Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Немного практики - удлинил таки я (с помощью ЧПУшного координатного шлифовального станка и специалиста к нему) мотыль. Получилось вот так. Утверждают, что ось вала параллельна оси мотыля, диаметр мотыля штатный ф9мм. На самом мотыле видны следы обработки и небольшой дефект от сползавшего шатуна. Теперь надо будет втулку ф10мм под иголки НК1014 сделать.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Причем если вы сменили распредвал

Еще не сменил, только укоротил и шестерню на другой конец перенес. Новый вал на базе кулачков от Саито еще предстоит сделать - для этого надо только втулку бронзовую чуть длиннее сделать, чтобы Атлантовская шестерня встала. Диаметр оси одинаковый - ф4мм.

Обработка щеки сделана мной на Проксоне фрезой ф6 с радиусом 1мм (сильно) твердостплавной для обработки стали твердостью до 60 HRC. Времени много ушло, заодно пришлось и станок перебрать (правда сильно лучше не стало - станок не для таких работ).

alekse
arkadievich:

Теперь надо будет втулку ф10мм под иголки НК1014 сделать.

И такие узлы давно придуманы , делать не надо .

www.skf.com/ru/products/…/index.html Иван опять у вас 25 , где теперь будете точить? калить ? и шлифовать внутри и снаружи втулку ? И какая получится??? Если взять готовое внутреннее кольцо , вам нужно отшлифовать мотыль согласно таблицы посадок и все , а можно было и сразу это сделать раз до спеца добрались .

arkadievich
alekse:

И такие узлы давно придуманы , делать не надо .

К сожалению по ссылке не нашел колец LR размером 9х10мм и шириной 12 - 13мм, а так было бы вообще замечательно.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Ошибочка - не имели.

Имели. Например в середине 30-х был достигнут удельный вес менее 0,30кг/л.с. а удельная мощность к началу войны превзошла 60 л.с./литр. У Атланта-48 при 5650 1/мин с винтом 22х11 мощность примерно равна 3,3 л.с. при весе ок 1,9кг - удельный вес 0,58кг/л.с., удельная мощность 68 л.с./литр.

arkadievich

Искал и ранее, на внутренний диаметр ф9мм есть только втулки внешним ф12мм, а надо ф10мм. Толщина стенки 0,5мм для штатных похоже маловата…
С внешним ф10 внутренний только ф8мм, ширина 12 есть. Но в этом случае опять надо мотыль пилить…

alekse
arkadievich:

опять надо мотыль пилить…

Пилите .

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

Немного практики - удлинил таки я (с помощью ЧПУшного координатного шлифовального станка и специалиста к нему) мотыль. Получилось вот так.

Вы все дальше в лес и дальше вглубь .
Теперь вам нужно подгонять ось шатуна с осью цилиндра.
Это не критично но желательно .

Самый простой вариант выточить чушку по диаметру поршня или наружному диаметру гильзы ( я полностью не представляю ваш мотор .
Конец чушки должен иметь штырь диаметр которого равен ширине нижней втулки шатуна .
Опуская эту чушку вы проверяете по торцу штыря как ляжет он на мотыль и где геометрически будет ось цилиндра .
Можно эту операцию сделать и графически ( вам давно полезно это было сделать ) начертить мотор в масштабе 1 к 10 ( в десять раз больше реального размера ) - я в пацанстве все свои моторы старался так перечертить - помогало .
Ну а вообще вал получился ослабленным .
Если взять маааааленький моторчик КМД , объемом 2,5 кубика , его вал диаметром 8мм при работе гнуло в районе коренного подша …
Не то что его узлом завязывало , но он воспринимал деформации . Так как уплотнение мотора было за счет пояска в картере как раз в зоне коренного подша - там вскоре появлялась эллипсная выработка на валу . У МК-17 эта выработка была вообще кошмарной , его 4мм вал еще сильнее деформировался
Что всегда провоцировала сползание шатуна в тех моторах - это всегда отчетливо видно было по натертостям на золотниках и головке шатуна.
Ваш вал при таких огромных массах возратно поступательных движениях , плюс при нагрузках от работы , не устоит - шатун у вас будет постоянно сползать.
Нагрузки просто скотские у мотора .
По этой причине делали валы обязательно цементированные и применяли для этих целей низкоуглеродистую сталь.
Тогда валы надежно работали . Если ставили цельно каленый вал ( без цементации) то вал чаще всего лопался . Тому пример моторы МВВС - их болезнью всегда были валы - там или на сквозняк каленые валы или сильно глубокое насыщение углеродом . Валы были как стеклянные .
Стоило моторы дать приличную нагрузку - через определенное время отлетала часть вала с противовесом.
В вашем варианте вал выглядит переослабленным . Про режимы термообработки уже и не говорю .
----------------
Распред от саиты - изменит характеристику мотора.
Визуально может вы и не заметите в полностью картины .
Это можно узнать на балансирном стенде .
Какой мотор получится ???
Не обязательно плохой , просто будет иметь свою кривую крутящегося момента и оборотов.
На каких то режимах будет слабее стокового, на каких то мощнее.
Может карта углов беккера станет идеальна , а может станет еще хуже.
Об этом теперь скажет только сам двигатель, так как даже сейчас на супер компах не могут просчитать достоверно мотор .
Меняется цикловое наполнение из-за фаз , меняются режимы работы моторов.
Писал ранее о своем примере - Крайслер \ЗМЗ405 , это как раз из этой оперы.

p.s. чушка калибр для определения геометри , должна иметь идеальную геометрию и поверхность .
Сделана очень точно ( и обязательно точится с одной установки ) что бы иметь минимальные зазоры в цилиндре и не болталась как сосиська .
собрав картер с валом и коренным подшем и упстив чушку штырь ляжет в вмт на мотыль и вы увидите где будет работа шатуна.
так же если конструктивно это возможно вы увидите есть у вас выкос между мотылем и вертикальной осью.
Хотя можете и не увидеть если выкос будет минимальный по зазору между торцом штыря и мотылем .
Так только ооочень грубый завал виден.

*********************************************************************************
p.s-p.s.-p.s… Теперь ожидайте сюрприза - вверху описывал проблемы на примере мотора МВВС .
У вас после нескольких часов появится следующий момент -
Мотыль вашего коленвала -

  1. загнет
  2. он отлетит от противовеса как будто там и не стоял.
    Причина -
    Все просто , Александр говорил , вал 12хн3а - т.е. низкоуглеродистая сталь , которая за счет цементации насышалась на глубину 0,4мм углеродом , для закалки только внешнего слоя каленвала.
    Вот вы в самом интимном месте создали два момента продрав вал на 2мм .
    Первое вы спровоцировали искусственно -
  3. зону напряжения , и сталь даже сейчас ( без мех нагрузки) начнет крутить так как вы поменяли структуру слоя стали.
    Напряжения и разорванные связи между плотной и рыхлой кристаллической решеткой стали начнут сейчас выправлять разрушенную связь которая была путем отжига заготовки нормализованна при изготовлении.
  4. у вас сейчас 2мм не каленого мотыля - ( помните как делают стакан с бутылки шампанского ) процесс другой , но вы получите такой же эффект .
    Когда шнурком обматывают бутылку , поджигают и потом резко охлаждают .
    Пример из другой оперы , но ваш мотыль как только уловит благоприятный момент - отлетит от противовеса по границе которую вы определили сейчас шириной в 1,2мм ( как тем шнурком на бутылке).
    ***************************************
    Каждые ваши новые попытки усовершенствования приносят новые все более грубые и грубые ошибки.
    Вам проще было обрезать вообще мотыль ( раз нашли где проточить его ) , сделать отверстие и запрессовать в него мотыль из подшипниковой стали ШХ15 - тобишь ролик подшипника.
arkadievich
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Самый простой вариант выточить чушку по диаметру поршня или наружному диаметру гильзы ( я полностью не представляю ваш мотор .

У мотора глухая задняя стенка, что можно разглядеть со стороны поршня, когда чушка вставлена в цилиндр и вал на месте - не представляю. Я еще не научился через металл видеть…

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Пример из другой оперы , но ваш мотыль как только уловит благоприятный момент - отлетит от противовеса по границе которую вы определили сейчас шириной в 1,2мм

Прежде чем отлетит (если отлетит), мотор должен выйти (надеюсь) на необходимый мне режим. Этого будет достаточно для подтверждения правильности выбранного решения - ведь этот переделанный мотор - просто работающий (возможно некоторое время) макет, далее на базе этого макета планирую изготовить новый мотор, возможно с использованием некоторый частей от этого (например картер, впускной патрубок, шатун, палец).

alekse:

Пилите .

Есть другой способ, вместо этого взять втулку LRT0810 и шлифовать ее изнутри до диаметра ф9мм и затем запрессовать на мотыль?

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

Я еще не научился через металл видеть…

Ну тогды ОЙ .
Без аргументов ,
Я вам дал вариант - если у вас фантазии кончились , это ваши проблемы .
Я часто привожу примеры фото с большим увеличением сделанных китайским эндоскопом стоимость которого всего 30 баксов.
Диаметр камеры всего 6мм. Имеет функцию калибровки размера и может после этого делать замеры с точностью 0,04-0.01мм ( зависит от калибровки и фокусировки)
Что дальше вашего образования не хватит решить элементарную задачу ?
Короче продолжать нет смысла.
Вы же грамотный человек , не сантехник.
Только зачем показывать свои эмоции именно так.
------------
Я вам пояснил из истории моторов в целом на достоверных примерах моторов где вес поршня , шатуна и пальца всего 3-4 грамма. У вас только шатун весит не меньше 12 грамм.
Вы просто не представляете значений нагрузок в моторе .
Валы настоящих моторов гнет . При промерке коленвала перед шлифовкой вам любой шлифовщик
скажет что деформации валов где точек жесткости больше доходят до 1мм.
А увас мотор с одной опорой .
Не факт что вы нужных вам режимов дождетесь.
Даже если мотыль не обломит , он будет деформироваться так что - что вы делали , что нет, потери будут такие что мотор всю мощность будет отдавать на гнущийся вал …

P.s. диаметр МВВС 6,5 по месту постоянного облома коленвала был 14мм - цпг в разы легче вашего …
--------------------------------
Отличие валов саито , кольма , и пр. на которые вы делаете акцент - они не ваш трансформер , в них никто искуственно не создал бутерброда который создали вы сняв цельную структуру термообработанной детали.
Даже сборные валы конструктивно жестче вашего который вы сделали.
------------------
Неужели думает что ерундой страдают отжигая ( нормализуя) вал при температуре несколько часов…
Ладно затихаю - а то испорчу весь процесс .
Самое интересное то впереди.
А то так и интересного не увидим.

arkadievich
ЕВГЕНИЙ-ARM:

У вас только шатун весит не меньше 12 грамм.

Евгений, для справки фото отдельных деталей поршневой группы.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вы просто не представляете значений нагрузок в моторе .

Тут Вы не правы…

ЕВГЕНИЙ-ARM:

При промерке коленвала перед шлифовкой вам любой шлифовщик
скажет что деформации валов где точек жесткости больше доходят до 1мм.

Это Вы видимо про валы ЗМЗ или Камаза на всей длине. Думаю при таком прогибе мотыля ф9мм его просто отломит…

ЕВГЕНИЙ-ARM

Даже тяжелее .
Просто реально у правильных моторов коленвал куда жестче .
Правда там обороты и мощности приличнее.
Даже ос20см3 имеет вал диаметром 15мм -
www.bocabearings.com/…/15x32x9-SMR6002ZZ
Саита 180 имеет вал диаметром -18мм
www.bocabearings.com/…/17x35x8-MR16003ZZC3
Раньше не ходил не смотрел на конструктив , но он намного жестче чем ваш -

А у вас …
Сейчас кроме самого вала ослаб и мотыль (напрессовывая втулка его не усилит, даже и тешьте себя надеждой на это).
Вам и раньше говорили - сверлите и впресовывайте новый мотыль .
Вы нашли кто вам смог бы это сделать на координатке.
Хотя дело хозяйское.

arkadievich:

Это Вы видимо про валы ЗМЗ или Камаза на всей длине. Думаю при таком прогибе мотыля ф9мм его просто отломит…

Любой , для пример 4 цилиндра 3S тайота .
У мотора 1G с 6-ю горшками деформации при ремонте иногда выходили и больше .
И это если не было удара по клапанам .
Вал завешивают на призмах по концам и в середине прогиб иногда доходит до таких размеров.
Камаз , ЗМЗ - у вас в Москве что других авто нет.
Когда последний раз был и бентли и ламборджини носились вроде.

Александр_Калашников

В 93г вал 30ХГСНА с никелем , который термообработан на 45ед. с запресованым мотылем , диаметр коренного подшипника 17мм ,сечение стенки 2,5мм в корне , обрезало перед щекой из-за детонации (2шт.) двигатель 40см метанол. Убрали прокладки под головой - очень быстрый итог - поломка вала! Полностью согласен с Евгением - то что на валу в двух местах срезан слой цементации ,по телу д.20мм и мотылю д.9мм - ничего хорошего здесь нет, вал под нагрузкой будет плыть гнуться!? Когда после термообработки длинные валы приходится рихтовать (цементированые или со средней тв.) когда спец. молотком по дет. постучат - обязательно термо-стабилизация чтобы снять внутр. нагрузку и память. Пока стабильно летает 60ка с механическим опережением ,установленным 0 искры погрешность ±0,05мм. Видео 08-13г выше показывал. Занимался только своими дв. разной куб. и опыта с импортными дв. нет. Но понять возможности разных вариантов дв. и не доводить до поломок а реально пускал в поле. Дорабатывал, убирал косяки, по возможности. То что ВЫ пытаетесь дорабатывать -это мысли и исполнение 05-07г , в 60м по многим дет. сделаны существенные доработки и по констр. тех. исполнения и качеству сборки.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Прикол в том что сам цменированный слой дает мало - его функция упрочнение поверхности больше а не конструкционное.
Но в комплексе всей термообработки цементация резко меняет характеристику вала.
И нарушение слоя почему то вызывает в последствии трещину и обламывание.

arkadievich
Александр_Калашников:

Полностью согласен с Евгением - то что на валу в двух местах срезан слой цементации ,по телу д.20мм и мотылю д.9мм - ничего хорошего здесь нет

Александр, Вы видимо невнимательно читаете - с ф20 ничего не снято, подшипник поставлен ф20х42. С мотыля тоже ничего не снято, диаметр остался тот же ф9мм, с щеки - да, на длине примерно 2мм снято до диаметра ф9мм.

Александр_Калашников:

после термообработки длинные валы приходится рихтовать

Ну да, по этой причине измененный мной вал короче штатного на целых 50мм - это примерно 25% длины штатного вала.

Александр_Калашников:

60м по многим дет. сделаны существенные доработки и по констр. тех. исполнения и качеству сборки.

По качеству изготовления - возможно, а по конструкции ничего принципиально не изменилось, все проблемы 48-го останутся.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вам и раньше говорили - сверлите и впресовывайте новый мотыль .

Диаметр щеки около мотыля всего примерно ф10,5мм и если сверлить отверстие под ролик ф10мм, то за что мотыль в щеке держаться будет? Думаю его легко вывернет из щеки.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Даже ос20см3 имеет вал диаметром 15мм -

Это так, но прямо в теле вала (не торчат!) сделаны зубья шестерни привода ГРМ. При этом зубья острые и являют из себя концентраторы напряжений. Та же ситуация и с Саитой - прямозубая шестерня нарезана непосредственно в теле вала. Не поленитесь взглянуть на фото вала, например на сайте производителя, если хотите фото от вала ФГ36, ОС ФС120 или Саито-300го (50ссм) могу выложить.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Просто реально у правильных моторов коленвал куда жестче

Ровно так и валы в большинстве случаев двухопорные для этого. С одноопорными валами сложнее, но тут видимо можно использовать опыт кордовых скоростников - у них есть опыт борьбы с прогибами вала. Правда у них втулка на шатуне, а не иголки. Иголки когда-то пробовали для авто скорости 2,5см3 но опыт тогда был неудачный - долго не служат, из-за люфтов вала в подшипниках иголки закусывает.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Ваш вал обломится точно также ( тему можете найти тут на сайте)

Вы что думаете там трещина образовалась на пустом месте ?
Короче вас убедить не возможно , вас может убедит ваш мотор .
У вас вал будет гнуться не там где вы оставили 5мм какого то диаметра , а там где вал имеет 9мм.
То что вы оставили это не о чем , если бы у вала был диаметр на всю длину 20мм до следующего подшипника, а то только под посадочный размер коренного подша.
Зачем, ну ставили бы коренной подш на 9мм , что за трансформер? …
А дальше что ?
Неужели вы надеетесь убедить вал не гнуться после подшипника - он вас даже слушать не будет.
А напресованная сверху шестерня не будет предотвращать вал от изгиба не надейтесь.
Этими 2 мм снятой щеки у мотыля, вы ослабили мотыль - трещина будет как раз на границе где вы содрали слой цементации.
Вы там нарушили строение кристаллической решетки , трещина уже сейчас начала развиваться так как у нормализованного металла порвали связь и искусственно создали напряжение .
Вы что отжигали вал после того как продрали щеку .
Т.е. провели нормализацию?
Нет.
так вопросы у вас еще остались ?
На них ждите ответа если мотор когда нибудь начнет работать и я буду рад что коза не произойдет сразу а после нескольких часов наработки.
------------------------
Короче вами переделанный мотор не будет лучше.
Получилась рассыпуха …

arkadievich
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вы что думаете там трещина образовалась на пустом месте ?

Обрыв вала ОСа произошел ровно по той причине, о которой я упомянул в посте выше. Если внимательно посмотреть на начало трещины - она в основании зуба шестерни. При этом, при перезаливе мотора (особенно стоящего головой вниз) возможен залив камеры топливом и как следствие гидроудар, который и спровоцировал поломку. Реально к прочности вала этот случай имеет опосредствованное отношение - так и на звездах шатуны нижних цилиндров загибают, а после долгой стоянки самолета перед запуском мотора рекомендуют свечи вывертывать и сливать накопившееся в цилиндре топливо (масло).

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Короче вами переделанный мотор не будет лучше.

Посмотрим…
Во многом Ваши сравнения не имеют прямого отношения к мотору Атлант-48, размерность не та, условия эксплуатации не сравнить с автомоторами (где у Вас похоже большой опыт) да и конструктив не сравнить…
А в теории - все верно, вопросов нет, только никто напряжено-деформированное состояние вала Атланта (никакого причем) не считал - все результаты его работы. При этом реальных причин поломок и Александр не знает - как в медицине, аспирин снижает температуру, но не убирает причину ее поднятия…то есть “лечат” следствие, а не причину.

Валы для сравнения.

16 days later
arkadievich

Вал для удлинения мотыля отдал реальному специалисту с оборудованием, нижнюю втулку пока под иголки 9х13х12, верхнюю под бронзовую втулку, но без конических расточек. Пока так, соберем, заведем и посмотрим что получилось…

alekse
arkadievich:

что получилось…

Удачи .

6 months later
arkadievich

Вышла заминка с доработкой мотыля - его диаметр после притирки (исправления ступенек от расточки) получился занижен, отхромировать можно, но скоростники утверждают, что хром по роликами слезет… Принял решение пока перейти на бронзовые втулки в обеих головках шатуна. В дальнейшем прийдется сделать другой вал с мотылем ф10мм под соответствующий игольчатый подшипник.
Еще доработана головка - ребра прорезаны вглубь за отверстия винтов крепления, площадь теплоотвода увеличилась процентов на 20%.
Сделан новый распредвал на базе кулачков от Саито-300, шестерни оставлены родные.
Пока, к сожалению, это все, что удалось сделать за это время…

4 months later
arkadievich

Коллеги, наконец наметилось продвижение в перестройке моторчика - подработали мотыль, сделали втулки на шатуне, поставили дистанционные шайбы на палец. Получилось вот так:
В ближайшее время начну собирать.

alekse

Иван, удачи в сборке , серьезно . Шатун с такой нижней втулкой , запас по диаметру , там ход поршня можно миллиметров на 10 увеличить . Ну я не знаю прямо , вес шатуна и поршня чем меньше тем лучше , а тут шатун как от ГАЗ53. Вот шатун от ЗДЗ 50 . Добрались до станков сделайте по уму .

Ptera

Тут Десертаэрокрафт выпустил новый 4-тактный бензиновый моторчик 50 сс .Называется F50, cтоит $899.А Атлант-48 шибче будет чуда враждебной техники?

FFedor
Ptera:

А Атлант-48 шибче будет чуда враждебной техники?

??? МММ Поясните или сравните, а то как-то.

Ptera

А чего пояснять-то?! Наберите в любом поисковике Desertaircraft и F50.Посмотрите, сравните.Стоит ли заморачиваться самостоятельной постройкой бензинового четырехтактника, чтобы сэкономить 899 долларов?

kim51

Читать тему нужно с самого начала.а не только конец. Здесь речь идет о доработке готового мотора а не о самостоятельной постройке четырехтактника.