков вторичной обмотки трансформатора
Ну если так, то попробуйте подать на преобразователь свои 12 Вольт, вторичную обмотку уменьшите, грубо в 2…2.5 раза, первичные не трогайте, вцепь базы транзистора поставьте переменное сопротивление около 1 кОм (а может и больше). Включите и уменьшая это сопротивление, добейтесь стабильной работы устройства. Следите за температурой транзистора, при слишком малом сопротивлении, ток может сильно возрасти, транзистор перегреется и сгорит через 10…15 секунд. Совсем забыл, конденсаторы надо заменить на такие-же но на напряжение 25 Вольт.