Доработка 4-х тактника Атлант-48

Ptera

Читаю с начала.Доработка станет тоже в копеечку.Не уложиться в цену новой ДА-шки!Наверное, доработанный мотор будет в разы лучше?

kim51

Не все в хобби меряется деньгами. А Иван Аркадьевич любит покапаться с моторами.

arkadievich
alekse:

Иван, удачи в сборке , серьезно . Шатун с такой нижней втулкой , запас по диаметру , там ход поршня можно миллиметров на 10 увеличить . Ну я не знаю прямо , вес шатуна и поршня чем меньше тем лучше , а тут шатун как от ГАЗ53. Вот шатун от ЗДЗ 50

Алексей, шатун штатный атлантовский и не очень тяжелый. Такая втулка получилась из-за того, что диаметр мотыля 9мм вместо 10мм - тогда можно было бы поставить штатный игольчатый подшипник НК1014. Тоже самое и с верхней втулкой - слегка не стандартный внешний диаметр.

Ptera:

Наберите в любом поисковике Desertaircraft и F50.Посмотрите, сравните.Стоит ли заморачиваться самостоятельной постройкой бензинового четырехтактника, чтобы сэкономить 899 долларов?

Если внимательно прочитать, то на указанном сайте написано, что моторчик этот тайваньский, а Десерт занимается только его продвижением и прочим, что с этим связано. Особыми характеристиками, на мой взгляд, этот мотор не блещет, конструкция - просто бензоверсия ОСовских моторов серии FS-120 (52, 91).

Ptera:

Наверное, доработанный мотор будет в разы лучше?

Возможно и не будет, но 899 долларов нынче почти 58.000,-- рублей (не считая транспорта, налогов и пр.), а Атлант новый стоил 10.000,–рублей… Не думаю, что тайваньский мотор в шесть раз лучше харьковского.

Ptera:

Стоит ли заморачиваться самостоятельной постройкой бензинового четырехтактника, чтобы сэкономить 899 долларов?

Вопрос этот философский - кому что по жизни надо. Однако изучив различные конструкции модельных моторов и покопавшись в их внутренностях, приобрел непреодолимое желание сделать отечественный 4т мотор объемом 50м3. Не знаю, удастся ли довести это начинание до логического завершения (по разным причинам и финансовым тоже) - пока только сделал прототип (картинку прилагаю), но это иная история.

Ptera:

Доработка станет тоже в копеечку.Не уложиться в цену новой ДА-шки!

Доработка конечно стоила, но в основном моего времени по выходным. Вновь изготовленных деталей практически нет, за небольшим исключением: вал вместо отрезанного (стоил 500р) и винт крепления пропеллера (200р). Да, и еще патрубки сделал из остатков кольмовских трубок и фланцев. Стоимость остального - доводка мотыля до состояния под втулку, втулки на шатун, прорезание ребер на головке - еще того же порядка. Так что до стоимости ДАшки сильно не дотягивает.

razinkov56
alekse:

решение проблемы со смазкой 4т

  • классическое решение со смазкой это масляное облако применимо в gx35
alekse
razinkov56:

применимо в gx35

Это самолетный мотор ?

arkadievich

Это классическое решение для бензокосилок, а не для авиамоторов.

Ясон
alekse:

решение проблемы со смазкой 4т

Это Вы про продувку через картер?

arkadievich

Если про продувка через картер - то это просто как на Ямаде, только что она метанольная. Мы также сделали с Масленкиным В. на доработанной версии Саито-300 на бензине, только без дополнительного наддува как у Ямады, но с обратным клапаном - работает исправно, с винтом 18х6 крутит 11.500 1/мин, рядом стоять страшно…

Ясон
arkadievich:

то это просто как на Ямаде, только что она метанольная.

а разве у ямады через картер продувка идет? Просто не сталкивался с ними потому и спрашиваю.

alekse
arkadievich:

Если про продувка через картер - то это просто как на Ямаде, только что она метанольная. Мы также сделали с Масленкиным В. на доработанной версии Саито-300 на бензине, только без дополнительного наддува как у Ямады, но с обратным клапаном - работает исправно, с винтом 18х6 крутит 11.500 1/мин, рядом стоять страшно…

Иван , расскажите по подробней , ни черта про такую продувку не знаю , то что это толково это факт .

Ясон

Наиболее просто её осуществить на опозитном 4 тактнике типа OS160. Смесь через клапан засасывается в картер, а далее при движении поршней к НМТ под давлением поступает в тот цилиндр у которого открыт клапан. У 1 цилиндровых реализация несколько сложнее. Надо где то накопить и сохранит сжатую смесь до такта продувки цилиндра.

arkadievich
Ясон:

Наиболее просто её осуществить на опозитном 4 тактнике типа OS160. Смесь через клапан засасывается в картер, а далее при движении поршней к НМТ под давлением поступает в тот цилиндр у которого открыт клапан. У 1 цилиндровых реализация несколько сложнее. Надо где то накопить и сохранит сжатую смесь до такта продувки цилиндра.

Да, все правильно, только мы делали на оппозитном Саито 50ссм с лепестковым клапаном на задней крышке. На ОСе это сделать сложнее - задняя крышка у него больше загромождена подшипниками, а на Саито она просто круглая - распредвалы стоят спереди. У Ямады-140DZ все гораздо сложнее - всасывание в картер через золотниковый клапан, накопление сжатой смеси происходит во всем объеме мотора (за исключением рабочего конечно), картер полностью герметизирован. На моторе сделан механический впрыск во впускной трубопровод (брызжет прямо на тарелку выпускного клапана). Однако тесты Ямады на обычном топливе (12% масла без нитры) и с исковым зажиганием показали, что увеличение мощности от такой схемы есть, но не очень большое.
Пара фото метательного варианта, на бензине только карб другой.

arkadievich

Ну вот собрал Атлант … как обычно недостает запчастей, забыл куда положил опорную шайбу (что-бы не забыть!).

26 days later
arkadievich

Итак дело дошло до запуска, правда сегодня холодно, топливо осталось с прошлого года (думаю что масла многовато). Больше катать на холоде не буду, мотор не греется - масло не горит, сразу нагар образуется.
Небольшой ролик запуска тут

9 days later
arkadievich

После пуска мотор разобрал для ревизии - пока все хорошо, задиров нет, втулки работают правильно. Заменил коренной подшипник, у меня стоял 20х42х8 - поставил шириной 9мм - 20х42х9 как у штатного. И точнее выставил распредвал, похоже прошлый раз ошибся на один зуб. К сожалению, конструкция мотора не очень “user frendly”, установка распредвала занимает довольно много времени. Заменил карбюратор - от долгого неиспользования у Вальбро пересыхают лепестки бензонасоса, результат - плохой запуск и регулировки. Пробовать буду в следующие выходные.

По поводу доработок - Александр любезно согласился сделать мне два шатуна, один с иголками в обоих ушах (10х14х10 и 8х11х12), и еще один с иголками 9х13х10 и цилиндрической втулкой для пальца. Еще он сделает вал с мотылем 10м под иголки. Все это буду пробовать позже, после испытаний шатуна с втулками в обоих “ушах”.

Переделанный мною механизм привода коромысел работает вполне прилично, думаю рекомендовать его для других моторов, если Александр продолжит изготавливать Атланты.

Еще одна доработка - расшлифровка цилиндра до 41.8мм (сейчас 41.3мм) и установка поршня/колец от Хонда GXH-50. На этом моторе 3 кольца: стальное хромированное толщина 0.77мм, чугунное толщина 0.98мм и маслосъемное. Не очень уверен, что встанет поршень от Хонды - у него палец ф10мм и расстояние от оси пальца до днища 15мм вместо 12.5мм у Атланта, правда у Атланта днище полусферическое высотой еще пару миллиметров. Либо надо просить Александра сделать новый поршень под Хондовские кольца.

Ниже несколько фото по переделкам.

alekse
arkadievich:

от оси пальца до днища 15мм вместо 12.5мм у

Ну тык вы шатуны новые делаете . И днище хондовское сферой сделать не проблема , мяса там достаточно .

arkadievich:

новый поршень

это опять 25 . А какой коэффициент балансировки будете делать ?

arkadievich
alekse:

Ну тык вы шатуны новые делаете . И днище хондовское сферой сделать не проблема , мяса там достаточно .

Ну не совсем новые - просто шатуны штатные из старого задела с расшифрованными под иголки ушами.
По хондовскому поршню - не уверен, что сферу сделать можно, верхнее кольцо довольно близко. Да и тяжелый он зело…

alekse:

это опять 25 . А какой коэффициент балансировки будете делать ?

Гонщики рекомендуют от 0.5 до 0.6 от веса поршневой группы. На сегодня вся пара не сбалансирована - есть вибрация. На первом этапе я хочу заставить мотор просто штатно крутиться (шатун более тяжелый - с втулками) до 5.600 - 5.800 1/мин, а на следующем этапе заняться балансировкой.

arkadievich
alekse:

0,55 -0,57 до 8000

Хорошо буду придерживаться этих параметров. При этом прийдется видимо шатун тоже облегчить по примеру Кольма, у него стенки толщиной 1.0мм и держит…

arkadievich

Вновь собрал с широким подшипником, запустил с помытым карбом - запуск со второго тычка, холостые держит 1.400 1/мин, максимум всего 5.000 1/мин. Снял, стал разбираться. Оказалось вал вместе с передним подшипником ушел внутрь картера на 2.5мм и опорная шайба винта стала тереть о картер. Но мотыль до задней стенки пока не достал - еще 0.2мм осталось. Похоже шатун вытягивает вал за мотыль внутрь картера…
Вот теперь думаю, что может быть причиной? Верхняя головка шатуна теперь сидит в поршне по середине и плотно, люфт по оси пальца около 0.2мм, нижнее ухо не доходит до задней стенки тоже примерно на 0.3мм.

Пока думаю поставить проставку под опорную шайбу винта - толщиной 3.0мм. Интересно, будет ли вал дальше в картер двигаться?

alekse
arkadievich:

Оказалось вал вместе с передним подшипником ушел внутрь

Не должно такое происходить не при каких обстоятельствах . Посадочное натяг имеет ? или по нулям сделано ? Вообще упор обоймы должен быть .

arkadievich

Натяг есть и на коренном и на переднем подшипнике, а вот упора на переднем не предусмотрено, что на мой взгляд неверно.
Может передний подшипник от осевого перемещения зафиксировать штифтом за край, смотрящий в картер?

alekse

Стальное или дюралевое кольцо внутрь с натягом сотки 3-4 в нагретый нос картера , подшипник облудить или медь гальваникой и тоже в нагретый . Проточку гравером на обойме сделать и штифт на фиксатор , это и от проворачивания подша спасет , упор по кругу надежнее .

arkadievich

Да, такой способ в моем варианте ГРМ подойдет - у меня шестерня стоит у щеки вала. В штатном варианте Атланта она находится практически около переднего подшипника, а ее диаметр практически равен его внешнему диаметру. По этой причине в штатном варианте сначала вставляется вал, затем спереди одевается шестерня, а уж потом передний подшипник. Ну и по причине практически равных диаметра шестерни и подшипника упор в штатном варианте, как делают обычно на 2Т моторах, сделать нельзя.

Однако, зафиксировал передний подшипник, сегодня еще раз испытаю. Если вал дальше не полезет, зафиксирую по постоянной схеме штифтами.