Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Потихоньку приближаюсь к началам “горячих” запусков. Сделал штанги пока просто из проволоки ф3.0мм, не нашел алюминиевх трубок ф4х2мм, установил датчик (кольцо опять пришлось ваять на фрезере), выставил фазы газораспределения. Получилось нечто похожее на фазы АМ-42 времен Отечественной. Проблема в том, что ведущая шестерня имеет 10 зубов, ведомая 20. Итого ошибка в 1 зуб приводит к изменению угла на 18градусов. Таким образом фазы выставляются дискретно с шагом 18 градусов, кратный этому сдвиг можно получить между распредвалами.
Все крутится, ни за что не цепляет.
Определил причину, почему не смог вчера вынуть ГРМ - как говорится сам дурак - забыл вынуть толкатели из картера, они и цепляли. Сегодня все было снято вообще без проблем. Еще оказалось очень удобно ставить ГРМ на место - сначала ставится первая половина, при этом видно как встает ухо ведомого вала на мотыль. Потом выставляются кулачки и все это замыкается крышкой. Всего делов 3 минуты.
Осталось вклеить магнит и купить новый карб - у меня все старые требуют полной замены внутренностей.
Результат на сегодня на фото.

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

Потихоньку приближаюсь к началам “горячих” запусков

Терзают сомнения по поводу термопластичных деталей, особенно по креплению…

arkadievich

Пока из напечатанного на моторе пока только впускной патрубок и моторама, напечатано из PPSF с температурой плавления 420 градусов. Обещают, что при нормальной температуре особой потери механических свойств не будет примерно до 200 градусов - не думаю, что моторама до такой температуры нагреется. Еще крышка клапанов напечатана, но ее испытаем чуть позже.

Сегодня похоже доделал остальные мелочи - прокладки под патрубки, кое где резьбу и прочее. Можно бы и начинать испытания, но погода не располагает - у нас минус 25…

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

PPSF с температурой плавления 420 градусов

Кому нужна температура плавления, навскидку интернет даёт:
Температура начала деформации 189°С
Температура стеклования 230°С
Ну и это как бэ пол-беды, предел прочности интересен по сравнению даже с литьевыми алюминиевыми сплавами, не говоря о дюралях, с модулем тож не лучше, а уши и без того слабое место…
Боже упаси навязывать советы и без того грамотным людям и всё же: будьте крайне осторожны при запуске.

alekse
МАЯТНИКФУКО:

будьте крайне осторожны при запуске.

Оторвет 100 процентов , Дибилизм с этими лапами , сут сталь нужна с такой геометрией .

arkadievich
alekse:

Оторвет 100 процентов , Дибилизм с этими лапами , сут сталь нужна с такой геометрией .

Поперечное сечение лапки (Т-образная форма) - нога 5х10мм, усиление ребром 5х5мм. Если делать из стали то весить будет наверно полкило. С другой стороны похожие из алюминия на полтинниках держат.

Такой формы мотораму из ни на ЧПУ ни литьем практически не сделать - трудное место патрубок. Оторвет - не проблема, усилим и новую напечатаем. Вес в шесть раз меньше стальной.

Технику безопасности будем соблюдать вне всякого сомнения. Мотораму все же надо будет усилить и возможно упростить.
Пару фото моторамы прилагаю.

alekse
arkadievich:

и новую напечатаем

Руки не напечатаете , берегите себя .Страховку каким тросиком или веревкой не помешает сделать .

Дим_Димыч

А я бы при краше лучше поменял дешевую, напечатанную деталь, чем получил более серьезные повреждения мотора.
К тому же врядли на испытаниях мотор сразу после запуска выведут на полную мощность, а значит будет время наблюдать за поведением материала на мотораме.
А давайте разберем какая нагрузка на мотораму, статическая тяга будет примерно 10-12 кг, с этим легко справится, ну и конечно вибрация, мне кажется, что пластике ей противостоят лучше, хотя могу и ошибаться.

arkadievich

Да, работа с ластиком - отдельная тема. Ударные нагрузки этот пластик держит хорошо, но у него есть одно неприятное свойство - медленная текучесть под нагрузкой. Вчера затянул винты на мотораме (к картеру), сегодня они ослабли… Поставил гровера, но видимо надо в отверстия под крепления вставлять/вплавлять ограничительные втулки (есть в продаже стандартные).

Дим_Димыч:

А я бы при краше лучше поменял дешевую, напечатанную деталь, чем получил более серьезные повреждения мотора.

Так и было задумано и не только для моторама, но и крышка клапанов, патрубки (что обычно страдает при падениях), а дальше - больше, ГРМ, картер и возможно шестерни (как на Хонде).

alekse:

Руки не напечатаете , берегите себя

Спасибо за заботу - конечно буду стараться максимально застраховаться от всяких неожиданностей.

По испытаниям: поскольку вообще никакой обкатки не было, планирую просто хотя бы на холостых завести и поработать минут 5 - 10. Потом разобрать и уточнить есть ли косяки по зазорам, твердости деталей и пр. подобное. Понять как ведет себя пластик на мотораме. По результатам исправить косяки, а уже потом пробовать работу более высоких оборотах.

arkadievich

Ну вот, все готово к испытаниям, сегодня вклеил магнит забытый вчера. получилось как на фото.

И еще пара фото сравнение моторам 3W-106и М-50, у первого сечение 3,5мм силумин, видно место починки после удара об землю.

7 days later
arkadievich

Итак сегодня поставил моторчик на стенд предвкушая быстрый запуск и работу на холостых.
Однако не задалось - компрессии нет, искры в цилиндре похоже тоже нет… да и сосет как-то совсем плоховато…
Пришлось снять мотор со стенда для ревизии и притирки клапанов по причине отсутствия компрессии.

Мотор разобрал, и посмотрев на вынутый впускной клапан понял, почему наши РН “Протоны” падают по причине “посторонних предметов в трактах жидкосто-реактивного двигателя…”, во впускном патрубке обнаружил затычку из топливного фильтра (точно по диаметру впускного патрубка) который ставил чтобы стружка не попадала в цилиндр при фрезеровке пазов под винты крепления. Вынуть забыл, посколько ее не видно снаружи. Фото прилагаю в назидание…

Клапаны притер, заодно все патрубки посадил на герметик - компрессия появилась серьезная. Зажигание проверил, искра проскакивает, но не на свече, а в колпачке - прийдется ремонтировать. Другие колпачки (Саитовский есть) не подходят по диаметру отверстия в головке.

Кстати о 3Д-мотораме - вроде держит, но проявилось интересное качество - при резком прокручивании винта появилась слабо затухающая вибрация всего мотора и стенда вместе с моторамой…видать собственные частоты где-то совпали.

Завтра планирую продолжить.

Alx1m1k
arkadievich:

видать собственные частоты где-то совпали.

предрезонансное состояние.опасно.

arkadievich

Фото для сравнения как развивался процесс изменения конструкции Атлант-48 и что в результате получилось.
Последовательность на фото - №2 начало, №1 изменение ГРМ, №3 то, что получилось в результате.

Дим_Димыч

Простите, но у вас крайне неудачная конструкция стенда, она слишком жесткая и следовательно нагрузка на мотораму будет слишком высокая.
Я когда использовал стальной стенд крепил его через четыре салентблока, очень неплохо использовать салентблоки крепления радиатора от 2110.

newman

Иван Аркадьевич! Повторюсь, что у Вас уже по факту новое изделие, имеющее некоторый исторический налет от “прототипа”. Как идея для творчества, ИМХО…тксзть😁. А так скоро уже человеки-подписчики на тему начнут скандировать “Запуск! Запуск!..”😃😃😃 Не томите…

diatcenkoVP

Снежок красивый.Да и морозец подходящий. Самая пора запускать! С уважением.

arkadievich
Дим_Димыч:

Простите, но у вас крайне неудачная конструкция стенда

Другого стенда пока нет - изготовление в планах. Но установка мотора на сайлентблоки внесет нежелательный резонанс на каких-то частотах. А повышенная нагрузка на мотораму на этапе испытаний позволит раньше выявить ее слабые стороны.

Починил зажигание - пробивало через колпачек. Сегодня погода располагает, продолжил запускать, компрессия есть, бензин есть (хотя карб старый, но вроде рабочий) однако результат пока не очень - несколько отдельных вспышек при использовании “быстрого старта” и все…
Из картера “свистит” через отверстия для штанг коромысел - надо будет пока поставить прокладку. Причина в том, что первую головку недоделали, не сформировали камеру сгорания (сейчас просто плоское дно) и сделали отверстие в головке под гильзу на 3мм короче, да и гильза пока не штатная - уплотнительного пояска нет, пришлось временно алюминиевое кольцо ставить.

Пока решил самостоятельно сформировать камеру сжатия, хотя на моем оборудовании процесс довольно занудный, углубить свечу - она не доходит до камеры на 4.0мм (фото есть в посте №911). В результате при совсем плоской камере сгорания смесь практически не попадает в канал до свечи.

Так что работаем дальше.

arkadievich

Сегодня доработал камеру сгорания и устранил нештатные утечки из картера. Пришлось заменить пластиковое крепление карбюратора на “железное” - передавил винтами крепление, пластик треснул по шву… На будущее надо будет делать ограничительные металлические вставки в отверстия для крепления.
Поставил на стенд, получилось как на фото.

newman

С почином, Иван Аркадьевич! Беда только , что нет звука. ИМХО, вся притягательность 4Т на 99,99999% как раз в области звука работы. Тем не менее, примите поздравления!!!

arkadievich

Звук постараюсь подключить в следующие запуски.
Пока несколько комментариев к первым запускам. Конечно, мотор скажем так, недоделан - гильза нештатная, камера сгорания практически не сформирована (недоделка ЧПУшников), патрубки пришлось заменить на стальные и пр. мелочи. Эти недостатки будут конечно устранены в дальнейшем.

Сегодня температура минус 4 градуса, топливо - 95-й +4% синтетики, зажигание от Бекера, начальная установка в ВМТ, опережения зажигания на этих оборотах нет. Запустился мотор от руки легко, на малых оборотах работал, но не очень стабильно. Пытался регулировать карбюратор, чтобы установить более стабильный режим, в конце с удивлением обнаружил, что мотор работает при практически закрытой игле L и заслонке. При этом переходит на какой-то странный режим - очень тихий. Но в этом режиме работал недолго, замечено затирание поршня. После пары оборотов рукой затирание пропадало. Иглу открыл в нормальное положение (около 1 1/4 оборота), мотор стал заводиться в нормальном режиме (как на видео). Поскольку было отмечено “затирание” поршня, решил мотор снять для инспекции.

Измерил степень сжатия, объем камеры в ВМТ оказался равным 3см3. Пересчитал степень сжатия - оказалось 17,5 ! Это близко к нижнему пределу дизельного процесса обычных автодизелей. Видимо на самой бедной смеси мотор перегревался и переходил на дизельный процесс. Понятно, что степень сжатия для работы в процессе Отто будет уменьшена до 10 - 10,5 (прийдется сделать прокладку толщиной 2,5мм), но тот факт, что мотор переходит в дизельный режим меня порадовал. Работа мотора как дизеля видимо стала результатом того, что камера сжатия совсем плоская и есть только небольшой свечной канал (свеча не доходит до камеры на 4мм), который стал работать как форкамера, а нештатное зажигание происходило от перегретого электрода свечи. Вопросом переделки М-50 в дизель займемся позже.

Ходовая вроде в порядке, на мотораме треснула одна нога, мотор висел на 3-х ногах которые тем не менее заводку и работу на ХХ выдержали. Пластик как конструкционный материал работает, но требует особого подхода к проектированию деталей.

Далее следует работа по доводке мотора к состоянию “мотора”, а не механизма для вращения винта на 1.500 об/мин.

alekse

Иван , конечно уважуха к вам , но с начала делать а потом думать и считать как то к вашему возрасту не подходит . Уже это все на на цирк становится похоже .

Марат
arkadievich:

Пересчитал степень сжатия - оказалось 17,5 ! Это близко к нижнему пределу дизельного процесса обычных автодизелей. Видимо на самой бедной смеси мотор перегревался и переходил на дизельный процесс.

При таких параметрах - бедная смесь, высокая степень сжатия и перегрев начинается калильное зажигание - проверить очень легко - скиньте надсвечник во время работы - если мотор продолжает работать, то это оно самое…
Дизельный процесс там случится не мог - нет синхронного впрыска топлива …

alekse

Какая ---- разница что за процессы там происходят , 17,5 это безумие . 15 край на метанольных спидвейных .

newman

А как по мне, так Иван Аркадьевич делает интереснейший проект. И делится всей информацией без приукрашиваний и прочего снобизма. То, что есть “косяки” по ходу работ, так это нормально. Да и форум , увы, не избалован отчетами авторов с суперпуперрасчитанными и бескосячносделанными образцами суперпупер двигателей. Все больше гламурные пользователи и умельцы распаковывать коробки с почты. Увы. А Аркадьевичу удачи в интересном деле.