Орнитология и съёмка с самолёта
- Какой у вас бюджет? Наши стандартные видео передатчики не могут транслировать HD видео. Какой радиус действия? Если больше 2-3 км, то нужны всякие хитрости или специальные системы для дальних полетов. Нужна ли навигация? Подумайте хорошо, что именно вам нужно и для чего и нужно ли вообще.
- Сразу может что-то не получится так, как хочется. Чтобы все было супер-пупер. Отладка, тестирование занимает много времени, сил, а иногда и денег.
Бюджет пока что под вопросом, т.к. финансировать будет РАН. Радиус действия стандартный - 1 км , ну или + -.
Кончно хитрости бы не помешали бы. Навигация в принципе не нужна.
Вот собственно основные задачи по договору.
4.1. Эколого-орнитологическое обследование территории
4.1.1. Эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц.
4.1.2. Для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.
4.1.3. Территория аэродрома обследуется следующим образом. Примерно 1 раз в пять дней проводятся визуальные наблюдения за птицами (по 2 ч утром и вечером с мест, расположенных возле торцов ВПП). В этот же день производятся обход ВПП для подсчета птиц на летном поле и сбор на ВПП останков сбитых птиц.
4.1.4. Во время наблюдений устанавливаются маршруты, высоты, интенсивность и суточная активность перелетов птиц, места их концентрации; численность и видовой состав скапливающихся птиц, характер их поведения (гнездятся, кормятся, отдыхают, ночуют); периоды суток, когда образуются скопления; особенности, среды обитания, способствующие концентрации птиц.
4.1.5. В остальные дни обследуется приаэродромная территория в радиусе 10 - 30 км (в зависимости от дальности перелетов местных птиц). Во время обследования отмечаются перечисленные выше характеристики, при этом особое внимание уделяют выявлению и описанию различных хозяйственных объектов, способствующих концентрации птиц (сельхозугодий, ското - и звероферм, водоемов, элеваторов, свалок и т.д.).
4.1.6. Особенно тщательно обследуются крупные водоемы, расположенные в радиусе 10 - 15 км от аэродрома. При этом выявляют следующее:
- тип водоема (озеро, пруд, водохранилище, река, морской залив, болото и т.д.);
- площадь водоема;
- глубина водоема (средняя и максимальная);
- тип берегов (отлогий, крутой, обрывистый, изрезанный, песчаный, илистый, глинистый, гравийный, скалистый и т.д.);
- степень загрязненности водоема (слабая, средняя, сильная);
- состав преобладающей наземной и водной растительности;
- наличие зарослей рогоза, камыша, тростника;
- открытость водоема (наличие на берегах древесной и кустарниковой растительности);
- источник наполнения водоема;
- колебания уровня воды (сильные, средние, слабые);
- длительностей регулярность замерзания, пересыхания водоема и половодий;
- частота штормов (особенно в период размножения птиц, высиживания и выкармливания молодняка).
4.1.7. Осматривать водоем рекомендуется с лодки при помощи бинокля, а также с деревьев 😵 , растущих на берегу водоема, или с иного возвышенного места. Частичное представление о видовом составе птиц, обитающих на водоеме, можно получить сбором и последующей идентификацией перьев, прибиваемых ветрами к берегу, а также по следам птиц, оставленным в приливно-отливной полосе.
4.1.8. Маршруты для обследования приаэродромной территории прокладываются с таким расчетом, чтобы были осмотрены все участки местности. Каждый участок осматривается в утренние, околополуденные и вечерние часы для выявления суточных изменений орнитологической обстановки.
4.1.9. При обнаружении гнездовых колоний птиц рекомендуется отмечать следующие сведения: - площадь колонии;
- расположение гнезд (на земле, в траве, на скалах, деревьях, в тростнике и т.д.);
- место кормежки птиц из колонии (на взморье, звероферме, мусорной свалке, сельхозугодьях и т.д.);
- возраст колонии (с какого года известно о ее существовании);
- годовая динамика численности птиц (увеличивается, падает, колеблется, не изменяется);
- охранный статус места расположения колонии (заповедник, заказник, санитарная зона и т.д.);
- вид человеческой деятельности в окрестностях колонии (сбор ягод, охота, рыбная ловля, птицеводство, сенокошение, заготовка тростника, выпас скота, сельскохозяйственные работы и т.д.);
- степень беспокойства со стороны человека (сильная, слабая, отсутствует).
4.1.10. Подсчет птиц в колонии может производиться различными методами:
поштучный пересчет всех гнезд (в случае небольших колоний), пересчет всех гнезд на какой-либо площадке с последующей экстраполяцией полученных сведений на всю площадь колонии (используется в большинстве случаев). При этом учитывается число гнезд на 1 кв. м. в центре и на периферии колонии (то есть в местах с различной плотностью гнездования птиц) в 5 - 10 - значной повторности. Затем выводится средняя плотность на 1 кв. м, и она экстраполируется на всю площадь колонии.
4.1.11. Наиболее подходящее время для учета птиц в колониях чаек и крачек - в конце периода высиживания и до массового вылупления птенцов, в колониях цапель - вторая и третья недели жизни птенцов, в колониях гаг - сразу после вылупления птенцов. Нежелательно находиться в колонии более 20 мин. Нельзя проводить учеты в дождь, холодную или жаркую погоду - это может вызвать гибель птенцов.
4.1.12. Для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц: - зимний (конец ноября - февраль ) - характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой;
- весенний (март - май) - период массовой миграции птиц;
- раннелетний (середина мая - первая половина июля) - период гнездования до появления летающих птенцов;
- позднелетний (вторая половина июля - август) - период массового вылета птенцов;
- осенний (сентябрь - ноябрь) - период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы.
4.1.13. Для облегчения и ускорения обследования используются во время маршрутных учетов различные транспортные средства: вертолеты, легкомоторные самолеты, автомашины, лодки и т.д.
4.1.14. Примерно 1 раз в 2 - 3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее “птицеопасные” участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.
4.1.15. Результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30 000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии - в службе движения, летной и аэродромной службах.
4.1.16. После сбора и нанесения на карту-схему сведений об орнитологической обстановке в тот или иной период года необходимо их проанализировать и установить характер опасности, создаваемой птицами для полетов ВС на данном аэродроме. При этом опасными птицами для ВС считаются такие, которые сталкиваются с ними, а также систематически прилетают на аэродромы или пролетают через его территорию.
Для решения перечисленных задач авиамодель не помощник. Скорее наоборот…
Мощно. Наверное и кошки выдавать положено для лазания по деревьям. 😃
А разве “отображение параметров (координаты, высота)” не есть элемент навигации?
Картинку надо иметь в реальном времени?
Думаю как вариант можно записывать ее, и разбирать позже на земле.
Если автор не заядлый, умудренный опытом авиамоделист, то я бы порекомедовал не совмещать такие исследования и опыты с полетом по камере. FPV хобби это замечательно и очень круто, мы рады помочь новичкам. Но нужно отделять хобби от не хобби в данном случае.
Вот представьте, пришли вы на поле (проведя много часов-дней собирая, модель, аппаратуру, отлаживая все дома). Разложили все свое оборудование (я его будет много, у меня есть большой чемодан, в него встроено все что можно, для того чтобы сократить время на приготовления к полету и не путаться в проводах), настроили, вдруг какая-то помеха или еще проблема - время и нервы. Несколько первых полетов вообще будут учебными, задача которых будет не разбится и не потерятся. Новичку потерять самолет очень легко…
Помню свой первый полет по камере: взлетел и сразу мысль, где я и куда мне лететь. Дело было зимой, все выглядело одинаково и совсем не так, как с земли. Мой напарник кричит мне “Возращайся! Ты далеко улетел!” . Но я понятия не имею, куда мне лететь. Нет бы он сказал “поварачивай направо” 😃… Все закончилось хорошо, но совет такой - всегда готовьте полет заранее, продумайте куда будете лететь и как. Прикиньте ориентиры для навигации. и конечно хорошо помогает навигация. Сейчас я летаю только с ней, хотя научился ориентироватся в незнакомых местах. Она еще показывает все напряжения, токи ,заряд батареии, компас, направления домой, силу принимаевого приемником сигнала (с RSSI) и т.п.
Я терял самолет пару раз. Знаю много других случаев, когда новички в один из первых полетов тоже теряли (и находили с разным успехом). Не вздумайте снимать очки (если летаете в них, а не по монитору). Отлетев 200 метров от себя, сняв очки вы не сразу найдете в небе самолет (500 метров вообще не найдете), а когда найдете все равно не будете знать, что вам делать и куда поворачивать, так как самолет будет точкой. Будет очень жаль, если исследование придется превращать в миссию по спасению самолета. И вы не можете себе представить как сложно найти самолет, который где-то в 1-2 км от вас.
В общем, прежде чем переходить к какому-то практическому исследованию с помощью самолета придется потратить много времени и сил. А может и нервов с деньгами.
Но мне по прежнему не очень понятно какую значительную выгоду даст самолет с камерой. Если нужен план местности, посмотрите maps.google.com. Значительно лучшего разрещения плана местности с нашей стандартной аппаратурой вы не получите (где-то за $50 000-$200 000 можно купить UAV, с ним будет поинтересней). Скажем так, мне доводилось искать самолет (который значительно больше птиц, гнезд и имеет яркую, а не маскировочную расскраску) и это не такая простая задача. Даже яркий, метровый объект, иногда не сразу заметен, когда внизу разноцветная листва или трава. Если объект досягаем по земле, я бы исследовал его с земли. За 20 минут полетного времени, большинство из которого уйдет на всякие развороты, попытки подлететь поближе, в нужном направление и т.п. сделать удасться не много.
Мой совет таков: если заинтересовала FPV, это здорово, занимайтесь им пока как хобби, если все будет получатся, то можете попробовать и применить его в исследованиях. Но гарантировать какой-то положительный и ощутимиый резултат, не возможный без FPV, я бы не стал. Хотя я могу изменить свою точку зрения, если будут приведены хорошие доводы.
Пожалуй, я склонен согласиться со Старым Прагматиком. 😕
И дело тут не в каких-то особенных технических требованиях к собственно модели (бо на километр летается на любой стандартной аппаратуре, пенопласт нынче дешев, а телеметрию можно сделать “на коленке” за несколько сот рублей), а в характеристиках “полезной нагрузки”.
Все вышеперечисленные виды наблюдения требуют (насколько я это понимаю) хорошей оптики и записи картинок/роликов с высоким разрешением. Это, в свою очередь, означает применение профессиональной фото-видео техники, которая не только дорого стоит сама по себе и нефигово весит (что требует использования достаточно крупных моделей-носителей), но - главное - она вся, собака, нежная !
Это значит, что управлять моделью с такой аппаратурой придется учиться долго, тщательно и вдумчиво, а любой сбой аппаратуры или ошибка пилота “обойдется папаше Дорсету” в стоимость небольшого подержаного автомобиля…
- Если честно закладывать крэши в бюджет проекта, то боюсь, что РАН пошлет Вас с ним подальше. А если не закладывать, то предлагаю еще до начала оного придумать десять сравнительно правдоподобных объяснений причин утраты и невосстановимой порчи выделенной Вам техники, которые менеджеры проекта гарантированно “проглотят”. 😎
PS: Если же я ошибаюсь, и качества “среднестатистической” FPV-картинки Вам будет достаточно (примеры в товарных количествах лежат в соседних темах этого же раздела форума), то собираете ставший уже практически стандартом де-факто набор на базе Изистара (проконсультировавшись предварительно с аэродромными службами о возможности работы в тех или иных диапазонах) и - вперед, учиться летать !
Естественно не все перечисленные задачи будут данным образом решаться. Это скорее будет помощь в осуществлении некоторых задач.
Приведу несколько примеров:
- Была поставленна задача, происледовать озеро на предмет присутствия серой цапли. Говорили, что их там просто дофи… Пока мы добрались до данного озера, прошли примерно 9 км. Да ещё и вокруг озера 3-4 км. И нами не было встреченно ни одной цапли.
FPV сократил бы наше время и силы. Пролетели, ничего не увидели, да и пошли бы что нибудь др. исследовать. А если бы и были цапли, то собрали бы отличный видео материал для отчёта. - Исследование свалок, в принципе схожая ситуация… Ну и т.д. Много можно приводить примеров. Да и в дальнейших исследованиях пригодится (не авиа, если кому интересно, тут небольшой фотоотчётик по экспедиции).
Естественно я прекрасно понимаю, что для начала нужны тренеровки, тренеровки, и ещё раз тренеровки!!!
Фотки просто офигенные! Огромный респект.
Хорошая IR камера может быть более полезной, птицы могут быть выдны на ней лучше в определенные погодные условия (ведь птицы горячие довольно). Или купите израильский Каспер 250 😃
Хорошая IR камера может быть более полезной, птицы могут быть выдны на ней лучше в определенные погодные условия (ведь птицы горячие довольно). Или купите израильский Каспер 250 😃
А что такое каспер 250? Я в этом не разбираюсь 😦
А что такое каспер 250? Я в этом не разбираюсь 😦
Это шутка, если ваш бюджет не $100,000. Casper 250 это компактный военный UAV с возможностью контроля полета и камеры в реальном времени, похож внешне на Изистар. Эксплуатация сделана максимальо простой и надежной, очень хорошая видео и IR камера с фантастическим зумом и удержанием на объекте съемки.
www.youtube.com/watch?v=Z6ST_KkpMRg
Это шутка, если ваш бюджет не $100,000. Casper 250 это компактный военный UAV с возможностью контроля полета и камеры в реальном времени, похож внешне на Изистар. Эксплуатация сделана максимальо простой и надежной, очень хорошая видео и IR камера с фантастическим зумом и удержанием на объекте съемки.
www.youtube.com/watch?v=Z6ST_KkpMRg
Офигеть! О таком только мечтать можно!
Вот несколько сюжетов из фильма “Птицы”. Как Вы думаете, как снимали птиц в полёте?
Все очень просто
youtube.com/watch?v=tOMOio9mWrY&feature
Плюс хорошая тяжелая камера с механическими гироскопами для стабилизации…
А почему бы не использовать паралет? Это параплан с мотором. На видео выше - дельталет.
Паралет состоит из параплана (в собраном состоянии просто большой рюкзак) и мотора с креплением.
В собраном виде легко помещается в лековушку, приведение в полетное состояние за 20-30 минут
Для взлета достаточно небольшой поляны. Для посадки тоже.
По мимо пилота можно грузить любой аппаратурой
Вот несколько сюжетов из фильма “Птицы”. Как Вы думаете, как снимали птиц в полёте?
Думаю там всем чем можно снимали их,я просто восторге как всё снято и как красиво летают птицы…
- Была поставленна задача, происледовать озеро на предмет присутствия серой цапли. Говорили, что их там просто дофи… Пока мы добрались до данного озера, прошли примерно 9 км. Да ещё и вокруг озера 3-4 км. И нами не было встреченно ни одной цапли.
Вот у нас как раз и появились, так сказать, “обоснованные сомнения” в том, что с помощью тех камер, которые просто и дешево поднять в воздух, Вы сможете своих серых цапель увидеть (если только они не плавают специально в центре озера при полном штиле)…
А также в том, что Вам позволят (по бюджетным соображениям) поднимать в воздух те камеры, которыми оных цапель увидеть можно. 😉
В общем, еще раз внимательно просмотрите разнообразные FPV ролики (только ориентируйтесь именно на любительские, а не на промышленные и военные аппараты), и если посчитаете, что в таком качестве Вы будете способны разглядеть своих птиц, то “вперед, на мины”. Обкатанные конфигурации моделей и аппаратуры тут уже многажды обсуждались, так что начните с покупки Изи и полетов на нем (для начала безо всякого видео).
Если/когда у Вас возникнут более конкретные вопросы - мы поможем.
PS: А на Ямале - действительно красиво. 😃
Естественно мне не нужны всякие военные и супер пупер камеры. Я посмотрел много видео роликов, и пришёл к выводу - нужна простая камера, но какие из них лучше я не знаю.
Дык, “лучше” у каждого свое.
Вот я, например, летал с KT&C’шной S226. - Дешевая, мелкая, легкая. Но BLC у нее нет, а значит про попадании в кадр яркого неба вся земля “проваливалась” в черноту. Сейчас поменял ее на RCV922 (фиг знает, как ее зовут в оригинале). - Тоже недорого, тоже мелкая, матрица больше, есть BLC, правда жрет, как сволочь - 250mA. Теперь яркость не падает (точнее, падает, конечно, но в пределах разумного), зато цвета “плывут”…
Это лучше, или нет ?
Для собственно полетов, - да, однозначно лучше. Потому что фиг с ними, с цветами, зато видно куда летишь.
А вот разглядите ли Вы в фиолетово-зеленой гамме свою серую цаплю ? - Без натурного эксперимента никто на этот вопрос твердо не ответит.
Я поддерживаю мнение Artie 😃 ,мне тоже так кажеться у всех мнение своё ,а на деле оказываеться совсем другое,я люблю слушать всех но делать люблю по своему. 😃
Я считаю что нельзя так резко утверждать! Да трудности есть, но сегодня напоровшись на них завтра он решит их. Обычно камерой искать будет сложно, но крупных птиц вполне возможно. А если в последующем будущем на самолет установить тепловизор то и мелких воробьев можно легко увидеть. В конечном итоге пробами и ошибками можно получить очень хороший аппарат. Добиться желаемого результата можно и FPV для этого имеет огромный потенциал, а то что мы летаем не на том оборудовании которое не может засечь птичку, так это просто не для этого мы делали самики, а поставив тепловизор можно в легкую их видеть.
а поставив тепловизор можно в легкую их видеть.
Небольшая справка: самый фиговенький тепловизор (разрешение 160х120) www.thermal-eye.ru/oem/8
Начинает стОить от 7000$
И увидеть на нём воробья- весьма проблематично.
Голубя- в лучше случае.
Да и вообще, сам пост вызывает сомнения насчёт мотивации: очень похоже на очередного любителя ДПЛА, решившего на халяву, поспрашивав тут и там, срубить бабок 😃