Необходимая и достаточная обкатка Saito FG-14B
Я оттирал нашатырным спиртом и карб клинером - отлично все отоходит.
Ацетоном и так же очистителем карбюратора. Плющил зубочистки и обдирал нагар ими. Если дня на три замочить, очень хорошо отходит, становится мягкий, как графит.
Ну не считая штока выхлопного клапана, он в принципе итак был мягким, может просто у меня его не так много накопилось, чтобы его прям откалупывать. После первой переборки и дальнейшего забеднения смеси он вообще просто тряпкой вытерся без усилий. Нашатырь мне посоветывал наш местный боец F2D - мне понравилось, тока воняет очень, но сажу растворяет хорошо. Не знаю правда можно ли в нем замачивать метал - съест его или нет?
Миниатюры
Вот такой бачек я и хочу под бензинку сделать. На калилках у меня такие же. Зеленая - наддув, синяя заправка.
Иногда конец заправочной трубки ориентирую в правое или левое нижнее ребро бака. Так с наклоном, бак опустошается вплоть до 1 сс.
Аналогично - не стал обрезать заправочную трубку (люминевая шла вместе с баком) - просто загнал ее по диаганали к нижнему ребру бака. Раньше я их еще ориентировал на встречу потоку, но в этот раз пока не стал делать - на стенде если дренаж повернуть на поток - мотор богатился. Боюсь режимы на земле и в полете могут быть разными - в полете наддува может быть больше, поэтому пока оставил вывод вертикально.
Да, по объему: я за 25 минут средних оборотов с нечастыми перегазовками до максимальных съедаю пол бака объеом 240 мл. Дрыгун пока не доказал своей абсолютной надежности - тестим разные режимы, поэтому в основном обороты средние, с подгазовкой на восходящих участках траектории. Полеты пока без выкрутасов. Дальше скоее всего поставлю 190 или даже 160-140 мл - должно хватать.
Дрыгун пока не доказал своей абсолютной надежности
Может еще не прикатался? На РЦГрупсе и Юнивеси пишут тоже самое. Мол движок начинает радовать только после 3 - 4 часов обкатки. Не знаю, верить ли…
Он у меня уже столько отработал, так что это не тот случай. Я больше думаю на бак, установленный за 20 см от штуцера, + 7-8 см трубка внутри бака.
Да и вообще-то режимы при правильной установке игл сразу встали на место - не заметил изменний по времени. Так что более 2 часов, ИМХО, там нечего катать
Пришла посылочка, ура!
Что нового, - в комплекте свечной ключ-трубочка. Очень удобно.
Зажигание - “INPUT 4,8V - 9V DC 500 mA H”
Сегодня часика 3 покатал свою FG-14.
Горючку отстоял, процедил через фильтр для инжекторов. В бак бросил оригинальный сайтовский - губка. Магистральный ХАН-143 не ставил. Масло Мотюль - 800.
Завелась с одного пинка. 40 минут покатал на богатой смеси, потом заменил свечу - отстроил. Максимум с МАС 14х6 выдает 9800, холостые 1900. По малой игле, ровно как и по большой, настраивается очень легко. Где то на 3000 тыс. начинаю потихоньку (малой) беднить, обороты растут. Потом плюс-минус по 1/4, 1/8 оборота подогнал прогазовки.
Чередуя режимы сжег еще два с половиной 270сс бачка.
Моторчик очень порадовал. По сравнению с калилками - совсем другой “Класс!”
Обкаточная свечка, вполне еще рабочая. Уже отмыл, прокалил над конфоркой, проверил.
Теперь вопрос, как разместить модуль зажигания на этой модели? На мотошпангоуте он не умещается. Вот ее фотка “в девичестве”. Может кто - что присоветует.
Интересной оказалась конструкция моторамы из комплекта. При установке движка, зазор между карбюратором и плоскостью крепления моторамы получается всего 1 - 1.5 мм. Для чего? При сильных вибрациях, уверен, карб будет молотить по шпангоуту. На обкаточном стенде подложил дистанционные шайбы.
Так же некоторое недоумение вызывает провод высокого напряжения. Уж лишку длинный, а угольничек свечи ну совсем хрупкий. Так бы и обрезал, пропустил через файерволл, да боюсь потом не соберу воедино.
Поздравляю!
По инструкции между карбом и моторным шпангоутом нужно оставлять хотя бы 2 мм - там небольшое отверстие, которое должно дышать сводобно. Так что возможно шайбы понадобятся и на модели. Насчет провода зажигания я бы тоже не стал его резать, к тому же центровка у меня передняя, так что зажигание задвинул подальше. Если мне склероз не изменяет на зажигании было 4,8-6В, а не 4,8-9.
Вчерась отлетал литр на моей саите. Работает преемлимо (с помпой), особенно в диапазоне 0-25% и 40-100%. Без фанатизма 240мл хватает на 40 мин. и еще остается где-то 1/5. На земле все режимы гут, а в воздухе низы здорово забедняются - пришлось забогатить. Изолятор свечи светло коричневый. Пока так оставлю. Летаю пока настороже, боюсь сбрасывать тягу до 24-40% - работает с перебоями, но вроде устойчиво (не глохнет). Из-за этого очкованно делать штопор - если что без обдува может и не выйти, уже был случай.
Если мне склероз не изменяет на зажигании было 4,8-6В, а не 4,8-9. Вчерась отлетал литр на моей саите. Работает преемлимо (с помпой),
Спасибо Сергей! Очень рад, что не смотря ни на что, ты этим движком оказался доволен!
А зажигание, - да, до 9 Вольт. И емкость вполовину снизили. Специально сфоткал модуль, но не видно наклейки 9V.
По размещению зажигалки в фюзе. Сколько нужно “соблюдать дистанцию” до ближайшей серво и до приемника?
рад, что не смотря ни на что, ты этим движком оказался доволен!
Да в общем то двигатель как двигатель, ничего особенного, недоволства не было, безумного восторга - тоже, а настороженность она к любому новому движку есть, пока он не докажет свою надежность - хоть саита, хоть МДС.
Сколько нужно “соблюдать дистанцию” до ближайшей серво и до приемника?
Первый раз имею дело с бизинкой, у меня до ближайшей сервы (газулька) сантиметров 10, до приемника 15-17. Думацца, для этого движка критична установка бака - максимально близко к карбу и по уровню распылителя. Проверить пока не могу, фюз переделывать не хотца, проще помпу прикрутить.
На сегодня откатал в общей сложности 5 бачков. Возник вопрос о правильной регулировке двигателя.
В частности хотелось бы узнать, как вы воспринимаете следующую фразу из мануала:
“The engine produces the maximum output when the engine is running at about 8,500–9,200 ground rpm for the FG-14B and 8,300–9,000 ground rpm for the FG-20.”
И далее в спецификации:
"Benchmark Propeller: APC 14 x 6 @ 9,300 rpm. Practical Ground RPM Range: 1,700–9,500"
Как все таки регулировать?
-
Беднить только до такой степени, чтобы максимум на земле, с винтом 14х6, при полностью открытой заслонке , не уходил за 9200 - 9500?
-
Или же найти пик оборотов, какой бы ни был (хоть 11 000 с гаком), и от него забогатить до падения на 250 - 300 rpm. Затем ограничить ход газа так чтобы обороты не превышали 9500.
В общем дело новое, одни сомнения и компромиссы. С одной стороны опасаюсь лишнего забеднить и пойдет быстрый износ моторки, с другой - обогатишь через край и закидает сажей свечу да клапана.
Очень забавно про эти литры читать. Из интереса попробовал “обкатать” новый бензиновый авиа мотор, протарахтел несколько часов, сжег 400мл, за*ал соседей на даче. Плюнул и перешел к обычной эксплуатации. До этого обширный опыт с авто моделями на бензине, там везде и всегда в мануале строго “пол часа не дрючить, потом еще немного дрючить в меру и дальше ни в чем себе не отказывать”. 26сс китайский моторчик(без всякой обкатки) с резонансной трубой и мощностью около 4+л.с. при 12-14тыс. об, прошел порядка 90 часов погибнув не своей смертью. После замены поршневой на более продвинутую обороты еще запредельнее, но все так же износа ноль. Это при принудительном охлаждении, вопреки самолетному “вентилятору”.
Сдается мне, что литры и галлоны бензина, пропущенные через привинченный к дачной табуретке на даче мотор, кроме как раздражения для соседей, никакой больше пользы не приносят. Максимум пол часа на 2Т минералке из любых запчастей и дальше в небо на синтетике.
Я хоть и не сторонник гонять их часами на земле, но все же считаю разумным следовать хотя бы инструкции производителя (“хотя бы” потому что из опыта коллег с другими брендовыми и небрендовыми моторками как правило следует катать часами на земле). Тот китайский моторчик поди не 400+ баксов стоил? Я бы мож тоже не заморачивался по нему.
Не все моторы одинаковы - конструкция разная (например, у мелкой саиты не то, что игольчатого подшипника, обычной втулки в шатуне нет), материалы и технологии разные (интересно почему черные комоды работали лучше “кооперативных”?). Например, саита подчеркивает, что обкатка ей нужна прежде всего для приработки шатуна к мотылю, эти же обусловлено повышенное содержание масла на протяжении всей эксплуатации (1:20). И ни в коем случае не минералки - думаю инженеры саиты неглупее нас будут, раз настойчиво рекомендуют использовать ТОЛЬКО высококачественную синтетику (про быструю притирку на минералке в курсе). Кольцо на поршне само постепенно притрется, а вот для шатуна нельзя пропускать этап обкатки - а то худо будет (прям так и предупреждают в мануале). Я, заплатив не мелкие деньги за моторку, предпочитаю уважить инструкцию. Хотя опять таки по ней более 40 минут катать не обязательно, но у меня получилось больше чиста из спортивного интереса - потестить разные настройки, перегазовки, помпы, первые 10 полетов (а они у меня по 15-30 минут) тоже по сути тестовые (в воздухе режимы заметно меняются - тонкая подстройка игл + помпы надо попробовать). Так постепенно и получилось несколько часов для ввода мотора в эксплуатацию.
Для Алексея: посмотри с каким именно винтом 14х6 приведены обороты в инструкции. Если мне склероз не изменят говорилось типа APC 14x6. С MAS обороты на пару-тройку сотен могут и отличаться. По настройкам у меня получалось порядка 9300-9500 на APC 14x6. Делал по инстркции - закрывал большую иглу, пока пик не пройду, возвращался к пику и от этого значения забогащал на 300 оборотов. Потом делал еще проще - раз пик примерно известен (9500-9300), сразу при первом признаке переобеднения открывал иглу пока не упадут обороты до 9000, так и оставлял - мне пока больше не нужно.
Далее отстраивал малую иглу так, чтобы на средних и малых (но не холостых), с одной стороны, мотор сильно не стучал (по треску чувствуется забогащенность), а при пережатии кембрика не проявлялась значительная раскрутка мотора (делал так, чтобы мотор снижал обороты после некоторой задержки!), на холостых раскрутка допускалась. С другой стороны, при относительно быстром (но не пинком) открытии дросселя мотор без долгих размышлений выходил на макс. обороты (если думает - залит - закрываем малую иглу, в крайнем случае можем на 1-2 щелчка прикрыть большую). Если при этом получается провал с попыткой заглохнуть - малая игла слишком закрыта, мотор бедный (аналогично - октрываем малую и/или большую иглу [на 1-2 щелчка]). В итоге на стенде добился сизоватого/белесого цвета изолятора свечи (скорее всего свидетельствует о бедной смеси).
После установки мотора на самолет (бак удален на 20 см от мотора), сразу проявилась забедненность, перегазовки вообще не получались, даже нерезкие - не стал взлетать, пока не забогатил малой иглой до более менее надежной перегазовки. При этом может портебоваться и большую иглу открыть-прикрыть на один шелчок (например, для нормальной перегазовки требуется забогатить малую иглу так, что мотор залит на холостых средних - треск, вместо этого можно на один шелчок приоткрыть большую иглу, а малую закрыть, чтобы хотя бы треска не было - один-два шелчка большой иглы может и не проявиться на макс. оборотах, зато перегазовка улучшится). Потом еще забогатил малую иглу в несколько приемов где-то в итоге на 1/2 оборота, когда в воздухе на средних режимах мотор работал с прострелами/перебоями - научился уже узнавать забедненный режим.
В итоге изолятор свечи теперь несильно тёмно-коричневого цвета (как молочный шеколад), пока оставил так (вроде как так и должно быть). Резко (пинком) все равно не рискую газовать - может заглохнуть, но в полете это в принципе пока не нужно было, да и привычки такой еще со времен советских калилок нету - с газулькой обращаюсь очень деликатно, и ухо постоянно настроено на мотор. Думаю можно добиться совсем идеального режима, но мне на тестовом самолете нет смысла этим заниматься, а на основном самолете бак стоит в непосредственной близостки к мотору, так что, думаю, там не будет проблем с режимами, к тому же этот чижеленный APC наверное заменю на деревянный в 2 раза легче (40 гр. кажись) - тогда раскручиваться будет повеселее (надеюсь устойчивость холостых несильно ухудшится).
Подытожу: максимальные обороты выставляем по инструкции (пик - 300 оборотов), малую иглу выставляем по совокупности признаков нормальной смеси - устойчивые малые и средние обороты, надежные быстрые (без фанатизма) перегазовки, коричневый цвет изолятора свечи.
P.S. кстати я таки разместил заказ на масло Evolution в toyhobby.ru, вроде как собираются общий заказ магазина отправлять за бугор 21.09, придет в середине-конце ноября. Если кому надо - не пропускайте момент.
Сергей, спасибо тебе за такие подробности!
Сегодня хотел полетать, да дождь помешал. Регулировал так же как и ты описываешь. Пик у моей с МАСом - 10100.
В воздухе будет раскручиваться сильнее. Так и оставил 9800. Не стал дальше богатить. Режимы становится уже не те.
При обогащении в пике 9000 - чувствуется, что движочек лишку богатый. Как ты и писал - даже по звуку.
кстати я таки разместил заказ на масло Evolution в toyhobby.ru
Я заказал с Ебая. По деньгам, включая доставку, вышло дешевле. А Тойхобби мне тоже говорили про конец ноября.
Нда, знал бы, что с еБая можно масло заказывать, тоже заказал бы. Ну да ладно, я пока мотюль буду пользовать. А мож тоже пару канистр с еБая закажу. Кинешь ссылку где ты заказывал?
Кинешь ссылку где ты заказывал?
Да вот например
Вариантов много.
Ну в принципе по ценнику почти то же самое с доставкой в ханты входило около 740 руб., здесь что-то около 716-720 руб. (смотря еще какой курс доллара). Хорошо только, что ждать столько не нужно. Интересно, а как они ухитряются жидкости почтой пересылать? Вам уже отправили?
Вам уже отправили?
Это же не топливо. Так же и шлют, как духи и дезодоранты. Мне отправили в конце прошлой недели.
по ценнику почти то же самое с доставкой в ханты входило около 740 руб
Я не помню точно, сколько с меня запросили переслать с Тойхобби в Нижний. 2 бутылки. Но ценник был атомный, поэтому и отказался. Само масло у них не дорогое.
Ну вот теперь бум знать. А по доставке Тойхобби в Ханты-Мансийск попросил 1640 за 6 баклашек по 273 руб за шт., получилось 465 + 273 = 738 руб. С еБая немного дешевле и быстрее, занал бы - сразу там заказал.
ЗЫ Спрашивал насчет доставки у AMOCS - отказались, грят не смогут выслать. Странно почта вроде одна.
занал бы - сразу там заказал.
В общем дошло за 12 дней. Ни как не заберу посылку на почте. Так и летаю на Мотюль 800. Спалил уже первый замес - 10 литров.
Снимал головку цилиндра. Нагара на поршне и в камере сгорания совсем нет. Есть какая то легкая смываемая “поволока”.
На выпускном клапане нагар был, но так, может слой в пол миллиметра.
Шток вып. клапана пробовал смазывать моторным маслом, стало хуже - закисает. Теперь каплей топливной смеси - все замечательно!
У меня, Сергей, к тебе вопрос - какой АКК у тебя стоит на зажигание? 750 mA*H, мне хватает всего на 3 - 4 полета. Потом двигатель не набирает обороты, начинаются “прострелы”, а холостые держит замечательные. Меняешь АКК - все нормально.
Есть подозрение, что зажигалка таки с глюком и потребляет большой ток, но пока не мерил. Нужно мастерить переходник, а пока не досуг.
Карбюратор тоже разбирал. Ничего страшного - пара мембран и четыре железочки. Ломаться там не чему. Главная и “встречная” иглы как на 82-й Саито. Все чисто. В магистрали фильтр не стоит, только в баке - родной Саитовский “войлочный”. Он же у меня за место грузика-питателя.
Высасывает досуха.
Зажигание у нас походу разное, помницца по напряжению были отличия (на моем написано 4,8-6В). Я подаю на него 4,95 от липольки 3S 1Ач через DC-DC конвертер. Вчерась где-то за 1:40 съелось 75%, ну за 2 часа наверное уйдет 80%.
Летаю пока на 710 мотюле, хотя это и неправильно. Закажу наверное себе тоже пару баклажек эволюшн на ебэе.
“Поволока” это что? Крупиц кокса нет внутри? Хорошо было бы фотку после вскырия сделать для ясности.
По штоку странно. Что значит “закисает”. Я в свое время мазал, проблем не замечал.