Устройства для управления ЛА на больших расстояниях

KIR2142

Итак, сегодня поставил в параллель два акка (5A+2.25A) и таки твердо решил улететь на Скае ну очень далеко, на сколько хватит либо смелости, либо сигнала РУ (Futaba 7C + бустер 2W) либо видео (Bev 1.3/800 штырь 1/4 + патч Bevrc). Прошлый мой рекорд был 5300м и психологически готовился скорее 6-7км, не более. Мотор Турнига 3542 1000кв + проп APC 9x7.5, в результате помошнику пришлось на старте немного разбежаться, чтобы запулись модель, но сошла после сильного броска с руки без провала (общий вес 2.3кг), погода безветренная, на небе ни облачка. Преодолел отметку 6км, уже радует, лечу дальше. Высота 1км, ровно на 7км внезапно без предупреждения (плавного снижения уровня потерянных пакетов не было) жестокий FS, у меня такие бывают когда пролетаешь над какой-нибудь хренью типа вышки или типа того. Модель разворачивается и летит назад. Ага щаз, так я и сдался сразу. Выключаю аппу и бустер, кладу на землю, достаю из рюкзака маленький патчик с DX:

Прикручиваю (так как на картинке, это важно), включаю, разворачиваю Ская - лети дорогой дальше. Опять на 7км начинаются провалы RSSI, однако не такие смертельные, преодолеть их удалось и подлетая к 8км LOS с небольшим набором высоты уровень битых пакетов устаканился и крутился на отметке 80-100%. Съел 4A (чуть больше половины еды), думаю лететь дальше или не лететь. Видео вроде чистое. Да фигли тут думать - лететь! 9км пролечу так и быть назад. Долетаю до 9км, помошник говорит: “Вертайся уже!” Думаю 9км это как-то ни туда и ни сюда, 10км сделаю и точно назад, такой вот психологический барьер, да и на rcdesign в рекорды вроде записывают 😃 Ну а если что TK-102 на борту… Ну и что, долетел я до 10км. Чего я точно не ожидал, так это того, что видео вытянет. Мало того что я диполь ставить не стал, все летаю по привычке с куском медной жилы (правда настроенной точно по инструкции), так и патч не ахти какой, этакая несуразица от bevrc, однако на 10км видео только-только снежить начало, причем совершенно не критично. Видео на твердую 4.

RSSI шарохается от 100 до 60, лететь вроде можно. Ну да ладно, 10км - пора закругляться. Повернул ская, и моментальный FS в “нули”. Рулит автопилот. Ничего страшного но как то обидно. Я в очках, а помошник что-то химичит у моего пульта и, о чудо, тут же появляется сигнал! Оказывается он повернул патч антенну на бок (горизонтально) и сигнал возник. Я не знаю какая на моей антенне поляризация. Однако усы на модели сегодня поставил так: один ус идет продольно, вдоль модели назад, другой ус идет по корпусу сбоку сверху-вниз. Может модель когда ко мне развернулась, то стала тем усом, который лучше ловит в другой поляризации, а может так было бы изначально лучше - не знаю. Может специалисты подскажут. Однако связь тут же восстановилась. В любом случае 10км лететь назад мне было лень и я на высоте 1300м оставил автопилот. Пока летел решил сделать еще один эксперимент, попросил помошника открутить антенну Bevrc и прикрутить мой патч-самоделку по формулам IBCrazy. Расстояние было уже около 6км, смотрю в очки - картинка стала заметна хуже, с черными точками, где-то на 3-, но лететь можно. Снимаю очки и уже думаю просить поставить патч от BEV обратно, а смотрю, так он его наоборот поставил, экраном в сторону модели! Повернул как надо и идеальная картинка вроде стала еще более идеальной, однако все это субъективно, сравнивать патчи надо на более дальних дистанциях.
Самое интересное. Почти все 10км СКАЙВОЛКЕР (2.3кг) ПЛАНИРОВАЛ! На 10км удаления у меня было съедено 4700Mah, по прилету на базу 4800Mah и еще метров 200 высоты в запасе. Летал над лесистой местностью, на небе ни облачка, никаких термиков тут водиться не должно. Посадил Ская, расцеловал и пошел выпить пива за здравие, спрашивается нафига ставил вторую батарейку. И да, я не знаю, чтобы было если бы я прикрутил обычный штырь вместо патча после отметки 7,5 км назад (когда проскачил это чертово место в FS-ами)

ЗЫ. Лог полета владельцем игла внизу

12_06_2011Акулово10км.rar

baychi
KIR2142:

один ус идет продольно, вдоль модели назад, другой ус идет по корпусу сбоку сверху-вниз.

Первый ус вмотрит на передатчик торцом и в дальних полетах не работает практически никогда.

Во всем остальном - поздравляю!

KIR2142:

Почти все 10км СКАЙВОЛКЕР (2.3кг) ПЛАНИРОВАЛ!

А чего ему не планировать? Аэродинамическое качество около 8. Высота - лучший вид запаса энергии. 😃

scooter-practic

Я антенны поставил так:
Одна с одной стороны фюза вниз.
Другая с другой стороны вдоль крыла.

pashteton

тоже на эксперте 5км одолел на 0.5w
видео было 1.5w на штырях

baychi

А меня сегодня выше 2 км небо не пустило. Как войду в тучки - видео вырубается. Один раз вырубилось на удалении в 3.5 км, а врубилось на 5.8. И так трижды вырубалось более чем на 1 мин. Когда посадил Ская - скотч с крыльев лохмотьями свисал, а карбоновые прутки усиления из пенопласта повылазили - видимо V крыла несколько раз становился намного больше рассчетного. И еще на земле обнаружил, что раскрутился SMA разъем антеннки (Клевер), видимо от колбасни немераянной, поэтому и видео пропадало. После второго восстановления видео обнаружил потерю почти километра высоты, скорость 120 км/ч и сильно неадекватное поведение. Фишка стояла на ушах, хоть и была сразу выключена, но горизонт приходил в себя секунд 20. 😃
Видео смонтирую и выложу позже в другой ветке.

scooter-practic

Мы сегодня летали так видео вобще было чтото г полное.
Видимо с ЛИИ что то включили.
Самик они какой то гоняли на испытаниях.

baychi
webconnector:

1.2 или 2.4 ?

Видео - 1.2, РУ - 2.4. Судя по всему от болтанки раскрутился разъем на видеоантенне (на земле заметил), а там еще влажность и прочее.
Кстати, падение температуры - как по учебнику ровно на 12 градусов. 😃

scooter-practic

База. Пока так.

Что то помехи видиу сегодня не пустили далее 2км.
Ни одного пропадания пакетов на 2 км.

baychi
scooter-practic:

13062011636.jpg

У Вашего Ская крылья всего на 2-х резинках. Так и летаете?
Я в последнее время 6 шт ставлю. Сегодня на 4-х наверное не вернулся бы. 😃

KIR2142

В теме про Ская вопрос резинок проскакивал на последних страницах. Я себе с перчаток электромонтажных нарезал.

baychi

При полетах с бустером постоянно наблюдаю такую картину. В сельской местности провалы связи наблюдаются островками, обычно совпадающими с населенными пунктами. Например на дальности 5.5 км и высоте 700 м, вхожу в такую зону подавления и приблизительно 30 сек нахожусь на пределе FailSafe или изредка в него попадаю. Дальше лечу - опять все нормально. Так как Футаба использует всесь спектр диапазона 2.4 ГГц, получается что приемник глушится мощным сигналом внутри полосы пропускания (как например некоторые 433 МГц-вки заглушает рация и даже ГоПро). Попытался дома оценить устойчивасть приемника Futaba к таким помехам. Удалив передатчик в другю комнату, сняв с него антеннку и переведя в режим Range Check (0.1 мВт излучения), довожу приемник до границы потери пакетов - поднесение руки заставляет мигать индикатор потерь. Затем включаю 0.5 Вт видеопередатчик на 2.4 ГГц и начинаю его приближать к приемнику. Потери пакетов чувствуюся приблизительно с 2-х метров, а на расстоянии менее 0.5 м, приемник уходит в FS. Кстати, WiFi в ноуте дохнет сразу, хотя мощность базы раз 200 больше, а расстояние меньше.
Если же выйти и RangeCheck в 10 мВт штатный режим (без антенны), то заглушить приемник видеопередатчиком удается лишь с 15 см от антенн.
По прикидкам выходит следующее: мощность сигнала РУ в приемнике на границе FS - порядка -100-110 дБм, а мощность помехи на расстоянии 2 м порядка -30-40 дБм. То есть получается 60-80 дБ по динамическому диапазону и избирательности на неближних каналах у Футабы есть (по даташиту на приемопередатчик не хуже -36 дБ при разносе на 3 и более каналов).
Но тогда странным выглядит потеря связи при пролете над населенными пунктами на приличной высоте. Получается, что либо помеха от них широкополосная и заглучает сразу весь диапазон, либо мощность подавления - десятки Ватт, а не 100 мВт WiFi-ки.
Кто-нибудь может это прокомментировать?

KIR2142

Я полагаю, что сигнал 2.4 глушат не Wi-Fi точки в населенных пунктах (тем более антенки у домашних роутеров в 99% смотрят острием “вверх” и на километр вряд ли бьют), в мощные ретрансляторы GSM, коих где только не понатыкано. Пролетая рядом с одним таким я получал гарантированный 100% FS. Когда на высоте 1-1.5км летишь посмотреть вниз и понять что там под тобой очень сложно, но мне кажется это ОНИ.

ЗЫ. Выбирался в деревню недавно, вообще тьма-таракань, 30км от ближайшего населенного пункта, дыра дырой. Но зато вышки ОПСОСов через каждый километр почти как грибы во всех направлениях.

baychi
KIR2142:

мощные ретрансляторы GSM, коих где только не понатыкано

Мне трудно оценить устойчивость аппы 2.4 к мощным 900/1800 МГц сигналам, но мобильник в режиме разговора в упор к антеннам никакого влияние не оказывает, равно как и видеопередатчики на 1.2 и 5.8 ГГц.

Android1

Это могут быть и радиорелейки для связи между базовыми станциями. На мачте бывает антенн радиорелеек больше чем панельных антенн. Да и 3G хоть и чуть ниже по частоте но ведь неизвестно как влияет на Futabu. Мне кажется обе антеннки приёмника для дальних полётов есть смысл распологать вертикально. У меня есть одно место где менее чем в километре от меня FS у футабы а случайно пролетел в десяти метрах прямо над антенной (просто не видел её среди домов - иначе не стал бы рисковать) и ничего, никаких признаков fs.

baychi
Android1:

Мне кажется обе антеннки приёмника для дальних полётов есть смысл распологать вертикально.

Почему? Разве радиорелейки используют преимущественно горизонтальную поляризацию?

msv

Релейки имхо используют очень узконаправленные антенны. Не должны бы они вверх лупить… Да и сотовики от них уходят по возможности, дорого… Дешевле свою оптику бросить. Разве что совсем в глубинке…

Android1

По отношению к антенне пульта антенны приёмника будут параллельно а при пролете населённых пунктов к ним будут торцом.
У нас везде релейки. Быстро монтируются. Луч то у них узкий но, к примеру, свет фонарика. Луч узкий но по бокам всё равно светит хоть и слабее.