Доработка 4-х тактника Атлант-48

Александр_Калашников

В 93г вал 30ХГСНА с никелем , который термообработан на 45ед. с запресованым мотылем , диаметр коренного подшипника 17мм ,сечение стенки 2,5мм в корне , обрезало перед щекой из-за детонации (2шт.) двигатель 40см метанол. Убрали прокладки под головой - очень быстрый итог - поломка вала! Полностью согласен с Евгением - то что на валу в двух местах срезан слой цементации ,по телу д.20мм и мотылю д.9мм - ничего хорошего здесь нет, вал под нагрузкой будет плыть гнуться!? Когда после термообработки длинные валы приходится рихтовать (цементированые или со средней тв.) когда спец. молотком по дет. постучат - обязательно термо-стабилизация чтобы снять внутр. нагрузку и память. Пока стабильно летает 60ка с механическим опережением ,установленным 0 искры погрешность ±0,05мм. Видео 08-13г выше показывал. Занимался только своими дв. разной куб. и опыта с импортными дв. нет. Но понять возможности разных вариантов дв. и не доводить до поломок а реально пускал в поле. Дорабатывал, убирал косяки, по возможности. То что ВЫ пытаетесь дорабатывать -это мысли и исполнение 05-07г , в 60м по многим дет. сделаны существенные доработки и по констр. тех. исполнения и качеству сборки.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Прикол в том что сам цменированный слой дает мало - его функция упрочнение поверхности больше а не конструкционное.
Но в комплексе всей термообработки цементация резко меняет характеристику вала.
И нарушение слоя почему то вызывает в последствии трещину и обламывание.

arkadievich
Александр_Калашников:

Полностью согласен с Евгением - то что на валу в двух местах срезан слой цементации ,по телу д.20мм и мотылю д.9мм - ничего хорошего здесь нет

Александр, Вы видимо невнимательно читаете - с ф20 ничего не снято, подшипник поставлен ф20х42. С мотыля тоже ничего не снято, диаметр остался тот же ф9мм, с щеки - да, на длине примерно 2мм снято до диаметра ф9мм.

Александр_Калашников:

после термообработки длинные валы приходится рихтовать

Ну да, по этой причине измененный мной вал короче штатного на целых 50мм - это примерно 25% длины штатного вала.

Александр_Калашников:

60м по многим дет. сделаны существенные доработки и по констр. тех. исполнения и качеству сборки.

По качеству изготовления - возможно, а по конструкции ничего принципиально не изменилось, все проблемы 48-го останутся.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вам и раньше говорили - сверлите и впресовывайте новый мотыль .

Диаметр щеки около мотыля всего примерно ф10,5мм и если сверлить отверстие под ролик ф10мм, то за что мотыль в щеке держаться будет? Думаю его легко вывернет из щеки.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Даже ос20см3 имеет вал диаметром 15мм -

Это так, но прямо в теле вала (не торчат!) сделаны зубья шестерни привода ГРМ. При этом зубья острые и являют из себя концентраторы напряжений. Та же ситуация и с Саитой - прямозубая шестерня нарезана непосредственно в теле вала. Не поленитесь взглянуть на фото вала, например на сайте производителя, если хотите фото от вала ФГ36, ОС ФС120 или Саито-300го (50ссм) могу выложить.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Просто реально у правильных моторов коленвал куда жестче

Ровно так и валы в большинстве случаев двухопорные для этого. С одноопорными валами сложнее, но тут видимо можно использовать опыт кордовых скоростников - у них есть опыт борьбы с прогибами вала. Правда у них втулка на шатуне, а не иголки. Иголки когда-то пробовали для авто скорости 2,5см3 но опыт тогда был неудачный - долго не служат, из-за люфтов вала в подшипниках иголки закусывает.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Ваш вал обломится точно также ( тему можете найти тут на сайте)

Вы что думаете там трещина образовалась на пустом месте ?
Короче вас убедить не возможно , вас может убедит ваш мотор .
У вас вал будет гнуться не там где вы оставили 5мм какого то диаметра , а там где вал имеет 9мм.
То что вы оставили это не о чем , если бы у вала был диаметр на всю длину 20мм до следующего подшипника, а то только под посадочный размер коренного подша.
Зачем, ну ставили бы коренной подш на 9мм , что за трансформер? …
А дальше что ?
Неужели вы надеетесь убедить вал не гнуться после подшипника - он вас даже слушать не будет.
А напресованная сверху шестерня не будет предотвращать вал от изгиба не надейтесь.
Этими 2 мм снятой щеки у мотыля, вы ослабили мотыль - трещина будет как раз на границе где вы содрали слой цементации.
Вы там нарушили строение кристаллической решетки , трещина уже сейчас начала развиваться так как у нормализованного металла порвали связь и искусственно создали напряжение .
Вы что отжигали вал после того как продрали щеку .
Т.е. провели нормализацию?
Нет.
так вопросы у вас еще остались ?
На них ждите ответа если мотор когда нибудь начнет работать и я буду рад что коза не произойдет сразу а после нескольких часов наработки.
------------------------
Короче вами переделанный мотор не будет лучше.
Получилась рассыпуха …

arkadievich
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вы что думаете там трещина образовалась на пустом месте ?

Обрыв вала ОСа произошел ровно по той причине, о которой я упомянул в посте выше. Если внимательно посмотреть на начало трещины - она в основании зуба шестерни. При этом, при перезаливе мотора (особенно стоящего головой вниз) возможен залив камеры топливом и как следствие гидроудар, который и спровоцировал поломку. Реально к прочности вала этот случай имеет опосредствованное отношение - так и на звездах шатуны нижних цилиндров загибают, а после долгой стоянки самолета перед запуском мотора рекомендуют свечи вывертывать и сливать накопившееся в цилиндре топливо (масло).

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Короче вами переделанный мотор не будет лучше.

Посмотрим…
Во многом Ваши сравнения не имеют прямого отношения к мотору Атлант-48, размерность не та, условия эксплуатации не сравнить с автомоторами (где у Вас похоже большой опыт) да и конструктив не сравнить…
А в теории - все верно, вопросов нет, только никто напряжено-деформированное состояние вала Атланта (никакого причем) не считал - все результаты его работы. При этом реальных причин поломок и Александр не знает - как в медицине, аспирин снижает температуру, но не убирает причину ее поднятия…то есть “лечат” следствие, а не причину.

Валы для сравнения.

16 days later
arkadievich

Вал для удлинения мотыля отдал реальному специалисту с оборудованием, нижнюю втулку пока под иголки 9х13х12, верхнюю под бронзовую втулку, но без конических расточек. Пока так, соберем, заведем и посмотрим что получилось…

alekse
arkadievich:

что получилось…

Удачи .

6 months later
arkadievich

Вышла заминка с доработкой мотыля - его диаметр после притирки (исправления ступенек от расточки) получился занижен, отхромировать можно, но скоростники утверждают, что хром по роликами слезет… Принял решение пока перейти на бронзовые втулки в обеих головках шатуна. В дальнейшем прийдется сделать другой вал с мотылем ф10мм под соответствующий игольчатый подшипник.
Еще доработана головка - ребра прорезаны вглубь за отверстия винтов крепления, площадь теплоотвода увеличилась процентов на 20%.
Сделан новый распредвал на базе кулачков от Саито-300, шестерни оставлены родные.
Пока, к сожалению, это все, что удалось сделать за это время…

4 months later
arkadievich

Коллеги, наконец наметилось продвижение в перестройке моторчика - подработали мотыль, сделали втулки на шатуне, поставили дистанционные шайбы на палец. Получилось вот так:
В ближайшее время начну собирать.

alekse

Иван, удачи в сборке , серьезно . Шатун с такой нижней втулкой , запас по диаметру , там ход поршня можно миллиметров на 10 увеличить . Ну я не знаю прямо , вес шатуна и поршня чем меньше тем лучше , а тут шатун как от ГАЗ53. Вот шатун от ЗДЗ 50 . Добрались до станков сделайте по уму .

Ptera

Тут Десертаэрокрафт выпустил новый 4-тактный бензиновый моторчик 50 сс .Называется F50, cтоит $899.А Атлант-48 шибче будет чуда враждебной техники?

FFedor
Ptera:

А Атлант-48 шибче будет чуда враждебной техники?

??? МММ Поясните или сравните, а то как-то.

Ptera

А чего пояснять-то?! Наберите в любом поисковике Desertaircraft и F50.Посмотрите, сравните.Стоит ли заморачиваться самостоятельной постройкой бензинового четырехтактника, чтобы сэкономить 899 долларов?

kim51

Читать тему нужно с самого начала.а не только конец. Здесь речь идет о доработке готового мотора а не о самостоятельной постройке четырехтактника.

Ptera

Читаю с начала.Доработка станет тоже в копеечку.Не уложиться в цену новой ДА-шки!Наверное, доработанный мотор будет в разы лучше?

kim51

Не все в хобби меряется деньгами. А Иван Аркадьевич любит покапаться с моторами.

arkadievich
alekse:

Иван, удачи в сборке , серьезно . Шатун с такой нижней втулкой , запас по диаметру , там ход поршня можно миллиметров на 10 увеличить . Ну я не знаю прямо , вес шатуна и поршня чем меньше тем лучше , а тут шатун как от ГАЗ53. Вот шатун от ЗДЗ 50

Алексей, шатун штатный атлантовский и не очень тяжелый. Такая втулка получилась из-за того, что диаметр мотыля 9мм вместо 10мм - тогда можно было бы поставить штатный игольчатый подшипник НК1014. Тоже самое и с верхней втулкой - слегка не стандартный внешний диаметр.

Ptera:

Наберите в любом поисковике Desertaircraft и F50.Посмотрите, сравните.Стоит ли заморачиваться самостоятельной постройкой бензинового четырехтактника, чтобы сэкономить 899 долларов?

Если внимательно прочитать, то на указанном сайте написано, что моторчик этот тайваньский, а Десерт занимается только его продвижением и прочим, что с этим связано. Особыми характеристиками, на мой взгляд, этот мотор не блещет, конструкция - просто бензоверсия ОСовских моторов серии FS-120 (52, 91).

Ptera:

Наверное, доработанный мотор будет в разы лучше?

Возможно и не будет, но 899 долларов нынче почти 58.000,-- рублей (не считая транспорта, налогов и пр.), а Атлант новый стоил 10.000,–рублей… Не думаю, что тайваньский мотор в шесть раз лучше харьковского.

Ptera:

Стоит ли заморачиваться самостоятельной постройкой бензинового четырехтактника, чтобы сэкономить 899 долларов?

Вопрос этот философский - кому что по жизни надо. Однако изучив различные конструкции модельных моторов и покопавшись в их внутренностях, приобрел непреодолимое желание сделать отечественный 4т мотор объемом 50м3. Не знаю, удастся ли довести это начинание до логического завершения (по разным причинам и финансовым тоже) - пока только сделал прототип (картинку прилагаю), но это иная история.

Ptera:

Доработка станет тоже в копеечку.Не уложиться в цену новой ДА-шки!

Доработка конечно стоила, но в основном моего времени по выходным. Вновь изготовленных деталей практически нет, за небольшим исключением: вал вместо отрезанного (стоил 500р) и винт крепления пропеллера (200р). Да, и еще патрубки сделал из остатков кольмовских трубок и фланцев. Стоимость остального - доводка мотыля до состояния под втулку, втулки на шатун, прорезание ребер на головке - еще того же порядка. Так что до стоимости ДАшки сильно не дотягивает.

razinkov56
alekse:

решение проблемы со смазкой 4т

  • классическое решение со смазкой это масляное облако применимо в gx35
alekse
razinkov56:

применимо в gx35

Это самолетный мотор ?

arkadievich

Это классическое решение для бензокосилок, а не для авиамоторов.