Saito FG-14 + верхнеплан
Сомневающимся могут почитать мануал, либо разобрать двигатель
Dimon, а можно просто, “ДА” или “НЕТ”, не высказывая пренебрежения задающему вопрос?
Ежу понятно, что речь шла о смазке сопряжений шатуна с поршневым и мотылевым пальцем.
Уж какой он там шатун, втуленный или нет, - дело десятое.
Но это так… Частности. Суть вопроса состояла в том что:
Как показал себя движок? Насколько соизмерим ресурс с калилкой FA-82?
Если по существу Вам ответить было не чего, то Ваши познания в конструкции шатуна, немногим принесли пользу.
Dimon, а можно просто, “ДА” или “НЕТ”, не высказывая пренебрежения задающему вопрос?
А что вам так “уперлось” в шатун? Подшипники коленчатого вала ходят меньше чем шатун, японцы слишком легкие поставили, посему ресурс до ремонта, не в шатун уперается, а подшипники. Кроме того, коромысла, и штоки клапанов, особенно выпускного страдают от нехватки масла, посему это тоже слабое место и оное может умереть гораздо раньше чем подшипники… Решение применить “голый” шатун вполне оправдано для 4Т и в случае саиты это не самое слабое место и не оно определяет ресурс, чаще это зависшие и иногда оборванные клапана. Так саиты и возвращают по гарантии с полным отсутствие компрессии, причем пачками… ФЖ-20 очень критична к зазору в клапанах. А он по началу уплывает очень сильно и если снять крышки с клапанов - то обнаруживается что они сухие. Хотя в варианте калилки там всегда маслянно.
А что вам так “уперлось” в шатун?
Дмитрий, да не уперся мне той шатун.
Вопрос в том, что уже наверное года полтора народ юзает бензиновые Саитки. Уже как бы срок.
Поначалу, понятно, была эйфория, а сейчас? Довольны ли хозяева ресурсом? Не создают ли эти бензинки излишних хлопот?
Сейчас стою перед выбором, либо оплатить Эсприту FG-14, либо набрать запчастей на уже имеющиеся FA-82?
Если бы не аппетит 82-й калилки, а за день выжигаю канистру, не парился бы…
В FG-14 увидел альтернативу, с возможностью экономии на горючке. Осталось только заручиться поддержкой коллег, на самом ли деле с ней так всё клёво?
и если снять крышки с клапанов - то обнаруживается что они сухие. Хотя в варианте калилки там всегда маслянно.
А что значит “сухие”? Прям совсем без следов масла? Я после первого часа-полутора снял крышки - пара капель масла в них была. Это все равно “сухо”? Правда перед обкаткой я лил на штоки клапанов и в трубки толкателей немного масла. Не знаю, может это еще оно не выветрилось… В принципе если что можно раз в час-два работы и подливать, за одно зазоры в клапанах проверять. Если задолбает - тада штуцера врезать.
А что значит “сухие”? Прям совсем без следов масла? Я после первого часа-полутора снял крышки - пара капель масла в них была. Это все равно “сухо”? Правда перед обкаткой я лил на штоки клапанов и в трубки толкателей немного масла. Не знаю, может это еще оно не выветрилось… В принципе если что можно раз в час-два работы и подливать, за одно зазоры в клапанах проверять. Если задолбает - тада штуцера врезать.
Я так и делаю - “подливаю масло”, без этого не обнаруживал никаких капель масла…
Из своего опыта могу сказать, что Бензиновую Саиту нужно брать в том случае, если “понты дороже денег”. Лично я так и брал. Но все же, в итоге захотелось иметь еще и хороший двигатель. Поэтому пришлось отлистать денег на доводку. Такие малокалиберные саиты народ берет только потому что нет альтернативы в 4Т бензине, а хочется условно дешевой эксплуатации - никакой эйфории.
На вашем месте я бы не брал ФЖ-14.
Осталось только заручиться поддержкой коллег, на самом ли деле с ней так всё клёво?
а хочется условно дешевой эксплуатации - никакой эйфории. На вашем месте я бы не брал ФЖ-14.
Вот смотрите. За полетный день, расходую Саитой 82 галлон горючки. Полетать хотя бы пару раз в месяц - 2 канистры = 3 000руб = 100S
Стоимость FA-82 - 300S, Стоимость FG-14 - 400S. В самом плохом сценарии, за месяц разница окупается.
Ставить FG-14 планирую на Декатлон. Рекомендуемый полетный вес 2900 гр.
Сейчас он у меня собран с FA-82, на оригинальной SAITO мотораме под бензин. Изделие в сборе 2700гр. и еще есть резервы облегчить граммов на 150 - 200.
Т.е. поменяв FA-82 на FG-14, не думаю что получу превышение полетного веса. Добавятся всего то, модуль зажигания со своей батарейкой и датчик Холла. Сервы те же, бак вдвое меньший.
В чем тогда подвох?
В чем тогда подвох?
Ну дык в тяге то потеряете … бензинка того же объема будет послабее калилки, а вот вес наберете однозначно. IMHO
бензинка того же объема будет послабее калилки
Пару лет назад уже задавался этим вопросом на форуме. Тогда Эсприт собирал предоплату за еще не поступившую FG-14, “клялся”, что мощность ее, будет равной FA-82-й. Сейчас признано, что соответствие по мощности-моменту выходит с 72й.
Тем не менее, уж если Декатлон заточен под 0.50 4-тактник, бензиновая Саитка должна его хорошо таскать.
Попутно вопрос, можно ли брать питание на искру от АКБ приемника?
Попутно вопрос, можно ли брать питание на искру от АКБ приемника?
Можно, но очень осторожно - слишком много оговорок, хоть в вашем случае это и оправдано.
Нужно быть на 100% уверенным в: исправности зажигания, надежности аппаратуры и бортового акка.
PS: рекомендовал бы не сразу делать общее питание, а вначале хорошенько протестировать в воздухе и на земле раздельное с контролем дальности.
Я не эксплуатировал ФЖ-14, но по ФЖ-20 могу сказать что крутит она как 15 кубовый 4Т, так что 72-й калильный аналог для ФЖ-14- это оптимистично, на мой взгляд. Свой второй двигатель я брал, по схеме Тушка Саито (благо есть варианты недорогие) + Перри + зажигание + свечи НЖК. К сожалению до зажигания от Бекера пока не дошло, но это пока что. Питать двигатель от батареи приемника НЕЛЬЗЯ.
И еще… Не все так оптимистично с бензином. С разных АЗС он разный - это раз. Масло это два. Нельзя богатить двигатель это три.
Хорошо!
Подскажите пожалуйста, что сразу заказать вместе с двигателем?
- Запасная свеча - понятно, надо.
- Модуль зажигания? Часто выходит из строя?
- Выключатель зажигания, подойдет ли обычный? Или нужен всенепременно kill-switch?
- Тяга на “газ”, можно ли металл, карбон?
- Может еще что нужно…?
И вот еще, не дает ли помех зажигалка на приемник 40МГц?
Я собрал КилСвич по схеме с этого сайта.
Не знаю насчет надежности модуля зажигания от саито, но брать запасной это лишнее, если сгорит, то будет возможность перейти на лучшее…
Рулевую машинку на газ я запитал через развязку КилСвича от батареи зажигания.
Тягу на газ в стандарте - диэлектрик.
На 40 МГц помех не наблюдается, но у саиты проблемы с контактом свечного колпачка и экрана высоковольтного провода, что потенциально опасно.
Ну дык в тяге то потеряете … бензинка того же объема будет послабее калилки, а вот вес наберете однозначно. IMHO
Да ладно, куды ему столько тяги? Бизинка прикатается, 3,5 кило наверное выдаст - не ужель мало для самолета менее 3 кг? У меня вон шамоль 3,600-3,700 носился (…) как торпеда с нагрузкой под 90 гр. Да, вы часто на макс. оборотах летаете? Этот мотор для класса мелких самолетов - до 3,5-4 кг с неочень длинным носом, там весь вес собирается у моторного шпангоута - бак, зажигалка. К тому же более мощный бизиныч для таких самолетиков будет уже черезчур - наверняк растрясет, хотя, по правде говоря, мой экземпляр по вибрациям помягче калильного аналога.
14-я сайка - это самый легкий и мелкий бизиныч - хороша для тех, кому не подходят модели больших размеров. У меня, например, нет места ни дома ни в машине (хоть и не жигуль), чтобы хранить (4-5 штук) или возить что-то больше 50-го размера. Понты здесь ни при чем - дайте ASP такого же или меньшего веса, такой же или большей мощности (да ладно, можно чуток и послабже) - возьму ASP. Хотя я и не отрицаю Saito - это еще и красивый, аккуратно сделанный мотор, металлурги в саите постарались, а иначе никак: “продвинутый” (а 4Т - звучит продвинуто 😃 ), но плохо сделанный мотор никому не нужен, тем более за 400$, а дешевле он самой саите не нужен. Калильное топливо не просто дорого, его зачастую проблемно достать - в моем случае, ближайшее место за 300 км. Хотя все относительно, т.е. относительно доходов, лет пять назад я бы не раскатывал губу на саиту, а мучился бы с добыванием калильного топлива (так и было - если удача, то литров 20-40 перехватишь у спортсменов и экономишь потом сезон-два).
По доп. опциям очень рекомендуется мягкий патрубок на выхлоп и адаптер к нему под 90 градусов. Знакомый спортсмен (F2D) сразу сказал, что глушак с рычагом (патрубком) - принципиально неправильное решение, при всем уважении к саите (хотя для него она совсем не аффторитет) так не делается - много весу на длинном рычаге так и просит, чтобы его выломали из цилиндра. Попрошу может его точнуть глушитель (у них на бой вообще невесомые делают). К тому же и мазуту от самолета отводить будет легче. Возьмите еще прокладок пару-тройку комплектов, хотя также было сказано, что проще и правильней вырезать их из алюминиевой фольги (есть у нас рулон фольги типа, как раньше при советах на крышках для бутылок молока использовалась). Прокладки пригодятся, когда будете цилиндр снимать для чистки клапанов, как минимум после обкатки придется, а может и по завершению сезона не помешает. На свечек деньгов не пожалейте, а то если что ждать потом 2-3 недели. На обкатке засрать свечу - как два пальца об асфальт. А с плохой свечой этот мотор работает плохо. Я бы пару свечей взял дополнительно - если этот запас не остановит полеты, пока новый заказ для пополнения запаса придет. Кстати недоступность запчастей и свечей для саит в Москве - большой, жирный минус.
Я с килл-свитчем пока не заморачивался, но если что на том же есприте вроде был “battle switch” - нормальная рэлюха (т.е. изолирована от приемника), летала у меня раньше зимой на подогреве свечи на 82-й саите, может как-нить прикручу. Тяга стоит металлическая, на футабе 2,4 помех не было. А с чего они будут? Качалка на моторе и на серве - диэлектрик, у самой сервы шестерни пластиковые.
Я бы пару свечей взял дополнительно
Свечи (марку не знаю) взять там же, на Эсприте? Или где в другом месте заказать, более надежную?
Свечи (марку не знаю) взять там же, на Эсприте? Или где в другом месте заказать, более надежную?
А какая у них марка… Они чисто саитовские… Саито проигнорировали стандарт для этого размера и выпендрились по своему, так что альтернативы нет. Я свою первую сайку, к стати, брал через амокс.
Я смотрю все “богатят” смесь при обкатке. Я тоже на эти грабли наступал - намучился по неопытности. При обкатке лучше душить мотор дросселем, а не заливать его бензином, в противном случае, чистка вам гарантирована.
При обкатке лучше душить мотор дросселем,
Т.е. держать прикрытой заслонку?
По поступлению двигателя, перед его обкаткой, я обращусь (если не возражаете) к Вам с вопросом, как это сделать по-людски.
И вот еще, в догонку. Вы свою FG-20 еще не разбирали? Поршень-цилиндр-шатун у нее свои или FA-125?
Ведь чем то они (FG-14, FG-20) должны отличаться от своих калильных собратьев?
А какая у них марка… Они чисто саитовские… Саито проигнорировали стандарт для этого размера и выпендрились по своему
Гы гы по странному стечению абстоятельств диаметр резьбы на них как у калильной свечи 😃 - может где-нибудь пригодится, так что для кого-то это не баг а фича - просто стандарт до этого пока не додумался 😃
Мотор и причиндалы наверняка много где продают, официальный диллер в штатах - Horizonhobby - в Россию не шлет, я пока юзал Esprit (мотор) и сейчас Amocs (запчасти, раньше через них еще несколько заказов проходило). У амокса кстати все на доллар-два… дешевле получается.
Насчет забогащения на обкатке. Ничего я не забогащал - час он практически на холостых работал (2,5 тыс. оборотов) - закрытием заслонки конечно, потом небольшие перегазовки до максимальных, которые при этом сразу были выставлены по инструкции: пик минус 300 оборотов (забогатить на 2-3 щелчка) в итоге около 9 тыс. оборотов на APC 14x6. Но этого хватило чтобы засрать камеру и клапана коксом (масло Motul 710), а стенд и самолет - мазутой. Что поделаешь, видимо так задумано от природы - иглу малого газа на заводе специально выставляют на большое забогащение (по инструкции) и не рекомендуют ее крутить до завершения обкатки (в мануале 40 минут). Правда дроссель при этих 2,5 тыс. холостых оборотов был открыт чуть ли не на половину - при дальнейшем закрытии разумеется мотор через чур переобогащался (начинался диапазон, за который отвечает игла малого газа) и глох. Так что холостые были итак на грани воспламенимости забогащенной смеси. В инструкции четко дают понять цель обкатки - приработка шатуна и забогащение (как и вообще повышенное содержание масла 1:20) необходимо прежде всего ему, а не кольцу или цилиндру. Правда первую свечку я таким макаром убил (кокс), может обкатывал неправильно, может ганял в таком режиме больше положенного - около 3 часов (40 минут в воздухе), а может Motul был из неправильных кокосов сделван. Если б катал мотор еще раз, то ограничился бы богатым режимом на 30-40 минут (по инструкции) и, наверное, другим маслом, потом бы забеднил до нормальной рабочей смеси и еще бы покатал с часок с перегазовками - и в небо. Кстати, после выставление игл в нормальное рабочее положение, мазуты на самолете стало гораздо меньше, до этого вообще слоем покрывала окресности глушителя.
Искровые свечи с резьбой “как у калилок” стары как мир, а саито выпендрилось и свояло свой высоковольтный электрод. Оно и понятно. Свеча в стандарте 7-12 баксов стоит, а соито в два раза (как минимум) дороже.
Я разбирал саиту - никаких отличий от калилки в области шатуна. Более того в каталоге запчастей номера на шатун ФА и ФЖ совпадают.
никаких отличий от калилки в области шатуна.
Вот и ладненько! Поршень - цилиндр, возможно так же совпадают с калилкой. Посмотрим. Хотя, думается что навряд ли Саито оставили прежнюю степень сжатия, что для бензо, что для метанола.
Искровые свечи с резьбой “как у калилок” стары как мир, а саито выпендрилось и свояло свой высоковольтный электрод. Оно и понятно. Свеча в стандарте 7-12 баксов стоит, а соито в два раза (как минимум) дороже.
Нда?! А другие свечки с такой резьбой подойдут этому мотору? Не подскажите пару вариантов на всяк случай, может попробую, а то я с дуру заказал 4 фирменных свечи (по $20,51), наверное, зря. А чем так отличается их “высоковольтный” электрод? В смысле он спецом под их зажигалку сделан и простая стандартная свеча с ней работать не будет?
Я вот тут задумался насчет мягких патрубков выхлопа для саиты. В заказе приедет патрубок, рекомендованный horizonhobby SAI65142, есть еще патрубок с давлением, рекомендованный saito-engines.info - SAI182TD1112 с отводом давления (хочу в будущем использовать для дым-системы). Оба варианта работают с коленом под 90 град (я взял SAI65140). Все вроде правильно, но, во-первых, нигде не указана длина патрубков 😦 , во-вторых есть еще 2 варианта (с давлением) уже с коленом: SAI450R3D1112 и SAI450R3D1113. Как бы узнать они подойдут по резьбе и сочленению (упору?) фланца к FG-14B?