Saito FG-14 + верхнеплан

Алексей_Vgg
Dimon11:

Сомневающимся могут почитать мануал, либо разобрать двигатель

Dimon, а можно просто, “ДА” или “НЕТ”, не высказывая пренебрежения задающему вопрос?
Ежу понятно, что речь шла о смазке сопряжений шатуна с поршневым и мотылевым пальцем.
Уж какой он там шатун, втуленный или нет, - дело десятое.
Но это так… Частности. Суть вопроса состояла в том что:

Алексей_Vgg:

Как показал себя движок? Насколько соизмерим ресурс с калилкой FA-82?

Если по существу Вам ответить было не чего, то Ваши познания в конструкции шатуна, немногим принесли пользу.

Dimon11
Алексей_Vgg:

Dimon, а можно просто, “ДА” или “НЕТ”, не высказывая пренебрежения задающему вопрос?

А что вам так “уперлось” в шатун? Подшипники коленчатого вала ходят меньше чем шатун, японцы слишком легкие поставили, посему ресурс до ремонта, не в шатун уперается, а подшипники. Кроме того, коромысла, и штоки клапанов, особенно выпускного страдают от нехватки масла, посему это тоже слабое место и оное может умереть гораздо раньше чем подшипники… Решение применить “голый” шатун вполне оправдано для 4Т и в случае саиты это не самое слабое место и не оно определяет ресурс, чаще это зависшие и иногда оборванные клапана. Так саиты и возвращают по гарантии с полным отсутствие компрессии, причем пачками… ФЖ-20 очень критична к зазору в клапанах. А он по началу уплывает очень сильно и если снять крышки с клапанов - то обнаруживается что они сухие. Хотя в варианте калилки там всегда маслянно.

Алексей_Vgg
Dimon11:

А что вам так “уперлось” в шатун?

Дмитрий, да не уперся мне той шатун.
Вопрос в том, что уже наверное года полтора народ юзает бензиновые Саитки. Уже как бы срок.
Поначалу, понятно, была эйфория, а сейчас? Довольны ли хозяева ресурсом? Не создают ли эти бензинки излишних хлопот?
Сейчас стою перед выбором, либо оплатить Эсприту FG-14, либо набрать запчастей на уже имеющиеся FA-82?
Если бы не аппетит 82-й калилки, а за день выжигаю канистру, не парился бы…
В FG-14 увидел альтернативу, с возможностью экономии на горючке. Осталось только заручиться поддержкой коллег, на самом ли деле с ней так всё клёво?

foxtrot
Dimon11:

и если снять крышки с клапанов - то обнаруживается что они сухие. Хотя в варианте калилки там всегда маслянно.

А что значит “сухие”? Прям совсем без следов масла? Я после первого часа-полутора снял крышки - пара капель масла в них была. Это все равно “сухо”? Правда перед обкаткой я лил на штоки клапанов и в трубки толкателей немного масла. Не знаю, может это еще оно не выветрилось… В принципе если что можно раз в час-два работы и подливать, за одно зазоры в клапанах проверять. Если задолбает - тада штуцера врезать.

Dimon11
foxtrot:

А что значит “сухие”? Прям совсем без следов масла? Я после первого часа-полутора снял крышки - пара капель масла в них была. Это все равно “сухо”? Правда перед обкаткой я лил на штоки клапанов и в трубки толкателей немного масла. Не знаю, может это еще оно не выветрилось… В принципе если что можно раз в час-два работы и подливать, за одно зазоры в клапанах проверять. Если задолбает - тада штуцера врезать.

Я так и делаю - “подливаю масло”, без этого не обнаруживал никаких капель масла…

Dimon11

Из своего опыта могу сказать, что Бензиновую Саиту нужно брать в том случае, если “понты дороже денег”. Лично я так и брал. Но все же, в итоге захотелось иметь еще и хороший двигатель. Поэтому пришлось отлистать денег на доводку. Такие малокалиберные саиты народ берет только потому что нет альтернативы в 4Т бензине, а хочется условно дешевой эксплуатации - никакой эйфории.
На вашем месте я бы не брал ФЖ-14.

Алексей_Vgg:

Осталось только заручиться поддержкой коллег, на самом ли деле с ней так всё клёво?

Алексей_Vgg
Dimon11:

а хочется условно дешевой эксплуатации - никакой эйфории. На вашем месте я бы не брал ФЖ-14.

Вот смотрите. За полетный день, расходую Саитой 82 галлон горючки. Полетать хотя бы пару раз в месяц - 2 канистры = 3 000руб = 100S
Стоимость FA-82 - 300S, Стоимость FG-14 - 400S. В самом плохом сценарии, за месяц разница окупается.
Ставить FG-14 планирую на Декатлон. Рекомендуемый полетный вес 2900 гр.
Сейчас он у меня собран с FA-82, на оригинальной SAITO мотораме под бензин. Изделие в сборе 2700гр. и еще есть резервы облегчить граммов на 150 - 200.
Т.е. поменяв FA-82 на FG-14, не думаю что получу превышение полетного веса. Добавятся всего то, модуль зажигания со своей батарейкой и датчик Холла. Сервы те же, бак вдвое меньший.
В чем тогда подвох?

lurii
Алексей_Vgg:

В чем тогда подвох?

Ну дык в тяге то потеряете … бензинка того же объема будет послабее калилки, а вот вес наберете однозначно. IMHO

Алексей_Vgg
lurii:

бензинка того же объема будет послабее калилки

Пару лет назад уже задавался этим вопросом на форуме. Тогда Эсприт собирал предоплату за еще не поступившую FG-14, “клялся”, что мощность ее, будет равной FA-82-й. Сейчас признано, что соответствие по мощности-моменту выходит с 72й.
Тем не менее, уж если Декатлон заточен под 0.50 4-тактник, бензиновая Саитка должна его хорошо таскать.
Попутно вопрос, можно ли брать питание на искру от АКБ приемника?

lurii
Алексей_Vgg:

Попутно вопрос, можно ли брать питание на искру от АКБ приемника?

Можно, но очень осторожно - слишком много оговорок, хоть в вашем случае это и оправдано.
Нужно быть на 100% уверенным в: исправности зажигания, надежности аппаратуры и бортового акка.

PS: рекомендовал бы не сразу делать общее питание, а вначале хорошенько протестировать в воздухе и на земле раздельное с контролем дальности.

Dimon11

Я не эксплуатировал ФЖ-14, но по ФЖ-20 могу сказать что крутит она как 15 кубовый 4Т, так что 72-й калильный аналог для ФЖ-14- это оптимистично, на мой взгляд. Свой второй двигатель я брал, по схеме Тушка Саито (благо есть варианты недорогие) + Перри + зажигание + свечи НЖК. К сожалению до зажигания от Бекера пока не дошло, но это пока что. Питать двигатель от батареи приемника НЕЛЬЗЯ.
И еще… Не все так оптимистично с бензином. С разных АЗС он разный - это раз. Масло это два. Нельзя богатить двигатель это три.

Алексей_Vgg

Хорошо!
Подскажите пожалуйста, что сразу заказать вместе с двигателем?

  1. Запасная свеча - понятно, надо.
  2. Модуль зажигания? Часто выходит из строя?
  3. Выключатель зажигания, подойдет ли обычный? Или нужен всенепременно kill-switch?
  4. Тяга на “газ”, можно ли металл, карбон?
  5. Может еще что нужно…?
    И вот еще, не дает ли помех зажигалка на приемник 40МГц?
Dimon11

Я собрал КилСвич по схеме с этого сайта.
Не знаю насчет надежности модуля зажигания от саито, но брать запасной это лишнее, если сгорит, то будет возможность перейти на лучшее…
Рулевую машинку на газ я запитал через развязку КилСвича от батареи зажигания.
Тягу на газ в стандарте - диэлектрик.
На 40 МГц помех не наблюдается, но у саиты проблемы с контактом свечного колпачка и экрана высоковольтного провода, что потенциально опасно.

foxtrot
lurii:

Ну дык в тяге то потеряете … бензинка того же объема будет послабее калилки, а вот вес наберете однозначно. IMHO

Да ладно, куды ему столько тяги? Бизинка прикатается, 3,5 кило наверное выдаст - не ужель мало для самолета менее 3 кг? У меня вон шамоль 3,600-3,700 носился (…) как торпеда с нагрузкой под 90 гр. Да, вы часто на макс. оборотах летаете? Этот мотор для класса мелких самолетов - до 3,5-4 кг с неочень длинным носом, там весь вес собирается у моторного шпангоута - бак, зажигалка. К тому же более мощный бизиныч для таких самолетиков будет уже черезчур - наверняк растрясет, хотя, по правде говоря, мой экземпляр по вибрациям помягче калильного аналога.

14-я сайка - это самый легкий и мелкий бизиныч - хороша для тех, кому не подходят модели больших размеров. У меня, например, нет места ни дома ни в машине (хоть и не жигуль), чтобы хранить (4-5 штук) или возить что-то больше 50-го размера. Понты здесь ни при чем - дайте ASP такого же или меньшего веса, такой же или большей мощности (да ладно, можно чуток и послабже) - возьму ASP. Хотя я и не отрицаю Saito - это еще и красивый, аккуратно сделанный мотор, металлурги в саите постарались, а иначе никак: “продвинутый” (а 4Т - звучит продвинуто 😃 ), но плохо сделанный мотор никому не нужен, тем более за 400$, а дешевле он самой саите не нужен. Калильное топливо не просто дорого, его зачастую проблемно достать - в моем случае, ближайшее место за 300 км. Хотя все относительно, т.е. относительно доходов, лет пять назад я бы не раскатывал губу на саиту, а мучился бы с добыванием калильного топлива (так и было - если удача, то литров 20-40 перехватишь у спортсменов и экономишь потом сезон-два).

По доп. опциям очень рекомендуется мягкий патрубок на выхлоп и адаптер к нему под 90 градусов. Знакомый спортсмен (F2D) сразу сказал, что глушак с рычагом (патрубком) - принципиально неправильное решение, при всем уважении к саите (хотя для него она совсем не аффторитет) так не делается - много весу на длинном рычаге так и просит, чтобы его выломали из цилиндра. Попрошу может его точнуть глушитель (у них на бой вообще невесомые делают). К тому же и мазуту от самолета отводить будет легче. Возьмите еще прокладок пару-тройку комплектов, хотя также было сказано, что проще и правильней вырезать их из алюминиевой фольги (есть у нас рулон фольги типа, как раньше при советах на крышках для бутылок молока использовалась). Прокладки пригодятся, когда будете цилиндр снимать для чистки клапанов, как минимум после обкатки придется, а может и по завершению сезона не помешает. На свечек деньгов не пожалейте, а то если что ждать потом 2-3 недели. На обкатке засрать свечу - как два пальца об асфальт. А с плохой свечой этот мотор работает плохо. Я бы пару свечей взял дополнительно - если этот запас не остановит полеты, пока новый заказ для пополнения запаса придет. Кстати недоступность запчастей и свечей для саит в Москве - большой, жирный минус.

Я с килл-свитчем пока не заморачивался, но если что на том же есприте вроде был “battle switch” - нормальная рэлюха (т.е. изолирована от приемника), летала у меня раньше зимой на подогреве свечи на 82-й саите, может как-нить прикручу. Тяга стоит металлическая, на футабе 2,4 помех не было. А с чего они будут? Качалка на моторе и на серве - диэлектрик, у самой сервы шестерни пластиковые.

Алексей_Vgg
foxtrot:

Я бы пару свечей взял дополнительно

Свечи (марку не знаю) взять там же, на Эсприте? Или где в другом месте заказать, более надежную?

Dimon11
Алексей_Vgg:

Свечи (марку не знаю) взять там же, на Эсприте? Или где в другом месте заказать, более надежную?

А какая у них марка… Они чисто саитовские… Саито проигнорировали стандарт для этого размера и выпендрились по своему, так что альтернативы нет. Я свою первую сайку, к стати, брал через амокс.

Я смотрю все “богатят” смесь при обкатке. Я тоже на эти грабли наступал - намучился по неопытности. При обкатке лучше душить мотор дросселем, а не заливать его бензином, в противном случае, чистка вам гарантирована.

Алексей_Vgg
Dimon11:

При обкатке лучше душить мотор дросселем,

Т.е. держать прикрытой заслонку?
По поступлению двигателя, перед его обкаткой, я обращусь (если не возражаете) к Вам с вопросом, как это сделать по-людски.
И вот еще, в догонку. Вы свою FG-20 еще не разбирали? Поршень-цилиндр-шатун у нее свои или FA-125?
Ведь чем то они (FG-14, FG-20) должны отличаться от своих калильных собратьев?

foxtrot
Dimon11:

А какая у них марка… Они чисто саитовские… Саито проигнорировали стандарт для этого размера и выпендрились по своему

Гы гы по странному стечению абстоятельств диаметр резьбы на них как у калильной свечи 😃 - может где-нибудь пригодится, так что для кого-то это не баг а фича - просто стандарт до этого пока не додумался 😃

Мотор и причиндалы наверняка много где продают, официальный диллер в штатах - Horizonhobby - в Россию не шлет, я пока юзал Esprit (мотор) и сейчас Amocs (запчасти, раньше через них еще несколько заказов проходило). У амокса кстати все на доллар-два… дешевле получается.

Насчет забогащения на обкатке. Ничего я не забогащал - час он практически на холостых работал (2,5 тыс. оборотов) - закрытием заслонки конечно, потом небольшие перегазовки до максимальных, которые при этом сразу были выставлены по инструкции: пик минус 300 оборотов (забогатить на 2-3 щелчка) в итоге около 9 тыс. оборотов на APC 14x6. Но этого хватило чтобы засрать камеру и клапана коксом (масло Motul 710), а стенд и самолет - мазутой. Что поделаешь, видимо так задумано от природы - иглу малого газа на заводе специально выставляют на большое забогащение (по инструкции) и не рекомендуют ее крутить до завершения обкатки (в мануале 40 минут). Правда дроссель при этих 2,5 тыс. холостых оборотов был открыт чуть ли не на половину - при дальнейшем закрытии разумеется мотор через чур переобогащался (начинался диапазон, за который отвечает игла малого газа) и глох. Так что холостые были итак на грани воспламенимости забогащенной смеси. В инструкции четко дают понять цель обкатки - приработка шатуна и забогащение (как и вообще повышенное содержание масла 1:20) необходимо прежде всего ему, а не кольцу или цилиндру. Правда первую свечку я таким макаром убил (кокс), может обкатывал неправильно, может ганял в таком режиме больше положенного - около 3 часов (40 минут в воздухе), а может Motul был из неправильных кокосов сделван. Если б катал мотор еще раз, то ограничился бы богатым режимом на 30-40 минут (по инструкции) и, наверное, другим маслом, потом бы забеднил до нормальной рабочей смеси и еще бы покатал с часок с перегазовками - и в небо. Кстати, после выставление игл в нормальное рабочее положение, мазуты на самолете стало гораздо меньше, до этого вообще слоем покрывала окресности глушителя.

Dimon11

Искровые свечи с резьбой “как у калилок” стары как мир, а саито выпендрилось и свояло свой высоковольтный электрод. Оно и понятно. Свеча в стандарте 7-12 баксов стоит, а соито в два раза (как минимум) дороже.

Я разбирал саиту - никаких отличий от калилки в области шатуна. Более того в каталоге запчастей номера на шатун ФА и ФЖ совпадают.

Алексей_Vgg
Dimon11:

никаких отличий от калилки в области шатуна.

Вот и ладненько! Поршень - цилиндр, возможно так же совпадают с калилкой. Посмотрим. Хотя, думается что навряд ли Саито оставили прежнюю степень сжатия, что для бензо, что для метанола.

foxtrot
Dimon11:

Искровые свечи с резьбой “как у калилок” стары как мир, а саито выпендрилось и свояло свой высоковольтный электрод. Оно и понятно. Свеча в стандарте 7-12 баксов стоит, а соито в два раза (как минимум) дороже.

Нда?! А другие свечки с такой резьбой подойдут этому мотору? Не подскажите пару вариантов на всяк случай, может попробую, а то я с дуру заказал 4 фирменных свечи (по $20,51), наверное, зря. А чем так отличается их “высоковольтный” электрод? В смысле он спецом под их зажигалку сделан и простая стандартная свеча с ней работать не будет?

Я вот тут задумался насчет мягких патрубков выхлопа для саиты. В заказе приедет патрубок, рекомендованный horizonhobby SAI65142, есть еще патрубок с давлением, рекомендованный saito-engines.info - SAI182TD1112 с отводом давления (хочу в будущем использовать для дым-системы). Оба варианта работают с коленом под 90 град (я взял SAI65140). Все вроде правильно, но, во-первых, нигде не указана длина патрубков 😦 , во-вторых есть еще 2 варианта (с давлением) уже с коленом: SAI450R3D1112 и SAI450R3D1113. Как бы узнать они подойдут по резьбе и сочленению (упору?) фланца к FG-14B?