Необходимая и достаточная обкатка Saito FG-14B
Я же писал, наоборот после переборки (чистка сажи-кокса) компрессия только увеличивалась, может из-за масла, наносимого при сборке. Сейчас после полетов компрессия как у нормального компрессионного двигателя - ну, может немного по слабже, чем у нового комода (помню по памяти). Так что время от времени полезно вынимать и чистить клапана - хуже им от этого точно не будет. А вот если не чистить, тогда кокс может наоборот снизить компрессию. Только прокладу надо правильную делать (я использовал алюмний), оригинальные одноразовые - слишком дорогое удовольствие.
Холостые для земли (Idle-down) выставил 2000 - неуверенно но держит, для полета - 2300-2500 (надежно). Можно было б и до 1700 опустить для земли, но на них режим пока совсем неуверенный - есть риск заглохнуть в течение минуты.
время от времени полезно вынимать и чистить клапана - хуже им от этого точно не будет
Я почему спросил, - когда на калилках чистил клапана, их приходилось после этого по новой притирать. Сами не “прихлопывались”, пропускали.
Правда и наработка у движков была уже приличная.
Сейчас после полетов компрессия как у нормального компрессионного двигателя
Это и хотелось услышать. Как “после полетов”.
Так что - Спасибо!
А как вы их на калилках чистили? Я оттирал нашатырным спиртом и карб клинером - отлично все отоходит. Только шток выпускного клапана пришлось немного поскрести.
Вчерась дрыгун заглох на перегазовке при проходе над полосой - забеднился на второй половине бака. Все-таки мне не нравится его режим до 5 тыс. оборотов - надо беднить, но тогда не будет перегазовок. Видимо придется переделывать фюз - бак ставить у моторного шпангоута или помпу подключать 😦
Если собирать бак как по схеме на рисунке, то очевидно в инвертном полете и на эволюциях топливо будет понемногу вытекать.
На дренажный вывод одевается длинная трубка, выкладывается вокруг бака большой петлей (каждый как ему нравиться) и кончик выводиться в низ самолета, чтобы при заправке выливалось на землю. Ес-но заправлять самолет надо в прямом его положении (не в перевернутом). При эволюциях в воздухе если что и затечет в трубку - наружу не попадет.
Если у бака будет всего две трубки, то придется еще мудрить заправочный тройник-клапан на питающую тубку, а это вредно - риск подсоса воздуха, ну и фильтр-погремушку забивает. Если в баке 3 трубки (отдельная для заправки) тогда почему бы не использовать заправочную трубку как дренажную для обратного полета? Трубки ведь все равно проложены. В общем кому как а я летаю с двумя дренажными трубками - никаких проблем нет, петель не требуется, а универсальность добавилась - заправлять можно в любом положении.
Петли нужны в любом случае. Заправочная - удобно с простым грузиком. А две или три - ИМХО три.
Да на кой они там? Разве что на боку чтобы палево не текло, но я пока такого особо не замечал, да и редко самолет бывает на боку. Я пока летаю с таким баком - проблем нет ни в прямом, ни обратном полете. Синяя - заправочная и/или обратка, зеленая - дренаж.
Сегодня ветрено, так что вместо полетов строил движок с помпой (вибро от Perry). Родную подкачку саиты пока не стал убирать - дрыгун снимать для этого надо. Просто поставил перед штуцером карба выносную иглу от Perry (в комплекте с дым системой идет или отдельно). Закрыл ее так, чтобы на максимальных дальнейшее закрытие приводило к забеднению движка. Кстати с ней можно более тонко регулировать - у большой иглы на карбе дискретность больше. Перед иглой - обратка в заправочную трубку. В итоге не зависимо от уровня в баке и его удаленности на штуцере карба всегда есть топляк в необходимом количестве и без избыточного давления помпы на карб при резком открытии дросселя - при все желании больше, чем нужно не впрыснет. Настройки самого карба остались практически без изменений относительно конфигурации без помпы. На земле все режимы уверенные без излишнего забогащения (двиг не стучит, не стрекочет), но моментальной перегазовкой (пинком стика) движок лучше не дергать - при чрезмерном фанатизме заглохнет, чуть плавнее - газуется нормально. Дальше богатить холостые не хотца. Оставлю пока так, в воздухе потестим там видно будет. Может с более легким деревянным винтом раскручиваться будет легче - бодрее.
Я оттирал нашатырным спиртом и карб клинером - отлично все отоходит.
Ацетоном и так же очистителем карбюратора. Плющил зубочистки и обдирал нагар ими. Если дня на три замочить, очень хорошо отходит, становится мягкий, как графит.
Ну не считая штока выхлопного клапана, он в принципе итак был мягким, может просто у меня его не так много накопилось, чтобы его прям откалупывать. После первой переборки и дальнейшего забеднения смеси он вообще просто тряпкой вытерся без усилий. Нашатырь мне посоветывал наш местный боец F2D - мне понравилось, тока воняет очень, но сажу растворяет хорошо. Не знаю правда можно ли в нем замачивать метал - съест его или нет?
Миниатюры
Вот такой бачек я и хочу под бензинку сделать. На калилках у меня такие же. Зеленая - наддув, синяя заправка.
Иногда конец заправочной трубки ориентирую в правое или левое нижнее ребро бака. Так с наклоном, бак опустошается вплоть до 1 сс.
Аналогично - не стал обрезать заправочную трубку (люминевая шла вместе с баком) - просто загнал ее по диаганали к нижнему ребру бака. Раньше я их еще ориентировал на встречу потоку, но в этот раз пока не стал делать - на стенде если дренаж повернуть на поток - мотор богатился. Боюсь режимы на земле и в полете могут быть разными - в полете наддува может быть больше, поэтому пока оставил вывод вертикально.
Да, по объему: я за 25 минут средних оборотов с нечастыми перегазовками до максимальных съедаю пол бака объеом 240 мл. Дрыгун пока не доказал своей абсолютной надежности - тестим разные режимы, поэтому в основном обороты средние, с подгазовкой на восходящих участках траектории. Полеты пока без выкрутасов. Дальше скоее всего поставлю 190 или даже 160-140 мл - должно хватать.
Дрыгун пока не доказал своей абсолютной надежности
Может еще не прикатался? На РЦГрупсе и Юнивеси пишут тоже самое. Мол движок начинает радовать только после 3 - 4 часов обкатки. Не знаю, верить ли…
Он у меня уже столько отработал, так что это не тот случай. Я больше думаю на бак, установленный за 20 см от штуцера, + 7-8 см трубка внутри бака.
Да и вообще-то режимы при правильной установке игл сразу встали на место - не заметил изменний по времени. Так что более 2 часов, ИМХО, там нечего катать
Пришла посылочка, ура!
Что нового, - в комплекте свечной ключ-трубочка. Очень удобно.
Зажигание - “INPUT 4,8V - 9V DC 500 mA H”
Сегодня часика 3 покатал свою FG-14.
Горючку отстоял, процедил через фильтр для инжекторов. В бак бросил оригинальный сайтовский - губка. Магистральный ХАН-143 не ставил. Масло Мотюль - 800.
Завелась с одного пинка. 40 минут покатал на богатой смеси, потом заменил свечу - отстроил. Максимум с МАС 14х6 выдает 9800, холостые 1900. По малой игле, ровно как и по большой, настраивается очень легко. Где то на 3000 тыс. начинаю потихоньку (малой) беднить, обороты растут. Потом плюс-минус по 1/4, 1/8 оборота подогнал прогазовки.
Чередуя режимы сжег еще два с половиной 270сс бачка.
Моторчик очень порадовал. По сравнению с калилками - совсем другой “Класс!”
Обкаточная свечка, вполне еще рабочая. Уже отмыл, прокалил над конфоркой, проверил.
Теперь вопрос, как разместить модуль зажигания на этой модели? На мотошпангоуте он не умещается. Вот ее фотка “в девичестве”. Может кто - что присоветует.
Интересной оказалась конструкция моторамы из комплекта. При установке движка, зазор между карбюратором и плоскостью крепления моторамы получается всего 1 - 1.5 мм. Для чего? При сильных вибрациях, уверен, карб будет молотить по шпангоуту. На обкаточном стенде подложил дистанционные шайбы.
Так же некоторое недоумение вызывает провод высокого напряжения. Уж лишку длинный, а угольничек свечи ну совсем хрупкий. Так бы и обрезал, пропустил через файерволл, да боюсь потом не соберу воедино.
Поздравляю!
По инструкции между карбом и моторным шпангоутом нужно оставлять хотя бы 2 мм - там небольшое отверстие, которое должно дышать сводобно. Так что возможно шайбы понадобятся и на модели. Насчет провода зажигания я бы тоже не стал его резать, к тому же центровка у меня передняя, так что зажигание задвинул подальше. Если мне склероз не изменяет на зажигании было 4,8-6В, а не 4,8-9.
Вчерась отлетал литр на моей саите. Работает преемлимо (с помпой), особенно в диапазоне 0-25% и 40-100%. Без фанатизма 240мл хватает на 40 мин. и еще остается где-то 1/5. На земле все режимы гут, а в воздухе низы здорово забедняются - пришлось забогатить. Изолятор свечи светло коричневый. Пока так оставлю. Летаю пока настороже, боюсь сбрасывать тягу до 24-40% - работает с перебоями, но вроде устойчиво (не глохнет). Из-за этого очкованно делать штопор - если что без обдува может и не выйти, уже был случай.
Если мне склероз не изменяет на зажигании было 4,8-6В, а не 4,8-9. Вчерась отлетал литр на моей саите. Работает преемлимо (с помпой),
Спасибо Сергей! Очень рад, что не смотря ни на что, ты этим движком оказался доволен!
А зажигание, - да, до 9 Вольт. И емкость вполовину снизили. Специально сфоткал модуль, но не видно наклейки 9V.
По размещению зажигалки в фюзе. Сколько нужно “соблюдать дистанцию” до ближайшей серво и до приемника?
рад, что не смотря ни на что, ты этим движком оказался доволен!
Да в общем то двигатель как двигатель, ничего особенного, недоволства не было, безумного восторга - тоже, а настороженность она к любому новому движку есть, пока он не докажет свою надежность - хоть саита, хоть МДС.
Сколько нужно “соблюдать дистанцию” до ближайшей серво и до приемника?
Первый раз имею дело с бизинкой, у меня до ближайшей сервы (газулька) сантиметров 10, до приемника 15-17. Думацца, для этого движка критична установка бака - максимально близко к карбу и по уровню распылителя. Проверить пока не могу, фюз переделывать не хотца, проще помпу прикрутить.
На сегодня откатал в общей сложности 5 бачков. Возник вопрос о правильной регулировке двигателя.
В частности хотелось бы узнать, как вы воспринимаете следующую фразу из мануала:
“The engine produces the maximum output when the engine is running at about 8,500–9,200 ground rpm for the FG-14B and 8,300–9,000 ground rpm for the FG-20.”
И далее в спецификации:
"Benchmark Propeller: APC 14 x 6 @ 9,300 rpm. Practical Ground RPM Range: 1,700–9,500"
Как все таки регулировать?
-
Беднить только до такой степени, чтобы максимум на земле, с винтом 14х6, при полностью открытой заслонке , не уходил за 9200 - 9500?
-
Или же найти пик оборотов, какой бы ни был (хоть 11 000 с гаком), и от него забогатить до падения на 250 - 300 rpm. Затем ограничить ход газа так чтобы обороты не превышали 9500.
В общем дело новое, одни сомнения и компромиссы. С одной стороны опасаюсь лишнего забеднить и пойдет быстрый износ моторки, с другой - обогатишь через край и закидает сажей свечу да клапана.
Очень забавно про эти литры читать. Из интереса попробовал “обкатать” новый бензиновый авиа мотор, протарахтел несколько часов, сжег 400мл, за*ал соседей на даче. Плюнул и перешел к обычной эксплуатации. До этого обширный опыт с авто моделями на бензине, там везде и всегда в мануале строго “пол часа не дрючить, потом еще немного дрючить в меру и дальше ни в чем себе не отказывать”. 26сс китайский моторчик(без всякой обкатки) с резонансной трубой и мощностью около 4+л.с. при 12-14тыс. об, прошел порядка 90 часов погибнув не своей смертью. После замены поршневой на более продвинутую обороты еще запредельнее, но все так же износа ноль. Это при принудительном охлаждении, вопреки самолетному “вентилятору”.
Сдается мне, что литры и галлоны бензина, пропущенные через привинченный к дачной табуретке на даче мотор, кроме как раздражения для соседей, никакой больше пользы не приносят. Максимум пол часа на 2Т минералке из любых запчастей и дальше в небо на синтетике.
Я хоть и не сторонник гонять их часами на земле, но все же считаю разумным следовать хотя бы инструкции производителя (“хотя бы” потому что из опыта коллег с другими брендовыми и небрендовыми моторками как правило следует катать часами на земле). Тот китайский моторчик поди не 400+ баксов стоил? Я бы мож тоже не заморачивался по нему.
Не все моторы одинаковы - конструкция разная (например, у мелкой саиты не то, что игольчатого подшипника, обычной втулки в шатуне нет), материалы и технологии разные (интересно почему черные комоды работали лучше “кооперативных”?). Например, саита подчеркивает, что обкатка ей нужна прежде всего для приработки шатуна к мотылю, эти же обусловлено повышенное содержание масла на протяжении всей эксплуатации (1:20). И ни в коем случае не минералки - думаю инженеры саиты неглупее нас будут, раз настойчиво рекомендуют использовать ТОЛЬКО высококачественную синтетику (про быструю притирку на минералке в курсе). Кольцо на поршне само постепенно притрется, а вот для шатуна нельзя пропускать этап обкатки - а то худо будет (прям так и предупреждают в мануале). Я, заплатив не мелкие деньги за моторку, предпочитаю уважить инструкцию. Хотя опять таки по ней более 40 минут катать не обязательно, но у меня получилось больше чиста из спортивного интереса - потестить разные настройки, перегазовки, помпы, первые 10 полетов (а они у меня по 15-30 минут) тоже по сути тестовые (в воздухе режимы заметно меняются - тонкая подстройка игл + помпы надо попробовать). Так постепенно и получилось несколько часов для ввода мотора в эксплуатацию.
Для Алексея: посмотри с каким именно винтом 14х6 приведены обороты в инструкции. Если мне склероз не изменят говорилось типа APC 14x6. С MAS обороты на пару-тройку сотен могут и отличаться. По настройкам у меня получалось порядка 9300-9500 на APC 14x6. Делал по инстркции - закрывал большую иглу, пока пик не пройду, возвращался к пику и от этого значения забогащал на 300 оборотов. Потом делал еще проще - раз пик примерно известен (9500-9300), сразу при первом признаке переобеднения открывал иглу пока не упадут обороты до 9000, так и оставлял - мне пока больше не нужно.
Далее отстраивал малую иглу так, чтобы на средних и малых (но не холостых), с одной стороны, мотор сильно не стучал (по треску чувствуется забогащенность), а при пережатии кембрика не проявлялась значительная раскрутка мотора (делал так, чтобы мотор снижал обороты после некоторой задержки!), на холостых раскрутка допускалась. С другой стороны, при относительно быстром (но не пинком) открытии дросселя мотор без долгих размышлений выходил на макс. обороты (если думает - залит - закрываем малую иглу, в крайнем случае можем на 1-2 щелчка прикрыть большую). Если при этом получается провал с попыткой заглохнуть - малая игла слишком закрыта, мотор бедный (аналогично - октрываем малую и/или большую иглу [на 1-2 щелчка]). В итоге на стенде добился сизоватого/белесого цвета изолятора свечи (скорее всего свидетельствует о бедной смеси).
После установки мотора на самолет (бак удален на 20 см от мотора), сразу проявилась забедненность, перегазовки вообще не получались, даже нерезкие - не стал взлетать, пока не забогатил малой иглой до более менее надежной перегазовки. При этом может портебоваться и большую иглу открыть-прикрыть на один шелчок (например, для нормальной перегазовки требуется забогатить малую иглу так, что мотор залит на холостых средних - треск, вместо этого можно на один шелчок приоткрыть большую иглу, а малую закрыть, чтобы хотя бы треска не было - один-два шелчка большой иглы может и не проявиться на макс. оборотах, зато перегазовка улучшится). Потом еще забогатил малую иглу в несколько приемов где-то в итоге на 1/2 оборота, когда в воздухе на средних режимах мотор работал с прострелами/перебоями - научился уже узнавать забедненный режим.
В итоге изолятор свечи теперь несильно тёмно-коричневого цвета (как молочный шеколад), пока оставил так (вроде как так и должно быть). Резко (пинком) все равно не рискую газовать - может заглохнуть, но в полете это в принципе пока не нужно было, да и привычки такой еще со времен советских калилок нету - с газулькой обращаюсь очень деликатно, и ухо постоянно настроено на мотор. Думаю можно добиться совсем идеального режима, но мне на тестовом самолете нет смысла этим заниматься, а на основном самолете бак стоит в непосредственной близостки к мотору, так что, думаю, там не будет проблем с режимами, к тому же этот чижеленный APC наверное заменю на деревянный в 2 раза легче (40 гр. кажись) - тогда раскручиваться будет повеселее (надеюсь устойчивость холостых несильно ухудшится).
Подытожу: максимальные обороты выставляем по инструкции (пик - 300 оборотов), малую иглу выставляем по совокупности признаков нормальной смеси - устойчивые малые и средние обороты, надежные быстрые (без фанатизма) перегазовки, коричневый цвет изолятора свечи.
P.S. кстати я таки разместил заказ на масло Evolution в toyhobby.ru, вроде как собираются общий заказ магазина отправлять за бугор 21.09, придет в середине-конце ноября. Если кому надо - не пропускайте момент.